"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Выступление на методичском объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на методическом объединении | 57.52 КБ |
prezentatsiya_patriotizm_1.pptx | 2.12 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательно учреждение
«Детский сад № 14»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Исламгалеева Г.М.
2024
- "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире.
Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир [4].
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, утренниках, развлечениях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического
воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные
произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, с образцами народного музыкального творчества различных национальностей, населяющих наш поликультурный регион. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. В каждой возрастной группе в предметно-пространственных музыкальных центрах есть своеобразная фонотека: «Народные песни для детей» (колыбельные, потешки, «Песни для детей современных композиторов», «Музыкальный фольклор», «Песни и марши» [3].
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Произведения современного музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Народные песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Самой распространенной формой национально-патриотического воспитания в нашем саду является проведение календарных праздников, где дети инсценируют народные обряды. Такая «живая» форма общения детей с древними обычаями имеет большое значение для усвоения культурных ценностей («Масленица», «Святки», «Троица», «Пасха», «Ивана Купала» и др.).
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любовь к Родине, уважение к ее народам и народностям берут начало от детской привязанности к семье, уважительного отношения к старшим в семье, поэтому целесообразным является проведение семейных праздников в дошкольном учреждении, на которых дети с удовольствием поют песни о маме, папе, близких и родных людях [3].(«День матери», «День отца»)
1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».
Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!
2.Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»;
Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
3.Праздник ко «Дню Великой Победы».
В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.
Большое влияние оказывает встреча дошкольников с настоящими ветеранами войны.
Вместе с воспитателями мы посещаем памятник воинской славы рядом с детским садом.
4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада «Выше, быстрее, сильнее», «Масленица», День Защиты детей.
Проведение тематических мероприятий ко Дню защитников Отечества и Дню Победы является прекрасной возможностью научить детей патриотическим песням и танцам, пробудить интерес к истории родного края, способствовать воспитанию сознательных патриотических чувств. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов [2].
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной край, родной город, родная улица… Надо показать ребенку, что они славны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми и т. п. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы [1].
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Планируя такие праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
После участия в таких мероприятиях, дошкольники испытывают потребность делать добрые дела и в повседневной жизни, толерантно относиться к разным категориям населения, других народов, уважать себя и людей, изучать и ценить историческое и культурное наследие родного народа, любить и защищать Родину.
Таким образом, привлекая детей к музыкальному наследию своего народа, воспитывая в них чувство патриотизма, воспитывается и чувство национального достоинства детей. Приятно осознавать, что огонек творчества, который ты зажигаешь при каждой встрече с детьми, не гаснет, а продолжает гореть. Я стараюсь сделать жизнь своих воспитанников и их родителей в детском саду содержательной и интересной, чтобы музыка стала для них частью их души, а моя работа музыкального руководителя проходила красной нитью в их нравственно-патириотическом воспитании.
2. Музыкальные народные игры для дошкольников
Вот уже много лет культурологи и социологи твердят о том, что современное поколение не знает культуру и традиции своего народа. Многие родители считают фольклор "устаревшим" и практически не используют его для занятий с детьми. Между тем, произведения народного творчества не только отражают жизнь народа, его опыт, традиции и ценности, но и способствуют появлению глубинного чувства родства – своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности.
Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.
Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.
2.1 Народные игры
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого. Задача (родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
Игра "Колпачок и палочка"
Дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.
Игра "Дударь"
Хороводная игра
Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:
"Дударь, Дударь, Дударище,
Старый-старый, старичище.
Его во колоду,
Его во сырую,
Его во гнилую".
Пропев песню, спрашивают:
"Дударь, Дударь, что болит? "
Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)
Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит? », Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.
Игра "Игровая"
Дети стоят в кругу, берутся за руки. В центре становится водящий. Играющие ходят по кругу и поют песенку:
"У дядюшки Трифона
Было семь детей,
Семеро, семеро, семь сыновей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Разом делали как я!
При последних словах все начинают повторять жесты, которые показывает водящий. Тот кто лучше всех повторил становится водящим. При повторении игры дети идут в обратную сторону.
Игра "Змея"
Выбирается водящий - «Змея». Он ходит перед игроками со словами:
"Я Змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу".
Подходит к одному из игроков:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
– Становись за мной!
