Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе
план-конспект занятия

Надежда Владимировна Кочетова

   Тема: «Удивительные свойства магнита»

Конспект занятия по познавательному развитию

(экспериментирование) в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Дюймовочка»

 

Тема: «Поможем зимушке-зиме открыть волшебный сундучок»

 

г. Закаменск

Тема занятия: «Поможем Зимушке-зиме открыть волшебный сундучок».

Цель:создание предпосылок для формирования связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику, словарь по теме «Зима»
  • развивать грамматический строй-употребление глаголов настоящего и прошедшего времени;
  • упражнять в практическом употреблении предлога «за», в предложениях;
  • формировать умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • закрепить представления о зиме, зимних признаках, зимних забав.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать общеречевые  навыки - разборчивость, темп, интонационную окраску, дыхание;
  • развивать психические функции - восприятие, внимание, память, мышление;
  • формировать фонематические процессы;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям, эстетические чувства;
  • развивать эмоциональную сферу.

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР.

Длительность образовательной деятельности - 25 минут.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  • уметь применять правила и пользоваться устными инструкциями;
  • уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • уметь осуществлять классификацию и выделять существенные признаки объектов;
  • уметь производить анализ и синтез объектов;
  • ориентироваться в пространстве и времени.

Личностные  УУД:

  • уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формировать познавательную и социальную мотивацию;  
  • формировать  умения прийти на помощь другу, учитывать чужую точку зрения;

Регулятивные УУД:

  • уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель;
  • уметь планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; контролировать свою деятельность по результату;
  • уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; работать по инструкции, удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь устанавливать контакты, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • уметь организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • уметь вести диалог и монолог, отвечать на вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Методическая новизна:Знакомство дошкольников с новой птицей, через применение игровых  технологий.

Оборудование и материалы: Ноутбук, телевизор«Smart-TV», колонка, флэш-носитель, презентация; зеркала, предметные картинки, 5 конвертов с заданиями, мнемотаблица с картинками «Опиши птицу зимующую», картинки с изображением частей тела диких животных, карточки с заданиями, картинка с изображением сойки, карточки «признаки зимы», цветные краски, листы для продуктивной деятельности, кисточки, снежинки на ниточке, деревянное, медали по количеству детей, раскраски.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Методы формирования сознания (фронтальная беседа).
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые проблемные ситуации).
  3. Методы стимулирования  и мотивации (красочная презентация, поощрение мотивационными наклейками, использование персонажей – в виде картинок).
  4. Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
  5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности (проблемные вопросы, отгадывание загадок,  работа с карточками, игры: «Назовите части животных»,  «Художник», «Отгадай загадку-подбери отгадку»

Предварительная работа с дошкольниками: чтение художественной литературы, беседы на тему: «Зима», рассматривание иллюстраций репродукций картин на зимнюю тему, загадывание загадок про времена года, животных,прослушиваниеаудиозаписей «Голоса сойки», «Зимушки -зимы». Просматривание мультфильма «снеговик-почтальон».

Направленность занятия. Сценарий занятия рекомендуется для использования широкому кругу специалистов: воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, преподавателям дополнительного образования.

Оборудование:ноутбук; презентация к занятию; аудиозапись голоса Зимушки-зимы; конверты с №1,2,3,4,5, разложенные в разных местах группы, в конвертах задания; предметные картинки; напольная магнитная доска с д/и «Чей? Чья? Чьё? Чьи?».

Время проведения: 25 минут

Планируемое время проведения занятия: первый период обучения – вторая неделя декабря

Ход   О.Д.

Части ОД

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Вводная часть

Организационный момент.

Дети встают в круг вместе с педагогом, держатся за руки, выполняют действия совместно с педагогом, по тексту приветствия.

Психогимнастика (Воспитание положительного отношения к занятию, развитие эмоций).

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок!

Загадка.

- Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Здравствуйте я вам скажу и загадку расскажу:

С каждым днём всё холоднее,

                                 Греет солнце всё слабее,

                                 Всюду снег, как бахрома –

    Значит, к нам пришла…  (зима).

Воспитатель: Правильно, это была Зимушка-зима.А какая бывает зима?

Дети: Суровая, нарядная, вьюжная, холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная, белая, серебряная, сказочная, долгая.

(Звучит волшебная мелодия и на экране появляется картинка – Зимушка-зима - АНИМАЦИЯ).

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Это зимушка-зима!

Воспитатель: Послушайте, она что-то хочет вам сказать.

Создание проблемной ситуации.

(включается звуковое сообщение).         

«Здравствуйте, ребята. Я за вами наблюдаю уже давно. Вы говорили обо мне очень много хорошего. Себя я увидела в ваших замечательных работах. Мне это очень приятно. За то, что вы так любите меня, я подготовила вам подарок-сюрприз. Положила его в волшебный сундук и закрыла на ключ. Но вот беда, сундук заледенел на морозе, не открывается. Помогите мне открыть сундук, а для этого выполните несколько заданий, двигаясь по волшебным снежинкам»

Воспитатель: Ребята, поможем Зиме открыть волшебный сундук?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы готовы преодолевать трудности на пути, выполнять задания?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Предлагаю начать наш путь через зазеркалье!

