Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу все знать»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Хочу все знать» имеет естественно - научную направленность, предназначена для развития познавательных способностей несовершеннолетних, расширения знаний об окружающем мире, включения в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat.docx | 72.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Каневской социально реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
Принята на заседании педагогического совета | Утверждена приказом ГКУ СО КК | |
«25» августа 2023 г. протокол № 6 | «Каневской СРЦН» от «25» августа 2023г. № 140
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Хочу все знать»
Возраст обучающихся – 7-18лет
Срок реализации – 1 год
Объем программы – 52 часа
Составитель программы:
Коропова Ольга Алексеевна
должность: воспитатель
ст. Новоминская
2023
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Любознательность - одна из характерных и ярких черт детей, это проявление познавательного интереса. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа «Хочу все знать».
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте. Развитие несовершеннолетнего происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Такой подход поддерживает и развивает естественную любознательность детей. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то он вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке.
Программа «Хочу все знать» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в практической деятельности, умения самостоятельно организовать своё свободное время. Эколого - познавательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия участников программы, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Хочу все знать» имеет естественно - научную направленность, предназначена для развития познавательных способностей несовершеннолетних, расширения знаний об окружающем мире, включения в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года.
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Каневской СРЦН»;
Устав ГКУ СО КК «Каневской СРЦН».
Актуальность программы:
В современном мире дети много времени проводят за гаджетами, интересуясь только развлекательными видами досуга, играми и т.п. Многие не читают книг, энциклопедий. Существенно снижается их познавательная активность в области знаний об окружающей действительности. Отсюда узкий кругозор и недостаточное владение простыми, на первый взгляд, понятиями и терминами. Программа «Хочу все знать» призвана помочь расширить представление об окружающем мире, способствовать развитию экологической культуры.
Педагогическая целесообразность программы:
Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа формирует ценностное отношение к природе, к окружающей среде, она ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к творческой деятельности, приобретению навыков получения информации из различных источников.
Программа «Хочу все знать» рассчитана на любого воспитанника, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
Адресат программы: несовершеннолетние 7-18 лет.
Объем программы: общее количество – 52 часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут (1 академический час).
Форма занятий: групповая и индивидуальная.
- Цель и задачи программы
Цель программы:
формирование эколого - познавательной деятельности у несовершеннолетних.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать у воспитанников представление о разнообразии животного и растительного мира, тайнах звездного неба, праздниках и традициях, об истории простых вещей.
Развивающие:
развивать творческие и интеллектуальные способности;
расширять познавательный интерес.
Воспитательные:
воспитывать экологическую культуру через любовь и интерес к природе, познание окружающего мира.
Коррекционные:
расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Хочу все знать»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теорети- ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | «Загадки животного мира» | 23 | 11,5 | 11,5 |
2 | «Удивительный мир растений» | 8 | 4 | 4 |
3 | «Праздники и традиции» | 8 | 4 | 4 |
4 | «Тайны звездного неба» | 5 | 2,5 | 2,5 |
5 | «Истории простых вещей» | 8 | 4 | 4 |
ВСЕГО | 52 | 26 | 26 |
- Содержание программы
Раздел 1 «Загадки животного мира»
Занятие 1.1. Жили-были динозавры
Теоретическое занятие: рассказ «История существования динозавров на нашей планете», рассматривание энциклопедий «Динозавры», «Динозавры от появления до исчезновения». Видеоролик «Прогулки с динозаврами».
Практическое занятие: упражнение «Травоядные и хищники».
Занятие 1. 2. Жители полюсов. Почему пингвин не летает?
Теоретическое занятие: рассказ «Животные, обитающие на полюсах Земли». Видеоролик «Пингвины».
Практическое занятие: кроссворд «Арктика».
Занятие 1.3. Обитатели морского дна
Теоретическое занятие: рассказ «Особенности морских животных, интересные факты из жизни». Видеоролик «Морские обитатели».
Практическое занятие: викторина «Животный мир морей».
Занятие 1.4. Планета насекомых
Теоретическое занятие: рассказ «Интересные факты в мире насекомых». Видеоролик «Планета насекомых».
Практическое занятие: игра «Угадай насекомое».
Занятие 1.5. Все о насекомых
Теоретическое занятие: беседа «Насекомые вокруг нас, польза и вред».
