Проект народная культура и традиции
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект "Народная культура и традиции". Тип проекта: познавательно - творческий. Продолжительность: 2 недели.
Возраст детей: старшая группа.
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Актуальность:
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры и игрушки были у детей? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь лучше узнать и уважать своё прошлое и создан этот проект.
Проблема: Отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа и повышенный интерес к западной культуре.
Цель проекта: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
- Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Создать условия для активации творческого мышления детей посредством народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
- Пробуждать интерес детей к народным праздникам и песням.
Для родителей:
- Консультация для родителей на тему «Приобщаем детей к народным традициям».
- Консультация для родителей «История возникновения дымковской игрушки».
- Изготовление дымковских игрушек из глины.
- Папка – передвижка: «Народное ремесло».
- Помощь в подготовке к празднику масленица.
Продукт проекта:
Для детей: Выставка детских работ:
- «Веселые матрешки» (Рисование)
- «Славянские узоры на платье» (Рисование)
- «Украшение доски» элементами городецкой росписи (Рисование)
- «Изготовление атрибутов к празднику масленицы» (Аппликация)
- «Масленичное солнышко» (Лепка)
Для родителей:
Информационная папка:
Папка передвижка: «Народное ремесло», «История возникновения дымковской игрушки», «Приобщаем детей к народным традициям».
Совместная работа родителей с детьми.
Создание дымковской игрушки из глины. Разучивание стихотворений к празднику масленице.
Для педагога:
- Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах истории и традициях народного промысла.
- Качественное освоение педагогами народных обычаями и историей праздника масленицы.
Ожидаемый результат:
- Воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям.
- Формирование у детей интереса к предметам старины.
- Появления интереса к русской культуре, к России, к ее национальным традициям.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный информационно – исследовательский.
- Сбор и систематизация информации по теме «Народная культура и традиции».
- Проведение опроса среди детей «Что такое народная культура?».
- Изучение методической литературы по теме «Народная культура и традиции России».
- Сообщение на родительском собрании: «Роль родителей в организации праздника масленицы».
- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
- Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
- Подбор художественной литературы по данной теме.
2 этап – основной
Социально-коммуникативное развитие: Создание игровых ситуаций:
- Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Олени и пастухи», «Коршун и наседка».
- Дидактические игры: «Кувшин доброты», «Русские матрешки»,
«Народные промыслы», «Народное творчество», «Декоративное домино»,
«Герои русских былин».
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья: В гости к бабушке Варваре»,
«Русская ярмарка», «Путешествие в прошлое».
- Драматизация народной сказки «Волк и лиса».
- Постановка театрализованного представления «Петрушкины посиделки».
- Конструирование: «Барышни-франтихи», «Чучело масленицы»,
«Атрибуты к масленице».
Познание:
- Презентация: «Дымковская игрушка», «Обычаи и традиции русского народа», «Хохлома».
- «Просмотр мультфильма «Василиса Премудрая».
- Загадывание загадок о народных праздниках России. Речевое развитие:
- Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете», «Нарядная игрушка», «Бабушкин сундук», «Наши предки – славяне»,
- Чтение К. Лукашевич «Рождественский праздник».
- Чтение стихотворения «Стихи о Рождестве», А.Фет; «Блины» Д. Кузнецова;
- Разучивание потешек, закличек, пословиц. Социально-коммуникативное развитие.
- Конструирование из бумаги «Барышни-франтихи». Художественно-эстетическое развитие.
- РИСОВАНИЕ «Славянские узоры на платье», «Украшение доски» элементами городецкой росписи», «Веселые матрёшки».
- АППЛИКАЦИЯ «Изготовления атрибутов к празднику масленицы»,
«Русский народный костюм».
- ЛЕПКА «Масленичное солнышко», «Дымковская игрушка». Физическое развитие.
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Колобок», «Иван», «Жили- были», «Про бабку».
- Фонопедическое упражнение: «Солнышко».
- Релаксация «Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук».
- Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей.
- Физкультурные занятия.
