Педагогический совет: «Интеграция гражданско-патриотического воспитания и развития речи дошкольников»
методическая разработка

Казакова Лидия Владимировна

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им мело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_po_patriotich.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 2

Тема: «Интеграция гражданско-патриотического воспитания и развития речи дошкольников»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.

Задачи:

1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания и краеведения.

 2. Обобщить опыт работы воспитателей по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви к малой Родине через проектную деятельность.

Повестка:

1.Актуальность темы. Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности в  ОД по развитию речи.

2.Гражданско-патриотическое воспитание младших дошкольников, детей старшего дошкольного возраста (из  опыта работы).

3. Итоги тематического контроля по патриотическому воспитанию дошкольников. Аналитическая справка.

4. Презентация  рекомендаций, буклетов для родителей по гражданско-патриотическому воспитанию детей в семье.

5. Решение.                

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачев

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им мело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. 

Сегодня мы постараемся рассмотреть и обсудить современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам помощь в работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Педсовет наш я предлагаю провести в форме устного журнала.

Первая страница «ОБСТАНОВКА КОМФОРТА»

Тренинг на возникновение образа Родины

 Уважаемые коллеги, одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…

 Я предлагаю всем встать в круг.  Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они  похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из ваших образов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка  личностно значимой.

 Вторая страница «ИНФОРМАЦИОННАЯ»

Тема нашего сегодняшнего педагогического совета «: «Интеграция гражданско-патриотического воспитания и развития речи дошкольников»  выбрана неслучайна, так как нравственно-патриотическое воспитание детей  и развитие речи  – одни  из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества (ФГОС ДО глава 1, пункт 1.6)

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

 Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, которые вы видите на экране:

 Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

  Уважения к людям труда;

  Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

  Элементарных знаний о правах человека;

  Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

 Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

  Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

 Расширение представлений о России, ее столице;

 Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с  взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено « биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.

Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считается возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребёнком, не только можно спросить с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т д.

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, рекомендуется  проводить  народные  игры, способствующие развитию речевых навыков,  расширению  словарного запаса детей,  умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу.  Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребёнок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.

При знакомстве  дошкольника с историей города и родной страны,  дети получает много информации. По ходу рассказа обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды.  Составляя рассказ, включать   в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.

 Рассказывая о каких-то исторических  событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими». Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются  незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение.

 Большая работа проходит в книжном уголке, где  размещены иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.

 Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти   игры можно использовать и  на прогулке.

Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки,  заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами. 

Для речевого развития  так же важно приобщение  детей к культуре чтения художественной литературы. Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

 Богатейшим  материалом  для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.    

 Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. Особым  древним  жанром устного народного творчества являются  былины, с которыми  детей знакомят  в старшем дошкольном возрасте.

 Вообще, в работе по патриотическому воспитанию рекомендуется  использовать  литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать можно произведения  на определенные темы.  Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой.  Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина  – богаты яркими  зарисовками  из жизни натуральной природы и ее обитателей.  

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их  прабабушек  и  прадедушек.

Рассказы о родном городе  (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы.

Здесь можно  использовать  сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п..Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов

Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи

важным условием  является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма , гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.  

Использование инновационных педагогических технологий в воспитании патриотических чувств открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

 Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

 Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

 Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

 Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей  детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития, быть близкой пониманию. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на  ярмарках идей,  конкурсах детских конференциях.

Примерные проекты, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста

 «Моя семья» 

  • составление совместно с родителями «Генеалогического древа»
  • составление «Веселый гороскоп» детей группы
  • составление рассказов о своей семье
  • рисование с детьми «Моя семья»
  •  заключительным этапом может быть совместное с родителями соревнование «Мы строим дом»

 «Защитники Отечества» 

  • рисование рисунков «Мой папа самый, самый»
  • выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества
  • составление альбома «Защитники Отечества»
  • занятие «Богатыри земли Русской»
  • чтение художественной литературы, былин
  • изготовление подарков для пап и дедушек
  •  в заключении проекта праздничное развлечение.

«Родной свой край – люби и знай»«Нам праздник чудесный зима принесла»«Этот праздник со слезами на глазах»«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»«Этот загадочный космос».

Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.

Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

Таким образом, патриотическое воспитание и работа по развитию речи с использованием проектной деятельности дает положительные результаты:

         знания по истории и культуре родного края;

         ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;

         реализация интересов воспитанников, их творческих способностей;

  • опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах,       представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

         формирование духовного мира личности учащихся;

А так же обеспечивает непрерывность и системность в учебном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей  воспитанника, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

                                                 \я

Третья страница «ШКОЛА   ПРАКТИЧЕСКОГО    МАСТЕРСТВА»

Гражданско-патриотическое воспитание младших дошкольников (выступление из  опыта работы  воспитателя Карнаковой С.Н.)

 Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (выступление воспитателя Дьяченко М.Я.   из  опыта работы)

Итоги тематического контроля по патриотическому воспитанию дошкольников. Справка  прилагается

Анализ анкетирования родителей «О патриотическом воспитании вашего ребенка» Справка  прилагается

Четвертая страница  «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА»

Психологический тренинг "Поиск сокровищ"

Цель: Создание обстановки эмоционального комфорта.

Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу будет работа, предлагается психологический тренинг "Поиск сокровищ".

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ".

Задание: Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека.

Для этого вы должны подходить к своим коллегам и опрашивать их.

На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

  • чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
  • с необычным хобби или увлечением;
  • кто живет ближе всех к детскому саду;
  • который любит ту же еду, что и вы;
  • который родился дальше всех от этих мест;
  • у  которого, столько же колец на руках, сколько и у вас;
  • у кого такой же цвет глаз как у вас
  • у кого есть дома домашние животные
  • кто любит кофе
  • у кого один ребенок
  • который любит сладкое
  • у кого есть часы на руке
  • у кого самый маленький размер обуви
  • того, кто любит что-то коллекционировать
  • того, кто любит заниматься рукоделием (шить, вышивать, вязать…)
  • того, у кого послание от старшего воспитателя

осле того как все участники нашли свои «сокровища» ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех к детскому саду?" и т. п. по списку (выборочно, самые сложные).

 В конце зачитывается послание старшего воспитателя.

"Мы далеко не всегда ценим то, что имеем, а когда теряем, горько жалеем об этом. Многие люди готовы пройти до края земли в поисках сокровищ, в поисках чего-то великого, но часто, как и эти великие завоеватели, они разбивают то сокровище, что имеют у себя в руках, понятия не имея о ценности тех вещей, которыми обладают. Вам повезло, вы уже обладаете величайшими сокровищами, так давайте будем ценить самое дорогое, что есть в нашем коллективе - дружбу, уважение и взаимопонимание"

Старший воспитатель:

Каждому из вас, для того чтобы узнать какую-то особенность, необходимо было подойти  друг  к другу, посмотреть на него, пообщаться с ним.

Таким образом, чем больше мы общаемся друг с другом, тем больше мы узнаем друг о друге. А иногда общение нам облегчает жизнь, разрешает различные жизненные ситуации.

/Цитата Эндрю Мэтью проецируется на экране/

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас был готов к сотрудничеству, взаимодействию,  видел и слышал своих коллег, а соответственно узнавал что-то для себя новое, а может даже и полезное.

Шестая страница «РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО» - презентация воспитателями  буклетов , рекомендаций  для родителей по патриотическому воспитанию

Седьмая страница «РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ» Индивидуальное награждение за участие в конкурсе

 «Уголок патриотического воспитания»

Проект решения педагогического совета

  1. Признать работу педагогического коллектива по интеграции нравственно- патриотических чувств и развитию речи у дошкольников удовлетворительной.

 

2. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.

 Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение). Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.

4. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей, природой родного края. Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно.

 5. Воспитателям всех групп активизировать работу с родителями  по нравственно -патриотическому воспитанию.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно

6. Воспитателям групп продолжать пополнять   уголки  нравственно-патриотического воспитания и краеведения новыми материалами.

Ответственные: воспитатели групп Срок: постоянно

 

Восьмая страница «РЕФЛЕКСИЯ»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землѐй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» - этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить наш педагогический совет. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на хорошем уровне.

Спасибо за продуктивную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация выступление на педагогическом совете по теме: "Методы и приемы развития речи у дошкольников"

в презентации предоставлен материал методов и приемов развития речи дошколников...

Протокол педагогического совета на тему: «Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников»

Протокол педагогического совета в ДОУ "Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников"...

Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.

Выбирая тему по самообразованию,я обратила внимание на иновационную технологию  «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции р...

Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.

Я обратила внимание на иновационную технологию  «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и вообра...

Протокол педагогического совета №2 от 15.12.21 "Развитие речи, сенсорных способностей дошкольников средствами инновационных технологий"

Протокол педагогического совета №2 от 15.12.21 "Развитие речи, сенсорных способностей дошкольников средствами инновационных технологий"...

Презентация к педсовету «Интеграция гражданско-патриотического воспитания и развития речи дошкольников»

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, которые вы видите на экране:· Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детс...