Конспект открытого занятия по развитию функциональной грамотности в разновозрастной группе 5-7 лет.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Мария Владимировна Шевцова

Вашему вниманию представлено занятие по развитию функциональной грамотности в группе общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет на тему: «Мы идём в магазин». В ходе данного занятия мы решаем следующие задачи:

  1. Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.
  2. Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.
  3. Развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам.
  4. Формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.
  5. Развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.
  6. Воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrtye_zanyatie.docx182.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОСИНКА»

ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

412316, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Красина, д. 96

телефон: 8(84545)4-00-74, e-mail: orehovagalina2011@yandex.ru

Конспект занятия по развитию функциональной грамотности

для детей 5-7 лет

«Мы идём в магазин»

Шевцова Мария Владимировна

воспитатель МДОУД/С «Росинка» г. Балашова

Балашов, 2024

Тема: Мы идём в магазин

Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций.

Задачи:

1) Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.

2) Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.

3) Развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам.

4) Формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.

5) Развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.

6) Воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационные карты-таблицы к игре «Найди девятый» (5 шт.); конверты с монетами (10шт); вывески с названиями отделов (5 шт.); карты с изображениями одежды, продуктов, цветов, рабочих инструментов, мебели, обуви; товары бытовой химии, игрушки, в том числе резиновые и меховые медведи, пакет с ручками, конфеты двух сортов, обувь, фрукты, овощи, другие продукты, записка, плакат к игре в ассоциации, стулья по количеству детей, стол, маркер.

1.Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня Я пришла к Вам в гости, дайте поиграем вместе. Какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку

Нужно хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы скорей берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в … (магазин).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю нам сегодня отправиться в магазин. Хотите?

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а что можно купить в магазинах? (хлеб, мыло, сметану, торт, шапку, игрушку, рис, бананы, диван, и др.) .

Воспитатель: Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно. Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся.

Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)

Воспитатель: Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? Продукты! Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)

Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда). Значит, какой магазин, если в нём продаётся одежда? (магазин одежды). Какая ещё одежда в нём может продаваться? (дети перечисляют).

Диван, кровать, стол – одним словом (мебель), значит магазин мебельный. Какая ещё мебель в нём может продаваться? (перечисляют).

Сапоги, валенки, ботинки – это обувь, значит обувной магазин. Какая ещё обувь в нём может продаваться?

Молоток, топор, плоскозубцы - рабочие инструменты, значит магазин рабочих инструментов.

Орхидея, роза, кактус - цветы, значит магазин цветочный.

Воспитатель: Ребята, а без чего мы не можем пойти в магазин? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, без денег, мы не сможем сделать покупки. Как вы понимаете, что такое деньги?

Дети: Это то чем мы расплачиваемся, когда покупаем какой-то товар, получаем услугу.
Воспитатель: Какие бывают деньги? (бумажные-купюры, и монеты из металла)

 Где мы используем деньги в повседневной жизни?
Ответы детей: Покупка продуктов питания, предметов быта, оплата проезда в транспорте, покупка каких – либо подарков и многое другое.

Воспитатель: Ребята, а откуда берутся деньги? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня ваши родители из своего семейного бюджета каждому из вас выделили деньги, и оставили конверты, с которыми мы сегодня с вами отправимся по магазинам.

 Дети разбирают конверты по своим меткам.

Воспитатель: Да, чуть не забыла, сегодня утром моя соседка, бабушка попросила меня купить ей в магазине продукты и внучке гостинцы. Ребята, давайте заглянем в пакет за списком товаров, которых нужно купить (достаю 5 таблиц с запиской).

Игра «Найди девятый» (на развитие логического мышления, аналогии)

Воспитатель:  (читаем записку) «Купите мне то, что должно быть в пустой клеточке» (разгадываем: мыло, сандалии, яблоки, мягкого мишку, фломастеры).

Здесь ещё написано: «Они должны быть: 10-го размера, туалетное детское, меховой бурый, зелёные 3 штуки, оставляет на бумаге цветные следы».

Как вы думаете, о чём идёт речь?

Воспитатель: Вот бы всё это купить сразу в одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и моющие средства?

Дети: Супермаркет.

Воспитатель: Правильно, и он как раз перед нами, а в нём разные отделы. Этот супермаркет необычный. В нём, нет ценников. Как думаете, как мы можем узнать цену товара? (варианты детей). А для этого нам нужно поделить название товара, т.е. слово на слоги. Сколько слогов в слове столько и стоит наш товар.

Воспитатель: Давайте представим, что это большой супермаркет. Пойдемте к первому отделу. Предлагаю детям прочитать название отдела «Ч и с т ю л я ». Как вы думаете, ребята, что здесь продаётся ?

Дети: моющие средства или бытовая химия.

Игра «Что лишнее»

Воспитатель: Как вы думаете, чего не должно продаваться в этом отделе? (дети находят 2 лишних предмета: банан, сланцы). Правильно! Наверное, продавец что–то перепутал. Что нам здесь нужно взять?

Дети: Мыло туалетное детское, стиральный порошок.

Воспитатель: Ребята, кто хочет совершить покупку в этом отделе?

(делим слова на слоги: МЫ-ЛО 2 слога – 2 рубля, ПО-РО-ШОК 3 слога – 3 рубля)

Воспитатель:  Идем к следующему отделу, читаем вывеску: отдел «К а б л у ч о к ». Как вы думаете, ребята, что мы можем купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь). (рассматриваю обувь и преднамеренно некоторые пары меняю местами)

Игра «Что изменилось»? (на развитие зрительного внимания)

Воспитатель: Ребята, вы помните, где стояла эта обувь? Ведь в магазине нужно ставить всё на свои места (дети меняют местами, как было). Ребята, напомните, пожалуйста, что нам здесь нужно было купить?

Дети: Сандалии 10-го размера,  домашние тапочки.

Дети делят слова на слоги и покупают товар ( САН-ДА-ЛИ-И 4 слога - 4 руб.,  ТА - ПОЧ –КИ 3 слога- 3 руб. ).

Воспитатель: Пойдёмте дальше за покупками. (Читаем вывеску) отдел «Р а д у г а ». Что здесь можно купить, ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам нужно здесь купить?

Дети: Фломастеры, раскраску.

Игра «Раскрась радугу»

Воспитатель: Ребята посмотрите, что-то с вывеской не так?

Дети:  Дуги не закрашены, не наполнены цветом.

Воспитатель: Давайте доделаем вывеску и тогда сможем купить нужный товар.

Дети заполняют контурные изображения дуг, полосками соответствующего цвета.

Воспитатель: Вы справились, теперь делим на слоги и покупаем товары.

(ФЛО-МАС-ТЕР 3 слога – 3 руб., РАС-КРАС-КА 3 слога – 3руб.).

Воспитатель: Пойдёмте дальше за покупками. (Читаем вывеску) отдел «Л а к о м к а ». Что здесь можно купить, ребята? (продукты). Что нам нужно здесь купить?

 Дети: Яблоки зелёные 3 штуки, конфеты.

Воспитатель: Конечно, (удивлённо) но только здесь, почему-то, всё перепутано, наверное, это сделал какой-то рассеянный покупатель. Давайте, мы разложим всё по своим местам.

Игра «Овощи, фрукты, конфеты» (на развитие классификации)

Воспитатель: Ребята Вам нужно разделиться, одна группа разложат овощи и фрукты, а другая – конфеты (круглые и прямоугольны) по отдельным контейнерам.

Воспитатель: Теперь, когда все на своих местах, Вы можете совершить наши покупки.

Дети делят слова на слоги и покупают товар (ЯБ-ЛО-КО 3 слога - 3 руб.,  КОН-ФЕ-ТЫ 3 слога- 3 руб.).

Игра «Ассоциации»

Воспитатель: Ребята, а откуда товары попадают в магазин? (ответы детей).

Предлагаю сесть за столы, раскладываю на стол плакат-таблицу:

  1. Молоко – корова;
  2. Семечки – подсолнух;
  3. Хлеб – колосок;
  4. Банан – пальма;
  5. Грибы – лес;
  6. Яйца – курица;
  7. Морковь – грядка;
  8. Яблоко – яблоня;
  9. Обувь – обувщик;
  10. Одежда – швея.

Воспитатель: 

- Ребята, куда мы сегодня с вами ходили? (в большой магазин, супермаркет)

- Что покупали? По чьей просьбе?

- В каких отделах магазина побывали?

- А давайте теперь посмотрим в ваши конвертики, у кого остались деньги? (ответы детей). Дети, у которых деньги закончились, можете взять свои покупки, и отправится домой (в группу).

Воспитатель:  А мы с вами отправляемся в последний отдел нашего супермаркета. Читаем название отдела: отдел «С л о н ё н о к ». Что здесь может продаваться, ребята (игрушки). Кого нам здесь нужно купить?

Дети: Мягкую игрушку – мишку, матрешку.

Игра «Сравни игрушки»

Воспитатель: Сколько здесь медведей? (здесь три медведя). Они все разные или одинаковые (разные).

Воспитатель: Чем похожи медведи (цветом) А чем они отличаются (размером, материалом: резиновый и меховые).

Чем отличаются матрешки? (высотой, величиной, цветом)

Выбираем одного медведя, матрешку и делаем покупки ( МИШ-КА 2слога – 2 руб., МАТ – РЕШ - КА 3слога - 3 руб.). Складываем в пакет.

Воспитатель: Мы сделали с вами все покупки, вечером я передам их своей соседке.

- Ребята, что было необычном в нашем супермаркете?

- Что Вам больше понравилось делать?

- Что было сложно?

- Мне было с вами очень интересно, на этом мы с Вами заканчиваем и со всеми прощаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей разновозрастной группе.

Цель: формировать предпосылки учебной деятельности, используя разные виды словесных игр, речевых упражнений.Задачи:- совершенствовать связную, диалоговую речь, её выразительность; активизировать ...

Конспект открытого занятия по лепке в 1 младшей разновозрастной группе

Конспект открытого занятия по лепке в младшей разновозрастной группе...

Конспект открытого занятия по рисованию во второй младшей разновозрастной группе «Компот»

Конспект открытого занятия по рисованию во второй младшей разновозрастной группе «Компот»...

конспект открытого занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Зимушка- зима"

На занятии закрепляется понятие о зиме, зимних явлениях, дети учатся отвечать на вопросы по теме, образовывать новые слова, назывть следы зверей и птиц, отгадыватьзагадки, рисовать печатками зимний пе...

Конспект открытого занятия на тему «Безопасность дома» в разновозрастной группе

Цель:  Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту, продолжать закреплять о  правилах пользования ими.Задачи: Формировать представления детей об опасн...

Открытое занятие по развитию речи в старшей -разновозрастной группе

Открытое занятие по развитию речи в старшей -разновозрастной группе...

Конспект интегрированного занятия по развитию функциональной грамотности в старшей группе "Мы в ответе за тех , кого приручили"

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания по отношению к животнымЗадачи:Образовательные:Расширить и закрепить знания детей о лошади; учить делать обобщающие выводы; закрепить умение...