презентация выступление на педагогическом совете по теме: "Методы и приемы развития речи у дошкольников"
презентация к уроку (младшая группа) на тему
в презентации предоставлен материал методов и приемов развития речи дошколников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.zip | 250.89 КБ |
Подписи к слайдам:
Выступление на педагогическом совете Тема: Методы и приемы развития речи дошкольников Составил: учитель-дефектолог Ефимова С.В.
Принципы развития речи общедидактические принципы : доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др методические принципы: общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения
Методические принципы Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи Принцип формирования элементарного осознания явлений языка .
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования Принцип обогащения мотивации речевой деятельности Принцип обеспечения активной речевой практики
Программа развития речи Ознакомление с окружающим Возрастные особенности детей преемственность в содержании речевого воспитания формирование не только правильной, но и хорошей устной речи
задачи речевого развития детей Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи Слово 1. Развитие словаря Звук 2. Воспитание звуковой культуры речи Словоформа Словосочетание Предложение 3. Формирование грамматического строя речи Текст Диалог Монолог 4. Развитие связной речи: а) формирование диалогической [разговорной) речи, б) формирование монологической речи
Структура русского языка фонетикаорфоэпия словообразование морфология синтаксис звук Корень приставка суффикс Словосочетание Предложение Текст Формы слова Прил : р , ч,п Глаг : в,л,ч Сущ : п,ч окончание
Виды деятельности для развития речи предметная деятельность игра общение в быту общение со сверстниками и детьми разного возраста культурная языковая среда общение является ведущим средством развития речи
Виды занятий по родному языку . 1. В зависимости от ведущей задачи : занятия по формированию словаря , грамматического строя речи ,по воспитанию звуковой культуры ,по обучению связной речи ,по формированию способности к анализу речи ,по ознакомлению с художественной литературой. 2. В зависимости от применения наглядного материала : а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни , наблюдения явлений действительности б) занятия с применением изобразительной наглядности 3. В зависимости от этапа обучения , т. е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется
Методы и приемы развития речи Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений наглядные словесные практические
Наглядные методы Непосредственные : экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные : основаны на применении изобразительной наглядности, рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи
Словесные методы чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал; Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы Направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Методические приемы развития речи словесные наглядные игровые речевой образец повторное проговаривание объяснение указания оценка детской речи вопрос. показ иллюстративного материала показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению словесные и наглядные возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий
Основные задачи словарной работы Во-первых, обогащение словаря новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Во-вторых , закрепление и уточнение словаря . Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. В-третьих , активизация словаря . Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. В-четвертых ; устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Методы словарной работы Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст 1 . Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Рассматривание и обследование Предметов Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью Взрослых Осмотры помещения детского сада.целевые Прогулки Экскурсии (социальное Окружение .природа Во всех возрастных группах Начиная сосредней группы Рассматривание игрушек Рассматривание картин знакомого содержания Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками Словесные игры Во всех возрастных группах Во всех возрастных группах Во всех возрастных группах В средней истарших группах
Методы словарной работы Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст 2 . Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием Чтение и рассказывание литературных произведений Показ диа -, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Главным образом, в старших группах Во всех возрастных группах Лексические (словарные) упражнения Загадывание и отгадывание загадок Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Во всех возрастных группах, чаще в старших Во всех возрастных группах Преимущественно в средней и старших группах
Воспитание звуковой культуры речи для развития личности ребенка формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения , для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии ВХОДИТ не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения; формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании; выработка дикции — отчетливого, внятного произношния каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом; воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела речепроизношение : развитие речедвигательного аппарата ( арткуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звков , слов, четкой артикуляции; речевой слух: развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный , ритмический слух).
Надлинейные языковые единицы: ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр) Линейные звуковые единицы : звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.
Этапы обучения правильному звукопроизношению I этап — подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. II этап — становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением 1 III этап — закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании
Пути формирования грамматической стороны речи Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых Специальное обучение детей трудным грамматическим формам Формирование грамматических навыков в практике речевого общения Исправление грамматических ошибок
Используемая литература М.М.АЛЕКСЕЕВА, В.И.ЯШИНА МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Презентация выступления на педагогическом совете "Использование мультимедийных презентаций в организованной деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Методы и приемы работы с детьми по развитию речи»
Доклад к педагогическому совету на тему: «Методы и приемы работы с детьми по развитию речи»...
Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.
Выбирая тему по самообразованию,я обратила внимание на иновационную технологию «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции р...
Выступление на педагогическом совете Воспитатель: Морозова И.Н. «Формирование связной речи у дошкольников в проектной деятельности »
Путь подражания – самый лёгкий...
Выступление на педагогическом совете Тема: «Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников»
Речь - своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей....
Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.
Я обратила внимание на иновационную технологию «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и вообра...