"Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Как помочь детям освоится в многоообразии профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 141»
«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».
воспитатель Сорокина С.В.
ст. воспитатель Рубцова О. В.
В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы, они представлены на слайде.
Идея «ранней профориентации», в современном понимании – это процесс профессионального самоопределения человека, важнейшими характеристиками которого выступают преемственность и непрерывность.
Появление категории «ранняя профориентация» в дошкольном образовании вызвало самые различные толкования у профессионалов.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции, которая обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.
Таким образом, в трудах педагогов прошлого и в современной научной литературе, данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых.
В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся. В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Актуальность формирования у дошкольников первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным законом об образовании и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ОП ДО, разработанной на основе ФОП ДО.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе: формирование осознанного отношения и интереса к трудовой деятельности, расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества, воспитание уважительного отношения к людям труда и др.
В настоящее время в ДОО существует проблема по организации ранней профориентации детей: не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий; работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный рынок труда.
Интервьюирование детей нашего ДОУ об их представлениях о труде взрослых и профессиях показало, что только половина из них может назвать, где и кем работают их родители, потому что мамы и папы не рассказывают ребятам о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, они не могли ответить на вопрос, что делают их родители на работе. Распространенными ответами были: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают». Большинство детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки».
Новизна данного опыта работы заключается в том, что содержание деятельности педагогов строится на обобщении идей ранней профориентации дошкольников и носит развивающий характер. Мы делаем акценты не столько на знакомство детей с различными профессиями, сколько на формирование представлений о труде взрослых через использование технологий, развитии личностных особенностей, индивидуальных возможностей и способностей.
Исходя из важности проблемы мной была поставлена цель: Использование педагогических технологий для развития представлений о профессиях взрослых у детей старшей группы в рамках ранней профориентации.
При планировании в контексте профориентированного содержания учитываю принцип тематического построения образовательного процесса. Данное планирование позволяет сгруппировать содержание образования по ознакомлению детей с профессиями взрослых в соответствии с темой недели, профессиональными праздниками, временем года и сезонным трудом взрослых и пополнить предметную среду соответствующими материалами.
Организация развивающей предметно-пространственной среды является важным компонентом ранней профориентации дошкольников.
В группе созданы тематические модули, позволяющие реализовать культурно-средовой подход к осуществлению ранней профориентации в которых представлены: маркеры игрового пространства, атрибуты, макеты для режиссерских игр с прикладами и предметами- заместителями, многофункциональная ширма.
элементы специальной одежды (формы); наглядно-дидактические материалы: карты-схемы трудовых процессов, например, наглядный алгоритм издательского цикла; технологические карты сюжетно- ролевых игр, проведения опытов; схемы построек; наглядно-информационные материалы, отражающие специфику деятельности представителей профессий разных кластеров; видео- аудиоматериалы на цифровых носителях, подборка художественной литературы – собраны книги о разных профессиях, как современных, так и старинных.
Во всех центрах в виде картинок – моделей представлены профессии определенной направленности, например, в центре музыки и театрализации: певец, музыкант, дирижер, что позволяет актуализировать представления воспитанников и стимулирует к передаче профессиональных трудовых действий людей.
Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению задач по ранней профориентации дошкольника - двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы.
Эпизодическая деятельность не может дать положительного результата, необходимо систематически осуществлять работу по развитию представлений о профессиях взрослых у детей старшей группы в рамках ранней профориентации, выделив для этого время в организованной образовательной, а также совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах; в самостоятельной деятельности детей в созданной РППС.
В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтение профессиям системы «человек-человек». Мальчики в первую очередь называют профессии системы «человек-техника», а также целый ряд военных специальностей.
Знакомя дошкольников с различными видами профессий использую определенный алгоритм:
называю профессию и знакомлю с тем, трудовые действия определенной профессии;
обозначаю место труда; представляю спецодежда или форму;
оборудование или инструменты, которыми пользуется работник;
результат его труда, где и кем он используется.
Кратко представим технологии, используемые в системе педагогической работы. Технология макетирования.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности: чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, игры.
Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.
В группе имеются макеты и приклады для них для ознакомления с разными профессиями.
Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы. При ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями взрослых использую:
– дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;
– Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. В процессе профориентационных сюжетно-ролевых игр стимулирую детей: -вводить в игру всё новые атрибуты: технику, инструменты;
-вводить в игру всё новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); -расширяю перечень сюжетов для игр («пекарня», «банк»,
«туристическое агентство», «кафе», «театр», «аптека»).