Работа с родителями:
- Информационная папка:
Папка передвижка: «Народное ремесло», «История возникновения дымковской игрушки», «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольного возраста», «Приобщение к истории, традициям и культуре России».
- Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшений группы, изготовления пособий, поделок, изготовление фото – газеты про Масленицу).
- 3 этап – Развлечение с детьми «Широкая масленица».
Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре
«Обведи элемент»
Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.
Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.
«Обведи и раскрась»
Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.
Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
«Найди пару»
Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.
Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.
Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.
«Декоративное домино»
Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.
Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.
«Собери целое»
Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.
Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.
«Дорисуй рисунок»
Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
«Поможем художнику»
Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.
Материал: силуэты посуды, краски, кисти.
Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.
Варианты:
- Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
- То же самое, но без образцов.
- Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
- То же самое, но без образцов.
«Кто больше знает слов на тему «Земледелие»
Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси. Материал: фишки-кружки с изображением колосков.
Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет
«колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д.
«Что это?»
Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.
Материал: карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.
Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.
«Герои русских былин»
Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.
Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части. Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.
Считалки
Делай так, делай сяк, дай мне немного денег, Тогда тебе будет пуд. дай мне - то также пуд
Камышом ударил об землю, Земля вырастила мне траву. Я дал гусям траву эту,
Гуси дали мне яичко.
Яичко это в печь поставил. Быстро сварилось, я его съел. Зайчик, а ну хлоп да хлоп.
Фольклор народов Южного Урала
Колыбельные
* * *
Ет-то Сон-дремота Навалилась на тебя.
Сон идет по лавочке, Дремота по другой,
Сон-от в беленькой рубашечке, Дремота в голубой.
Бай, баю, бай, Сон да Дрема,
Пойди Ване в голову.
Уж как Сон идет по лавочке, Дрема по другой.
Уж как Сон-то Дрему И расспрашивает:
— Где мы Ванюшку найдем, Баю, баюшки,
Там и спать укладем. Вот Сон Ванечку нашел
Под холщовым положком. Они Ванечку нашли, Спать уклали и ушли.
* * *
Котик серый, хвостик белый, Приди, котик, ночевать, Мою Ирочку качать,
А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Кувшин молока
Да кусок пирога.
* * *
Ай, люди, люленьки, Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал мой Юра засыпать.
* * * Ай, люли, ай, люли, Прилетели журавли. Они сели на ворота.
А ворота скрип, скрип. Вы, ворота, не скрипите, Нашу Таню не будите.
* * *
Ай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи.
А наш Ваня будет спать, Станет глазки закрывать.
* * *
Спи-ка, усни, Дитя, Ванюшенька. Все ласточки спят,
И касатки спят, И куницы спят, И синицы спят.
Нашему Ванюшеньке Спать велят.
* * * Как у нашего кота Колыбелька золота. А у Машеньки — Золота-серебряна.
* * * Котик серенький Соломку сбирал,
Под головку складал Да и Ваню качал.
* * * Баю, баю, зыбаю, Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть, Дедушка дрова рубить,
А бабушка уху варить,
Тебя, Машенька, кормить.
* * *
Баю, баю, баиньки, Купим Тане валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет Танечка ходить, Будет валенки носить
Пестушки
* * *
Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода – С тебя худоба. Вода книзу,
А дитя кверху.
* * *
Уты, уты полетели, На головку сели.
Сели, сели, посидели Да опять полетели.
Уты, уты, уты...
(Учат осознанному движению руками.)
* * *
Потягунушки, порастунушки, Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки, А в руки хвату нушки,
А в роток говорок, а в голову разумок. (Распеленав ребенка, пестуют.) Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень, Дедушке — сажень, Бабушке — сажень, Брату — сажень, Сестрице — сажень,
А Колюшке — большую,
Набольшую.
(Учат осознанному движению руками.)
* * *
Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся
.
* * *
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки. Топы, топы по лавочке, Цапы, цапы за лапочки.
(Учат ребенка ходить, прыгать.)
* * *
Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
(Учит ребенка стоять.)
Потешки
* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами. А кто молоко не пьет,
Того забодает, забодает!
* * *
Большаку дрова рубить
(большой палец),
Тебе воды носить
(указательный палец),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.
