"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья

Милованова Виктория Олеговна

Патриотизм представляет собой одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями развития человеческих общностей. В философской и психолого-педагогической литературе под патриотизмом понимается «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_detei_doshkolnogo_vozrasta.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Введение:

  • Согласно Федеральной Образовательной Программе, целью дошкольного образования, является  разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
  • Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, одной из основных задач дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».  

Это указывает на важность патриотического воспитания как неотъемлемой части образовательного процесса в дошкольной организации.

 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной и значимой проблемой в современной педагогической науке и практике.

Теоретическое и практическое обоснование этого направления работы с дошкольниками находит свое отражение в ряде научных исследований.

Психолого-педагогические исследования доказывают, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования основ патриотизма. В этот период у ребенка активно развиваются нравственные чувства, эмоциональная отзывчивость, интерес к окружающему миру (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Именно поэтому так важно в данном возрасте заложить фундамент патриотических качеств личности.

Философы и психологи отмечают, что основы любви к Родине, гордости за свою страну формируются в раннем и дошкольном детстве через близкие ребенку образы - семья, дом, родная природа (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, В.А. Сухомлинский) . По мере взросления ребенка данные чувства расширяются и наполняются новым содержанием.

Современные педагогические исследования в области патриотического воспитания дошкольников (Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семёнова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская) доказывают, что целенаправленная, систематическая работа в этом направлении способствует формированию у детей чувства любви к Родине, уважения к ее истории и традициям, гордости за достижения своего народа.

Таким образом, научное обоснование актуальности и значимости патриотического воспитания детей дошкольного возраста находит отражение в нормативных документах, психолого-педагогических и философских исследованиях. Это подтверждает необходимость целенаправленной работы в данном направлении в дошкольных образовательных организациях.

Основная часть:

Сущность понятия «патриотическое воспитание»

Патриотизм представляет собой одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями развития человеческих общностей. В философской и психолого-педагогической литературе под патриотизмом понимается «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование первичных представлений о малой и большой Родине, ее истории и культуре, воспитание любви и уважения к семье, родному дому, детскому саду, родному городу (селу), родной природе, а также к государственной символике, традициям народа.

Методы и формы патриотического воспитания в ДОО

  • Важным средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются тематические занятия, беседы, экскурсии. Они направлены на расширение представлений детей о родной стране, ее истории, культуре, традициях, национальных особенностях.

На занятиях педагог знакомит дошкольников с государственной символикой (флаг, герб, гимн), рассказывает об известных людях и их вкладе в развитие страны, обсуждает с детьми праздники народного календаря и их значение. Беседы патриотической направленности помогают сформировать у детей чувство гордости за свою Родину, ее достижения.

  • Экскурсии в краеведческий музей, на выставки народного творчества, к памятникам и достопримечательностям родного города (села) способствуют эмоциональному восприятию дошкольниками культурно-исторического наследия своей малой и большой Родины.
  • Важную роль в патриотическом воспитании детей играют произведения художественной литературы, фольклор. Чтение и обсуждение сказок, стихотворений, рассказов о Родине, ее природе и людях помогает сформировать у дошкольников первичные представления о своей стране. Приобщение детей к устному народному творчеству (потешки, пестушки, загадки, народные песни и игры) способствует воспитанию интереса к культуре и традициям своего народа.
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) на патриотические темы закрепляет полученные представления и развивает эмоциональное отношение к Родине.
  • Центральное место в системе патриотического  воспитания детей занимают тематические праздники и развлечения в ДОО.  Они повышают интерес детей к истории и культуре родной страны, создают эмоциональный подъем, воспитывают чувство гордости за свой народ. Это могут быть музыкально-литературные композиции, театрализованные представления, народные игры и забавы, конкурсы и викторины на патриотические темы. Такие мероприятия формируют у дошкольников осознанное отношение к культурному наследию своей Родины.
  • Еще одним важным условием успешного патриотического воспитания детей является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Родители выступают первыми наставниками ребенка в формировании его патриотических чувств. Педагоги организуют совместные мероприятия с семьями (праздники, экскурсии, творческие проекты), вовлекают родителей в педагогический процесс. Это способствует единству подходов к патриотическому воспитанию, позволяет сформировать у детей целостное восприятие Родины.

Организация предметно-пространственной среды, способствующей патриотическому воспитанию

Важную роль в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста играет предметно-пространственная среда дошкольной организации. Она должна быть организована таким образом, чтобы пробуждать у детей интерес к истории, культуре и традициям своей Родины.

Оформление групповых помещений, коридоров, фойе детского сада может включать разнообразные элементы, связанные с патриотической тематикой. Это могут быть:

  • тематические стенды, панно, плакаты, отражающие символику России, её природу, достопримечательности, известных людей;
  • выставки детских работ на патриотические темы (рисунки, аппликации, поделки);
  • фотографии и информационные материалы о родном городе (селе), его истории и достопримечательностях;
  • уголки, посвященные национальным традициям и народным промыслам.

Такое оформление предметно-пространственной среды способствует формированию у детей первичных представлений о своей малой и большой Родине, вызывает чувство гордости и любви к ней.

Заключение:

Подводя итог, следует отметить, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является важным направлением работы в дошкольных образовательных организациях. В этом возрасте закладываются основы ценностного отношения ребенка к окружающему миру, формируются первичные представления о Родине, её истории и культуре.

Грамотно организованная педагогическая работа по патриотическому воспитанию способствует становлению гражданской идентичности ребенка, развитию его нравственных качеств, таких как любовь к Родине, гордость за её достижения, уважение к культурному наследию. Это создает прочный фундамент для дальнейшего развития личности ребенка как патриота и гражданина своей страны.

Актуальность и значимость патриотического воспитания дошкольников определяет необходимость дальнейшего совершенствования работы в этом направлении в системе дошкольного образования.

Перспективными направлениями развития могут быть:

  • разработка современных эффективных технологий патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей детей;
  • создание инновационных учебно-методических комплексов, пособий, дидактических материалов для педагогов и родителей;
  • организация повышения квалификации воспитателей в области патриотического воспитания;
  • активизация взаимодействия дошкольных организаций с семьями воспитанников, учреждениями культуры и общественными организациями.

Комплексный подход к реализации данных направлений позволит обеспечить высокое качество и результативность патриотического воспитания детей дошкольного возраста, заложить прочный фундамент для становления гражданской позиции подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
  3. Жордочкина И. В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых учёных. — Минск, 2010. — С. 69–70.
  4. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.
  5. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...