Именно в таких сюжетно-ролевых играх изучаются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непрерывной образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания сформированы достаточно полно, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и реквизиты для игры».
Цифровые технологии. Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения детьми дошкольного возраста, что представляет определенные проблемы в организации ранней профориентации в ДОУ.
Поэтому использование цифровых образовательных технологий помогает повысить вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечить оперативность обратной связи. В детском саду имеется программа Мерсибо, в которой имеется раздел по ознакомлению с профессиями, программно- методический комплекс Окружающий мир и основы безопасности в детском саду. Содержание направлено на закрепление представлений о профессиях и орудиях труда. Раздел состоит из 3 модулей, один модуль охватывает 6 профессий. Первый модуль представлен профессиями: садовник, парикмахер, портной, повар, уборщица, продавец. По такому типу представлены и 2 других модуля.
Мультфильмы из серии Навигатум знакомят с профессиями взрослых, очень много профессий представлено в сериях.
Решение задач ранней профориентации в рамках проектной деятельности осуществляется через интеграцию содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий.
Используя метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения.
Исходя из интересов детей нами был разработан долгосрочный проект «Знакомимся с профессиями» с учетом выделенных профессиональных кластеров.
Приведем пример реализации проекта, посвященного приобщению детей старшего дошкольного возраста к профессиям медиа-кластера.
В рамках данной темы можно познакомить детей с профессиями: журналист, комментатор, обозреватель, репортер, фотокорреспондент, редактор, оператор, монтажер, звукорежиссер, телеведущий, диктор, гример, костюмер.
Опрос детей показал, что дети знают такие передачи как «Новости», «Поле чудес», «В мире животных», «Умники и умницы», проекты «Голос», «Лучше всех!», «Ледниковый период. Дети» и др.
В рамках знакомства детей с профессиями медиа-кластера наибольший интерес вызвала у детей профессия телеведущего, журналиста.
В качестве примера представляю вашему вниманию подготовку передачи «В мире животных», которая очень заинтересовала детей.
С детьми посмотрели видеозапись телепередачи «В мире животных». При этом обращала внимание детей на то, как телеведущий ведет рассказ о животном, о том, что он рассказывает и в какой последовательности о том или ином животном.
Далее детям предоставлялся выбор животного, о котором они будут готовить свое сообщение.
К работе над проектом были привлечены родители, которые совместно с детьми посредством интернет-ресурсов и энциклопедий осуществляли поиск информации о животных, изготавливали электронные презентации, даже записывали видеосюжеты.
На этапе рефлексии дети с большим удовольствием и радостью просматривали видео со своим участием в телепередаче, комментировали происходящее, давали личную оценку своей деятельности и деятельности других детей.
Аналогично поэтапно осуществлялась совместная проектная деятельность воспитателей, детей и родителей по реализации проектов профессионального кластера.
В рамках проектной деятельности использовались разнообразные формы работы с детьми.
Таким образом, технологические аспекты ранней профориентации предусматривают разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие освоение социального опыта в разных видах детской деятельности. Развивающий потенциал педагогических технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста будет достигнут при условии их грамотного отбора педагогом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
В работе по проблеме ранней профориентации дошкольников идти необходимо от семьи и совместно с семьей. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима.
У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Как уже было сказано, родители воспитанников принимают активное участие в образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников с профессиями, при этом используют разные формы: приглашают детей на экскурсии, проводят беседы, создают презентации, альбомы, фотогазеты.
Одна из основных задач ранней профориентации – активизировать работу, способствующую социальному взаимодействию ДОО с социальными партнерами, оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе ознакомления дошкольников с различными профессиями.
Активно сотрудничаем с почтой, пожарной частью, ГИБДД, стадионом, школой.
Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.
Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…
Мы подводим воспитанников, к осознанному выбору - при котором человеку важно учитывать личные стремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в профессии (надо).
Формула, которая будет полнее раскрываться в школе, где три величины:
• хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
• могу - это все, что мне по силам, по способностям;
• надо - это все, что нужно для общества, страны.
А это, ни что иное, как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»
КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...
Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"
Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...
«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста как одно из направлений самоопределения современных дошкольников»
laquo;Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не ...
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....