Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
статья (старшая группа)

Сидорова Олеся Владимировна

Целью Федеральной программы является разносторонее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народав РФ, исторических и национально-культурных традций. Одной из задач общей цели - это развивать интерес к культуре и традициям народов страны; осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Колокольчик»

г. Строитель Яковлевского района Белгородской области

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности

                                               

                                               Подготовила: Сидорова Олеся Владимировна

                                                                         музыкальный руководитель

                                                                         

                                       

                                              г.Строитель 2023г.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности

Нравственно - патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией, в целом в нашей стране и мире,  

патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств нужно вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Одной из задач общей цели – это развивать интерес к культуре и традициям народов страны; осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству;

приобщать к праздничной культуре, развивать желание принимать участие в праздниках (календарных, государственных, народных);

формировать чувства причастности к событиям, происходящим в стране; воспитывать   любовь к Родине;

развивать        индивидуальные   творческие   способности        и художественные наклонности   ребенка;

    Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки к пониманию ребенка определенного возраста.

 Поэтому мы реализуем на музыкальных занятиях благоприятные условия для патриотического воспитания и ставим перед собой следующие задачи: – воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; – формирование бережного отношения к природе и всему живому; – развитие интереса к традициям и культуре; – знакомство детей с гимном государства; – чувства ответственности и гордости за достижения страны и  воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение Государственного гимна РФ;

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а также художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

 В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:

1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества». 

Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

2.Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»;

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

3.Праздник ко «Дню Великой Победы».

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.

Большое влияние оказывает встреча дошкольников с настоящими ветеранами войны.

Вместе с воспитателями мы посещаем памятник воинской славы и возлагаем цветы к нему.

4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада «Выше, быстрее, сильнее», «Масленица», «День Защиты детей».

5. Праздник «День России»

Символизирующий день рождения современного государства, суверенитет и процветание страны.

6. «Прохоровское сражение»

Важная дата в героической истории страны, крупнейшее танковое сражение в истории человечества. В великий день мы вспоминаем подвиг защитников Прохоровских рубежей.

  •  Работа с родителями.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.      

    Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.

   Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

В нашем детском саду родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок на группах «Осенние мотивы», «Зимние Забавы», что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.

  •  Работа с педагогами.

Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником, психологом. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, с физ. работником, например, «Веселые старты», «День защиты детей», интегративные занятия совместно с воспитателями, мероприятия, в подготовке, которых принимают участие воспитатели и инструктор по физической культуре «Масленица», «Здравствуй, лето!»

  • Работа в социуме.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу.

  • участие в тематических районных вокальных и танцевальных конкурсах;  
  • Экскурсия в детскую библиотеку;
  • взаимодействие со школой: посещение школы дошкольниками;  
  • каждый год 9 мая посещаем памятники воинской славы и возлагаем к ним цветы.

Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями нравственно-патриотической культуры, которую стремимся привить детям.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"

Консультация "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...

Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»....

Статья "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"

Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться ...