Занятие по развитию речи "Первоцветы" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Светлана Андреевна Бурилина

Занятие по развитию речи "Первоцветы" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №5

 «Детский сад комбинированного вида»

«Конспект занятия по речевому развитию

«Первые весенние цветы» для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности»

                                                                                             Бурилина С.А.  

                                               Воспитатель старшей группы «Веселые стрижи»

Цель: уточнить и расширить знания детей о первых весенних цветах.

Образовательные задачи: уточнить и расширить представление о первых цветах весны, учить различать и правильно называть растения, выделяя характерные их признаки, учить сравнивать растения, находить различия и сходство, дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию.

Развивающие задачи: обогащать словарный запас, развивать связную речь, внимание, память, воображение детей, их образные представления.

Воспитательные задачи: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, к живой природе.

Словарная работа:

Пассивный словарь: огненный, алый, золотой, благоухающий, лютый, жгучий.

Активный словарь: весенний, майский, ранний, цветы-как бусинки, ствол похож на косичку.

Предварительная работа:

Методы и приёмы: метод обучения, игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением первоцветов, магнитная доска, карточки с последовательностью роста цветка, клей-карандаш, простые карандаши, наглядные пособия в виде тени цветка, красная книга редких цветов России,

Демонстрационный материал:

Иллюстрации цветов, картинки с изображением леса и огорода, цветы-тень, красная книга  

Раздаточный материал:

Разрезные картинки в виде пазла(ландыш и огоньки), простые карандаши, карточки рост цветка, вырезанные цветы (лесные и садовые), клей-карандаш.

I. Вводная часть

Воспитатель: ребята сегодня у нас гости, давайте мы поприветствуем их

Приветствие

Что такое здравствуй!

Лучшее из слов

Потому, что здравствуй

Значит будь здоров

Правила запомни!

Знаешь-повтори

Взрослым это слово

Первым говори.

-Здравствуйте!

II. Основная часть

Воспитатель: ребята, мы сегодня с вами будем настоящими учеными и покажем все свои знания по теме первоцветы. Но мы знаем, что первоцветы делятся на два вида. Какие? (лесные, садовые). Правильно. И если вы внимательно посмотрели, то на столах вы увидели картинки. Это изображение лесовичка и садовника. А это значит, что сегодня, кто-то из вас будет в команде лесочки, а кто-то в команде садовники. (На столах стоят картинки с изображением лесовичка и садовника)

Перед тем, как вы вытяните жребий предлагаю вам произнести наш девиз.

Девиз

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Воспитатель: итак, предлагаю выбрать каждому цветок и с обратной стороны у вас появится картинка с изображением лесовичка или садовника. (дети друг за другом берут цветочек и садятся на свои места)

Для каждой команды будет задание, которое будут оценить наши гости т к они сегодня будут членами жюри. Уважаемые судьи пожалуйста за каждый правильный ответ необходимо прикрепить один цветочек под картинкой данной команды и самое главное будут оцениваться не только правильные ответы, но и также будет оцениваться поведение, за баловство будет убираться один цветочек, то есть минус балл. Правила всем ясны? Отлично, а мы начинаем наше соревнование

№1 Первое задание «Красная книга»

Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста, что у меня в руках? Правильно, это красная книга редких растений, которых осталось очень мало, у меня есть два конверта в которых лежат детали какого-то цветка, вам необходимо собрать цветок и правильно назвать его, затем мы поместим эти цветы в нашу красную книгу. Необходимо собрать и закрепить с помощью детали с помощью клея на картоне. Когда вы соберете, то поднимаете руку, что вы готовы ответить.

№2 Второе задание «Скажи, где находится насекомое»

  1. Божья коровка сидит на лютике
  2. Гусеница ползет по ландышу
  3. Муравей сидит рядом с маком
  4. Пчела спряталась за мать-и-мачеху
  5. Бабочка порхает над медуницей
  6. Кузнечик сидит под ирисом

Воспитатель: вам необходимо назвать, где сидит насекомое и на каком цветке. У каждой команды будет свое задание. Начинаем предложение с насекомого где оно расположено и на чем.

№3 Пальчиковая игра «Наши нежные цветки»

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении. 

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

№4 Четвертое задание «Отгадай цветок по описанию»

Воспитатель: также для каждой команды будет предложено свое задание по моему описанию вы должны узнать какой что это за цветок.

  1. В тенистых уголках леса цветет еще один весенний цветок. Цветет он в мае — начале июня. Его листья широкие, кверху заостренные, плотно прилегают к стеблю. На стрелочке-веточке друг за другом расположены горошинки-цветочки. При цветении этого цветка лес наполняется нежным благоуханием.

    (ландыш)

  1. Этот цветок желтый и пушистый. Стебель цветка окружают темно-зеленые листья в форме сердечек. Листья с верхней стороны гладкие и прохладные, а с нижней – бархатистые. Его стебли похожи на косички.

(Мать и мачеха)

  1.  Когда цветет этот цветок то кажется, что вернулась зима и украсила всё вокруг большими белыми снежинками. Но вот нахмурится небо, соберётся дождь, и цветы-снежинки тут же закроются, будто растают. А выглянет солнце, они снова оживут, раскроются и примутся кивать головками весеннему ветерку. её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра. И даже второе название растения также произошло от греческого слова «анемос», что значит «ветер».