Идут вдвоем (сцепленные "паровозиком") :
"Я Змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу".
Обращается к другому игроку:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «Змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. «Голова» змеи должна укусить свой «хвост», а «хвост» не дается.
Игра "Горелки"
Эта игра подходит для небольших групп детей в возрасте старше 3 лет. Она развивает находчивость, сообразительность и внимательность.
Правила игры: выбирается один ведущий, который смотрит в небо и поёт. Пока исполняется песня, все остальные разбегаются и прячутся. Ведущий ищет спрятавшихся, и тот, кого найдут последним, сам становится ведущим.
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз-два, смело,
Глянь на небо –
Звёзды горят,
Журавли кричат:
"Гу-гу-гу, убегу!
Убегу, гу-гу-гу!"
Игра "Рыбаки и рыбки"
Эта музыкальная народная игра подходит как для дошкольников, так и для детей более младшего возраста и даже взрослых. Она развивает ловкость, скорость реакции и умение работать в команде.
Правила игры: сначала нужно выбрать двух «рыбаков», для этого можно использовать любую считалку. Все остальные участники становятся «рыбами». "Рыбки" берутся за руки и начинают петь:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья – не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнёзда не заводят,
А детей выводят!
После этого все "рыбки" разбегаются в разные стороны. "Рыбаки" должны взять за руки и поймать "рыбок", захватив их руками, словно сеткой. Пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбакам». Когда все "рыбы" будут пойманы, игру можно повторить, выбрав новых "рыбаков".
Игра "Пирог"
Эта игра подходит для довольно большой группы детей, в 10-15 человек. Она развивает внимательность и координацию движений.
Правила игры: среди детей нужно выбрать одного, который будет "пирогом". Остальные дети делятся на две команды и становятся в шеренгу лицом друг к другу. "Пирог" садится посередине между ними. Дальше все начинают петь:
Да какой же он высокенький (при этих словах нужно поднять руки высоко вверх),
Да какой же он широкенький (руки разводятся широко в стороны),
Да какой же он мягенький (нужно погладить свой живот),
Режь его скорей!
При последних словах один ребёнок из каждой команды бежит к "пирогу". Тот, кто первым его коснётся, забирает его с собой, а проигравший становится "пирогом". Игра продолжается, пока в одной из команд не останется всего 2 человека.
Бояре — старинная русская народная игра
Старинная русская народная игра «Бояре» имеет глубочайшие корни. Когда-то такие игры имели глубокий сакральный смысл – взросление и переход ребенка-девочки во взрослое состояние. Со временем, потеряв свое «магическое» значение игра стала детской забавой, веселым провождением времени.
Правила старинной русской народной игры «Бояре»
Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:
Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она, оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:
Бояре она дурочка у нас!
Молодые, она дурочка у нас!
Бояре, а мы пряничком ее!
Молодые, а мы пряничком ее!
Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре, а мы плеточкой ее!
Молодые, а мы плеточкой ее!
Бояре, она плеточки боится,
Молодые, она плеточки боится!
Бояре, не валяйте дурака!
Отдавайте нам невесту навсегда!
После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.
Особенность старинной русской народной игры «Бояре» в двухрядном построении играющих. Зачастую в эти два противоположных ряда собирались люди из разных деревень или с разных улиц. Такое двурядное построение не менее древнее, чем построение круговое, хороводное.
Разбить детей на две команды можно с помощью жеребьевок, издавна использовавшихся ребятами для этих целей.
«А мы просо сеяли» — старинная русская игра
В очень похожей на «Бояр» старинной русской народной игре «А мы просо сеяли» обрядовые корни сохранились намного дольше. Еще 100-150 лет назад в нее играли на Красную горку и Духов день взрослые девушки и недавно вышедшие замуж женщины-молодухи. Цель этой игры была пробудить плодородие земли, обеспечить обильный урожай. А для незамужних девушек – удачно и скоро выйти замуж.
Так же, как и в игре «Бояре» выстраивались в две шеренги и двигались наступая и отступая. В один рад вставали замужние молодки – они начинают игру. Во второй девушки. Причем двигать им было надо в соответствии со сторонами света.
Те, кто запевал песню двигались с востока на запад – по солнцу, а второй ряд с запада на восток – против солнца.
