Экологический проект в подготовительной группе «Спасём нашу Волгу».
проект (подготовительная группа)

Наталия Владимировна Наталенко

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители и педагоги.

Место реализации проекта: групповое помещение.

По методу: информационный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности проекта: средней продолжительности

Вид проекта: исследовательско-познавательный, творческий.

Цель проекта: формирование познавательного интереса, чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своей малой Родины.

Задачи проекта:

 - Формировать познавательный интерес к реке Волге;

- Формировать у детей четкие представления о реке Волге;

- Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки;

- Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- Обучать творчески подходить к решению проблем;

- Формировать   осознанно-правильное отношение к природе.

 

Актуальность проекта.

   Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Проект позволяет формировать у дошкольников исследовательское поведение, экологическое мышление, совершенствовать коммуникативные навыки. Дети знакомятся с историей возникновения названия реки «Волга», а также с литературным и фольклорным творчеством народностей, живущих по берегам великой реки. Ищут ответ на вопросы проекта:

– Почему река Волга является важнейшим водным ресурсом нашего края? – Можно ли считать дельту Волги заповедным краем?

 

Проблема: Дети живут возле великой русской реки – Волги. А что они знают о реке Волге? Многие, кроме названия – ничего! Когда бывают у реки, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Воспитанники не задумываются о том, как наша жизнь связана с Волгой и мало знают о ее проблемах. Став активными участниками проекта, дети узнают новую познавательную информацию и начнут оберегать и любить ее.

 

Обеспечение проекта: подбор музыкальных композиций по теме проекта, иллюстраций, детской художественной литературы, ИКТ.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество.

Предполагаемый результат: Воспитанники смогут обосновать, почему Волгу называют великой русской рекой. Научатся бережному отношению к природе и водным богатствам края. Познакомятся с животным и растительным миром реки.

Этапы реализации проекта «Спасём нашу Волгу»

1 этап – подготовительный

Участники проекта

Задачи проекта

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представлений детей о Волге как крупном водном ресурсе и бережном отношении к нему.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод трех вопросов.

Что мы знаем о Волге?

Наш город Саратов стоит на реке Волге.

Что мы хотим узнать?

Какова роль реки в жизни людей? Что наносит ей ущерб и что поможет спасти Волгу?

Что для этого нужно сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Выявить уровень осведомлённости детей  и их родителей о проблеме опасного загрязнения Волги, необходимости бережного отношения к воде. Формирование экологического сознания детей и родителей.

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Анкетирование родителей.

Тема: «Экологическое воспитание в семье».

Приглашение в проект «Спасём нашу Волгу»

 

 

2 этап  основной

Понедельник

Вид деятельности

Дети

 

Коммуникативная деятельность

Презентация «Наша Волга»

Программное содержание:

формировать знания:

- о протяженности реки, о городах, расположенных на берегах Волги, дать представление о понятиях исток, русло, устье;

- вызвать желание беречь реку и заботиться о её чистоте;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызвать негативное отношение к факторам, загрязняющим реку.

Беседа «Мы- Волжане»

Познавательно-исследовательская деятельность

Подготовка и проведение экспериментов

«Свойства воды»:

- вода – это жидкость, которая не имеет своей формы,

 

- вода – прозрачная,

 

- вода – растворяет вещества,

 

- вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.

 

Двигательная активность

Дыхательная гимнастика «На корабле»

Подвижная игра «Воздух, земля, вода, огонь»

Конструирование

Изготовление приглашений для родителей и педагогов к участию в проектной неделе.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге»

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

Получение приглашения, изготовленных к участию в проектной неделе.

 

Вторник

Дети

 

Коммуникативная деятельность

Беседа «Судоходство на Волге»

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность:

«Чем загрязняется вода» Цель: определение источника загрязнения воды (водоемов).

 

Игровая деятельность

Игра-ситуация «Вода – это жизнь!» Цель: определение роли воды в жизни человека, животных, растений. Дидактическая игра «Что было бы, если...» Цель: определение изменения жизни животных и растений при отсутствии воды.

