Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Хочу всё знать!»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Кравченко Наталья Яронимовна

Программа "Хочу всё знать!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hochu_vsyo_znat_.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»  «ДЕТСКИЙ САД №2 «ВЕТЕРОК»

       

СОГЛАСОВАНО                                            

на Педагогическом совете

 «31» августа 2024г.

    Протокол № 1                                                                  

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

 МО «Янтарный городской округ»

«Д/ с № 2 «Ветерок»

                                  ___________   Н.В. Милосердова        

приказ № 01-ОД/07  от   «31» августа 2024г.

                                                                       

                                                                                                                                               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Хочу всё знать!» 

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 9 месяцев - 36 часов

                                        

                                                                                                                                                                     

Разработчик:

Кравченко Наталья Яронимовна,

воспитатель                                                

                                             

                                                                     

                                                           

пгт. Янтарный

   2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа                                

В основе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хочу всё знать!» лежит знакомство с окружающим миром, главной задачей которого является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представлений о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.

В ходе освоения программы, знакомясь с явлениями окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, ребенок приобретает не только богатый чувственный опыт, но и овладевает приемами опытно-исследовательской деятельности: развивает умения видеть проблемы, задавать вопросы,  давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, классифицировать, анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Ведущей идеей программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для обогащения знаний детей об окружающем мире при помощи различных форм деятельности. В их число входят наблюдение, слушание, обсуждение, конструирование, решение поисковых задач, творческая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, но ведущей является экспериментирование, как наиболее важный и информативный вид поисково-исследовательской активности и способ развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Ключевые понятия:

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов).

Наука – это организованное и последовательное исследование, включающее в себя наблюдение, сбор научных фактов, эксперименты, проверку результатов и объяснение природных и созданных человеком явлений. Это область, которая дает нам возможность лучше понять окружающий мир и создавать хорошие вещи во благо человеку и всем живым существам.

Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.

Исследование (буквально “следование изнутри”) в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Наиболее часто при организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста применяются наблюдение, опыты и эксперименты.

Наблюдение - метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Опыт – это метод исследования, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, получить новое знание.

Эксперимент – универсальный способ познания окружающего мира.

Опыт является составной частью эксперимента, одним из способов проверки гипотез.

Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постанова проблемы – выдвижение гипотезы – поиск способа проверки гипотезы (как правило, это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения) – действия по проверке гипотезы – выводы (гипотеза подтверждается или опровергается).

Направленность программы

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу всё знать!» (далее - Программа) имеет естественнонаучную направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы ознакомительный.

Актуальность программы

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.

Практическая значимость образовательной программы

Обучающиеся овладеют приемами опытно-исследовательской деятельности и навыками экспериментальных действий, методами самостоятельного добывания знаний в разных видах деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности активизируются мыслительные процессы, повысится уровень познавательных способностей и качество умственной деятельности (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариантности в ее решении).

Необходимость представления словесного отчета о результатах эксперимента, опыта позволит детям обогатить словарь и развить речь, приобрести уверенность в собственных силах.

В результате работы в команде обучающиеся овладеют необходимыми коммуникативными навыками: ставить общую цель и добиваться результата общими усилиями, умение слышать собеседника и отстаивать собственную точку зрения, помогать друг другу в затруднительных ситуациях.

Принципы отбора содержания образовательной программы

При разработке программы учитывались следующие принципы:

  • принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  • принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
  • принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности обучающихся.
  • принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
  • принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.

Отличительные особенности   программы

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Цель программы - формирование у ребенка целостной естественнонаучной картины мира с опорой на личный опыт и его исследовательскую деятельность.

         Задачи   программы

Обучающие:

Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные  представления у детей о физических свойствах окружающего мира, познакомить с различными свойствами веществ и предметов.

Расширить знания о строении и жизнедеятельности человека.

Уточнить и углубить знания о растениях, природных явлениях.