Старинная русская народная игра «А мы просо сеяли»:
Каждая строчка повторяется два раза – первый раз шеренга двигается вперед, во второй назад.
- А мы просо сеяли, сеяли!
- А мы просо вытопчем, вытопчем!
- А чем же вам вытоптать, вытоптать!
- А мы ее конями, конями.
- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
- А мы коней выкупим, выкупим.
- А чем же вам выкупить, выкупить.
- А мы дадим сто рублей, сто рублей.
- Нам не надо тысячу, тысячу.
- А чего же вам надобно, надобно.
- А нам надо девицу, девицу.
- А каку ж вам девицу, девицу.
Команда, выбирающая девицу совещается, а потом поет, называя имя выбранной:
- А нам надо Машеньку, Машеньку!
- Она у нас вшивая, вшивая!
- А мы ее вычешем, вычешем!
- А чем же вам вычесать, вычесать!
- А мы ее гребешком, гребешком!
- Она у нас дурочка, дурочка!
- А мы ее выучим, выучим!
- А чем же вам выучить, выучить!
- А мы ее плеточкой, плеточкой!
- Открывайте ворота, принимайте девицу!
После этих слов одна из девушек переходит к замужним молодкам. Они поют:
- В нашем полку прибыло, прибыло!
- В нашем полку убыло, убыло!
- В нашем полку пиво пьют, пиво пьют!
- В нашем полку слезы льют, слезы льют!
Эти игры, наряду с хороводными, еще в начале XX века были весенними календарными играми.
Облегченным вариантом игр «Бояре» и «А мы просо сеяли» можно считать русскую народную игру «Цепи кованые». Цель у игры та же — разорвать цепь противника.
Игра «Заинька, выходи»
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, развивать речевую и двигательную активность. Способствовать формированию пластики у детей, совершенствованию их музыкального слуха.
Ход игры:
Играющие, взявшись за руки, образуют большой круг. В середине — заинька, избранный считалкой.
Считалка:
Зайчик, зайчик, где ты был?
— Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл да упал,
Снова хвостик замарал!
Зайка спрашивает: «А что мне надо делать?» Ему отвечают: «Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать». Затем идут вокруг зайчика хороводом и поют:
— Заинька, выйди в круг.
Серенький, выйди в круг,
Скорей-скорей выйди в круг,
Скорей-скорей выйди в круг.
И показывают зайчику, как надо выходить. Зайчик выходит на середину круга. А хоровод продолжает:
— Заинька, ты пройдись,
Серенький, ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись.
И делают шаги, показывая, как ходят: шаги обыкновенные, но в то же время как бы торжественные, важные.
Зайчик идет по кругу, направо или налево, куда вздумается.
— Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Вот как, вот как повернись!
Вот как, вот как повернись!
И все разнимают руки и быстро поворачиваются.
И зайчик в кругу поворачивается. Затем:
— Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!
И опять показывают. Заинька тоже топает ножкой — и раз, и два, и три.
— Заинька, руки в боки,
Серенький, руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!
Сами все подбоченились: смотри, зайчик! И зайчик тоже руки в боки.
После этого требуют:
— Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
Вот как, вот как поскачи!
Вот как, вот как поскачи!
И все скачут. Зайчик тоже.
— Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Вот как, вот как попляши!
Вот как, вот как попляши!
Не отстает хоровод от зайчика:
— Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись!
Вот как, вот как поклонись!
Вот как, вот как поклонись!
После этого запевают:
— Заинька, лапкой тронь,
Серенький, лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!
Показывают, как надо лапкой тронуть. Кого он тронет лапкой, тому быть новым заинькой, и вся игра начинается сначала.
Игра «Шел козел по лесу
Игра «Воротики»
Русская народная мелодия «Полянка»
Фортепианное переложение русский народной мелодии для игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Ход игры:
Воспитатель и один ребенок держатся за руки, образуя «воротики». Остальные дети берутся за руки и встают в одну большую цепочку. Под музыку дети цепочкой проходят в «воротики», с окончанием музыки «воротики закрываются» (воспитатель и ребенок быстро опускают руки вниз). Тот ребенок, который оказался внутри «воротиков», тоже встает в «воротики». Игра продолжается до тех пор, пока в цепочке останется один ребенок. Все хлопают в ладоши, а он танцует в середине образовавшегося круга.
