Экологический проект в подготовительной группе «Спасём нашу Волгу».
проект (подготовительная группа)
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители и педагоги.
Место реализации проекта: групповое помещение.
По методу: информационный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности проекта: средней продолжительности
Вид проекта: исследовательско-познавательный, творческий.
Цель проекта: формирование познавательного интереса, чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своей малой Родины.
Задачи проекта:
- Формировать познавательный интерес к реке Волге;
- Формировать у детей четкие представления о реке Волге;
- Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки;
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- Обучать творчески подходить к решению проблем;
- Формировать осознанно-правильное отношение к природе.
Актуальность проекта.
Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Проект позволяет формировать у дошкольников исследовательское поведение, экологическое мышление, совершенствовать коммуникативные навыки. Дети знакомятся с историей возникновения названия реки «Волга», а также с литературным и фольклорным творчеством народностей, живущих по берегам великой реки. Ищут ответ на вопросы проекта:
– Почему река Волга является важнейшим водным ресурсом нашего края? – Можно ли считать дельту Волги заповедным краем?
Проблема: Дети живут возле великой русской реки – Волги. А что они знают о реке Волге? Многие, кроме названия – ничего! Когда бывают у реки, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Воспитанники не задумываются о том, как наша жизнь связана с Волгой и мало знают о ее проблемах. Став активными участниками проекта, дети узнают новую познавательную информацию и начнут оберегать и любить ее.
Обеспечение проекта: подбор музыкальных композиций по теме проекта, иллюстраций, детской художественной литературы, ИКТ.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество.
Предполагаемый результат: Воспитанники смогут обосновать, почему Волгу называют великой русской рекой. Научатся бережному отношению к природе и водным богатствам края. Познакомятся с животным и растительным миром реки.
Этапы реализации проекта «Спасём нашу Волгу»
1 этап – подготовительный | ||
Участники проекта | Задачи проекта | Средства решения, мероприятия |
Дети | Выявить уровень представлений детей о Волге как крупном водном ресурсе и бережном отношении к нему. | Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. Проблемная ситуация – метод трех вопросов. Что мы знаем о Волге? Наш город Саратов стоит на реке Волге. Что мы хотим узнать? Какова роль реки в жизни людей? Что наносит ей ущерб и что поможет спасти Волгу? Что для этого нужно сделать? Обратиться за информацией к разным источникам. Разработать проект. |
Родители | Выявить уровень осведомлённости детей и их родителей о проблеме опасного загрязнения Волги, необходимости бережного отношения к воде. Формирование экологического сознания детей и родителей. Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. | Анкетирование родителей. Тема: «Экологическое воспитание в семье». Приглашение в проект «Спасём нашу Волгу»
|
2 этап основной | ||
Понедельник | Вид деятельности | |
Дети |
| Коммуникативная деятельность Презентация «Наша Волга» Программное содержание: формировать знания: - о протяженности реки, о городах, расположенных на берегах Волги, дать представление о понятиях исток, русло, устье; - вызвать желание беречь реку и заботиться о её чистоте; - формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызвать негативное отношение к факторам, загрязняющим реку. Беседа «Мы- Волжане» Познавательно-исследовательская деятельность Подготовка и проведение экспериментов «Свойства воды»: - вода – это жидкость, которая не имеет своей формы,
- вода – прозрачная,
- вода – растворяет вещества,
- вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.
Двигательная активность Дыхательная гимнастика «На корабле» Подвижная игра «Воздух, земля, вода, огонь» Конструирование Изготовление приглашений для родителей и педагогов к участию в проектной неделе. Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» |
Родители | Заинтересовать родителей, показать актуальность направления. | Получение приглашения, изготовленных к участию в проектной неделе.
|
Вторник | ||
Дети |
| Коммуникативная деятельность Беседа «Судоходство на Волге» Познавательно-исследовательская деятельность Экспериментальная деятельность: «Чем загрязняется вода» Цель: определение источника загрязнения воды (водоемов).
