ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова, подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, а так же родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА «Трудные слова» | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Трудные слова»
Обучение детей с нарушением речи
делению слов на слоги
(для детей 6 - 7 лет)
Пинькова
Анна Владимировна
Учитель – логопед
СПДС№18 «Радуга»
г.о. Жигулевск
2013г.
Введение
В настоящее время логопедическая работа в дошкольных учреждениях занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 - 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Исходя из этого, как правило, на первый план логопедической работы выходит коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, а это ведет к возникновению дисграфии и дислексии у школьников.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых нарушений является важнейшей задачей, стоящей перед логопедом и родителями детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
- Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток- молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава-трава)
- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
- Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)
- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)
- Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звукослоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздева Ф.Н., Левина Р.Е., Маркова А.К., Гуровец Г.В, Есеченко Л.Б., Лалаева Р.И. , Ковшиков В.А. и др.
Но, не смотря на это, коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и не полными.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность программы состоит в том, что она:
- объединяет и систематизирует учебный материал по изучению дошкольниками слоговой структуры слов
- основой программы является игровая форма овладения способами деления слов на слоги, для наиболее эффективного обучения и успешного результата в работе с детьми, имеющими нарушения речи;
- программа представляет новую форму исследовательской деятельности дошкольников, так как при разработке авторских конспектов и заданий применяются инновационные сочетания известных методов и приемов.
- разработанная в программе методика игрового коррекционного обучения, увеличивает степень воздействия на создание интереса детей дошкольного возраста к речевой деятельности и является профилактикой дисграфии и дислексии в детском саду
Данная программа может быть рекомендована для использования в дошкольных учреждениях учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, а так же родителям.
Цель программы «Трудные слова» :
Коррекция нарушений формирования слоговой структуры слова у ребенка и подготовка к успешному обучению грамоте.
Задачи:
- Формировать оптико-пространственную ориентацию, возможности
темпо - ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
4. Формировать произносительные навыки.
5. Формировать умение использовать приобретенные навыки в повседневной жизни при общении друг с другом.
6. Воспитывать коммуникабельность, использовать приобретённые навыки в повседневной жизни при общении друг с другом.
Методическое обеспечение программы.
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)
- практический (игра, упражнения)
В программе есть занятия, на определенных этапах которых ведущую роль выполняет ребёнок. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы , методы оценки и самооценки знаний. Для повышения познавательной активности ребёнка на занятиях предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как
- Активизация имеющихся знаний и умений.
- Изучение нового материала.
- Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей.
- Комплексные.
Структура занятия:
Вводная часть:
- Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
- Постановка цели занятия
Основная часть:
- Организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии
- Контроль деятельности детей
Заключительная часть:
Подведение итогов занятия.
Условия реализации
Преодоление нарушения звукослоговой структуры слова достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями звукослоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте, для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Возрастные особенности дошкольников предполагают проведение занятий в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Занятия строятся как путешествие, викторины. Для снятия напряжения используются физкультминутки и малоподвижные игры.
В целях повышения результативности полученные навыки закрепляются педагогами и родителями. По заданию логопеда воспитатели проводят игры направленные на формирование звукослоговой структуры слов, закрепляют навыки фонематического анализа и звукопроизношения.
В процессе развития музыкально-ритмических навыков формируются чувство ритма, ориентация в пространстве, координация движений.
Двигательная активность также способствует формированию пространственной ориентации и координации движений, укрепляют общий мышечный тонус, вырабатывают чувство ритма.
Используя рекомендованные логопедом игры, родители закрепляют полученные навыки индивидуально дома.
Формы работы формированию звуко-слоговой структуры слов:
- Фронтальные
- Подгрупповые занятия
- Индивидуальные занятия.
Категория обучающихся: дети с ОВЗ 6-7 лет
Срок освоения данной программы: 14 академических часов
Тематический план программы «Трудные слова».
№ п/п | Тема | Цель НОД | Форма проведения | количество часов |
1 | «Путешествие в страну звуков» | Активизация знаний звукового анализа | Комплексное | 2 |
2 | «Запутанные слоги» | Активизация имеющих знаний по слоговой структуре слова | Комплексное | 2 |
3 | «Задания от Василисы Премудрой» | Знакомство с правилом деление слов со стечением согласных в середине слова | Подгрупповое (Индивидуальные) | 1 |
4 | «Волшебная книга» | Закрепление умения использовать правило деления слов со стечением согласных в середине слова | Фронтальное | 1 |
5 | «Письмо от веселых щенков» | Знакомство с правилом деление слов со стечением согласных в начале слова | Подгрупповое (Индивидуальные) | 1 |
6 | «Щенок в беде» | Закрепление умения использовать правило деления слов со стечением согласных в начале и середине слова | фронтальное | 1 |
7 | «Навестим друзей – щенков» | Знакомство с правилом деление слов со стечением согласных в конце слова | Подгрупповое (Индивидуальные) | 1 |
8 | «Задания от веселых щенков» | Закрепление умения использовать правило деления слов со стечением согласных в начале, середине, конце слова | Фронтальное | 1 |
9 | «Поиграй-ка» | Закрепление в дидактических играх умение делить слова различных слоговых конструкций | Комплексное | 2 |
10 | «Страна запутанных слогов» | Закрепление умения использовать в речи слов различной слоговой конструкции | комплексное | 2 |
Всего: 14 часов.
