Проект «Народные культура и традиции»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Соколова Марина Олеговна

 

Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилие преподносится различными средствами массовой информации. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения социально-культурных ценностей.

Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к  культурному наследию своих предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12»

Проект

«Народные культура и традиции»

Воспитатель: Соколова М.О.

2017г.

 Паспорт проекта

Вид проекта:

Познавательно-патриотический.

Продолжительность:

2 недели.

Участники проекта: Воспитатель Соколова М.О., дети подготовительной группы №3, родители.

Цели:

     Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

          Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.)  для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.

     На основе познавательной активности  способствовать речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

     Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к  народным промыслам России.

     Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.

Актуальность:

Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилие преподносится различными средствами массовой информации. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения социально-культурных ценностей.

Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к  культурному наследию своих предков.

Проблема:

В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т.к на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в частности эстетики и культуры.

Проблема духовно - нравственного воспитания и развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных проблем. В условиях ДОУ она предполагает  деятельность в самых разных направлениях .Эта работа должна охватывать все сферы совместной деятельности воспитанников с педагогами, общение со сверстниками, с родителями, взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Прогнозируемый результат:

Организовали в группе мини-музей «Бабушкин чуланчик». Выставки работ воспитанников, выполненных на занятиях по художественному творчеству.

Итоговые мероприятия:

Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного   искусства».

Викторина: «Знакомство с русскими народными традициями»

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный ( предварительная работа)

Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

Разработка конспектов.

Создать развивающую среду: наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.

Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.

Создание мини – музея «Бабушкин чуланчик»

2. Основной

Цикл познавательных занятий

Отражение результатов познавательной деятельности  через художественно – творческую деятельность детей

Мультимедийные презентации по теме проекта

3. Заключительный

анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной  деятельности детей

выставка детских работ «Сказочная гжель», «Дымковские игрушки», «Золотая Хохлома», «Матрешки в хороводе»

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»

Работа с родителями:        

-Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

-Заучивание с детьми пальчиковых игр, пословиц, поговорок, скороговорок.

-Папки – передвижки «Знакомьте детей с народным фольклором», «Сказки читаем – речь развиваем»

-Привлечение родителей к сбору предметов старины для мини – музея «Бабушкин чуланчик»

Перспективный план работы над проектом

Разделы программы

Виды деятельности

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)

 «Знакомство с русским народным костюмом»

«Матрёшка – символ России» Конструирование

 «Что нам стоит теремок построить»

 «Как жили люди на Руси» (с использование ИКТ)

Речевое развитие

Беседы с детьми «О видах декоративно – прикладного искусства», 

- беседы «Как жили люди на Руси», «Русские народные игрушки»,

«Устройство русской избы»,

«Старинные русские обычаи», «Сине-голубое чудо», «Дымковская сказочная страна»,

Чтение художественной литературы

- чтение «Лисичка со скалочкой»,»Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок – золотой гребешок», «Сесрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.,

заучивание  пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.

Рассматривание иллюстрации «Славянская семья»

Социальное развитие

дидактические игры: «Найди лишнее»,   «Узнай элементы узора», «Составь  узор», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Угадай и расскажи», «Найди домик матрёшки», «Угадай, какая роспись», «Назови правильно», «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Собери гжельскую розу», «Распиши платок», «Отгадай по звуку инструмент».

 Знакомство детей с орудиями труда, используемыми в древней Руси (плуг, мотыга, соха, вилы)

Художественно – эстетическое

Рисование

«Золотая Хохлома», «Пригласительная  открытка» (городецкий розан)

Лепка

-по  сказке «Конёк – Горбунок»

замыслу по мотивам дымковской игрушки

Аппликация

«Матрёшки в хороводе» (коллективная работа)

Музыка

Повторение  хороводных песен, знакомство с народными музыкальными инструментами (балалайка, гусли, ложки), разучивание хороводов.

Физическое развитие

 русские народные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Гори, гори ясно!», «Плетень», «Ручеек», «На горе-то калина», «Каравай», «Капуста», «Мячик кверху», «Салки», «Лапта», «Пчелы», «Колечко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"

Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....

Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"

Расширять  представление  о национальной культуре  татар  и русских....

Педагогический проект "Народные культура и традиции"

Творческий,нравственно- патриотический проект...

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...

Проект «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа»

Цель проекта:•Формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа.•Воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при при...

Проект «Народную культуру изучаем, и традиции не забываем»

Проект «Народную культуру изучаем, и традиции не забываем»...

СЦЕНАРИЙ непрерывной образовательной деятельности с детьми 3 -4 лет «Сорока, сорока…» в рамках проекта «Народная культура и традиции»

Цель: прививать детям любовь к художественному слову посредством фольклора; развивать хорошую память и дикцию, обогащать активный словарный запас; способствовать выразительности речи детей путем инсце...