Формировать умение делать выводы.

Развивающие:

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия.

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5 – 6 лет, посещающих МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок».

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей для обучения по программе – свободный, осуществляется из состава детей МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок». Программа предусматривает групповые, индивидуальные формы работы с детьми. Состав группы не более 15 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы

требуется 36 часов.

Основные методы обучения

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

  • проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
  • объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
  • репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
  • словесный - рассказ, объяснение, беседа (для формирования сознания);
  • стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Формы занятий – проектная деятельность, эксперименты, опыты, рассматривание, наблюдение, беседа, викторина, дидактическая игра, образовательное событие, игра-путешествие

Каждое занятия включает в себя как теоретическую, так и практическую часть.

Планируемые результаты

Личностные:

Результатом занятий будет высокая мотивация к познанию и научно-техническому творчеству, приобщение детей к новым видам познавательной деятельности, приобретение собственного познавательного опыта и опыта выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Результат очевиден, если в ходе опытно-экспериментальной деятельности ребенок настойчив   в достижении цели, стремится к получению качественного законченного результата, а также сформированы навыки работы в команде.

Метапредметные:

Сформированные в ходе обучения познавательные навыки, любознательность и познавательная мотивация; воображение и творческая активность; полученный опыт ориентировки в окружающем мире, моделирующих и преобразующих действий в ходе познавательно-исследовательской деятельности дают возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог.

Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно изучать предмет и оперировать с информацией, самостоятельно применять знания на практике, самостоятельно расширять и изменять собственный познавательный интеллект, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.

Образовательные:

         У детей будут сформированы представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; овладеют приемами опытно-исследовательской деятельности; будут способны анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Механизм оценивания образовательных результатов

Уровень теоретических знаний.

1. Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

2. Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

3. Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Уровень практических навыков и умений.

1. Низкий уровень. Требуется контроль педагога за практическими заданиями. Требуются постоянные пояснения педагога.

2. Средний уровень. Может работать при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.

3. Высокий уровень. Четко и самостоятельно выполняет практические задания.

Формы подведения итогов реализации программы

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хочу всё знать!» применяются:

  • входной контроль: беседа, опрос;
  • текущий контроль: осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических (творческих) работ.

Для отслеживания результативности предполагается использование следующих методов: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов опросов, выполнения детьми заданий, участия в викторинах, соревнованиях, конкурсах, решения задач поискового характера, активности детей на занятиях.

- промежуточный контроль: осуществляется через выставки, конкурсы.

- итоговый контроль: осуществляется в конце учебного года. Форма:

итоговая викторина, творческое занятие по темам всего учебного года.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально – психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников);
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • формирование у дошкольников коммуникативных навыков.  

Материально-технические условия (обеспечение):

− помещение для занятий, соответствующее требованиям санитарным

нормам СанПин;

- демонстрационный материал: наглядный материал «Строение человека», «Строение растений»;

- макет скелета человека;

- стем-набор Магнетизм;

- игровой набор KIDS FIRST «Моя первая научная лаборатория»;

- микроскоп;

- комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: изучаем природу» ( с методичкой);

- гербарий;

- детские весы;

- STEM-набор "Исследователи магнитов»;

- гидропонная лаборатория;

- комплект для экспериментирования «Вода»;

- комплект для экспериментирования «Воздух»;

- альбом;

- цветные карандаши;

- магнитный конструктор;

- комплект для экспериментирования «Янтарь»;

Кадровые условия реализации программы

 Педагог, реализующий программу, должен иметь  высшее или среднее профессиональное образование по направлению обучения «Образование и педагогика» (профильное педагогическое образование)  без предъявления требований к стажу работы.

Оценочные и методические материалы

Контроль проводится в следующих формах:

  • беседа,
  • опрос;  
  • итоговая викторина, творческое занятие по темам всего учебного года.

