Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Создание в ДОУ развивающей предметно пространственной среды, с учётом пространства детской реализации»
материал

Котко Людмила  Николаевна

Для старших воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №6

353620, Россия, Краснодарский край, Щербиновский район, станица Старощербиновская, ул. Советов, дом 134, E-mail: solnyshko_ds6@mail.ru, сайт ДОУ: https://ds6.uo-moshr.ru, Телефон/факс: 8 (86151) 7-76-83

 Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Создание в ДОУ развивающей предметно пространственной среды, с учётом пространства детской реализации»

от 03 февраля 2023г.

В соответствии с основными задачами годового плана воспитательно-образовательной работы на 2022-2023 учебный год, в период с 23.03.2022г. по 31.03.2023г. был проведен мониторинг развивающей предметно-пространственной среды с учётом пространства детской реализации в МБДОУ ЦРР – детского сада №6 ст. Старощербиновская.

Цель: определить состояние предметно-развивающей среды групп ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС, соблюдением санитарных норм и пространства детской реализации.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для умственного, психического, физического, нравственного и эстетического развития каждого ребенка.
  2. Активизация усилий педагогического коллектива детского сада в создании развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
  3. Проанализировать РППС ОП ДО по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  4. Проявление новаторства, развитие нестандартных подходов в создании среды, с учётом «голоса ребёнка в среде».

Участники: члены комиссии по оценке РППС:

  1. Сюсюкало С.А. заведующий МБДОУ;
  2. Колесникова Л.А. зам. зав. МБДОУ;
  3. Котко Л.Н., старший воспитатель МБДОУ.

Критерии оценки:

  1. Создание комфортных и безопасных условий. Соответствие требованиям ОТ и ТБ, СанПиН.
  2. Эстетичное оформление помещений, игр и пособий.
  3. Наполняемость        центров        в        соответствие        с        возрастом        детей        и        требованиям образовательной программы ДОУ.
  4. Соответствие размещения игрового оборудования требованиям ФГОС.

В ходе мониторинга развивающей предметно-пространственной среды были использованы следующие методы:

  • изучение соответствия развивающей предметно-пространственной среды групп в соответствии с возрастными особенностями и 5 направлениям развития дошкольников.

  • изучение в центрах материалов и оборудования в соответствии с примерным перечнем игрового оборудования и программного обеспечения;

На основании приказа заведующего от 02.02.2022 года «О проведении тематического контроля», были разработаны следующие документы для организации и проведения мониторинга:

  • план проведения внутреннего мониторинга качества образования по оценке соответствия предметно-развивающей среды в ДОУ.
  • карты мониторинга развивающей предметно-пространственной среды (алгоритм РППС)

На основании проведенного мониторинга можно констатировать следующее.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда учитывает особенности реализуемой в ДОУ ООП ДО.

В Учреждении 6 групп, физкультурно-музыкальный зал, кабинеты специалистов, кабинет дополнительного образования. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек.

Все групповые помещения соответствуют соотношению и условно делятся на 3 сектора:

  • сектор активной деятельности (50%): центр двигательной деятельности, центр музыкально-театрализованной деятельности, игровые центры;
  • сектор спокойной деятельности (20%) центр художественной литературы, центр природы, центр отдыха;
  • рабочий сектор (30%) познавательно-исследовательской деятельности, центр продуктивной деятельности.

В построении развивающей среды в ДОУ педагоги руководствовались принципами, обозначенными в ФГОС ДО. Предметно-развивающая среда в группах в достаточной мере выстроена с учетом этих принципов: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности материалов, вариативности среды, доступности, безопасности.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ соответствует возрастным возможностям и особенностям детей, в соответствии с содержанием программы.

Реализация принципа прослеживается в подборе материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в дошкольном – игра с правилами.

Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования в действии, такие как: в группе раннего возраста и младших группах - пирамидки, матрешки, шнуровки разной степени сложности, игры-вкладыши, в средних группах -   шнуровки разной степени сложности, в группах старшего дошкольного возраста - игры-головоломки бизиборды.

Для речевого развития детей во всех   возрастных   группах   представлено многообразие образно-символического материала: настольно-печатные игры, игры вкладыши, разрезные картинки, тематические наборы животных, растений, птиц, пазлы разной степени сложности.

Для конструирования в   группах   представлен   разнообразный строительный материал: кубики разного размера, геометрические фигуры, деревянные бруски, различные

виды   конструкторов: напольный, пластиковый, деревянный, настольный.

Организованы Центры «Строительной игры». Принцип насыщенности в обозначенных группах соблюдается не только  в наличии разнообразного строительного материала, но и наличием схем для строительства из разных видов конструктора, алгоритмов детской деятельности по конструированию. Для обыгрывания детских построек во всех возрастных группах имеются игрушки-персонажи (фигурки людей и животных).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает все виды деятельности детей.

Для организации сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр в группах представлены костюмы и атрибуты. «Костюмерная» групп позволяет детям развернуть сюжеты 3-4 игр-инсценировок. В группах представлен разнообразный материал по различным видам театра – перчаточный, пальчиковый, варежковый, театр игрушки, театр на фланелеграфе. В группах есть места для уединения детей. Для самостоятельного  рассматривания альбомов, энциклопедий, альбомов по ознакомлению с окружающим в старшей, подготовительной к школе группах созданы настоящие библиотеки, во всех группах - дети могут посмотреть фотографии жизни группы, альбомы «Моя семья».

Во всех группах старшего дошкольного возраста имеется подборка литературных произведений (стихи, сказки, рассказы, басни, былины), аудио подборка сказок, имеются альбомы для ознакомления детей с творчеством писателей в доступной для них форме (в картинках). Вся представленная выше среда способствует созданию у ребенка "своего" личного пространства.