Практическое занятие: творческая работа «Бабочки» (аппликация в технике мозаика).
Занятие 1.6. Кто такие птицы?
Теоретическое занятие: беседа «Что мы знаем о пернатых?». Видеоролик «Сила крыльев».
Практическое занятие: упражнение «Угадай по описанию».
Занятие 1.7. Интересные факты из жизни птиц
Теоретическое занятие: рассказ «Интересные факты о птичьем мире». Чтение статей из энциклопедий «500 удивительных фактов», «Птицы».
Практическое занятие: викторина «Птицы».
Занятие 1.8. Самые большие животные
Теоретическое занятие: беседа «10 самых больших животных, особенности их обитания». Видеоролик «Африканские слоны».
Практическое занятие: упражнение «Узнай животных по тени».
Занятие 1.9. Рептилии. Кто это?
Теоретическое занятие: беседа «Что мы знаем о рептилиях?». Чтение статей и рассказов о крокодилах, ящерицах и черепахах. Видеоролик «Живые драконы».
Практическое занятие: кроссворд «Пресмыкающиеся».
Занятие 1.10. Кто живет в пустыне?
Теоретическое занятие: рассказ «Животный мир пустыни». Видеоролик «Верблюды».
Практическое занятие: загадки «Животные пустыни».
Занятие 1.11. Знаете ли вы, что…
Теоретическое занятие: рассказ «Интересные факты из жизни животных».
Практическое занятие: викторина «Эти забавные животные».
Занятие 1.12. Подводный мир
Теоретическое занятие: рассказ «Особенности обитателей подводного мира». Видеоролик «Горбатый кит».
Практическое занятие: загадки «Обитатели морей».
Занятие 1.13. Наши предки – обезьяны
Теоретическое занятие: рассказ «Интересные факты из жизни обезьян». Видеоролик «Обезьяны».
Практическое занятие: интеллектуальная игра «Планета обезьян».
Занятие 1.14. Все о животных
Теоретическое занятие: чтение статей о животных в энциклопедиях «Атлас животных для школьников», «Животные».
Практическое занятие: отгадывание загадок, кроссвордов о животных.
Занятие 1.15. Домашние любимцы
Теоретическое занятие: рассказ «Разнообразие домашних животных, уход за ними». Рассматривание журналов «Замечательные звери», чтение статей.
Практическое занятие: ребусы «Домашние питомцы».
Занятие 1.16. Бегемоты. Интересные факты о животных
Теоретическое занятие: рассказ «Бегемоты, их особенности». Видеоролик «Бегемоты».
Практическое занятие: игра «Доскажи словечко».
Занятие 1.17. Жители Крайнего Севера
Теоретическое занятие: рассказ «Разнообразие животного мира Крайнего Севера, особенности их приспособления к среде обитания». Видеоролик «Белые медведи».
Практическое занятие: упражнение «Угадай по описанию».
Занятие 1.18. Спят ли рыбы?
Теоретическое занятие: рассказ «Многообразие рыбьего мира, особенности этих животных». Видеоролик «Жизнь под водой».
Практическое занятие: конкурс рисунков «Подводное царство»
Занятие 1.19. Самые быстрые животные
Теоретическое занятие: рассказ «10 самых быстрых животных нашей планеты». Видеоролик «Гепарды».
Практическое занятие: викторина «Животные рекордсмены».
Занятие 1.20. Самые крупные птицы. Страусы
Теоретическое занятие: рассказ «Самые большие птицы планеты, интересных факты из жизни птиц». Видеоролик «Страусы».
Практическое занятие: упражнение «Продолжи предложение».
Занятие 1.21. Хищные животные. Тигры
Теоретическое занятие: беседа «Разнообразие хищников на планете». Видеоролик «Тигры».
Практическое занятие: викторина «Полосатый кот».
Занятие 1.22. Самые высокие животные
Теоретическое занятие: рассказ «Жирафы, их особенности». Видеоролик «Жирафы».
Практическое занятие: конкурс рисунков «Животные Африки».
Занятие 1.23. Знатоки животного мира - итоговое занятие
Теоретическое занятие: беседа «Что нового мы узнали о животном мире».
Практическое занятие: Викторина «Кто я?». Анкета «Что мы знаем о животных».
Раздел 2 «Удивительный мир растений»
Занятие 2.1. Витамины с огорода
Теоретическое занятие: рассказ «Польза овощей и фруктов».
Практическое занятие: викторина «На грядке».
Занятие 2.2. Витамины на нашем столе
Теоретическое занятие: презентация «Витамины».
Практическое занятие: творческая мастерская «Витамины круглый год» (изготовление овощей и фруктов в технике папье – маше).
Занятие 2.3. Все о лекарственных растениях
Теоретическое занятие: презентация «Разнообразие лекарственных растений».
Практическое занятие: кроссворд «Растения помощники».
Занятие 2.4. Интересные факты из жизни растений
Теоретическое занятие: рассказ «Интересные факты о растительном мире». Видеоролик «Удивительные растения».
Практическое занятие: упражнение «Угадай по описанию».
Занятие 2.5. Опасные растения
Теоретическое занятие: рассказ «10 самых опасных растений на планете». Презентация «Ядовитые растения планеты».
Практическое занятие: упражнение «Продолжи предложение».
Занятие 2.6. О пользе комнатных растений
Теоретическое занятие: рассказ «Разнообразие комнатных растений, их польза для человека».
Практическое занятие: кроссворд «Комнатные растения».
Занятие 2.7. Уход за комнатными растениями
Теоретическое занятие: беседа «Правила ухода за растениями в доме». Просмотр видеоролика «Уход за растениями».
Практическое занятие: упражнение «Красота вокруг нас».
Занятие 2.8. Растительный мир нашей планеты - итоговое занятие.
Теоретическое занятие: экологическая беседа «Берегите цветы».
Практическое занятие: викторина «В царстве растений». Анкета «Растения».
Раздел 3 «Праздники и традиции»
Занятие 3.1. Традиции разных народов
Теоретическое занятие: беседа «Основные традиции народов, населяющих нашу планету». Презентация «Русские традиции».
Практическое занятие: игра «Когда это бывает».
Занятие 3.2. Как украшали елку в старину?
Теоретическое занятие: рассказ «Традиция украшения ёлки и история празднования Нового года».
Практическое занятие: конкурс рисунков «Праздничная елка».
Занятие 3.3. Украшения для елки
Теоретическое занятие: презентация «Елочные украшения».
Практическое занятие: творческая мастерская «Украшения для елки» (изготовление елочных игрушек).
Занятие 3.4. Подарки и сувениры
Теоретическое занятие: беседа «Как правильно дарить подарки». Рассказ «Русские сувениры, сувениры других народов».
Практическое занятие: упражнение «Подарок».
Занятие 3.5. Пасха
Теоретическое занятие: беседа «История возникновения праздника Пасхи».
Практическое занятие: конкурс рисунков «Пасхальная радость».
Занятие 3.6. Масленица
Теоретическое занятие: рассказ «История возникновения Масленицы».
Практическое занятие: изготовление кукол для Масленицы.
Занятие 3.7. Русский сувенир
Теоретическое занятие: просмотр презентации «Матрешка – символ России».
Практическое занятие: конкурс рисунков «Русская матрешка».
Занятие 3.8. Праздники, традиции, подарки - итоговое занятие.
Теоретическое занятие: беседа «Главные праздники».
Практическое занятие: викторина «Русские традиции». Анкета «Народные праздники».
Раздел 4 «Тайны звездного неба»
Занятие 4.1. Планеты Вселенной
Теоретическое занятие: рассказ «Планеты Солнечной системы».
Практическое занятие: творческая работа «Наша Вселенная» (изготовление коллажа).
Занятие 4.2. Тайны звездного неба
Теоретическое занятие: беседа «Легенды и мифы древних греков», видеоролик «Открытия в космическом пространстве».
Практическое занятие: кроссворд «Звездное небо».
Занятие 4.3. Звезды и созвездия
Теоретическое занятие: рассказ «О звездах и созвездиях». Презентация «Учим созвездия с детьми».
Практическое занятие: конкурс рисунков «Мое созвездие на звездном небе».
Занятие 4.4. Интересное из космоса
Теоретическое занятие: беседа «Что мы знаем о космосе». Практическое занятие: загадки о космических телах.