Двигательная активность

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

Подвижная игра «Море волнуется…»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение С.Г.Романова экологическая

сказка «Жила-была река»

 

 

Среда

Дети

 

Коммуникативная деятельность

Беседа «Какую воду мы пьём. Чистая вода-залог здоровья» (ЗОЖ)

Игровая деятельность

Д/и «Отгадай загадку»

Сюжетно-ролевая игра «Путешественники» сюжет поход по берегу реки.

Игра-ситуация «Секреты путешественника» (Цель: определение правил поведения путешественника).

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение за очищением загрязненной воды. Цель: показать несколько способов очистки воды (марля, вата, песок, уголь).

 

Двигательная деятельность

Гимнастика для глаз «Прогулка»

Подвижная игра «Река впадает в море»; 

Восприятие  художественной литературы и фольклора

Рассказ Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели»

Музыкальная деятельность

Частушки «Про Волгу».

Самообслуживание и элементы бытового труда

«Чистые руки – залог здоровья».

Влажная уборка – вытирание пыли с детской мебели и мытьё игрушек.

Конструирование из различных материалов

Аппликация (коллективная) «Рыбное хозяйство реки Волги «вчера» и «сегодня» (рыба, которая водилась в Волге раньше, и какая водится сейчас)

Родители

 

Консультация на информационном стенде «Вместе с детьми» (проведение опытов в домашних условиях)

Четверг

Дети

 

Коммуникативная деятельность

Беседа «Рыбное богатство»

Игровая деятельность

Д/и «Подбери слово» (подбор определений)

Д/и «Отгадай загадку»

С/р игра «Экологический патруль» (сюжет спасаем водоем от загрязнения)

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент «Вода – растворитель» (все ли растворяется в воде)

 

Восприятие художественной литературы и фольклора

Составление рассказа «Путешествуем по Волге» (какой вид транспорта более удобный и безопасный для путешествия).

Разучивание стихотворения

А. Игнатовой «Недалёкое будущее».

Двигательная деятельность

Самомассаж «Улитка»

Подвижная игра «Рыбки плавают в водице»

Изобразительная деятельность

Рисование «Рыба в Волге».

Режимные моменты - бодрящая и дыхательная гимнастика после сна с последующими водными процедурами (умывание прохладной водой лица и рук)

 

Родители

 

Консультация на информационном стенде «Экологическая проблема Волги».

Пятница

Дети

 

Коммуникативная деятельность

Беседа «Что можно и нужно делать для сохранения Волги» (о работе экологов)

Видео-экскурсия на водоканал (очистные сооружения) Как происходит очистка воды в больших объёмах.

Познавательно-исследовательская деятельность 

Составление цепей питания. Объяснение взаимосвязей: Водоросли – комары - лягушки – цапляВодоросли – рыба – птицыВодоросли – планктон – птицы (рыбы)Водоросли – планктон – птицы – человек.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра Туристическое агентство» сюжет «Путешествие на теплоходе по Волге»

Игра-ситуация «Хорошо-плохо»

Двигательная активность

Подвижная игра «Щука и караси»

Упражнение на профилактику плоскостопия «Утята»

Восприятие Художественной литературы и фольклора

Стихотворение «Мы экологами стали»

Песня «А по камушкам река бежит»

Продуктивная деятельность.

Изготовление экологических знаков о поведении на берегу рек и в природе вообще.

 

 

 

 

3 этап  - заключительный

Дети

 

Закрепить представления детей  о взаимозависимости человека и природы

 

Театральная деятельность.

 

 Показ экологической сказки «Спасение Золотой рыбки»

 

 

 

Итог проекта:

У воспитанников сформировалось представление об истории реки, о

том, какое значение она играет для людей. Дети познакомились с речной фауной и флорой, начали понимать взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.

 Проект помог понять, не только детям, но и родителям, что нужно беречь реку в первозданном величии и вести природоохранную деятельность по сохранению реки.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»

Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу"

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....

Экологический проект в подготовительной группе на тему: «Птицы – наши друзья».

Экологический проект в подготовительной группе на тему: «Птицы – наши друзья».Паспорт проекта. НаименованиепроектаПроект «Птицы-наши друзья» в подготовительной групп...

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей» проект (подготовительная группа)

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей»проект (подготовительная группа)...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....

Экологический проект в старшей группе "Спасём планету"

Экологический квест-игра«Спасём природу!»для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отноше...