Проект народная культура и традиции
проект (старшая группа)

Савельева Виктория Вячеславовна

Старший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodna_kultura.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Народная культура и традиции". Тип проекта: познавательно - творческий. Продолжительность: 2 недели.

Возраст детей: старшая группа.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Актуальность:

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры и игрушки были у детей? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь лучше узнать и уважать своё прошлое и создан этот проект.

Проблема: Отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа и повышенный интерес к западной культуре.

Цель проекта: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
  • Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Создать условия для активации творческого мышления детей посредством народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
  • Пробуждать интерес детей к народным праздникам и песням.

Для родителей:

  • Консультация для родителей на тему «Приобщаем детей к народным традициям».
  • Консультация для родителей «История возникновения дымковской игрушки».
  • Изготовление дымковских игрушек из глины.
  • Папка – передвижка: «Народное ремесло».
  • Помощь в подготовке к празднику масленица.

Продукт проекта:

Для детей: Выставка детских работ:

  • «Веселые матрешки» (Рисование)
  • «Славянские узоры на платье» (Рисование)
  • «Украшение доски» элементами городецкой росписи (Рисование)
  • «Изготовление атрибутов к празднику масленицы» (Аппликация)
  • «Масленичное солнышко» (Лепка)

Для родителей:

Информационная папка:

Папка        передвижка:        «Народное        ремесло»,        «История        возникновения дымковской игрушки», «Приобщаем детей к народным традициям».

Совместная работа родителей с детьми.

Создание дымковской игрушки из глины. Разучивание стихотворений к празднику масленице.

Для педагога:

  • Повышение        профессионального        уровня        педагогов        в        вопросах истории и традициях народного промысла.
  • Качественное освоение педагогами народных обычаями и историей праздника масленицы.

Ожидаемый результат:

  1. Воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям.
  2. Формирование у детей интереса к предметам старины.
  3. Появления интереса к русской культуре, к России, к ее национальным традициям.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный информационно – исследовательский.

  • Сбор и систематизация информации по теме «Народная культура и традиции».
  • Проведение опроса среди детей «Что такое народная культура?».
  • Изучение методической литературы по теме «Народная культура и традиции России».
  • Сообщение        на        родительском        собрании:        «Роль        родителей        в организации праздника масленицы».
  • Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
  • Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
  • Подбор художественной литературы по данной теме.

2 этап – основной

Социально-коммуникативное развитие: Создание игровых ситуаций:

  1. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Олени и пастухи», «Коршун и наседка».
  2. Дидактические        игры:        «Кувшин        доброты»,        «Русские        матрешки»,

«Народные        промыслы»,        «Народное        творчество»,        «Декоративное        домино»,

«Герои русских былин».

  1. Сюжетно – ролевые игры: «Семья: В гости к бабушке Варваре»,

«Русская ярмарка», «Путешествие в прошлое».

  1. Драматизация народной сказки «Волк и лиса».
  2. Постановка        театрализованного        представления        «Петрушкины посиделки».
  3. Конструирование:        «Барышни-франтихи»,        «Чучело        масленицы»,

«Атрибуты к масленице».

Познание:

  1. Презентация: «Дымковская игрушка», «Обычаи и традиции русского народа», «Хохлома».
  2. «Просмотр мультфильма «Василиса Премудрая».
  3. Загадывание загадок о народных праздниках России. Речевое развитие:
  1. Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете», «Нарядная игрушка», «Бабушкин сундук», «Наши предки – славяне»,
  2. Чтение К. Лукашевич «Рождественский праздник».
  3. Чтение стихотворения «Стихи о Рождестве», А.Фет; «Блины» Д. Кузнецова;
  4. Разучивание потешек, закличек, пословиц. Социально-коммуникативное развитие.
  1. Конструирование из бумаги «Барышни-франтихи». Художественно-эстетическое развитие.
  1. РИСОВАНИЕ «Славянские узоры на платье», «Украшение доски» элементами городецкой росписи», «Веселые матрёшки».
  2. АППЛИКАЦИЯ «Изготовления атрибутов к празднику масленицы»,

«Русский народный костюм».

  1. ЛЕПКА «Масленичное солнышко», «Дымковская игрушка». Физическое развитие.
  1. Разучивание пальчиковой гимнастики «Колобок», «Иван», «Жили- были», «Про бабку».
  2. Фонопедическое упражнение: «Солнышко».
  3. Релаксация «Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук».
  4. Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей.
  5. Физкультурные занятия.