Игровая деятельность Игра-ситуация «Вода – это жизнь!» Цель: определение роли воды в жизни человека, животных, растений. Дидактическая игра «Что было бы, если...» Цель: определение изменения жизни животных и растений при отсутствии воды. Двигательная активность Пальчиковая гимнастика «Дом на горе» Подвижная игра «Море волнуется…» Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение С.Г.Романова экологическая сказка «Жила-была река»
|
Среда | ||
Дети |
| Коммуникативная деятельность Беседа «Какую воду мы пьём. Чистая вода-залог здоровья» (ЗОЖ) Игровая деятельность Д/и «Отгадай загадку» Сюжетно-ролевая игра «Путешественники» сюжет поход по берегу реки. Игра-ситуация «Секреты путешественника» (Цель: определение правил поведения путешественника). Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за очищением загрязненной воды. Цель: показать несколько способов очистки воды (марля, вата, песок, уголь).
Двигательная деятельность Гимнастика для глаз «Прогулка» Подвижная игра «Река впадает в море»; Восприятие художественной литературы и фольклора Рассказ Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели» Музыкальная деятельность Частушки «Про Волгу». Самообслуживание и элементы бытового труда «Чистые руки – залог здоровья». Влажная уборка – вытирание пыли с детской мебели и мытьё игрушек. Конструирование из различных материалов Аппликация (коллективная) «Рыбное хозяйство реки Волги «вчера» и «сегодня» (рыба, которая водилась в Волге раньше, и какая водится сейчас) |
Родители |
| Консультация на информационном стенде «Вместе с детьми» (проведение опытов в домашних условиях) |
Четверг | ||
Дети |
| Коммуникативная деятельность Беседа «Рыбное богатство» Игровая деятельность Д/и «Подбери слово» (подбор определений) Д/и «Отгадай загадку» С/р игра «Экологический патруль» (сюжет спасаем водоем от загрязнения) Познавательно-исследовательская деятельность Эксперимент «Вода – растворитель» (все ли растворяется в воде)
Восприятие художественной литературы и фольклора Составление рассказа «Путешествуем по Волге» (какой вид транспорта более удобный и безопасный для путешествия). Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Недалёкое будущее». Двигательная деятельность Самомассаж «Улитка» Подвижная игра «Рыбки плавают в водице» Изобразительная деятельность Рисование «Рыба в Волге». Режимные моменты - бодрящая и дыхательная гимнастика после сна с последующими водными процедурами (умывание прохладной водой лица и рук)
|
Родители |
| Консультация на информационном стенде «Экологическая проблема Волги». |
Пятница | ||
Дети |
| Коммуникативная деятельность Беседа «Что можно и нужно делать для сохранения Волги» (о работе экологов) Видео-экскурсия на водоканал (очистные сооружения) Как происходит очистка воды в больших объёмах. Познавательно-исследовательская деятельность Составление цепей питания. Объяснение взаимосвязей: Водоросли – комары - лягушки – цапля. Водоросли – рыба – птицы. Водоросли – планктон – птицы (рыбы). Водоросли – планктон – птицы – человек. Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра Туристическое агентство» сюжет «Путешествие на теплоходе по Волге» Игра-ситуация «Хорошо-плохо» Двигательная активность Подвижная игра «Щука и караси» Упражнение на профилактику плоскостопия «Утята» Восприятие Художественной литературы и фольклора Стихотворение «Мы экологами стали» Песня «А по камушкам река бежит» Продуктивная деятельность. Изготовление экологических знаков о поведении на берегу рек и в природе вообще.
|
|
|
|
3 этап - заключительный | ||
Дети
| Закрепить представления детей о взаимозависимости человека и природы |
Театральная деятельность.
Показ экологической сказки «Спасение Золотой рыбки» |
|
|
|
Итог проекта:
У воспитанников сформировалось представление об истории реки, о
том, какое значение она играет для людей. Дети познакомились с речной фауной и флорой, начали понимать взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.
Проект помог понять, не только детям, но и родителям, что нужно беречь реку в первозданном величии и вести природоохранную деятельность по сохранению реки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»
Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»...
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу"
Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....
Экологический проект в подготовительной группе на тему: «Птицы – наши друзья».
Экологический проект в подготовительной группе на тему: «Птицы – наши друзья».Паспорт проекта. НаименованиепроектаПроект «Птицы-наши друзья» в подготовительной групп...
Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей» проект (подготовительная группа)
Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей»проект (подготовительная группа)...
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....
Экологический проект в старшей группе "Спасём планету"
Экологический квест-игра«Спасём природу!»для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отноше...