Общение детей со сверстниками и взрослыми реализуется в коммуникативной деятельности. Для этого во всех возрастных группах представлен следующий материал: – игры и альбомы для рассматривания со звуковыми эффектами, игрушки-забавы, игр на составление логических цепочек по типу «до и после».

Для организации познавательно-исследовательской деятельности, в групповом пространстве представлены - пробирки, баночки, стаканчики, микроскоп, различные щипцы, палочки для смешивания алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности (по типу «что сначала что потом»). В старшей группе и кабинете учителя - логопеда функционирует «Парк песочных развлечений», в котором дети имеют возможность экспериментировать с живым песком, разыгрывать сюжеты. Особенно полно и насыщенно центр экспериментирования представлен в средней и старшей группе: составлены картотеки опытов, есть инструкции, памятки, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели.

Для хозяйственно-бытового труда в группах имеется необходимое оборудование и материалы: уголки дежурства, тазики для мытья игрушек, губки, также представлены алгоритмы выполнения детьми той или иной трудовой деятельности.

В каждой группе организован Центр продуктивной деятельности детей.

Центр музыкально – театрализованной деятельности, в каждой группе представлен по- разному, со своей стилистической особенностью и дизайном группы. В группах  имеются костюмы для разыгрывания сказок, различные атрибуты для обыгрывания (шапочки животных, элементы для украшений костюмов).

В музыкальном зале - имеются различные музыкальные инструменты (деревянные ложки, бутафорские балалайки, металлофоны, трещотки и т.д.), альбомы для закрепления знаний о музыкальных инструментах, дидактические игры по музыкальному воспитанию.

В центре двигательной деятельности во всех группах имеется оборудование для ловли, катания, бросания (кольцебросы, мячи, разноцветные кегли). В физкультурном зале - оборудование для основных и общеразвивающих упражнений (обручи, палки гимнастические, скакалки, веревки, коврики гимнастические).

Групповое пространство ЛЕГКО ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации данного принципа заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Для этого в группах имеются маркеры среды, есть ширмы для изменения пространства, - напольные макеты, для организации самостоятельной деятельности детей, передвижные боксы с различными материалами для организации сюжетно-ролевых игр и экспериментальной деятельности.

ПРИНЦИП ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ представлен наличием в группах предметов, выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, это те предметы, которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого в группах – имеются предметы-заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, природный материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в сюжетно- ролевых играх (например: «Магазин», «Семья»).

ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ группы отражается в наличии различных пространств для игр, периодическую сменяемость игрового материала, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей.

Вариативность среды заключается в возможности использовать в пространстве групп переменные и заменяемые элементы убранства, так в группах представлены декоративные сезонные ветки в вазах, имеется познавательный материал, ландшафтные макеты (например:

«Животные леса»), библиотека и книжная выставка, организованная по различной тематике.

        ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ реализуется через доступно расположенное оборудование, игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах, групповое пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей в течение дня в группах имеются материалы для детского творчества (коробки, бумага, краски, карандаши, природный материал и т.д.).

ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ реализуется в представленных предметах и оборудовании  в групповых пространствах, которые соразмерны росту детей. Во всех возрастных группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Данный принцип реализуется через наличие необходимых сертификатов на игровую и издательскую продукцию.

В раздевальных комнатах представлены выставки детского творчества (рисунков, поделок), с обозначенной темой, задачами и полученным результатом. А также эффективно пространство используется для размещения достижений воспитанников, соцопросов, правил и уклада группы.

Представлена выставка в виде фотографий детей «Визитная карточка группы», «Как мы живём», оформлены папки-передвижки с сезонной информацией для родителей.

На период проведения мониторинга в феврале 2023 года материалы и оборудование, были частично представлены в соответствии с примерным перечнем игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ по 5 направлениям: познавательное речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие. (см. алгоритм анализа РППС).

Общие выводы по результатам тематического контроля:

  1. Организация РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО: РППС групп построена в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой ДО, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступна и безопасна. В группах на 80% - 90% - имеется материал и оборудование по 5 направлениям развития ребенка;
  2. Реализация индивидуального подхода: РППС в группах создана и направлена на обеспечение индивидуального подхода каждого ребенка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
  3. Оформление группы в соответствии с темой, отраженной в КТП. Группы оформляются в соответствии с темой недели: наглядный и демонстрационный материал, папки-передвижки, д/и, уголок-выставка детских работ «Наше творчество».
  4. Использование всей площади группы для развития детей. Зоны групп хорошо разграничены, оснащены большим количеством развивающих материалов, эстетически выдержаны и подобраны.
  5. Соблюдение техники безопасности, психологическая комфортность. При организации РППС групп соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов, требованиям, по обеспечению надежности и безопасности их использования, психологического комфорта.

        Рекомендации: продолжать насыщать РППС групп в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; совершенствовать возможность трансформируемости пространства. При наполнении РППС необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки, и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.

Дата: 03.02.2023г.

Заведующий  ___________________________        С.А.Сюсюкало.

Зам.заведующего         ___________________________   Л.А.Колесникова.

                          Ст. воспитатель _________________________        Л.Н.Кото.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка  по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в МАДОУ «Солнышко»  в  соот...

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...

Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"

Консультация "Технологии создания музыкальной  коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды  в логопедических группах детского сада"...

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды в  соответствии  с  тре...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей  предметно -   пространственной среды »

Аналитическая справка № 2по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей  предметно -   пространственной среды »06.09.2021г.Цель проверки:Выполнение  треб...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Система работы ДОУ по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников при реализации ФГОС ДО»

План тематического контроля: 1 Обследование нравственно – патриотическому воспитанию, выборочная диагностика детей2.Оценка профессионального мастерства воспитателя3. Создание усло...