Использование технологии «изобразительный терренкур» в развитии художественно – творческой деятельности воспитанников ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

  Одним из способов создания такого  единого образовательного пространства развития ребенка,  включая территорию ДОУ, являются художественные  терренкуры   разной сложности, в зависимости от возраста и  интересов детей.

   Терренкур по изобразительной деятельности - это когда творчество выходит за обычные рамки и становится еще более оригинальным. Рисование - это процесс познания и выражения себя, поэтому так важно не ставить перед ребенком строгие рамки и определенные шаблоны, а дать возможность творить. Рисование необычными материалами и методами развивает креативное мышление и воображение. Это отличный способ увлечь ребенка и показать ему, насколько необычным может быть творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnyy_terenkur.enina_ziberova.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «изобразительный терренкур» в развитии художественно – творческой  деятельности  воспитанников ДОУ.

Енина Т.В., воспитатель,                 Зиберова Т.В,педагог - наставник.

Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего развития ребенка. Изобразительное творчество-специфическая детская активность,  направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными  педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития их мышления и творческой активности на основе технологии художественных маршрутов. Для работы мною был разработан проект и конспекты  с нетрадиционными техниками рисования. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Работу с детьми я организовала в форме  проекта «изобразительного»  терренкура.  Что такое «образовательный изобразительный терренкур» и как он применим в детском саду?

Взаимодействуя с воспитанниками и родителями, мы уделяем особое внимание созданию развивающей художественной  пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть  направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех дошкольников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

 Одним из способов создания такого  единого образовательного пространства развития ребенка,  включая территорию ДОУ, являются художественные  терренкуры   разной сложности, в зависимости от возраста и  интересов детей.

Придумываем с детьми   варианты изобразительных терренкуров:

  • зарисовка придуманных детьми спортивных сооружений на      спортивной площадке;
  • изобразительные игры на асфальте;
  •  специально созданные центры художественного творчества;     креативные конкурсы на лучший коллаж экологической тропы в ДОУ;   
  • маршрутный пленэр маленьких художников;
  • детско – родительские пленэры;
  • «нестандартные маршруты» на творческом полотне;
  • «креативные дорожки» в беседке ,  
  • иллюстрирование любимых книг и создание собственных, т.п.      

Цель  изобразительного  терренкура – формирование творческих проявлений воспитанников на основе метода фантазирования и придумывания собственных художественных маршрутов детей и взрослых .

Организуются терренкуры и  на  прогулке, и в предметно – пространственной среде ДОУ,  т.к. они решают  ряд важнейших образовательных задач: 

- упражнять детей в художественном фантазировании под музыку;

- развивать у них навыки самоорганизации и речевого творчества при использовании нетрадиционных ярких маршрутов;

- развивать наблюдательность,  любознательности, познавательную активность, воображение;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы, картин;

- формировать мотивацию к изображению природы родного края, города;

- побуждать  ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость «изобразительного» терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в  игровой форме получают:

-  реалистические художественные представления,

- закрепляют определённые навыки и умения,

- проявляют творчество и фантазию,

- взаимодействуют с окружающим миром.

- развивается крупная и мелкая моторика, речь.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков,  тогда среда сама будет побуждать  детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества в рисунке, лепке, аппликации, коллаже.

 Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо:

- вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

- предложить детям доступный материал (с  соотношением известного и неизвестного);

- дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

- создать творческую обстановку;

- с  вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

Перед проведением терренкура прошу детей отгадать или придумать  цель предстоящей деятельности. Используя «творческое полотно», к составлению маршрута привлекаю  самих дошкольников. С детьми провожу  беседы о том, какие «творческие станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом,  с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д. 
Терренкур зависит от выбранной тематики, времени года, погоды. Составляем примерный маршрут терренкура,  и остановки придумывают дети: «В гостях у  художников», «Натюрморт на участке», «Творческий пленэр», «Семейный коллаж», т.п.

