Конспект интегрированного занятия по развитию функциональной грамотности в старшей группе "Мы в ответе за тех , кого приручили"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания по отношению к животным
Задачи:
Образовательные:
Расширить и закрепить знания детей о лошади; учить делать обобщающие выводы; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные
Развивающие:
Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость; развивать диалогическую речь; продолжать развивать умение работать коллективно, составлять коллаж
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь., воспитывать умение работать коллективно
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
Мы в ответе за тех, кого приручили
(конспект интегрированного занятия по развитию функциональной грамотности в старшей группе)
Подготовила: воспитатель первой квалификационной
категории- Дмитриева Н.В.
Январь 2023 года
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания по отношению к животным
Задачи:
Образовательные:
Расширить и закрепить знания детей о лошади; учить делать обобщающие выводы; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные
Развивающие:
Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость; развивать диалогическую речь; продолжать развивать умение работать коллективно, составлять коллаж
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь., воспитывать умение работать коллективно
Оборудование: шкатулка, разрезные картинки лошади, книги, портрет К. Д. Ушинского, картинки для словарной работы; ватман с изображением лошадиной фермы, силуэты лошадок, нитки, двусторонний скотч; сердечки из цветной бумаги с пословицей « Друга ищи, а найдешь, береги»
Словарная работа: купец, узда, рогатина, три меры, хворать, хилеть, парча, вече, вечевой колокол
Предварительная работа: Чтение произведений К.Ушинского.
Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями).
Разучивание физ.минутки «Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок»
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Словесные (беседа, чтение сказки, поощрение, рассказ воспитателя)
Наглядные (шкатулка, книги, портрет К.Д.Ушинского, использование картинок)
Практические (физ.минутка «Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок»).
Ход ОД.
1.Вводная часть
1.Организационный момент
- Ребята, посмотрите, что у меня есть. Что это?
(Это волшебная шкатулка)
- Как в думаете, что в ней? (Ответы детей)
- Послушайте загадку.
Белые листы у них,
Много чёрных букв.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь это прочитать.
И услышать в тот же час,
увлекательный рассказ.
Ты узнаешь сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой.
Мирный, сильный и большой.
Это – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
- Так что же это? (Книги)
(Достаю книгу из шкатулки.)
2.Основная часть
2.Выставка книг К.Д.Ушинского
- Вот и на нашей вставке, пройдемте к ней, много разных книг, произведений. А что объединяет все эти книги? (Это рассказы и сказки о животных)
- Кто автор этих книг? (К.Д. Ушинский)
- Ребята, посмотрите, это портрет Константина Дмитриевича Ушинского.
(Рассматривание портрета )
-К.Д. Ушинский – детский писатель. Он написал много рассказов и сказок для детей.
- Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете?
(«Васька», «История одной яблоньки», «Кукушечка», «Четыре желания», «Трусливый Ваня», «Жалобы зайца» и др.)
-О ком эти произведения? (О животных)
- Молодцы.
- Я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят…
Проскакал и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это! Вот загадка…
Это – резвая …(Лошадка).
- Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее).
3.Дидактическая игра «Чье это?». Разрезная картинка «Лошадка»
(Образование притяжательных прилагательных)
(Рассаживаемся по своим местам)
-Ребята, сейчас мы немного поиграем. Перед вами конверты с разрезной картинкой. Высыпаем содержимое конверта на стол.
-Найдем первую деталь. (Голова лошади)
- А это голова (чья?) – лошадиная голова. Повторяем хором.
-Показали вторую деталь. (Уши)
- Уши (чьи?) - лошадиные уши. Повторили хором. Поставили «уши» в нужное место
-Следующая часть- туловище.
- Туловище (чье?) – лошадиное туловище. Повторили хором. Соединяем с «головой»
-Хвост.
- Хвост ( чей?) – лошадиный хвост. Повторили. Приложили хвост в нужное место
-Ноги.
- Ноги (чьи?) – лошадиные ноги. Повторили. Приложили
-Последняя деталь. Это грива.
-Грива чья? – лошадиная грива. Повторили. Приложили.
-Вот мы и собрали с вами картинку лошади
-Какая лошадь? (быстроногая, грациозная, статная, красивая, работящая, усталая, загнанная, вороная, игривая, необъезженная, дикая, спортивная, запряженная, молодая, гривастая.
- Молодцы.
4.Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь».
- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку « Слепая лошадь».
( Чтение сказки).
6. Словарная работа.
- Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?
- А какие?
(Показ картинок с незнакомыми словами и объяснением их значений)
Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи
Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.
Рогатина – большая палка с развилиной на конце.
Три меры – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.
Хворать, хилеть – болеть.
Вече – народное собрание
Вечевой колокол - это особый колокол, удары которого созывали население города на вече(собрание)
- Теперь вам все слова понятны?
(Ответы детей).
- Вот как много новых слов мы узнали.
_ А теперь мы отдохнем.
5. Физкультминутка.
Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)
Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.
Я копытом постучу (ходьба на месте)
Если хочешь, прокачу (легкий бег)
Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)
Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)
Цок - цок – цок (кружатся на месте)
Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).
Дети садятся на стульчики.
6.Краткий пересказ сказки К. Ушинского « Слепая лощадь».
- Присаживайтесь поудобнее.
-Ребята, я вам хочу напомнить содержание сказки Ушинского «Слепая лошадь»
У богатого купца Уседома была красивая и быстрая верховая лошадь по кличке Догони-Ветер. Однажды мужчина возвращался домой через темный лес, и на него напали разбойники. Купца выручила лошадь, которая стрелой помчала домой, сбив их с ног. И тогда купец дал обещание никогда не продавать и до смерти содержать животное.
Однако лошадь стала болеть, а позже утратила зрение. Через некоторое время Уседом выставил ее за ворота своей усадьбы. Измученная голодная и слепая лошадь хотела найти себе еду и побежала на главную площадь, где зажевала колокольную веревку и начала звонить в колокол. Колокольный звук собрал много народа на площади. Когда люди увидели бедную лошадь купца, они вынудили его выполнить данное им обещание и даже приставили к нему надзирателя.
7.Беседа по содержанию.
-Как называется сказка? (Слепая лошадь)
- О ком эта сказка? (О слепой лошади)
- Кем был для Уседома Догони – Ветер? (Уседом был для Догони Ветер любимой лошадью, другом)
- Что однажды приключилось купцом? (На купца напали разбойники)
- Кто спас Уседома? (Уседома спас конь Догони Ветер)
- Что обещал хозяин своему коню? (Хозяин обещал своей лошади заботиться о ней до смерти и давать по три меры овса каждый день)
- Сдержал купец свое слово?( Купец свое слово не сдержал, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой. )
- Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой? (Работник напоил коня раньше времени холодной водой, лошадь заболела и ослепла)
- Как чувствовал себя Догони-Ветер? ( Догони Ветер чувствовал себя очень одиноко)
- Как вы понимаете слово «одиночество»?
(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)
- Чем закончилась сказка? ( Лошадь пришла на площадь, позвонила в вечевой колокол, сбежался народ и вынудил купца выполнить данное им обещание )
- Чему же научила вас эта сказка? (Быть добрыми, держать свое слово, заботиться о своих любимых животных)
8.Самостоятельная деятельность детей. Составление коллажа «Лошадиная ферма».
- Ребята, подойдем все вместе к столу. Здесь лежат лошадки. Давайте превратим их в сказочно-красивых с пышной гривой. Работать будем с нитками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в большой загон для лошадей, который мы подготовили заранее и в нем всегда найдется достойный корм для всех лошадей.
-Вот какая у нас получилась «Лошадиная ферма».
III Заключительная часть
9. Рефлексия
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с произведением К.Д Ушинского )
- Как называется сказка? (Сказка называется «Слепая лошадь»)
- Чему учит нас эта сказка? ( Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим».)
- Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»
- Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей группы "В гостях у сказки"
В данном конспекте использованы элементы технологии сказкотерапии. Игровая и познавательная мотивация сплетаются воедино, что обуславливает высокую речевую и познавательную активность детей....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей й группы "Волшебная осень"
Цель: 1.Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»;закрепить названия осенних месяцев; закрепить порядковый счет от 1 до 10....
«Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой» Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы
laquo;Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой»Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старше – подготовительной группы на тему «Мой дом»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьмистарше – подготовительной группына тему «Мой дом»...
Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей в старшей группе. «Необычное путешествие красок».
Авторская разработка, способствующая развитию творческого воображения, фантазии, эстетического мировосприятия у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей группы "Зимушка - зима"
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях....
Конспект открытого занятия по развитию функциональной грамотности в разновозрастной группе 5-7 лет.
Вашему вниманию представлено занятие по развитию функциональной грамотности в группе общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет на тему: «Мы идём в магазин». В ходе данного занятия м...