Занятие 4.5. Солнечная Система - итоговое занятие.
Теоретическое занятие: беседа «Путешествие по Солнечной Системе».
Практическое занятие: Анкета «Звездное небо».
Раздел 5 «Истории простых вещей»
Занятие 5.1. Кто изобрел бумагу?
Теоретическое занятие: рассказ «История появления бумаги и техники «Оригами».
Практическое занятие: изготовление поделки «Лягушка» в технике оригами.
Занятие 5.2. Как появилось мыло?
Теоретическое занятие: беседа «Чем стирали наши предки?».
Практическое занятие: рисование мыльными пузырями «Веселые фантазии».
Занятие 5.3. Откуда пришла тарелка? Все о столовых приборах
Теоретическое занятие: презентация «История возникновения столовых приборов». Беседа на тему «Этикет в наши дни».
Практическое занятие: игра «Угощаем гостей».
Занятие 5.4. Кое-что из истории конфет
Теоретическое занятие: рассказ «Где и когда появились конфеты».
Практическое занятие: игровая программа «Ни дня без сладости».
Занятие 5.5. Кто придумал мяч? Спортивные игры
Теоретическое занятие: рассказ «Мячи у разных народов». Беседа о спортивных играх.
Практическое занятие: викторина «Спортивные игры с мячом».
Занятие 5.6. Первые рисунки. История шариковой ручки
Теоретическое занятие: видеоролик «Наскальная живопись, первые рисунки наших предков». Рассказ «Изобретения пишущих принадлежностей».
Практическое занятие: конкурс рисунков «Разноцветный мир».
Занятие 5.7. Кто изобрел расческу для волос?
Теоретическое занятие: рассказ «Истории возникновения первых гребней».
Практическое занятие: конкурсная программа «Лучший парикмахер».
Занятие 5.8. Интересное о простом - итоговое занятие.
Теоретическое занятие: беседа «Интересные факты о простых вещах».
Практическое занятие: Игра - викторина «Что? Где? Когда?».
Тест - опрос «Из истории простых вещей».
1.5 Планируемые результаты
Воспитанники будут знать:
разнообразие животного и растительного мира, тайны звездного неба,
праздники и традиции, истории простых вещей.
Несовершеннолетние будут уметь:
проявлять творческие и интеллектуальные способности, познавательный интерес.
Воспитанники будут владеть:
экологической культурой;
опытом общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Хочу все знать»
№ п/п | Дата проведения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Раздел 1 Загадки животного мира | 23 | 11,5 | 11,5 | ||
1. | Занятие 1.1. Жили – были динозавры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Занятие 1.2. Жители полюсов. Почему пингвин не летает? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Занятие 1.3. Обитатели морского дна | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Занятие 1.4. Планета насекомых | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Занятие 1.5. Все о насекомых | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Занятие 1.6. Кто такие птицы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Занятие 1.7. Интересные факты из жизни птиц | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Занятие 1.8. Самые большие животные | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9. | Занятие 1.9. Рептилии. Кто это? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Занятие 1.10. Кто живет в пустыне? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11. | Занятие 1.11. Знаете ли вы, что… | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12. | Занятие 1.12. Подводный мир | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13. | Занятие 1.13. Наши предки - обезьяны | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14. | Занятие 1.14. Все о животных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15. | Занятие 1.15. Домашние любимцы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16. | Занятие 1.16. Бегемоты. Интересные факты о животных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17. | Занятие 1.17. Жители Крайнего Севера | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18. | Занятие 1.18. Спят ли рыбы? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19. | Занятие 1.19. Самые быстрые животные | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20. | Занятие 1.20. Самые крупные птицы. Страусы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21. | Занятие 1.21. Хищные животные. Тигры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22. | Занятие 1.22. Самые высокие животные | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23. | Занятие 1.23. Знатоки животного мира - итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 2 Удивительный мир растений | 8 | 4 | 4 | ||
