Презентация "Воспитание и обучение детей с нарушениями речи
презентация к уроку (подготовительная группа)

Логинова Яна Дмитриевна

"Воспитание и обучение детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchepetova_yana_doz-21-1_prezentatsiya_3.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Воспитание и обучение детей с нарушениями речи " Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Работу выполнила: студентка группы ДОЗ-21-1 Щепетова Яна Дмитриевна Нижний Новгород 2023г.

Слайд 2

Речь – это важнейшая психическая функция, которая формируется постепенно, т.е. человек не рождается со способностью говорить. Через речевое общение, сознание человека постоянно пополняется и обогащается тем, что находит отражение в общественном сознании. Речь – это основа коммуникативной функции, которая осуществляется посредством родного языка. В последнее время число детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт, и все чаще выявляются синдромы нарушений речевого развития у детей раннего возраста. При этом они могут быть незначительными, в связи с чем дефекты не замечаются родителями, либо достаточно серьезными. Такие дети требуют особо отношения, поэтому важно, чтобы их воспитание проходило на основании рекомендаций специалистов. Объясняется это тем, что задача родителей заключается не только в формировании полноценной личности ребенка, но и профилактике, а также устранении имеющихся речевых нарушений.

Слайд 3

Какие причины приводят к развитию нарушений речи? Недостаточное внимание со стороны родителей приводит к тому, что они только перед поступлением в школу некоторые из них узнают, что их ребенок не может выговаривать какой-то звук (или несколько звуков). Либо они это замечали, но из-за своей неосведомленности полагали, что это нормальная ситуация для маленьких детей, а звукопроизношение улучшится с годами. Но проблема заключается в том, что любое речевое нарушение, даже если вам кажется, что оно незначительное, не может пройти самостоятельно, т.е. оно требует проведения соответствующей коррекции. Органические причины . Нарушения речи могут развиться по причине 4 органических факторов: Внутриутробные патологии Наследственность Проблемы во время родового периода Заболевания, перенесенные в первые годы жизни ребенка

Слайд 4

Функциональные причины . К числу таких причин относятся следующие факторы : Психотравмы . Сильный стресс, перенесенный ребенком в раннем возрасте, может негативно сказаться на его способности говорить. Непростые социально-бытовые условия , в которых находится ребенок. Часто это становится причиной развития педагогической запущенности и ЗПР. Соматические заболевания. Если организм ребенка постоянно ослаблен какими-то болезнями, то есть риск того, что он начнет разговаривать позже положенного срока. Неправильная речь окружающих . Если ребенок постоянно слышит искаженную речь, то он может начать подражать взрослым, в результате чего у него может развиться заикание, неправильное звукопроизношение и т.д.

Слайд 5

Основные виды речевых нарушений Воспитание и работа с детьми, имеющими различные виды нарушений речи, должны основываться на специфике имеющихся дефектов. Различают следующие виды нарушений устной речи: Афония и дисфония – полное отсутствие или нарушение голоса. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Дислалия – нарушение произносительной стороны речи (при сохранной иннервации речевого аппарата и сохранном слухе). Заикание – нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые остановки речи, неумышленные удлинения звуков. Ринолалия – для этого речевого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения (проще говоря, ребенок гнусавит). Дизартрия – нарушение произносительной и просодической стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана органическим поражением речевых зон головного мозга. Алалия – тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга (при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте).

Слайд 6

Основные функции семьи, в которой есть дети с нарушениями речи Семья, в которой есть ребенок с ОНР или любым другим речевым нарушением, должна выполнять ряд функций, чтобы обеспечить скорейшее избавление от дефекта. К основным функциям семьи относятся: Реабилитационно-восстановительная. Реабилитация детей основывается на профессиональных рекомендациях специалиста. Родители должны обеспечить необходимые условия гармоничного существования ребенка, а также оптимизировать его психическое и физическое состояние. Коррекционно-образовательная. Задача родителей заключается в повышении мотивации ребенка к избавлению от имеющегося недуга. При этом, данную мотивацию нельзя вызвать искусственно, а только через любовь и внимательное отношение. Функция эмоционального приятия . Это значит, что родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его недостатками (включая речевые нарушения).

Слайд 7

Приспособительно -адаптирующая. Родители должны адаптировать ребенка к окружающей его среде, чтобы он понимал, как действовать в той или иной жизненной ситуации . Социализирующая. Дети, у которых есть речевые нарушения, часто оказываются за бортом социальной жизни, потому что они стесняются своего дефекта и нередко становятся жертвой буллинга в школе . Профессионально-трудовая. Дети с нарушениями речи должны с раннего детства обучаться трудовой деятельности. Важно со всем вниманием отнестись к той деятельности, которая больше всего получается у ребенка. Как правило, дети, у которых есть какие-либо речевые дефекты, оказываются способными к творчеству, поэтому задача родителей развить эти навыки. Это важно не только с точки зрения поиска своего места в жизни, но и повышения самооценки.

Слайд 8

Распространенные ошибки родителей Недостаточный уровень знаний родителей в области педагогики и психологии. Если в семье есть ребенок с каким-то отклонениями, то необходимо как можно больше узнавать информации о специфике самого дефекта, методах коррекции, интересоваться публикациями на эту тему и т.д. Личное отношение родителей к своему ребенку, которые по каким-то причинам не хотят принимать своего ребенка таким, какой он есть. Склонность к следованию общественным стереотипам, которые навязывают определенную модель поведения с «больными» детьми. Личностные взаимоотношения внутри семьи. Плохо налаженный быт, нерешенные конфликты и постоянные ссоры между родителями, постоянная занятость на работе, проблемы с деньгами – все это достаточно сильно влияет на ребенка, а также нежелание (или отсутствие времени) заниматься воспитанием в соответствии с рекомендациями специалиста.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи»....

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)

Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова,  подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа  может быть рекомендована  для ...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...