Работа с родителями:

  • Информационная папка:

Папка передвижка: «Народное ремесло», «История возникновения дымковской игрушки», «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольного возраста», «Приобщение к истории, традициям и культуре России».

  • Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшений группы, изготовления пособий, поделок, изготовление фото – газеты про Масленицу).
  • 3 этап – Развлечение с детьми «Широкая масленица».

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре

«Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.

Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.

«Обведи и раскрась»

Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.

Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.

«Найди пару»

Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.

Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

«Декоративное домино»

Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

«Собери целое»

Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные        силуэты        изделий,        расписанные        разными        видами росписей и разрезанные на несколько частей.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.

«Дорисуй рисунок»

Цель: учить        детей        рисовать        элементы        росписи,        совершенствовать        технику исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.

Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.

«Поможем художнику»

Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.

Материал: силуэты посуды, краски, кисти.

Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.

Варианты:

  1. Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
  2. То же самое, но без образцов.
  3. Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
  4. То же самое, но без образцов.

«Кто больше знает слов на тему «Земледелие»

Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси. Материал: фишки-кружки с изображением колосков.

Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет

«колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д.

«Что это?»

Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Материал: карточки с изображением предметов одежды.

Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.

Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.

«Герои русских былин»

Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.

Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части. Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.

Считалки

Делай так, делай сяк, дай мне немного денег, Тогда тебе будет пуд. дай мне - то также пуд

Камышом ударил об землю, Земля вырастила мне траву. Я дал гусям траву эту,

Гуси дали мне яичко.

Яичко это в печь поставил. Быстро сварилось, я его съел. Зайчик, а ну хлоп да хлоп.

Фольклор народов Южного Урала

Колыбельные

* * *

Ет-то Сон-дремота Навалилась на тебя.

Сон идет по лавочке, Дремота по другой,

Сон-от в беленькой рубашечке, Дремота в голубой.

Бай, баю, бай, Сон да Дрема,

Пойди Ване в голову.

Уж как Сон идет по лавочке, Дрема по другой.

Уж как Сон-то Дрему И расспрашивает:

— Где мы Ванюшку найдем, Баю, баюшки,

Там и спать укладем. Вот Сон Ванечку нашел

Под холщовым положком. Они Ванечку нашли, Спать уклали и ушли.

* * *

Котик серый, хвостик белый, Приди, котик, ночевать, Мою Ирочку качать,

А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Кувшин молока

Да кусок пирога.

* * *

Ай, люди, люленьки, Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал мой Юра засыпать.

* * * Ай, люли, ай, люли, Прилетели журавли. Они сели на ворота.

А ворота скрип, скрип. Вы, ворота, не скрипите, Нашу Таню не будите.

* * *

Ай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи.

А наш Ваня будет спать, Станет глазки закрывать.

* * *

Спи-ка, усни, Дитя, Ванюшенька. Все ласточки спят,

И касатки спят, И куницы спят, И синицы спят.

Нашему Ванюшеньке Спать велят.

* * * Как у нашего кота Колыбелька золота. А у Машеньки — Золота-серебряна.

* * * Котик серенький Соломку сбирал,

Под головку складал Да и Ваню качал.

* * * Баю, баю, зыбаю, Отец ушел за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть, Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить,

Тебя, Машенька, кормить.

* * *

Баю, баю, баиньки, Купим Тане валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет Танечка ходить, Будет валенки носить

Пестушки

* * *

Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода – С тебя худоба. Вода книзу,

А дитя кверху.

* * *

Уты, уты полетели, На головку сели.

Сели, сели, посидели Да опять полетели.

Уты, уты, уты...

(Учат осознанному движению руками.)

* * *

Потягунушки, порастунушки, Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки, А в руки хвату нушки,

А в роток говорок, а в голову разумок. (Распеленав ребенка, пестуют.) Тятеньке — сажень,

Маменьке — сажень, Дедушке — сажень, Бабушке — сажень, Брату — сажень, Сестрице — сажень,

А Колюшке — большую,

Набольшую.

(Учат осознанному движению руками.)

* * *

Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся

.

* * *

Та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки. Топы, топы по лавочке, Цапы, цапы за лапочки.

(Учат ребенка ходить, прыгать.)

* * *

Дыбки, дыбок,

Скоро Сашеньке годок!

(Учит ребенка стоять.)