24. | Занятие 2.1. Витамины с огорода | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25. | Занятие 2.2. Витамины на нашем столе | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26. | Занятие 2.3. Все о лекарственных растениях | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27. | Занятие 2.4. Интересные факты из жизни растений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28. | Занятие 2.5. Опасные растения | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29. | Занятие 2.6. О пользе комнатных растений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30. | Занятие 2.7. Уход за комнатными растениями | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31. | Занятие 2.8. Растительный мир нашей планеты - итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 3 «Праздники и традиции» | 8 | 4 | 4 | ||
32. | Занятие 3.1. Традиции разных народов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33. | Занятие 3.2. Как украшали елку в старину? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34. | Занятие 3.3. Украшения для елки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35. | Занятие 3.4. Подарки и сувениры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36. | Занятие 3.5. Пасха | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | Занятие 3.6. Масленица | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38. | Занятие 3.7. Русский сувенир | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39. | Занятие 3.8. Праздники, традиции, подарки - итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 4 «Тайны звездного неба» | 5 | 2,5 | 2,5 | ||
40. | Занятие 4.1. Планеты Вселенной | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41. | Занятие 4.2. Тайны звездного неба | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42. | Занятие 4.3. Звезды и созвездия | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43. | Занятие 4.4. Интересное из космоса | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44. | Занятие 4.5. Солнечная Система - итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 5 «Истории простых вещей» | 8 | 4 | 4 | ||
45. | Занятие 5.1. Кто изобрел бумагу? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46. | Занятие 5.2. Как появилось мыло? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47. | Занятие 5.3. Откуда пришла тарелка? Все о столовых приборах | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48. | Занятие 5.4. Кое-что из истории конфет | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49. | Занятие 5.5. Кто придумал мяч? Спортивные игры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50. | Занятие 5.6. Первые рисунки. История шариковой ручки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
51. | Занятие 5.7. Кто изобрел расческу для волос? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
52. | Занятие 5.8. Интересное о простом - итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 52 | 26 | 26 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
кабинет для занятий с несовершеннолетними, отвечающий современным санитарно – гигиеническим нормам;
детская и специальная литература необходимой тематики;
мультимедийное оборудование;
фотоаппарат;
музыкальный центр;
дидактические и наглядные пособия;
видеоролики;
презентации.
- Формы контроля (аттестации) планируемых результатов
Программа «Хочу все знать» предусматривает текущий вид контроля. Результативность образовательной деятельности определяется способностью воспитанников расширить круг знаний. Итоговый контроль в конце срока реализации каждого раздела.
Педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий;
краткое подведение итогов каждого занятия;
опрос;
викторина;
педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости;
выставка детских работ;
участие воспитанников в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровней;
фотоотчеты, презентации;
фиксирование о достигнутых результатах и знаниях в бланках «Участие несовершеннолетних в занятиях по дополнительным образовательным общеразвивающим программам».
- Оценочные материалы
Первичная диагностика:
Приложение 1.
Анкета «Все обо всем».
Диагностика результативности прохождения программы:
Приложение 2. Раздел «Загадки животного мира»
Анкета «Что мы знаем о животных».
Приложение 3. Раздел «Удивительный мир растений»
Анкета «Растения».
Приложение 4. Раздел «Праздники и традиции»
Анкета «Народные праздники».
Приложение 5. Раздел «Тайны звездного неба»
Анкета «Звездное небо».
Приложение 6. Раздел «Истории простых вещей»
Тест - опрос «Из истории простых вещей».
Приложение 7. Диагностика усвоения программы.
2.5. Методическое обеспечение программы
Методические материалы
Реализация программы основывается на следующих принципах:
принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;
принцип единства коррекционных и развивающих задач;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;
принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;
принцип доступности и последовательности предполагает построение воспитательного процесса от простого к сложному;
принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.
Методы работы:
словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);
творческий (элементы изотерапии, музыкотерпии);
игровой (игры, конкурсы).