Методическое обеспечение программы

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- дидактические и наглядные пособия;

- интерактивный глобус, карты мира, России;

- методическая и художественная литература;

- аудиозаписи с песнями, тематические видео;

- материалы музея истории янтаря в детском саду.

Также содержание программы обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ. В ходе освоения программы обучающиеся выполняют творческие и практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала.

2. Содержание программы

2.1. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов/минут

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Знакомство с лабораторией

1.

«Что такое научная лаборатория?»

1/25

0,80/20

0,20/5

Вводный контроль, беседа, самообследование

Итого:

1/25

0,80/20

0,20/5

Раздел 2. Человек

2.

«Скелет человека»  

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, наблюдение, опыты, текущий контроль

3.

«Кожа»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, творческая работа, текущий контроль

4.

«Зачем человеку руки»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

5.

«Что лучше руки или ноги?»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

6.

«Познакомимся с нашими зубами»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

7.

«Для чего нужен язык»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

8.

«Как работает дыхательная система?»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

9.

«Знакомство с ухом»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

10.

«Почему у нас два глаза?»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

11.

«Как органы человека помогают друг другу ?»

1/25

0,60/15

0,40/10

Беседа, эксперимент, текущий контроль

12.

«Автопортрет»

1/25

0,20/5

0,80/20

Беседа, творческая работа, текущий контроль

Итого:

11/275

6,2/155

4,8/120

Раздел 3. Магнитизм

13.

«Магнит»

2/50

0,80/10

1,2/40

Беседа, эксперимент, текущий контроль

14.

«Построим поиграем»

1/25

0,20/5

0,80/20

Беседа, творческая работа, текущий контроль

Итого:

3/75

1/15

2/60

Раздел 4.  Всё обо всём

15.

«Вода»

2/50

0,80/10

1,2/40

Беседа, опыт, наблюдение

16.

«Что растворяется в воде?»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, эксперимент, беседа

17.

«Воздух»

2/50

0,60/20

1,4/30

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

18.

«Как происходит извержение вулкана?»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт

19.

«Янтарь»

2/50

0,80/10

1,2/40

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

20

«Солнце дарит нам тепло и свет»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт

Итого:

9/225

3,1/70

5,9/155

Раздел 5. Измерение

21

«Термометр и температура»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт

22.

«Что такое масса?»

1/25

0,30/10

0,70/15

Беседа, наблюдение, рассматривание под микроскопом

23.

«Чем можно измерять длину?»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

Итого:

3/75

0,9/30

2,1/45

Раздел 6. «Волшебные стеклышки»

24.

«Лупа»

1/25

  0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

25.

«Телескоп. Бинокль. Подзорная труба»

1/25

0,70/15

0,30/10

Текущий контроль, беседа, наблюдение

26.

Микроскоп

1/25

  0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

 Итого:

3/75

1,3/35

1,7/40

Раздел 7. Растения

27.

«Строение растений»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

28.

«Растения вырастают из семян»

2/50

0,40/10

1,6/40

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

29.

«Растения растут по – разному»

1/25

0,20/5

0,80/20

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

30.

«Растения тянутся к свету»

1/25

0,20/5

0,80/20

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

31.

«Растениям нужны хорошие условия»

1/25

0,20/5

0,80/20

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

Итого:

6/ 150

1,3/35

4,7/115

Всего:

36/900

14.6/360

21,4/540

Краткое содержание учебного плана

Раздел 1. Знакомство с лабораторией

Тема №1.  Что такое научная лаборатория.

Теория. Знакомство детей с профессией «ученый». Знакомство с лабораторией.

Практика. Рассматривание наборов для экспериментирования.

Раздел 2 Человек

Тема № 2 Скелет человека.   

Теория. Формирование представлений о мышцах и скелете человека. Дать представление о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путем наблюдения реальных объектов, явлений, событий.

Практика. Методом самообследования выяснить, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета.