* * *
- Ладушки, ладушки, Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
- Чего на закуску?
- Хлеба да капустку.
- Чего на заедку?
- Красную репку. У-у-у-у, полетели, На головку сели!
* * *
Уж я Ванюше пирог испеку, Уж я внученьку румяненький, На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Мой внученек бедовенький.
* * *
- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибок!
Хвать, да в кузовок.
* * *
Ладушки, лады, Не поливаны сады, Недосуг поливать,
Надо в ладушки играть.
* * *
- Пальчик-мальчик, Где ты был?
- С этим братцем В лес ходил, С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем Кашу ел,
С этим братцем Песни пел.
* * *
- Сорока, сорока, Где была?
- Далеко:
В лесу на опушке, На попрядушке Кашу варила,
На пары становила, Деток кормила,
Гостей собирала, Всех угощала:
Одному — ложку, Другому — ложечку,
А третьему — целую поварешечку!
Прибаутки
* * *
Наша доченька в дому Что оладышек в меду, Что оладышек в меду, Сладко яблоко в саду.
* * *
Кошка в лукошке Рубашечку шьет, А кот на печи Сухари толчет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки, А у нашего кота
Три погреба молока.
* * *
Журавель долгоногий На мельницу ездил, Диковинку видел:
Козел муку мелет, Коза засыпает,
Маленькие козлятки В амбарах гуляют, Муку насыпают,
Рогами согревают.
А барашки — круты рожки По улице ходят,
В дудочку играют.
А вороны — стары жены Пошли танцевати.
А сороки-белобоки Пошли примечати: Ногами топ-топ, Глазами хлоп-хлоп.
* * *
Кот на печку пошел, Горшок каши нашел, На печи калачи,
Как огонь горячи, Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
* * *
- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень!
* * *
Сбил, сколотил — вот колесо, Сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад —
Одни спицы лежат!
* * *
На пеньке я сижу, Мелки колышки тешу, Огород горожу, Капусту сажу,
Да кучерявенькую, Белую, сладенькую.
* * *
Я умница-разумница. Про то знает вся улица: Петух да кошка,
Поп Брошка
Да я немножко.
* * *
Котик, котик, Кудреватый лобок! Сидит кот у ворот, К себе милую ждет.
Кошечка — в окошечке, Кошурки — в печурке, Котятки — в подлавке.
- А кто у вас большой?
- А кто у вас меньшой?
- Мы все подрастем, За мышами пойдем.
Один дедушка-кот Будет дома сидеть Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.
- Летит пуля, жужжит, я вбок — она за мной, я в другой —
она за мной, я упал в куст — она меня хвать в лоб,
я цап рукой — ан это жук!
- Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы,
тараканы в барабаны, коза в сером сарафане, корова в рогожке,
всех дороже.
Небылицы
Из-за тучи, из-за гор Ехал дедушка Егор, Он на пегой на телеге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Сапоги нарастапашку,
На босу ногу зипун.
***
Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете
Баба ехала верхом В нанковой карете.
А за нею во всю прыть Тихими шагами
Волк старался переплыть Миску с пирогами.
Кто-то на небо взглянул — Там землетрясенье,
Отчего-то кот чихнул,
* * *
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота, выскочила палка с бабкой в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез.
- Пошел я на лыко гору драть, увидал: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую. Бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил, бросил рябиновую — угодил.
Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались. Мужик серый, кафтан рослый, на босу ногу топоры, лапти за поясом, под носом румянец, а во всю щеку — что в носу.
Завтра воскресенье.
Заклички, приговорки
* * *
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Там твои детки
Кушают котлетки.
* * *
Жаворонки, прилетите, Крынку масла принесите, Яйцо красно,
Весну красну.
* * *
Бабочка, бабочка, сядь на лавочку, Дам булавочку.
* * *
Солнышко, солнышко, Выгляни на бревнышко. Дам тебе меду
Целую колоду.
* * *
Солнышко - ведрышко, Выгляни в окошко.
