Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе Тема: «Волшебная сила магнита!»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Цель: помочь детям получить отчётливые представления о магните с выделением его выраженных качеств и свойств.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о магните и его свойствах притягивать предметы;
- учить детей экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
Развивающие:
1. развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;
2. развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
3. развивать умение передавать в танце эмоциональное содержание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи.
Материалы и оборудование:
Ноутбук; мультфильм «Лунтик и Магнит»; магниты по количеству детей; карточки с изображением различных предметов; таз с водой; фигуры рыбок; удочки с магнитным наконечником; металлические предметы (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и неметаллические предметы (картон, бумага, кусочки дерева, резина и пластмасса); контейнеры с сыпучими продуктами; большой магнит.
Ход занятия:
1.Приветствие:
Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг! Ты мой друг и я твой друг! Вместе за руки возьмёмся и друг- другу улыбнёмся! Ребята, сегодня нас ждут увлекательные игры, а, чтобы у нас всё получилось и было хорошее настроение давайте скажем себе и нашим гостям «Доброе утро!» и похлопаем в ладоши 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!
2. Сюрпризный момент:
(Раздаётся стук в дверь, входит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте ребята! (дети здороваются)
Почтальон: Я принёс вам посылку! Вот, пожалуйста, получите! (отдаёт воспитателю посылку, воспитатель забирает её и благодарит почтальона. Почтальон прощается и уходит).
Воспитатель: Как вы думаете, что в этой посылке? (предположения детей).
Воспитатель: Проверим, что там? (да)
(воспитатель открывает посылку и достаёт флешку).
Воспитатель: Это же флешка! Интересно, что на ней?
(воспитатель предлагает детям присесть на стульчики, включает флешку, и они все вместе смотрят мультфильм «Лунтик и магнит!»)
Воспитатель: Дети, о чём мы с вами посмотрели мультфильм? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, про магнит! (показывает магнит).
Воспитатель: У поэта Алексея Ерошина есть стихотворение «Магнит!» послушайте.
Магнит
Всем известно, что магнит
Притяженьем знаменит.
Словно там, внутри,
В магните, есть невидимые нити,
Целых сто невидных глазу
Очень длинных цепких рук,
Раз магнит хватает сразу
Все железное вокруг:
Скрепки, Гвозди, Гайки, Кнопки,
Иглы мамины для штопки,
Спицы, Ножницы, Булавки,
Ржавый винтик из-под лавки,
Связку папиных ключей,
Ложку, Провода кусище!
И еще не меньше тыщи
Самых разных мелочей.
Ай да хватка ,ну и ну!
Крепче, чем стальные клещи!
Как же я все эти вещи
На свои места верну?
Воспитатель: Вот о секретах магнита мы с вами сегодня и поговорим.
Опыт №1: (Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых лежит множество предметов из разных материалов).
Воспитатель: Что перед вами? (ответы детей).
Воспитатель: Да, здесь разные предметы, возьмите магниты и поднесите к этим предметам.
(дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно или в парах).
Вопросы детям:
- Что у вас получилось?
- Какой предмет ты вытащил?
- Что о нём можно сказать?
- Так какие же предметы притягивает магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, мы узнали, что магнит притягивает или по-другому можно сказать «примагничивает» железные предметы. Какое трудное слово «примагничивает», повторим его все вместе (дети повторяют вместе с воспитателем, можно попросить индивидуально повторить слово «примагничивает»).
Опыт №2:
Воспитатель: Присядьте на стулья, сейчас я расскажу вам сказку.
Жила- была злая и сердитая мачеха. были у неё три дочери. Двух она любила, а третью Золушку ругала, бранила, заставляла делать самую тяжелую работу. Однажды мачеха с дочерями стали собираться на бал.
- Я тоже хочу на бал. – сказала Золушка.
- Ты ещё все дела не переделала! – забранила ее мачеха. Схватила одну банку с горохом, а другую - с разными железными предметами. Высыпала все в чашку и перемешала их.
- Вот разберёшь всё по отдельности, тогда и пойдёшь.
Заплакала Золушка: - Да тут целую неделю мне работать придётся, чтобы все это из гороха выбрать.
Воспитатель: Ребята, как же Золушке можно помочь? как выбрать железные предметы из чашки с горохом? (ответы детей)
Воспитатель: Ну, что ж проверим, поможет ли нам в этом магнит! (Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на столе чашки с горохом, в них спрятаны металлические предметы).
Воспитатель: Попробуйте достать то, что спрятано, не опуская туда рук? (дети выполняют действия).
Вопросы детям:
- Какие предметы вы достали?
- Какой предмет вам помогал?
- Что можно сказать о магните?
Воспитатель: Молодцы, помогли Золушке справится с трудной работой, а теперь и мы потанцуем, будто вместе с Золушкой попали на бал!
Танец: (Звучит музыка дети вместе с воспитателем танцуют).
Воспитатель: Вот пришла пора погулять нам детвора. я предлагаю вам сходить на рыбалку. Что нам для этого нужно? (удочки)
Воспитатель: Конечно же удочки, только удочки у нас не простые, посмотрите и скажите какие они? (у удочки вместо крючка магнит)
(дети вместе с воспитателем подходят к тазу с водой, на дне таза лежат разные предметы - рыбки, гвозди и т.д.)
Воспитатель: А вот и наш водоём! Ой, что же с ним случилось? (ответы детей). Посмотрите, какие предметы лежат на дне водоёма? (ответы детей).
Воспитатель: Что нам поможет достать эти железные предметы? (магнит).
Воспитатель: Правильно магнит! Ребята, нам нужно срочно помочь обитателям водоёма! Возьмите удочки и очистите водоём от мусора.
(дети выполняют действия).
Воспитатель: Вот так с помощью магнита можно сделать доброе и полезное дело! Молодцы!
Воспитатель: А теперь снимите с подвески любую картинку.
(дети подходят к подвеске, снимают картинку).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Что изображено на твоей картинке? (ответы детей). Отлично поиграем, Игра: «Найди свой дом». Ребята, обратите внимание на мольберты, на одном прикреплена картинка «Магнит», на другом «Магнит перечеркнут». Ваша задача найти дом для своих картинок.
Воспитатель: 1,2,3,4,5 начинаем мы играть! (дети выполняют действия, в конце игры подводятся итоги).
Итог занятия:
Воспитатель: Что же мы с вами сегодня узнали. (ответы детей: магнит притягивает, примагничевает разные металлические предметы ещё мы помогали Золушке, с помощью магнита очистили пруд)
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились! За это я хочу преподнести вам подарок игру, где присутствует наш друг магнит. (шашки, шахматы, нарды). Какие свойства магнита ещё используются в жизни человека об этом мы поговорим в следующий раз!
Используемая литература:
- Алексей Ерошин. Сборник стихотворений «Прятки».
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», 2010 г.
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство – Пресс, 2013г.
- Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». 2011 г.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»
Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей возникновения с. Алакуртти Мурманской области....
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...
Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе
Тема: «Удивительные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию(экспериментирование) в старшей группе...
Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе
Тема: «Удивительные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию(экспериментирование) в старшей группе...
Конспект занятия по познавательному развитию №2 в старшей группе Тема: «Береги себя!»
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Береги себя!»...
Конспект занятия по познавательному развитию №4 в старшей группе Тема: «Если хочешь быть здоров»
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Если хочешь быть здоров»...