Потешки

* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами. А кто молоко не пьет,

Того забодает, забодает!

* * *

Большаку дрова рубить

(большой палец),

Тебе воды носить

(указательный палец),

А тебе печь топить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.

* * *

  • Ладушки, ладушки, Где были?
  • У бабушки.
  • Чего ели?
  • Кашку.
  • Чего пили?
  • Бражку.
  • Чего на закуску?
  • Хлеба да капустку.
  • Чего на заедку?
  • Красную репку. У-у-у-у, полетели, На головку сели!

* * *

Уж я Ванюше пирог испеку, Уж я внученьку румяненький, На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Мой внученек бедовенький.

* * *

  • Ваня, Ванечка! Куда ходил?
  • В лесочек!
  • Что видел?
  • Пенечек!
  • Под пенечком что?
  • Грибок!

Хвать, да в кузовок.

* * *

Ладушки, лады, Не поливаны сады, Недосуг поливать,

Надо в ладушки играть.

* * *

  • Пальчик-мальчик, Где ты был?
  • С этим братцем В лес ходил, С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем Кашу ел,

С этим братцем Песни пел.

* * *

  • Сорока, сорока, Где была?
  • Далеко:

В лесу на опушке, На попрядушке Кашу варила,

На пары становила, Деток кормила,

Гостей собирала, Всех угощала:

Одному — ложку, Другому — ложечку,

А третьему — целую поварешечку!

Прибаутки

* * *

Наша доченька в дому Что оладышек в меду, Что оладышек в меду, Сладко яблоко в саду.

* * *

Кошка в лукошке Рубашечку шьет, А кот на печи Сухари толчет.

У нашей кошки

Три сдобные лепешки, А у нашего кота

Три погреба молока.

* * *

Журавель долгоногий На мельницу ездил, Диковинку видел:

Козел муку мелет, Коза засыпает,

Маленькие козлятки В амбарах гуляют, Муку насыпают,

Рогами согревают.

А барашки — круты рожки По улице ходят,

В дудочку играют.

А вороны — стары жены Пошли танцевати.

А сороки-белобоки Пошли примечати: Ногами топ-топ, Глазами хлоп-хлоп.

* * *

Кот на печку пошел, Горшок каши нашел, На печи калачи,

Как огонь горячи, Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

* * *

  • Ты пирог съел?
  • Нет, не я!
  • А вкусный был?
  • Очень!

* * *

Сбил, сколотил — вот колесо, Сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад —

Одни спицы лежат!

* * *

На пеньке я сижу, Мелки колышки тешу, Огород горожу, Капусту сажу,

Да кучерявенькую, Белую, сладенькую.

* * *

Я умница-разумница. Про то знает вся улица: Петух да кошка,

Поп Брошка

Да я немножко.

* * *

Котик, котик, Кудреватый лобок! Сидит кот у ворот, К себе милую ждет.

Кошечка — в окошечке, Кошурки — в печурке, Котятки — в подлавке.

  • А кто у вас большой?
  • А кто у вас меньшой?
  • Мы все подрастем, За мышами пойдем.

Один дедушка-кот Будет дома сидеть Да на печке лежать,

Нас с добром поджидать.

  • Летит пуля, жужжит, я вбок — она за мной, я в другой —

она за мной, я упал в куст — она меня хвать в лоб,

я цап рукой — ан это жук!

  • Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы,

тараканы в барабаны, коза в сером сарафане, корова в рогожке,

всех дороже.

Небылицы

Из-за тучи, из-за гор Ехал дедушка Егор, Он на пегой на телеге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Сапоги нарастапашку,

На босу ногу зипун.

***

Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете

Баба ехала верхом В нанковой карете.

А за нею во всю прыть Тихими шагами

Волк старался переплыть Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул — Там землетрясенье,

Отчего-то кот чихнул,

* * *

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота, выскочила палка с бабкой в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез.

  • Пошел я на лыко гору драть, увидал: на утках озеро плавает.

Я срубил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую. Бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил, бросил рябиновую — угодил.

Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались. Мужик серый, кафтан рослый, на босу ногу топоры, лапти за поясом, под носом румянец, а во всю щеку — что в носу.

Завтра воскресенье.

Заклички, приговорки

* * *

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Там твои детки

Кушают котлетки.

* * *

Жаворонки, прилетите, Крынку масла принесите, Яйцо красно,

Весну красну.