Посыплю горошку. Бояре-то едут
В красненьких сапожках, В беленьких чулочках.
Божья коровка, Слетай на небушко,
Принеси мне хлебушка!
* * *
Радуга-дуга,
Не давай дождя, Давай солнышко, Колоколнышко!
* * *
Улитка, улитка, Высунь рога!
Дам кусок пирога Да кувшин молока.
***
Стрекоза-колечко, Сядь на крылечко!
* * *
Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень, Поливай весь день.
* * *
Радуга-дуга, Принеси нам дождя.
* * *
Дождик, дождик, дай воды, По колено глубины!
Дождик, дождик, пуще,
Будет в поле гуще!
* * *
Месяц, посвети!
За плетень погляди, Со мной погуляй, Меня утешай.
* * *
Ветер-ветерок, Дунь еще разок — Бочком-теплячком, Свежим воздушком. Докучные сказки
* * *
Жили-были баран да овца, Поставили они стожок сенца. Не начать ли сказку с конца? Жили-были баран да овца...
* * *
Пришел медведь к броду, Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис,
Вылез, высох, Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис,
Вылез, высох, Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок...
* * *
Жили-были два павлина, Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся, Вот и сказка вся!
* * *
Жил-был дед со старухою, Была у них избушка,
А в избушке лохань, А в лохани мочало.
Не сказать ли вам сказочку Сначала?
- Был себе человек Яшка (Сашка),
на нем серая сермяжка, на поясе пряжка, на шее тряпка, на голове шапка —
хороша ли моя сказка?
- Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?
- Накосил мужик сенца, поставил середи польца — не сказать ли опять с конца?
Дразнилки,
* * *
Андрей-воробей! Не гоняй голубей, Гоняй галочек
Из-под палочек.
* * *
Коля-моля-Селенга Съел корову да быка, Пятьдесят поросят, Одни косточки висят.
* * *
Прокоп-укроп, Медный лоб, Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Ванечка-чика
Наврал три мешка,
Стали мять — пудов пять, Стали весить — пудов десять.
* * *
Ябеда, корябеда, Соленый огурец, На полу валяется, Никто его не ест.
* * *
Мой братишка заболел:
Аппетиту нету —
Три кастрюли супу съел, Сто одну котлету.
Пословицы, поговорки
Русские пословицы и поговорки Смех, шутка, веселье
- Кто в радости живет, того и кручина неймет.
- Радость не вечна, печаль не бесконечна.
- За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Шутку шутить — всех веселить.
- Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
- Нет лучше шутки, как над собою.
- Сердце веселится, и лицо цветет.
- Кто весел, а кто и нос повесил.
- Ни печали без радости, ни радости без печали.
- Шутка шуткой, а дело делом.
- Умей пошутить, умей и перестать.
- Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Труд, работа
- Без дела жить — только небо коптить.
- Где труд, там и счастье.
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Лентяй да шалопай — два родных брата.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
- Тит, поди молотить!
- Брюхо болит.
- Тит, поди кисель есть!
- А где моя большая ложка?
- Кто много лежит, у того и бок болит.
- Не потрудиться, так и хлеба не родится.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вынешь и рыбу из пруда.
- Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
- Что потрудимся, то и поедим.
- Работе время, а досугу час.
- После дела и гулять хорошо.
- Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Хлебосольство, гостеприимство
- Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим.
- Нежданный гость лучше жданных двух.
- Наперед покорми, а там уж попроси.
- Хлеб-соль на столе, а руки свои.
- Просим к нашему хлебу и соли.
- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
- За хлеб и соль не платят, кроме спасибо.
- Хоть не богат, а гостям рад.
- Мойся беленько: гости близенько.
- Что есть в печи, все на стол мечи.
- Чем богаты, тем и рады. Чем хата богата, тем рада.
- Гостю почет — хозяину честь. Гость доволен — хозяин рад.
- Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот.
- Принимают: за обе руки берут да в красный угол сажают.
- Хозяин весел, и гость радостен.
- Кипите, щи, чтобы гости шли.
- Пошел пир горой, пир на весь мир.
Дом, хозяйство
- Хозяин добр — и дом хорош.