Тема №3 Кожа.                                                                      

 Теория. Познакомить с внешним строением кожи, уточнить представление о значении кожи.

Практика. Развивать желание экспериментировать. Рассматривание кожи в лупу.

Тема № 4 Зачем человеку руки.

Теория. Формировать представление о сходстве и различие в строении двух рук, в сходстве и различие в строении человека и животных.

Практика. Определение опытным путем «ведущей руки».

Тема № 5 Что лучше руки или ноги?

Теория. Выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека.

Практика.  Эксперимент с карандашом.

Тема № 6 Познакомимся с нашими зубами.

Теория. Уточнить знания о назначении зубов, об их функции. Познакомить с названием и количеством зубов.

Практика. Познакомить со строением зубов опытным путем.

Тема № 7 Для чего нужен язык.

Теория. Сформировать представление о том, что язык выполняет много функций.

Практика. Совершенствовать навыки экспериментирования и способность к коллективному труду.

Тема № 8 Как работает дыхательная система?

Теория. Расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы.

Практика. Экспериментирование с дыханием.

Тема № 9 Знакомство с ухом.

Теория. Знакомство со строением и значением органа слуха.

Практика. Эксперименты со слухом.

Тема № 10 Почему у нас два глаза?

Теория. Знакомство со строением и функцией глаз.

Практика. Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования.

Тема № 11 Как органы человека помогают друг другу?

Теория. Сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут заменить друг друга.

Практика. Опыты: «Вместо глаз могут работать уши», «Нос может быть заменен ртом», «Язык и нос заменяют друг друга».

Тема № 12 Автопортрет.

Теория. Закрепить представление о строении человека.

Практика. Продуктивная деятельность.

Раздел 3. Магнитизм

Тема № 13 Магнит.

Теория.  Познакомить с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями.

Практика. Опыт с магнитами.

Тема № 14 Построим поиграем.

Теория.  Познакомить с магнитным конструктором.

Практика. Игровая деятельность с магнитным конструктором.

Раздел 4 Всё обо всём

Тема № 15 Вода.

Теория. Уточнить представление о свойствах воды: прозрачность, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.

Практика.  Опыты с водой.

Тема № 16 Что растворяется в воде?

Теория. Выявить вещества, которые растворяются в воде.

 Практика. Экспериментирование с водой.

Тема № 17 Воздух.

Теория.  Расширить представление о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Практика.  Экспериментирование с воздухом.

Тема № 18 Как происходит извержение вулкана?

Теория.  Познакомить с природным явлением – вулкан.

Практика.  Опыт «Вулкан».

Тема № 19   Янтарь.

Теория. Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

Практика. Экспериментирование с янтарем.

Тема № 20 Солнце дарит нам тепло и свет.

Теория. Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света, познакомить с понятием «световая энергия».

Практика. Опыт со «световой энергией».

Раздел 5 Измерение

Тема № 21 Термометр и температура.

Теория. Формировать представлений о температуре окружающей среды и собственного тела.

Практика. Экспериментирование с термометрами.

Тема № 22 Что такое масса?

Теория. Выявить свойство предметов – массу. Познакомить с весами.

Практика. Экспериментирование с чашечными весами.

Тема № 23 Чем можно измерять длину?

Теория. Расширить представления о мерах длины, познакомить с измерительными приборами.

Практика. Экспериментирование с измерительными приборами.

Раздел 6 Волшебные стеклышки

Тема № 24 Лупа

Теория. Познакомить с прибором для наблюдения – лупой.

Практика.  Экспериментирование с лупой.

Тема № 25 Телескоп. Бинокль. Подзорная труба.

Теория. Познакомить с приборами для наблюдения – телескоп, бинокль, подзорная труба.

Практика.  Экспериментирование с подзорной трубой.

Тема № 26 Микроскоп

Теория. Познакомить с прибором для наблюдения – микроскопом.

Практика. Экспериментирование с микроскопом.

Раздел 7. Растения

Тема № 27 Строение растений.