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Педагогические технологии используемые при реализации программы
№ п/п | Название | Цель | Механизм | Результат применения |
1. | Технология развивающе го обучения | Развитие личности и ее способностей | Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности обучающихся, при которой они сами «додумываются до решения проблемы» | Развиваются мыслительные способности, активизируется самостоятельная деятельность, происходит творческое овладение предложенным материалом |
2. | Личностно-ориентиро- ванная технология | Максимальное развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности | Выработка индивидуального пути развития каждого обучающегося через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения | Саморазвитие личности каждого обучающихся, исходя из его индивидуальных особенностей |
3. | Здоровьесбе регающая технология | Формирование, укрепление и сохранение социального, физического, здоровья | Создание совокупности организационных, обучающих условий | Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления |
4. | Игровая технология | Создание оптимальных, соответствующих возрасту условий усвоения, обучающихся информации, знаний, получения опыта | Включение обучающихся в процесс игровой деятельности | Повышается мотивационный уровень обучающихся, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника |
5. | Технология дифференци рованного обучения | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей обучающихся | Подбор методов индивидуального обучения | Обучающиеся усваивают программный материал на различных уровнях, в соответствии с их способностями, возможностями и возрастом |
6. | Арт-терапевтическая технология | Гармоничное развитие обучающихся, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства | Воздействие различных средств искусства на психику обучающихся. | Осуществление коррекции нарушений психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии |
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется педагогами, имеющими:
педагогическое образование, образовательный ценз которых подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования или квалификации,
профессиональную переподготовку по теме: «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых», 2020 год,
курсы повышения квалификации «Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых: актуальные технологии», 2023 год.
Раздел 3. Список используемой литературы
Основная
1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учебное пособие. Москва: Просвещение, 2015г.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. Москва: Владос, 2021г.
3. Башаева Т.В. Лучшие развивающие задания и игры Для младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. – Москва: ИЛ, 2018г.
4. Елкина Н.В, Мариничева О.В. учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Актау, 2016г Башаева Т.В. Лучшие развивающие задания и игры Для младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. – Москва: ИЛ, 2018г.
5. Крушельницкая О.И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. Москва: Сфера, 2016г.
Дополнительная
6. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2017г.
7. Большая энциклопедия животного мира. Москва: РОСМЕН – ПРЕСС, 2015г.
8. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов - на - Дону, 2019г.
9. Хацкевич Ю. Занимательная зоология. Минск: Харвест, 2016г.
Интернет источники
1. «ВВС. Живая природа» // Электронный ресурс/ -https://zvideox.ru/result/ввс-документальные-фильмы-живая-природа
2. «Ребятам о зверятах» // Электронный ресурс/ - https://show-serials.ru/514-bbc-rebjatam-o-zverjatah-serial-2006.html
3. Международный образовательный портал // Электронный ресурс/ – www.maam.ru/
4. Наука/Педагогика – библиотека научных работ// Электронный ресурс/ – http://nauka pedagogika.com
5. Свободная энциклопедия «Википедия» // Электронный ресурс/ – http://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Первичная диагностика
Анкета «Все обо всем»
- Самые крупные животные планеты – это…
- Самые быстрые животные планеты – это…
- Животные морей и океанов – это…. Их особенности- …
- Перечисли птиц, которых ты знаешь, их особенности
- Рептилии – это… Их особенности - …
- Перечисли насекомых, их особенности - …
- Лекарственные растения – это…
- Перечислите знакомые комнатные растения.
- Русские сувениры – это…
- Перечислите народные праздники России.
- Солнечная Система – это…
Приложение 2
Раздел «Загадки животного мира»
Анкета «Что мы знаем о животных»
1. Какой раздел науки изучает животных?
А) ихтиология;
Б) энтомология;
В) биология;
Г) зоология.
2. Когда отмечается Всемирный день защиты животных?
А) 30 ноября;
Б) 10 декабря;
В) 4 октября;
Г) 16 августа.
3. Какое еще одно название получил Международный день домашних животных?
А) День собак;
Б) День кошек;
В) День питомца;
Г) День кролика.
4. В каком году в Москве был открыт памятник бездомной собаке на станции метро «Менделеевская»?
А) в 2010 году;
Б) в 2015 году;
В) в 2005 году;
Г) в 2007 году.
5. У какого животного на 18 костей больше, чем у человека?
А) у лошади;
Б) у медведя;
В) у льва;
Г) у антилопы.
6. Какие животные считались в древнем Египте главными вредителями полей?
А) шакалы;
Б) антилопы;
В) гиппопотамы;
Г) крокодилы.
7. Какое животное во время Первой мировой войны получило медаль и воинское звание капрал?
А) обезьяна;
Б) лошадь;
В) собака;
Г) кошка.
8. Какое животное считается самым быстрым в мире, бегая со скоростью до 120 км/ч?
А) тигр;
Б) гепард;
В) пантера;
Г) верблюд.