- Дом невелик, да лежать не велит.
- Горе тому, кто непорядком живет в дому.
- Хозяюшка в дому — оладышек в меду.
- Чистую посуду легко и полоскать.
- Свой уголок — свой простор. Своя хатка — родная матка.
- Не красна изба углами — красна пирогами.
- Двор что город, изба что терем.
- Всякий дом хозяином держится.
- Дом красится хозяином.
- Без хозяина дом сирота.
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
- Дом, как полная чаша.
- Дом вести — не бородой трясти.
- Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.
Семья, родственные отношения
- На что и клад, коли в семье лад.
- Любовь и совет — так и горя нет.
- Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Все купишь, а отца-матери не купишь.
- Умел дитя родить, умей и научить.
- Возле батьки-матки учатся дитятки.
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
- Корми сына до поры: придет пора — сын себя накормит.
- Каков батюшка, таковы у него и детки.
- Братская любовь лучше каменных стен.
Башкирские пословицы и поговорки Труд, земледелие, скотоводство
- Без труда не появится еда.
- Без умения нет дела, а без дела нет почета.
- Без работы ума не прибавится.
- За работой и время быстрей бежит.
- Человек познается в труде.
- Начиная работу, подумай о ее завершении.
- Тяжелую поклажу тянет конь, тяжелую работу — мужчина.
- Тяжелую работу множество рук побеждает.
- У кого работа, у того сила.
- Человек землю поднимает, а земля человека.
- Сила страны от земли.
- То, что в землю упало, цветком стало, что в огонь упало, углем стало.
- Едет без коня — птица без крыльев.
- Если конь твой устал, себя вини.
- У кого есть конь — у того есть друг.
Семья, родственные отношения
- В доме, где согласие, — изобилие, счастье.
- В доме, где есть старшие, есть благородство.
- Жена дома, муж во дворе.
- Земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает.
- Глядя на отца, сын растет.
- Глядя на мать, дочь растет.
- Глядя на старшего брата, младший силу обретет.
- Глядя на отца, сын стрелу будет строгать.
- Глядя на мать, дочь шубу будет кроить.
- Двух братьев и медведь боится.
- Дети — и богатство, и радость жизни.
Татарские пословицы и поговорки Труд, работа
- Без труда и зайца не поймаешь.
- Сколько не взбивай воду, масла не собьешь.
- Каков хозяин, таков и скот.
- Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается.
- Неоконченную работу снегом запорошит.
- Начало дела дорого.
- Ленивый всегда скажет, что он болен.
- Кто работает, тот и сыт.
- Безделье — ключ к бедности.
- Кто не сеял, тот и не пожнет.
- Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.
Семья, родственные отношения
- Ребенок в люльке — пять раз изменится.
- Который из пяти пальцев не укусишь, одинаково больно.
- Мысли матери — о сыне, мысли сына — в степи.
- Один отец кормит десять сыновей.
- Какова яблоня, таковы и яблоки.
- Яйцо не учит курицу.
- Что нужно для большого дома, то нужно и для малого.
- Человек без родины — соловей без песни.
Список использованной литературы:
- Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. -- С. 349-352.
- Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. / М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 138с.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
- Измайлов, А.Б. Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов. - Магнитогорск: Мир детства и образования, 2007. -319с.
- Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
- Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.
-метод. пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. - М.: 2005. - 135 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....
Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"
Расширять представление о национальной культуре татар и русских....
Педагогический проект "Народные культура и традиции"
Творческий,нравственно- патриотический проект...
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...
Проект «Народные культура и традиции»
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение, ибо только подлинная культура ...
СЦЕНАРИЙ непрерывной образовательной деятельности с детьми 3 -4 лет «Сорока, сорока…» в рамках проекта «Народная культура и традиции»
Цель: прививать детям любовь к художественному слову посредством фольклора; развивать хорошую память и дикцию, обогащать активный словарный запас; способствовать выразительности речи детей путем инсце...
Проект "Народная культура и традиции" старшая группа
Проект для детей 5-6 лет, групповой, познавательно-образовательный, среднесрочный....