(Дети берут зеркала)

Артикуляционная гимнастика

Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр-ие «Иголочка»)
А на улице бело!
Справа –снег,
Слева - сугроб (упр-ие «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр-ие «Варенье»)
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)
И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселился (упр-ие « Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (упр-ие «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки( сильно надуть щёки)
Друг на друга положил( надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.

Дети убирают на место зеркала

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

3 минуты

2. Основная часть

Закрепление знакомых понятий:

Презентация выведена на SMART-TV, на которой изображены снежинки, которые указывают путь к сундучку.

 Дети с воспитателем подходят к экрану телевизора.        

Воспитатель: Чтобы открыть волшебный сундучок, нужно выполнить задания, тогда наши снежинки растают.

Воспитатель: (Слайд 2)Ребята, чтобы узнать задание, найдите в группе конверт с номером 1.

Дети находят конверт с номером 1 на напольной магнитной доске. Воспитатель читает задание Зимушки-зимы.

Снежинка 1.  Вот вам первое задание:

  1. «Карточки все посмотрите -зимний признак в них найдите!»

Карточки с разными признаками времен года разложены на столе.

Дети должны выбрать себе карточку с признаками зимы и рассказать о нем.

1 реб.: Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

2 реб.: Зимой солнце светит, но не греет.

3 реб.: Зимой небо чаще всего серого цвета.

4 реб.: Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.

5 реб.: Реки и озёра покрыты льдом.

6 реб.: На окнах мороз рисует причудливые узоры.

7 реб.: Деревья и кусты стоят без листьев и т.д.

Воспитатель:Молодцы ребята, вы выполнили первое задание, снежинка растаяла!

(Воспитатель нажимает на снежинку и она исчезает-тает.

Дети возвращаются к презентации в ноутбуке.

Воспитатель нажимает на вторую снежинку, открывается цифра 2.

Воспитатель: Ребята, найдите в группе конверт с номером 2.

Дети находят конверт с номером2 в сугробе. Воспитатель открывает конверт и читает задание.

Снежинка 2.  Вот вам второе задание:

  1. Д/и «Что забыл нарисовать художник?» (развитие грамматического строя речи)

(На панно вывешиваются части диких животных).

Воспитатель: Художник рисовал диких животных, но они убежали, а кто-то впал в зимнюю спячку, он не успел их дорисовать.

Догадайтесь, каких животных рисовал художник?

(Дети называют животных, воспитатель вывешивает соответствующие картинки.)

Воспитатель: Назовите, чья это голова? Чей хвост? Чьи уши? Чья лапа?

Дети: Это хвост лисы, это уши белки, это голова медведя, это лапа волка.

Воспитатель: Молодцы!И с этим заданием справились.

Упражнение на дыхание «Снежинки»(звучит музыка вьюги)

Воспитатель:Ребята, пока мы с вами беседовали, подул сильный ветер и началась вьюга, и к нам прилетели настоящие снежинки.

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Воспитатель: Предлагаю подуть на наши снежинки и заставить снежинки кружиться. Плечи не поднимаем, стоим в покое, вдох носом, выдох длительный через рот, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Молодцы,у вас получился красивый танец снежинок!

Дети возвращаются к презентации в ноутбуке. Воспитатель нажимает на третью снежинку, открывается цифра 3.

Воспитатель: Ребята, найдите в группе конверт с номером 3.

Дети находят конверт с номером3 на стульчике. Воспитатель читает задание.

Снежинка 3.  Вот вам третье задание:

3. Д/и «Назовите части зимующей птицы»(развитие словаря, зрительного восприятия)по мнемотаблице.

Работа в группах, составление описания птицы по схеме.

Воспитатель: Давайте проверим ваши знания. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг.

1 реб.:Да! Это перелетные птицы!

2 реб.:Но не все, есть и такие, которые не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей, сорока).

Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?

Дети:Зимующие!

3 реб.:– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири)

Воспитатель:Правильно, ребята!Я предлагаю вам объединиться в 2 группы и взять по одной картинке.

Каждая группа описывает птицу по заданной схеме. А 2-я подгруппа постараются догадаться, о какой птице вы говорите.

(Дети описывают Синицу: на голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зелёная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Синичка устраивает гнёзда в углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Питается насекомыми.).  – задание 1 подгруппы.

(Дети описывают Снегиря: снегирь называется от слова снег. Верх головы у снегиря, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Брюшко – красное, а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный. Питается снегирь зёрнышками от рябины, расклёвывает семена клёна, липы. Снегирь малоподвижен, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается). – задание 2-й подгруппы.