Хороводная игра «Как на тоненький ледок»
Цель: научить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Взрослый начинает игру.
Дети стоят в кругу. Выбранный заранее «Ваня» и две подружки отходят в сторону.
Как на тоненький ледок дети поют и показывают, как падал снежок
Выпал беленький снежок. (приседая).
Припев.
Эх! Зимушка – зима, взявшись за руки, дети идут вправо,
Зима снежная была. 2 раза влево.
Выпал беленький снежок, дети выполняют пружинку, Ваня выезжает в круг
Ехал Ванечка – дружок. (ходит, высоко поднимая ноги).
Припев.
Эх! Зимушка – зима, взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе
Зима снежная была. 2 раза влево.
Ехал, Ваня, поспешал, дети пританцовывают, Ваня, бежит и падает.
С добра коня упал.
Припев.
Эх! Зимушка – зима, взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе
Зима снежная была . 2 раза влево.
Он упал и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Припев.
Две подружки увидали, дети идут по кругу, а подружки с Ваней
Прямо к Ване подбежали. пляшут в кругу.
Припев.
Эх! Зимушка – зима, взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе
Зима снежная была . 2 раза влево.
«Бабушка Маланья». Хороводная игра
Цель:
Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.
Организация:
Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:
У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ
ЖИЛИ В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ
СЕМЬ СЫНОВЕЙ,
ВСЕ БЕЗ БРОВЕЙ,- останавливаются.
ВОТ С ТАКИМИ УШАМИ,
ВОТ С ТАКИМИ ГЛАЗАМИ,
ВОТ С ТАКОЙ ГОЛОВОЙ,
ВОТ С ТАКОЙ БОРОДОЙ
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
НИЧЕГО НЕ ЕЛИ
НА НЕЕ ГЛЯДЕЛИ
ДЕЛАЛИ ВОТ ТАК!
Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3.
Список литературы:
1. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 82 - 92
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М. : Знание, 1991. – 128 с.
3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т. И. Оверчук. – М. : Просвещение, 2004. – 164 с.
4. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф, Грибова. – М. : Инфра-М, 2007. – 207 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Патриотизм – это и есть национальная идея, которая должна объединять страну » Владимир Путин, президент РФ
Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. Максим Горький Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие Василий Сухомлинский
. Задача нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. .
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений
Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого. Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Фольклорные произведения: хороводы, песни, танцы русского народа не только вызывают интерес к обычаям, но и помогают воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания и духовный мир детей.
От того, какие песни слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Для этого в репертуар включаются народные песни, народные игры, народные музыкальные инструменты.
Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут нравственно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей малой родине, прививать средствами народного искусства любовь к Родине.
Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Старшие дошкольники знакомятся с произведениями выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.
Одним из этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама. «Мама и Родина очень похожи – мама красивая, Родина тоже». -Это близкие родные люди, окружающие его. -Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Музыка помогает в формировании его чувств в отношении к окружающему миру.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема "Защитников Отечества". Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них "Бравые солдаты", муз. А.Филиппенко и "Будем в армии служить", муз. Ю.Чичкова , «Будущий солдат» Д. Трубочев .
Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Песни, пляски, военные игры дети с гордостью исполняют на празднике, посвященном Дню защитника Отечества.
Песни о маме – самые любимые в детском репертуаре. Они исполняются как на музыкальных занятиях, так и на праздниках, посвященных женскому дню 8 Марта . Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День Матери .
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
Разучивание и исполнение Гимна России вызывает у детей гордость за нашу великую и могучую Державу.
Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», Край родной», « Березонка », « Рябинушка » и др. песни .
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
Для слушания музыки программой предлагается большой репертуар музыкальных произведений, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл "Времена года", А.Вивальди цикл "Времена года", Э. Григ сюита "Пер Гюнт « и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
В заключении, хочется сказать: музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроения ребенка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем. Вызвать...
Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач н...
Консультация "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
Консультация "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"...
Опыт работы "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
В презентации представлены все виды деятельности , формы работы, проводимые педагогами в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...
ИОМ по теме: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
В ИОМ прописаны цели, задачи, шаги маршрута, ожидаемый результат....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
Целью Федеральной программы является разносторонее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народав РФ, ...