* * *

Бабочка, бабочка, сядь на лавочку, Дам булавочку.

* * *

Солнышко, солнышко, Выгляни на бревнышко. Дам тебе меду

Целую колоду.

* * *

Солнышко - ведрышко, Выгляни в окошко.

Посыплю горошку. Бояре-то едут

В красненьких сапожках, В беленьких чулочках.

Божья коровка, Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

* * *

Радуга-дуга,

Не давай дождя, Давай солнышко, Колоколнышко!

* * *

Улитка, улитка, Высунь рога!

Дам кусок пирога Да кувшин молока.

***

Стрекоза-колечко, Сядь на крылечко!

* * *

Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь,

На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень, Поливай весь день.

* * *

Радуга-дуга, Принеси нам дождя.

* * *

Дождик, дождик, дай воды, По колено глубины!

Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще!

* * *

Месяц, посвети!

За плетень погляди, Со мной погуляй, Меня утешай.

* * *

Ветер-ветерок, Дунь еще разок — Бочком-теплячком, Свежим воздушком. Докучные сказки

* * *

Жили-были баран да овца, Поставили они стожок сенца. Не начать ли сказку с конца? Жили-были баран да овца...

* * *

Пришел медведь к броду, Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис,

Вылез, высох, Встал на колоду — Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис,

Вылез, высох, Встал на колоду — Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок...

* * *

Жили-были два павлина, Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся, Вот и сказка вся!

* * *

Жил-был дед со старухою, Была у них избушка,

А в избушке лохань, А в лохани мочало.

Не сказать ли вам сказочку Сначала?

  • Был себе человек Яшка (Сашка),

на нем серая сермяжка, на поясе пряжка, на шее тряпка, на голове шапка —

хороша ли моя сказка?

  • Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?
  • Накосил мужик сенца, поставил середи польца — не сказать ли опять с конца?

Дразнилки,

* * *

Андрей-воробей! Не гоняй голубей, Гоняй галочек

Из-под палочек.

* * *

Коля-моля-Селенга Съел корову да быка, Пятьдесят поросят, Одни косточки висят.

* * *

Прокоп-укроп, Медный лоб, Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Ванечка-чика

Наврал три мешка,

Стали мять — пудов пять, Стали весить — пудов десять.

* * *

Ябеда, корябеда, Соленый огурец, На полу валяется, Никто его не ест.

* * *

Мой братишка заболел:

Аппетиту нету —

Три кастрюли супу съел, Сто одну котлету.

Пословицы, поговорки

Русские пословицы и поговорки Смех, шутка, веселье

  • Кто в радости живет, того и кручина неймет.
  • Радость не вечна, печаль не бесконечна.
  • За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Шутку шутить — всех веселить.
  • Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
  • Нет лучше шутки, как над собою.
  • Сердце веселится, и лицо цветет.
  • Кто весел, а кто и нос повесил.
  • Ни печали без радости, ни радости без печали.
  • Шутка шуткой, а дело делом.
  • Умей пошутить, умей и перестать.
  • Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Труд, работа

  • Без дела жить — только небо коптить.
  • Где труд, там и счастье.
  • Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Лентяй да шалопай — два родных брата.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • Тит, поди молотить!
  • Брюхо болит.
  • Тит, поди кисель есть!
  • А где моя большая ложка?
  • Кто много лежит, у того и бок болит.
  • Не потрудиться, так и хлеба не родится.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Без труда не вынешь и рыбу из пруда.
  • Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
  • Что потрудимся, то и поедим.
  • Работе время, а досугу час.
  • После дела и гулять хорошо.
  • Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Хлебосольство, гостеприимство

  • Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим.
  • Нежданный гость лучше жданных двух.
  • Наперед покорми, а там уж попроси.
  • Хлеб-соль на столе, а руки свои.
  • Просим к нашему хлебу и соли.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • За хлеб и соль не платят, кроме спасибо.
  • Хоть не богат, а гостям рад.
  • Мойся беленько: гости близенько.
  • Что есть в печи, все на стол мечи.
  • Чем богаты, тем и рады. Чем хата богата, тем рада.
  • Гостю почет — хозяину честь. Гость доволен — хозяин рад.
  • Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот.
  • Принимают: за обе руки берут да в красный угол сажают.
  • Хозяин весел, и гость радостен.
  • Кипите, щи, чтобы гости шли.
  • Пошел пир горой, пир на весь мир.

Дом, хозяйство

  • Хозяин добр — и дом хорош.
  • Дом невелик, да лежать не велит.
  • Горе тому, кто непорядком живет в дому.
  • Хозяюшка в дому — оладышек в меду.
  • Чистую посуду легко и полоскать.
  • Свой уголок — свой простор. Своя хатка — родная матка.
  • Не красна изба углами — красна пирогами.
  • Двор что город, изба что терем.
  • Всякий дом хозяином держится.
  • Дом красится хозяином.
  • Без хозяина дом сирота.
  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
  • Дом, как полная чаша.
  • Дом вести — не бородой трясти.
  • Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.

Семья, родственные отношения

  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Любовь и совет — так и горя нет.
  • Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • При солнце тепло, а при матери добро.
  • Все купишь, а отца-матери не купишь.
  • Умел дитя родить, умей и научить.
  • Возле батьки-матки учатся дитятки.
  • Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
  • Корми сына до поры: придет пора — сын себя накормит.
  • Каков батюшка, таковы у него и детки.
  • Братская любовь лучше каменных стен.

Башкирские пословицы и поговорки Труд, земледелие, скотоводство

  • Без труда не появится еда.
  • Без умения нет дела, а без дела нет почета.
  • Без работы ума не прибавится.
  • За работой и время быстрей бежит.
  • Человек познается в труде.
  • Начиная работу, подумай о ее завершении.
  • Тяжелую поклажу тянет конь, тяжелую работу — мужчина.
  • Тяжелую работу множество рук побеждает.
  • У кого работа, у того сила.
  • Человек землю поднимает, а земля человека.
  • Сила страны от земли.
  • То, что в землю упало, цветком стало, что в огонь упало, углем стало.
  • Едет без коня — птица без крыльев.
  • Если конь твой устал, себя вини.
  • У кого есть конь — у того есть друг.

Семья, родственные отношения

  • В доме, где согласие, — изобилие, счастье.
  • В доме, где есть старшие, есть благородство.
  • Жена дома, муж во дворе.
  • Земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает.
  • Глядя на отца, сын растет.
  • Глядя на мать, дочь растет.
  • Глядя на старшего брата, младший силу обретет.
  • Глядя на отца, сын стрелу будет строгать.
  • Глядя на мать, дочь шубу будет кроить.
  • Двух братьев и медведь боится.
  • Дети — и богатство, и радость жизни.

Татарские пословицы и поговорки Труд, работа

  • Без труда и зайца не поймаешь.
  • Сколько не взбивай воду, масла не собьешь.
  • Каков хозяин, таков и скот.
  • Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается.
  • Неоконченную работу снегом запорошит.
  • Начало дела дорого.
  • Ленивый всегда скажет, что он болен.
  • Кто работает, тот и сыт.
  • Безделье — ключ к бедности.
  • Кто не сеял, тот и не пожнет.
  • Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.

Семья, родственные отношения

  • Ребенок в люльке — пять раз изменится.
  • Который из пяти пальцев не укусишь, одинаково больно.
  • Мысли матери — о сыне, мысли сына — в степи.
  • Один отец кормит десять сыновей.
  • Какова яблоня, таковы и яблоки.
  • Яйцо не учит курицу.
  • Что нужно для большого дома, то нужно и для малого.
  • Человек без родины — соловей без песни.

Список использованной литературы:

  1. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. -- С. 349-352.
  2. Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. / М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 138с.
  3. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  4. Измайлов, А.Б. Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов. - Магнитогорск: Мир детства и образования, 2007. -319с.
  5. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
  6. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.

-метод. пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.

  1. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. - М.: 2005. - 135 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"

Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....

Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"

Расширять  представление  о национальной культуре  татар  и русских....

Педагогический проект "Народные культура и традиции"

Творческий,нравственно- патриотический проект...

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...

Проект «Народные культура и традиции»

Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение, ибо только подлинная культура ...

СЦЕНАРИЙ непрерывной образовательной деятельности с детьми 3 -4 лет «Сорока, сорока…» в рамках проекта «Народная культура и традиции»

Цель: прививать детям любовь к художественному слову посредством фольклора; развивать хорошую память и дикцию, обогащать активный словарный запас; способствовать выразительности речи детей путем инсце...

Проект "Народная культура и традиции" старшая группа

Проект для детей 5-6 лет, групповой, познавательно-образовательный, среднесрочный....