Знакомство с новым материалом

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам посмотреть на эту картинку и познакомиться с этой птицей. Это птица-сойка. В длину  птица достигает 34-ех сантиметров, весит примерно 180 граммов. Питается птица семенами ели, подсолнухов, зернами злаковых. В теплых регионах любимое лакомство сойки – желуди. Их пернатое не только ест на месте, но и зарывает в землю про запас. Сойка славится способностью имитировать голоса других животных, различные звуки. Птица легко воспроизводит скрип двери, лай собак, соловьиную трель.

Слушать голос сойки

Услышать сойку проще, чем увидеть. Пернатое осторожно. Если жнее посчастливиться, видишь нарядную птицу с белыми и голубыми всполохами на крыльях, небольшим хохолком на голове. Кроме растительной пищи сойка воспринимает дичь, может съесть яйца других птиц или уже вылупившихся птенчиков.

Воспитатель: Отлично, молодцы! Вы выполнили очередное задание, и мы идём дальше.

Динамическая пауза. (развитие выразительности мимики, жестов, движений, согласование речи и движений).

Воспитатель:Дети все в кружок вставайте,          

                          Физкультминутку начинайте.

Дети встают в кружок

Наконец пришла зима,                Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома,                      Складывают руки домиком над головой Снег на улице идёт,                        Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт,                  Имитируют

Мы катаемся на санках,                 Приседают, руки вытягивают вперёд Пишем на катке круги,                   Руки закладывают за спину, медленнокружатся

Ловко бегаем на лыжах,                 Имитируют

И играем все в снежки.                  Лепят и бросают снежки

Дети возвращаются к презентации в ноутбуке. Воспитатель нажимает на четвертую снежинку, открывается цифра 4.

Воспитатель: Предлагаю растопить следующую снежинку.

Дети находят конверт с номером4 на столе. Воспитатель читает задание.

Снежинка 4.  Вот вам четвертое задание:

4.Д/и «Отгадай загадку, подбери отгадку» (развитие мышления)

Воспитатель: Зима приносит людям очень много зимних игр, развлечений и забав. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте:

 -Мои новые дружки и блестящи, и легки,

   И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.            (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

  На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.          (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

  За верёвочку-узду через двор коня веду,

  С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу.          (Санки)

- Меня не растили – из снега слепили.

  Вместо носа ловко вставили морковку.

  Глазки – угольки, ручки – сучки. 

  Холодный большой. Кто я такой?       (Снеговик)

Воспитатель:Молодцы!И с этим заданием справились.

Дети возвращаются к презентации в ноутбуке. Воспитатель нажимает на последнюю снежинку, открывается цифра 5.

Дети находят конверт с номером5 в группе. Воспитатель открывает конверт и читает задание.

Снежинка 5.  Вот вам пятое задание:

Воспитатель: Много снежинок уже растаяло, разомнём наши руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по 
столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на 
стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Мы с вами рассказали о зиме.

Предлагаю свои впечатления оставить на листе бумаги. Раскрасьте белые листы, из предложенных вам на столах.

(Затем ребята берут краски и кисточки, раскрашивают на листочках фон)

Воспитатель: Здесь  сюрприз найдете вы

                            Раскрасив белые листы!»

 На столах у детей заранее приготовленные листы белой бумаги с нарисованными воском зимними картинками,  кисточки,  голубая, синяя, фиолетовая акварель.

Дети закрашивают листы краской, получая «волшебные картинки»

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания Зимушки-зимы? (ответы детей)Как вы думаете, откроется сундук? (ответы детей) Предлагаю проверить (нажимает на картинку «сундук», открывается Слайд 3).

А вот и обещанный подарок-сюрприз от Зимушки-зимы! Она награждает вас интересными зимними картинками для аппликаций.

Воспитатель:Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями!

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

15 минут

3.Заключительная часть

Рефлексия.

Воспитатель:

А кому вы сегодня помогали? (Мы помогали Зимушке-зиме.)

А что с ней случилось? (Она положила подарок для нас в сундук и закрыла на ключ. Сундук на морозе заледенел и не открывался.)

А что вы делали, чтобы сундук открылся? (Мы выполняли задания.)

А какие задания для этого выполняли? (ответы детей)

Какие задания были самыми легкими? (ответы детей)

А какие были тяжелые задания для вас? (ответы детей)

Молодцы!

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»

Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей  возникновения с. Алакуртти Мурманской области....

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"...

«Свойства ткани». Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Колобок». 2023г.

laquo;Свойства ткани».Конспект занятияпо познавательному развитиюво второй младшей группе «Колобок». Воспитатель 1 категории Аверина Светлана Богдановна. Цель: Вовлеч...

Тема: «Удивительные свойства магнита» Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе

 Тема: «Удивительные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию(экспериментирование) в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе Тема: «Волшебная сила магнита!»

Цель: помочь детям получить отчётливые представления о магните с выделением его выраженных качеств и свойств.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о магните и его свойствах притягива...