Терренкур по изобразительной деятельности - это когда творчество выходит за обычные рамки и становится еще более оригинальным. Рисование - это процесс познания и выражения себя, поэтому так важно не ставить перед ребенком строгие рамки и определенные шаблоны, а дать возможность творить. Рисование необычными материалами и методами развивает креативное мышление и воображение. Это отличный способ увлечь ребенка и показать ему, насколько необычным может быть творчество.

Как сделать процесс рисования оригинальным, интересным, даже удивительным ? Нужно использовать необычные техники рисования, привлекать самые нетрадиционные материалы и красители, эксперименты учат ребенка мыслить креативно и творчески, дадут простор воображению и фантазии.

«Необычные техники рисования для детей в процессе организации художественного терренкура»:

1. Пальчиковое рисование на шаблонах.

2. Ледяные мелки.  (Нам понадобятся силиконовые формочки для льда или пластиковые стаканчики, а  также палочки от мороженого. В каждую формочку добавляем пену для бритья, несколько капель жидкого красителя, тщательно перемешиваем, вставляем палочки и убираем в морозилку на 3 часа.)

3. Кляксография

4.  Зверушки из отпечатка (пальчиковое рисование из отпечатка ладони на ватмане.)

5.  Монотипия ( Этой техникой рисуем симметричное дерево,

бабочку, цветок или букет, пейзажи  на улице.)

6.  Объемные краски из блинной муки и соли с гуашью.

7.  Паспарту по трафаретам для маленьких.

8.  Рисование  мыльной пеной. (игры на развитие дыхания)

9.  Живые кисточки (идея рисования летом из природных материалов штампы )

10.  Раскраски обьемным контуром из клея пва.

11.  Мраморная бумага из пены из бритья с красителем. Второй способ с использованием молока и жидкого мыла . Жидкие мелки (идея  рисования летом  на асфальте с крахмалом и содой и капля гуаши с водой)

12.  Зимнее рисование на сугробах ( состав  не сильно отличается от предыдущего)

13. Фроттаж (монетки или листики)

14.  Силуэт (мелками обводят отбрасываемую ими тень)

15.  Рисование штампами (половинками овощей и фруктов, природными материалами камнями ,ракушками листьями, цветами)

16.  Ватными палочками.

17.  Пупырчатой пленкой, фольгой ,втулкой от туалетной бумаги, губкой.

18.  Рисование пластилином или тестом.

19.  Рисование зубной щеткой набрызг.

20.  Ниткография.

21. Невидимые рисунки (свеча или восковой мелок)

22.  Эбру рисование на воде.

23 Рисование солью.

24.  Граттаж.

25.  Пластилинография.

26. Рисование на стеклянном мольберте.

Все предложенные техники рисования использую  для  творческого маршрута детей - дошкольников. Они увлекательные, оригинальные, учат включать фантазию и креативно мыслить. С каким вдохновением мы провели   терренкур  по жанрам живописи Ставропольских художников!  Планируемый результат: у  детей  расширились представления о   творчестве Ставропольских художников, называют их картины, выражают свое отношение к ним, в творчестве отражают  любовь и бережное отношение к природе родного края, гордость за свою малую Родину, умеют различать жанры живописи из общей массы картин (пейзаж, натюрморт, портрет), используют элементы творчества и фантазирования при их изображении.     Для обучения детей жанрам изобразительного искусства и художественного фантазирования  провожу   терренкур по предметно – пространственной среде ДОУ, каждый раз разнообразив ее. Использование данной технологии позволяет развивать общую культуру воспитанников в процессе восприятия  произведений искусства и изображения собственных «шедевров» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ЛЕПКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особенности освоения нетрадиционных изобразительных техник лепки детьми старшего дошкольного возраста.В современном обществе востребован человек творческий, креативный, испытывающий потребность в само...

Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.

Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе....

Использование приёмов изобразительной деятельности в развитии устной речи детей дошкольного возраста

Развитие устной речи  – одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе.            Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем ...

Использование нетрадиционных изобразительных материалов для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практические рекомендации по использованию отслуживших фломастеров, выполнению картин  в технике "Пушистые краски" . Варианты работ в данной технике, мастер-класс "Летний натюрморт"....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...