9. С какой скоростью бегает полярный медведь?
А) 60 км/ч;
Б) 10 км/ч;
В) 40 км/ч;
Г) 15 км/ч.
10. У какого животного не только полосатый мех, но и полосатая кожа?
А) у тигра;
Б) у зебры;
В) у енота;
Г) у белки.
11. У какого животного самое высокое кровяное давление?
А) у зебры;
Б) у обезьяны;
В) у кошки;
Г) у жирафа.
12. Какое животное является самым крупным в мире?
А) слон;
Б) синий кит;
В) бегемот;
Г) носорог.
13. Какое животное узнает себя в зеркале?
А) лев;
Б) кошка;
В) шимпанзе;
Г) опоссум.
14. Какое животное может обходиться без воды дольше всех?
А) крыса;
Б) панда;
В) верблюд;
Г) скунс.
15. Сколько нужно времени, чтобы сварить вкрутую яйцо страуса?
А) 30 минут;
Б) 15 минут;
В) 1 час;
Г) 40 минут.
16. Для чего крокодилы глотают камни?
А) с голоду;
Б) чтобы глубже нырнуть;
В) чтобы почистить зубы;
Г) от злости.
17. Какие животные настолько любят воду, что даже рождаются прямо в воде?
А) ондатры;
Б) крокодилы;
В) еноты;
Г) бегемоты.
18. Какое животное в случае опасности или ранения прикидывается мертвым?
А) опоссум;
Б) обезьяна;
В) гиена;
Г) медведь.
19. Какое животное считается самым древним, живущее и в наши дни?
А) ехидна;
Б) утконос;
В) кошка;
Г) крокодил.
20. Какое животное может стоять на голове, как и человек?
А) еж;
Б) слон;
В) обезьяна;
Г) медведь.
Приложение 3
Раздел «Удивительный мир растений»
Анкета «Растения».
1. В каких водоемах можно встретить самые крупные водоросли:
а) океан +
б) озеро
в) болото
2. У этого растения цветы расположены группами — соцветиями:
а) ромашка
б) сирень +
в) мак
3. На что похожи листья папоротника:
а) волосы
б) копье
в) перо +
4. Это растение используют в текстильной промышленности:
а) лен +
б) костяника
в) морошка
5. К каким растениям относится можжевельник:
а) водоросли
б) цветковые
в) хвойные +
6. Это растение используют в текстильной промышленности:
а) ромашка
б) хлопчатник +
в) ландыш
7. В каких местах предпочитают расти папоротники:
а) хорошо освещенные
б) с холодным климатом
в) влажные +
8. Какое растение относится к кустарникам:
а) малина +
б) репейник
в) клен
9. Какие растения наиболее широко распространены на планете:
а) папоротники
б) хвойные
в) цветковые +
10. Отметьте растение, которое не является ядовитым:
а) вороний глаз
б) морошка +
в) белена
11. Какое главное отличие хвойных растений:
а) хвоя в форме иголок +
б) крупные размеры
в) мощная корневая система
12. Отметьте растение, которое является ядовитым:
а) морошка
б) ландыш +
в) оба варианта верны
13. Какой частью водоросли поглощают питательные вещества:
а) всем телом +
б) стебель
в) корень
14. Слово, которое называет хвойное растение:
а) клевер
б) морская капуста
в) можжевельник +
15. Как размножаются папоротники:
а) спорами +
б) частью самих себя
в) семенами
16. Слово, которое называет хвойное растение:
а) ряска
б) пихта +
в) кувшинка
17. С чем часто сравнивают мхи:
а) камень
б) глина
в) губка +
18. Слово, которое называет хвойное растение:
а) морошка
б) кедр +
в) брусника
19. Как называются простейшие представители растительного мира:
а) хвойные растения
б) папоротники
в) водоросли +
20. Наука о растениях называется:
а) экологией
б) биологией
в) ботаникой +
Приложение 4
Раздел «Праздники и традиции»
Анкета «Народные праздники»
Распределите праздники по временам года.
Рождество;
Масленица;
Сретение;
Святки.
Весна:
Сороки;
Благовещение;
Пасха;
Вербное воскресение.
Троица;
Иван-Купала.