(ветренница)

  1. Цветки ярко-желтые, блестящие, его второе имя – «куриная слепота» его назвали именно из-за жгучего и ядовитого сока. «Жгучий» по-народному означает «лютый». А за небольшой размер цветок называют уменьшительно-ласкательно

(лютик)

№5 Игра-задание с мячом «какой цветок»

Мак- красивый, красный, алый, цветущий, полевой.

Ландыш- зеленый, нежный, великолепный, белый, распустившийся

Медуница- сладкая, синяя, вкусная, лесная, душистая, медоносная

Нарцисс- желтый, золотой, весенний, нежный, майский

Подснежник-незабываемый, лесной, первый, первый, белый

Лютик- нежный, лютый, ядовитый, желтый.

Гиацинт-розовый, лиловый, пышный, ароматный

Огоньки-яркие, огненные, редкие, золотистые

Примула-мягкая, яркая, разноцветная, низкая

Тюльпан- красный, желтый, розовый, сортовой, высокий.

Задание №6 «Посади цветок правильно»

Воспитатель: Ребята следующее задание такое, у меня есть картинки с изображением леса и огорода, вам необходимо будет правильно посадить цветок. У вас у каждого на столе лежит цветок, который вы должны посадить. Я буду вызывать по одному из каждой команды. Вы должны будете правильно этот цветок назвать, где он растет и прикрепить, то есть посадить его.

Задание №7 «Правильно расположи карточки как вырастает цветок из семечка»

Следующее задание для команд, вам необходимо правильно вырастить цветок. Каждой команде необходимо вместе сообща правильно расположить картинки и как только вы решили, что у вас правильно, только тогда с помощью клея прикрепляете. И в конце вам нужно будет еще правильно написать цифру поэтапного роста. Вы готовы? Тогда приступаете к работе, как только у вас будет все готово поднимаете руку. (в конце прикрепляю на доску правильный вариант роста цветка и мы сравниваем)

№8 Игра «вспомни кто какой цветок описывал»

Давайте сыграем в игру и потренируем нашу память. Вам необходимо подбежать и коснуться того, кто описывал цветок, который я сейчас назову.

Мак- красивый, красный, алый, цветущий, полевой.

Ландыш- зеленый, нежный, великолепный, белый, распустившийся

Медуница- сладкая, синяя, вкусная, лесная, душистая, медоносная

Нарцисс- желтый, золотой, весенний, нежный, майский

Подснежник-незабываемый, лесной, первый, первый, белый

Лютик- нежный, лютый, ядовитый, желтый.

Гиацинт-розовый, лиловый, пышный, ароматный

Огоньки-яркие, огненные, редкие, золотистые

Примула-мягкая, яркая, разноцветная, низкая

Тюльпан- красный, желтый, розовый, сортовой, высокий.

№9 «Назови правильно цветок по тени»

Воспитатель: вам необходимо правильно определить цветок по его тени и затем назвать его и сказать как вы догадались то есть назвать признаки.

Подснежник

Нарцисс

Ландыш

Ирис

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ребята, а сейчас хотелось у вас узнать, как прошло наше занятие.

Что было самым трудным? (правильно определить, где растет цветок на огороде или в лесу)

Что было самым интересным? (выкладывать как из семечка растет цветок)

Что ещё не получилось? (описать цветок какой он желтый, солнечный, весенний…)

Что у тебя получилось лучше всего? (пальчиковая гимнастика)

Кто помог тебе (Арсений) сегодня? (Агата, Лена)

Что у тебя не получилось и почему? (Я волновался и не вспомнил)

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось? (буду спрашивать      если не помню)

         Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. (все хорошо отвечали, но Тема и Катя лучше всех)

         Скажите, а какие задания вы сегодня сделали?

№1 Первое задание «Красная книга» (мы собирали цветок в виде     пазла, он редкий и занесен в красную книгу)

№2 Второе задание «Скажи, где находится насекомое» (нужно было правильно рассказать по картинке на каком цветке находится насекомое)

№3 Пальчиковая игра «Наши нежные цветки» (наши пальчики были цветочками)

№4 Четвертое задание «Отгадай цветок по описанию» (мы слушали и как в виде загадке определяли какой это цветок)

№5 Игра-задание с мячом «какой цветок» (описать цветок мак красный, алый, майский)

№6 «Посади цветок правильно» (мы приклеивали(садили) цветочки правильно, где они растут на огороде или в лесу)

№7«Правильно расположи карточки как вырастает цветок из        семечка» (раскладывали друг за другом карточки как растет цветок из семечка)

          №8 Игра «вспомни кто какой цветок описывал» (мы тренировали память и всспоминали кто говорил про какой цветок)

№9 «Назови правильно цветок по тени» (по тени мы определяли какой это был цветок)

Ребята вы сегодня большие молодцы, очень быстро и ловко выполняли все мои задания и за это вы получаете и дипломы, в которых написано, что вы сегодня участвовали в открытом мероприятии по теме «Первоцветы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...