Основное содержание программы.
Подготовительный этап.
Задачи:
- Активизировать и систематизировать понятия «звук», и «буква»
- Закрепить умение давать характеристику звуку (гласный-
согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой
ответ грамотным научным языком.
- Совершенствовать умение определять место звука в слове.
- Совершенствовать умение делить простые слова на слоги и
производить звуковой анализ слова
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные
средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков
в слове)
- Закреплять умение выделять ударный слог и ударный гласный
звук в слове
Коррекционный (обучающий)
Коррекционный этап строится на материале игры «Веселые щенки», а также используются и другие игры направленные на коррекцию звуко-слоговой структуры слова.
Дидактическая игра «Веселые щенки»
Цель игры: обучение умению делить на слоги, используя правило деления
слов со стечением согласных
Задачи игры:
1. Закреплять знания о слогообразующей роли гласных звуков.
2. Познакомить с особенностями слов со стечением согласных.
3. Сформировать умение делить слова со стечением в середине.
4. Сформировать умение делить слова со стечением в начале.
5. Сформировать умение делить слова со стечением в конце.
Оборудование:
Демонстрационный материал: предметные картинки, фишки для звукового анализа, карточка – правило (сюжетная и схематическая).
Раздаточный материал: фишки для звукового анализа, карточки – правила.
Методические указания:
Дети получают предметную картинку и проводят звуковой анализ, выкладывая под картинкой фишки- звуки. Затем воспитатель показывает картинку – схему, обозначающую правило деления на слоги в данном случае. (Например: Если на карточке два хозяина- гласных звука, а между ними два щенка, значит стечение согласных в середине слова и каждый гласный забирает себе по одному согласному; если на карточке нарисованы два щенка и один хозяин-гласный - соответствует стечению согласных в начале слова и оба согласных принадлежат одному гласному, значит составляют один слог и т.п.) Затем детям предлагается соответствующая схема - карточка-правило, состоящая из красных (гласный) и черных (согласный) квадратиков. Согласный обозначается черным, т.к. в слове он может быть и твердым и мягким, поэтому на карточке - правила предлагается использовать нейтральный цвет. Дети, соотнося карточку-правило со звуковым анализом, определяют место «заборчика» - палочки разделяющей слово на слоги. После такого подробного анализа дети на карточке со звуковым анализом слова делят слово на слоги.
На первом этапе работа проводится по подгруппам или индивидуально. Анализ и работу со схемами проводит педагог на доске. Затем на доске работает ребенок, а педагог с остальными детьми комментируют правильность проведения анализа и деления на слоги. Когда дети освоят работу с карточками, каждый получает индивидуально задание и анализирует своё слово. В данной игре может использоваться как самоконтроль, так и взаимоконтроль. Каждый случай деления слова на слоги проговаривается ребенком.
Закрепляющий.
Задачи:
1.Совершенствовать навык выполнения звукового анализа.
2. закреплять умение делить слова различных слоговых конструкций
3. использовать в речи слов различной слоговой конструкции.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок умеет различать понятия «звук», «слог», «слово». Определять и называть последовательность звуков и слогов в словах. Подбирать слова с заданным звуком, слогом, определять место звука или слога в слове.
2.Способен самостоятельно выполнять звуковой анализ и давать характеристику звукам.
3. Умеет составлять слова из предложенных звуков и слогов.
4.Умеет делить слова со стечением согласных на слоги.
5. Сформировано умение поддерживать беседу, не избегая слов сложной слоговой конструкции.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 48 с.
2. Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». –96с.
3. Винарская Е.Н. Нарушение пространственной организации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. – Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961 – С. 184 – 236.
4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С.Ляпидевского. - М. 1968 год.
5. Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. ч. 1, под редакцией проф. Галкиной – Федорчук Е.М. – М.: Издательство московского университета, 1962 - 343 с.
6. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369 с.
8. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 320 с.
9. Зееман М.Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского: Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского.— М., 1962. — С. 89.
10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М-В.: 2001. – 411 с.
11. Зимняя И.А. Упреждающий синтез и вероятное прогнозирование в речевом поведении. – М.: Наука, 1973. – 431 с.
12. Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат. – СПб, 2002.
13. Китаева Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000, с 67 – 68.
14. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачев, 2001. – 96 с.
15. Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Логопедия в ДОУ)
16. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.: ил.
17. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.
18. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 37 с.
19. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 245 с.
20. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил.
21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический прект, 2000. – 504 с.
22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
23. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика. – М.: Просвещение, 1984. – 168 с.
24. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
25. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для пед. Институтов / Тихонов А.Н. – М. «Просвещение», 1981. – 270 с.
26. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. - М. 1964 год.
27. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224. – (Библиотека логопеда-практика).
28. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 384 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)
Целью программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старше...
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Рабочая программавоспитания и обучения детей с нарушениями речи5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленностив условиях логопункта...
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи
Адаптировання основная общеобразовательная программа дошкольного образования (АООП ДО - далее) для детей с нарушениями речи составлена мною для работы в группах компенсирующей направленности с учетом ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Деление слов на слоги»
Основная общеобразовательная программа ДОУ:«Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема: (в соответствии с к...