Статья "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
статья
Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться интенсивнее и разнообразнее, процесс музыкального развития будет проходить намного успешнее и плодотворнее, вследствие чего, будет успешно достигнута цель музыкального воспитания. Именно поэтому развитие музыкального восприятия представляет собой важное условие в успешном формировании музыкальной культуры воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._razvitie_muzykalnogo_vospriyatiya_.docx | 20.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Корякина Е.Н., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
в различных видах музыкальной деятельности
Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться интенсивнее и разнообразнее, процесс музыкального развития будет проходить намного успешнее и плодотворнее, вследствие чего, будет успешно достигнута цель музыкального воспитания. Именно поэтому развитие музыкального восприятия представляет собой важное условие в успешном формировании музыкальной культуры воспитанников.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию (далее ФГОС ДОО), художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Музыкальная деятельность содержит в себе развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры, знакомство с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, а также воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Восприятие музыки на музыкальных занятиях в детском саду является важной и неотъемлемой частью музыкального развития дошкольников. Одним из главных компонентов восприятия музыки является эмоциональная отзывчивость, которая главным образом выражается через двигательную активность ребенка.
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Ветлугина Н.А. пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».
Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников посредством всех видов деятельности.
Задачи музыкального восприятия:
- Формирование способности сопереживания образу;
- Развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку);
- Формирование оценочного отношения к музыке;
- Обогащение слухового опыта;
- Формирование знаний о музыке.
Особую роль в формировании музыкального восприятия у детей дошкольного возраста можно отвести слушанию музыки
Процесс формирования полноценного музыкального восприятия каждого музыкального произведения может быть условно разделен на несколько стадий.
Первая стадия – первичное прослушивание. Произведение воспринимается цельно, но смутно. Слушатель получает общее впечатление, запоминаются отдельно только яркие детали музыки. Возникает эмоциональный отклик. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Образ, возникающий при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ.
Вторая стадия – чаще происходит при повторном прослушивании. Представляет собой процесс углубления в содержание произведения. Восприятие более осознанное и дифференцированное. Характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Новые впечатления наслаиваются на первичные, создавая положительный образ. Может происходить «привыкание». Дети отмечают контрастность музыкальных образов, различают простейшую структуру произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов.
Третья стадия – последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально- слуховыми представлениями. Восприятие представляет собой взаимодействие целостного эмоционального впечатления от музыкального произведения и осмысленного его восприятия, связанного с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Когда ребенок может передать свое впечатление в игре, пении, танце.
Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки.
Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Желательно, чтобы восприятие музыки сопровождалось просмотром видеоматериалов или слайдов. Считается, что детям свойственно целостное восприятие искусства. Синтез музыки, литературы и живописи обогащает музыкальное восприятие дошкольников.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, детское творчество.
Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активнее и ярче выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются и музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи.
Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает музыкальное восприятие произведения.
Игра на музыкальных инструментах (металлофоны, ксилофоны) так же способствует развитию музыкального восприятия, умению сосредоточить внимание на мелодии, активизирует музыкально-слуховые представления, а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).
Практика показала, что дети со слабо развитым музыкальным слухом, заинтересовавшись инструментами, начинают играть на них сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, у них улучшается даже чистота интонации в пении, музыкальный слух, увеличивается объем голоса, все это способствует более эмоциональному восприятию музыкального материала и его воспроизведения.
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны между собой в общем развитии музыкального восприятия музыки ребенком и чем раньше ребенок начнет принимать свое участие в этих видах музыкальной деятельности самостоятельно или с помощью взрослого наставника, тем ярче и богаче будет сформировано его музыкальное восприятие любого музыкального материала.
Таким образом эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное восприятие развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. Участие в различных видах музыкальной деятельности воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства дошкольника.
Музыкальное восприятие - это активный творческий процесс, в основе которого лежат способность слышать, переживать содержание музыкального произведения как художественно-образное отражение действительности. Стратегия музыкального восприятия будет зависеть от того, насколько человек подготовлен к нему, насколько развита его эмоциональная сфера и личностное отношение к музыкальному произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...
« Использование техники «Эбру» для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста»
Опыт работы музыкального руководителя Брылевой Анастасии Алексеевны...
Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.
Презентация о видах музыкального фольклора и методика знакомства с ними....
«Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»
Приобщение детей к слушанию классической музыки - это одно из важнейших направлений в развитии музыкального восприятия. Это оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качест...
Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".
Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"....
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метания
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метанияМетание – движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствуе...
Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"
Всем приятно слушать слова русской народной песни! И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным ...