«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»
проект (старшая группа) на тему

Рязанцева Любовь Геннадьевна

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samara_godost_moya.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Самара вчера, сегодня и завтра: история моего города»

Тема методической разработки:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»

                                                                 Рязанцева Любовь Геннадьевна

                                                      МБДОУ №315 г. Самара

                                 Воспитатель

       


Краткая аннотация проекта.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.

Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Актуальность.

Доступно ли чувство патриотизма дошкольникам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать положительный ответ. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе. Это и есть первое чувство патриотизма, которое рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания. Но как воспитать эту любовь?

Именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества личности формируется социокультурный опыт. И именно на ДОО лежит обязанность в привитии познавательного интереса ребенку, любви к Родине и родному городу.

Ведь именно с малого, с любви к своей Малой родине начинается становление человека. Невозможно вырастить патриота без знания своей истории и культуры своей Родины.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости гражданско-патриотического воспитания детей и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ. Все занятия по патриотическому воспитанию детей в ДОО направлены на ознакомление детей с народами мира, с природой, с животными, с моральными ценностями. Но нет ни одной программы, которая бы рассматривала в полном объеме задачи по ознакомлению с историей родного города. Педагогам приходится самостоятельно находить и скомпоновать материал. Исходя из этого нами был разработан следующий проект, который направлен на формирование у детей гражданско-патриотических чувств посредством знакомства с историей родного города.

Методический паспорт проекта.

Цели для детей.

Проблема: чем славится наш город?

Цель: познакомится с историй родного города, его достопримечательностями.

Педагогические цели:

1.Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами проектной деятельности через знакомство с культурой родного города.

Цели для родителей:

1.Способствовать формированию нравственной культуры дошкольников.

Задачи:

  1. Знакомить детей с названием города, улиц и в честь кого они были названы.
  2. Рассказать о природе родного края.
  3. Познакомить с народными промыслами родного края.
  4. Рассказать о достопримечательностях города, памятниках и лучших людях.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Целевая аудитория: дети и родители.

Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тип проекта: долгосрочный (10 месяцев)

Предполагаемый продукт проекта.

1.Выставка творческих работ на тему «Мой любимый город Самара»;

2. Создание фотоальбома «Живописные места города Самара»;

3.Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Наш город»;

4.Электронная презентация на тему «Чем славится город Самара»;

5. Создание фотоальбома «День Победы в моей семье»;

5.Разработанные рекомендации для педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Основное содержание проекта.

Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.

  1. Подготовительный:

- определение проблемы воспитателем совместно с детьми;

- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели;

- подбор методической литературы и создание библиотеки по

Истории родного города для данной возрастной группы;

- пополнение развивающей среды (патриотический уголок);

- составление плана работы для данной возрастной группы;

- Дети вхождение в проект;

- Родители – вызвать положительный отклик на существующую проблему.

  1. Практический этап:

- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг);

- встречи за круглым столом с родителями;

- консультации в родительском уголке;

- создание творческой выставки, посвященной родному городу;

-проведение мероприятий по ознакомлению с историей родного города (экскурсии, фотовыставки, литературные викторины и т.д.).

  1. Заключительный этап:

- проведение заключительного мониторинга;

- презентация проекта для коллег;

- самоанализ.

Реализация проекта.

Дата

Мероприятия

Участники

Работа с родителями

Сентябрь

Тема «Моя малая родина»

1.Беседа с детьми «Город в котором я живу» (выявление проблемы совместно с детьми)

3. Выставка рисунков «Мой любимый город Самара»

2.Сбор методической литературы по данной тематике.

3.Разработка первичной диагностики

Дети

Родители

1.Анкетирование родителей по теме «Чем интересен город Самара»

2. Круглый стол

«Нравственно-патриотическое воспитание детей с раннего возраста»

Октябрь

«История возникновения города»

1.Рассказ воспитателя об истории возникновения города Самара. 

2. Посещение музеев: Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина.

3.Обсуждение экскурсии.

4. Пополнение книжного уголка.

5. Выставка аппликаций на тему «Вечерний город»

Дети

Родители

Музыкальный руководитель

1. Консультации «Не зная историю своего города, нельзя

2.Написание эссе, совместно с ребенком «Что я видел в музее?»

Ноябрь

«Знакомство с символикой города»

  1. Знакомство с гербом и флагом г. Самара
  2. Прослушивание гимна г. Самара
  3. Изготовление макета Стеллы.
  4. Выставка рисунков «Герб моей семьи».

Дети

Родители

Музыкальный руководитель

  1. Консультация: «Как знакомить детей с символикой Самарского края»
  2. Рекомендации в папке-раскладушке
  3. Сбор информации (книги, открытки, иллюстрации)

Декабрь

«Живописные места родного края»

1.Прослушивание песен о Самаре, о реке Волга.

2. Рассматривание иллюстраций и фотографий живописных мест г. Самара (Самарская Лука и Жигулевский заповедник)

3. Рассказ воспитателя об особенностях этих мест.

4. Экскурсия В Жигулевский заповедник.

6.Создание фотоальбома «Живописные места города Самара»

Дети

Родители

Музыкальный руководитель

  1. Проведение родительского собрания на тему: “Привитие детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям».

Январь

«Экскурсии по городу»

1.Экскурсия «Театр драмы».

2.Музей усадьба А. Толстого.

3.Фото выставка «Я и достопримечательности города Самара»

Проведение консультаций: “Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная”

Февраль

«Они прославили наш город»

1.Герои советского союза О.Санфирова и В.Фадеев. Рассказ воспитателя.

2.Экскурсии к памятникам г. Самара

2.Литературная викторина «Они прославили наш город»

2. Выставка аппликаций «Памятники г. Самара»

Дети

Родители

Индивидуальные консультации по данной тематике

Март

«Улица, на которой я живу»

  1. Беседа с детьми «Улицы нашего города»
  2. Знакомство с главными улицами города.
  3. Экскурсия по микрорайону.
  4. Решение проблемной ситуации «Почему люди мусорят на улицах города»

Дети

Родители

Беседа «Безопасность превыше всего!»

Апрель

«Труд народных умельцев»

1.Познавательная беседа «Самара-многонациональная».

2. Беседа о важности труда всех людей.

3.Рассматривание кукол в национальных костюмах.

4.Беседа «Праздники и традиции нашего народа»

5. Выставка народно- прикладного искусства.

Дети

Родители

Консультация «Самара- многонациональный город»

Май «Боевая слава города»

  1. Участие в параде, посвященному дню Победы.
  2. Фотовыставка «День Победы в моей семье»

3.Разучивание песни «Самара, Самара.»

4.Создание электронной презентации «Чем интересен город Самара»

5.Заключительная диагностика

Дети

Родители

Музыкальный руководитель

Анкетирование “За что, я, люблю свой край и город, в котором я живу?”

Ожидаемые результаты.

1. Имеют представления о городе, в котором они живут, испытывают чувство гордости за свой край.

2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

3.Знают названия главных улиц города и улицы на которой они живут.

4. Имеют представления о памятниках родного города.

5. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

6. Знают природные живописные места родного края

7.Знают фамилии людей, прославивших наш город в годы ВОВ.

Средства диагностики.

Средства диагностики результатов реализации проекта воспитатель может разработать сам, исходя из ожидаемых результатов, путем опроса в начале деятельности и в конце. Распределить уровень знаний на высокий, средний, низкий.

Также используется метод наблюдения за детьми в процессе деятельности, нацеленный на выявление заинтересованности детей к познанию истории родного города.

Для родителей используется метод анкетирования.

Дальнейшее развитие проекта.

  1. Создание патриотического уголка г. Самара в ДОО.
  2. Продолжать нравственно-патриотическое воспитание детей, через более подробное рассмотрение всех аспектов:

- культура

-традиции

-праздники

Список используемой литературы.

  1.  «Историческое описание г. Самары и Самарского края.» Перевощиков Н. М., Перевощиков М. М.
  2. Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М - Р. - Самара, 1995. - С. 61.
  3. «Самароведение. Учебное пособие по Самарскому краеведению» М.Д.Кабатченко.
  4. Малиновская Е.И. Гербарий национального парка "Самарская Лука".
  5. Альбом Самарская Лука: Современные легенды -  Самарское книжное издательство, 2007.
  6. Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С.Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.
  7. «Сказки и предания Самарского края» Садовников Д.Н.
  8. Книга-альбом «Народный костюм Самарского края» Бородина Н.В., Ведерникова Т.И.
  9. «Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара: Кн. изд-во, 1995.
  10. Архитектурная энциклопедия губернского горда Самара / Сост.И.В.Сапожникова. - Самара: Агни, 2008.
  11. Завальный А.Н., Рыбалко Ю.Е. Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников. - Самара: Кн.изд-во, 1991.
  12. Волга / Фотоальбом. - Самара: Агни, 2005.
  13. Липатова А.М. Самарских улиц имена. - Самара: Новая техника, 2003.
  14. Липатова А.М. Самарских улиц имена. - Самара: Самарский Дом печати, 2008.
  15. Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 08/05/2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Описание  опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольника в рамках проектной деятельности"

Проблема патриотического воспитания имеет огромное значение в развитии личности ребенка. В современном мире особенно важно знать, уважать и любить достояние русского народа, сохранять и приумножать бо...

Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"

В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому  воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с...