Покров;
Кузьминки;
В какой праздник зимой окунаются в прорубь не только «моржи»?
Святки;
Крещение;
Иван-Купала;
Вознесение.
Какой день Масленицы называют «прощенным»?
Понедельник;
Воскресенье;
Среда;
Суббота.
Праздник Кузьминки называют так…
По фамилии знаменитости;
По названию местности;
По кличке животного;
В честь святых Кузьмы и Демьяна.
Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?
Береза;
Ива;
Верба;
Яблоня.
В ночь под этот праздник просыпается вся нечисть.
Святки;
Благовещение;
Масленица;
Покров.
Приложение 5
Раздел «Тайны звездного неба»
Анкета «Звездное небо»
1. Сколько планет в солнечной системе:
а) 8 +
б) 9
в) 10
2. Самая яркая планета Солнечной системы:
а) Венера +
б) Марс
в) Уран
3. Какая планета имеет самую большую массу:
а) Нептун
б) Юпитер +
в) Сатурн
4. У какой планеты Солнечной системы нет кольца:
а) Уран
б) Юпитер
в) Марс +
5. Какой по счёту планетой по мере удаления от солнца является Земля:
а) второй
б) третьей +
в) четвертой
6. Земля вращается вокруг Солнца за:
а) сутки
б) год +
в) неделя
7. У этой планеты есть кольцо:
а) Меркурий
б) Сатурн +
в) Марс
8. Какая планета относится к земной группе:
а) Сатурн
б) Юпитер
в) Венера +
9. Самой большой планетой земной группы, является:
а) Марс
б) Земля +
в) Венера
10. Планета, названная в честь римской богини любви и красоты:
а) Земля
б) Юпитер
в) Венера +
11. Какая из планет была названа в честь древнеримского бога, соответствующего древнегреческому Аресу:
а) Марс +
б) Плутон
в) Юпитер
12. Какая из планет нашей Солнечной системы является самой близкой к Солнцу:
а) Венера
б) Меркурий +
в) Юпитер
13. Какая из планет не является газовым гигантом:
а) Юпитер
б) Уран
в) Марс +
14. Какая из планет голубого цвета:
а) Плутон
б) Нептун +
в) Венера
15. Планета красного цвета:
а) Марс +
б) Меркурий
в) Сатурн
Приложение 6
Раздел «Истории простых вещей»
Тест - опрос «Из истории простых вещей»
- Что такое оригами?
2. Откуда к нам пришло искусство оригами?
3.Когда впервые появилось мыло?
4.Из каких компонентов изготавливали первое мыло на Руси?
5.К столовым приборам относятся…(перечислите)
6.При сервировке стола куда ложку кладут?
7. При полной сервировке стола к обеду куда кладут вилку:
8.Раньше появилась в обиходе ложка или вилка?
9.Из чего изготавливались первые конфеты?
10.Какого из перечисленных видов шоколада не бывает: горький, молочный, бобовый, полугорький.
11. В каком российском городе существует Музей истории шоколада и какао?
12.Какими были первые мячи? Из какого материала их делали?
13. Перечислите спортивные игры с мячом.
14.Как человек начал рисовать?
15.Как появились первые рисунки?
Приложение 7
Диагностика результативности прохождения программы
«Хочу все знать».
№ | Фамилия, имя ребен-ка | Знание животного мира | Знание растительного мира | Знание праздни-ков и их традиций | Знание Солнеч-ной системе | Знание о простых вещах и их происхождении |
НИЗКИЙ А – называет не более 3 объектов по теме, не может о них рассказать развернуто.
СРЕДНИЙ Б – называет 5 объектов по теме, рассказывает о них некоторые факты.
ВЫСОКИЙ В – называет более 5 объектов по теме, дает им развернутую характеристику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Хочу читать»
Данная программа предполагает обеспечение у детей 4-5 лет готовности к обучению чтению и подготовку к обучению грамоте....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу все знать»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста «Хочу всё знать» разработана с учёто...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"
Цель программы: развитие познавательных процессов у детей через опытно-экспериментальную деятельность....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу все знать»
Программа дополнительного образования художественной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Хочу всё знать!»
Программа "Хочу всё знать!"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу все знать»
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Хочу все знать» имеет естественно - научную направленность, предназначена для развития познавательных способностей несовершен...