Теория.  Систематизировать знания детей о строении растений. Растение состоит из разных частей, каждая из которых выполняет свою работу. Растения умеют передавать воду и питательные вещества от корней к другим частям.

Практика. Экспериментирование с растениями.

Тема № 28 Растения вырастают из семян.

Теория. Дать первоначальное представление о прорастании растений из семени. Познакомить детей с факторами внешней среды, необходимыми для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Практика. Опыт «Проращивание семян».

Тема № 29 Растения растут по-разному.

Теория.  Дать первоначальное представление о многообразии растений и их особенностях, растения отличаются формой, цветом и размером. Из одного единственного семечка вырастает целое растение. Растения прорастают и растут с разной скоростью.

Практика. Экспериментирование с растениями.

Тема № 30 Растения тянутся к свету

Теория.  Дать первоначальное представление о влиянии света на рост растений. Формировать представление о том, что солнце является источником тепла и света для растений.

Практика. Опыт с растениями.

Тема № 31 Растениям нужны хорошие условия

Теория.  Дать первоначальное представление о влиянии внешних факторов на рост растений. Систематизировать знания детей об условиях, мешающих росту растений. Это может быть связано с загрязняющими веществами в воздухе, воде и почве.

Практика. Опыт с растениями.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№  

п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности «Хочу всё знать!»

1

Начало учебного года

1 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество часов

36 часов

6

Окончание учебного года

31 мая

7

Период реализации программы

01.09.2024г. - 31.0502025г.

Воспитательная работа

Воспитательный компонент осуществляется по следующим

направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1) гражданско-патриотическое;

2) нравственное и духовное воспитание;

3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4) интеллектуальное воспитание;

5) здоровьесберегающее воспитание;

6) правовое воспитание и культура безопасности;

7) воспитание семейных ценностей;

8) формирование коммуникативной культуры;

9) экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким кругозором, с багажом теоретических знаний и практических навыков в соответствии с их возрастными возможностями посредством опытно-исследовательской деятельности

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты, образовательное событие.

Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к познавательной деятельности; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов, экспериментов, правила поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни,         здоровьесберегающее воспитание

В рамках занятий

Сентябрь

2.

«Человек и окружающий мир», дидактические игры на воспитание бережного отношения к природе (воде, воздуху).

Экологическое, нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь - октябрь

3.

Опытно-исследовательская деятельность (индивидуальная и групповая)

Интеллектуальное воспитание, формирование коммуникативной культуры, трудовое воспитание

В рамках занятий

Сентябрь - май

4.  

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание, формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

Сентябрь - май

6.  

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

Сентябрь - май

5.  Список литературы

1. Н.В. Нищева   Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2013.

2.  Н.В. Нищева  Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.:  ООО Издательство «Детство-пресс», 2016.

3.  Е.П. Горошилова, Е.В. Шлык  Опытно-экспериментальная деятельность  дошкольников, СПб.:  ООО Издательство «Детство-пресс», 2019.

4.  Г.П. Тугушева. А.Е. Чистякова  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.  – СПб.:  ООО Издательство «Детство-пресс», 2008.

5. А.И. Иванова Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском  саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

6. Набор для экспериментирования. Мои первые опыты: изучаем природу. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных организаций. – М.: ИНТ.

6.  Глоссарий (понятийный аппарат)

Микроскоп    

Прибор, предназначенный для получения увеличенных

изображений, невидимых или плохо видимых предметов.

Пробирка


Сосуд цилиндрической формы. Используется в химических лабораториях для проб различных веществ.

Шпатель деревянный

Мензурка

Пипетка

Приспособление, при помощи которого наноситься какой – либо состав или происходит забор материала из общей ёмкости.

Лабораторный стакан с делениями и носиком. Служит для

Измерения объёмов жидкостей.

Стеклянная трубочка с резиновым наконечником для

набирания малых долей жидкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...