Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
презентация
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_muzyka_yu.v._-_kopiya.pptx | 1.9 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru_-_kopiya.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сухомлинский В.А. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство -чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»
Ведущая педагогическая идея Создание системы работы по ранней профориентации детей с ОНР посредством применения технологии интервьюирования
Актуальность и перспективность опыта ФГОС ДО п.2.6: «… Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает … формирование положительного отношения к различным видам труда …»
Эффективность и целесообразность использования Технология интервью-ирования Пробуждает новое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ Диагности-ческий инструмент Не нарушает общепринятую систему трудового воспитания в ДОУ Имеет характер комплексного воздействия Оптимизирует процесс ранней профориента-ции дошколь-ников с ОНР
Инновационность опыта Инноваци-онность технологии интервью-ирования Интеграция всех образо-вательных областей Новая технология, открывающая новые воз-можности Нетрадицион - ная форма взаимодействия участников образовательного процесса
Практическая значимость Технология интервью-ирования Влияет на выбор востре-бованных профессий в районе и регионе Способствует развитию активности и творческих способностей Сочетает элементы трех основных образователь-ных систем Оптимизирует процесс ранней профориента-ции дошколь-ников с ОНР Вспомогатель-ное средство развития коммуникатив-ных навыков детей
Научность и теоретическая база Комарова Т.С. Макаренко А.С. Крулехт М.В.
Научность и теоретическая база Толстова Н.П. Шишкина Т.А.
Технология опыта I этап Подгото-вительный III этап Обобща-ющий II этап Практи-ческий
Подготовительный этап
Практический этап Педагогические задачи Образова-тельные Развива-ющие Воспита-тельные
Работа с детьми
Работа с родителями, педагогами
Обобщающий этап Анализ результативности Создана система работы по ранней профориентации детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием технологии интервьюирования. Созданы условия для развития коммуникативных умений дошкольников. Повысился профессиональный уровень педагогов ДОУ. Повысился уровень образования дошкольников по ранней профориентации .
Мониторинг инновационной деятельности по ранней профориентации дошкольников за 2016-2017 г.
Адресные рекомендации по использованию опыта https://nsportal.ru/muzyka-yuliya-vladimirovna
Заключение Целенаправленное, систематическое применение технологии интервьюирования в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно повышает результативность работы. Предложенная система мероприятий способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных профессий в районе и регионе, коррекции всей речевой системы в целом. Дети проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Слайд № 1
Презентация инновационного опыта
«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Слайд № 2
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». В.А. Сухомлинский.
Слайд № 3
Ведущая педагогическая идея моего опыта: создание системы работы по ранней профориентации детей с ОНР с использованием инновационной технологии интервьюирования.
Слайд № 4
Актуальность и перспективность опыта. Существует проблема игнорирования вопросов ранней профориентации дошкольников с ОНР. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей с ОНР о профессиях.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу гражданского сознания. Поэтому всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость.
Слайд № 5
Эффективность и целесообразность использования инновационной технологии интервьюирования в ранней профориентации дошкольников с ОНР:
Во-первых, технология интервьюирования развивает пытливость, любознательность, пробуждает новое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ.
Во-вторых, это новая технология, открывающая новые возможности;
В третьих, она является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
В четвертых, технология гармонично вписывается в работу по развитию связной речи, использование инновационной технологии интервьюирования не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
И, в пятых, носит характер комплексного воздействия, не только формирует представления о профессиях, но и развивает речь, способствует развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей.
Инновационная технология интервьюирования оптимизирует процесс ранней профориентации дошкольников с ОНР.
Слайд № 6
В чем заключается инновационность опыта?
Использование технологии интервьюирования позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Реализация предложенной системы работы охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации.
Слайд № 7
Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных профессий в районе и регионе, коррекции всей речевой системы в целом. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
Способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса; созданию методического материала по данной проблеме; созданию предметно-развивающей среды; использование метода интервьюирования позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Анализируя различные формы ранней профориентации детей с ОНР, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс формирования представлений о труде взрослых и развитие коммуникативных навыков, и пришла к выводу, что в этом поможет использование инновационной технологии интервьюирования.
Технология интервьюирования многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи ранней профориентации, диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Метод интервьюирования можно использовать, как в индивидуальной и парной работе, так и в подгрупповой и фронтальной работе.
Слайд № 8-9
Научность и теоретическая база
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, А. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт. В вопросе ознакомления детей с различными профессиями взрослых можно выделить разные методы и подходы. Педагоги Н. Е.Веракса и Т. С. Комарова советуют знакомить детей с теми видами труда, которые распространены в данной местности. Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях является образовательная программа ДОУ.
Я в своей работе по применению метода интервьюирования использую опыт учителя-логопеда Толстовой Н.П. В своей статье она делится положительным результатом развития речи детей в игре «Студия журналистов». Также использую опыт коллег МДОУ ДСКВ №78 «Серебряное копытце» г.Нижневартовска «Диалогическая речь и детская журналистика», программу Шишкиной Т.А. «Детское телевидение». Эффективность метода интервьюирования как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет использования ИКТ.
Слайд № 10-11
Технология опыта.
Подготовительный этап
- Анализ и подбор научно-практической, методический литературы;
- Определение и содержание методов, технологий, эффективного использования метода интервьюирования в ранней профориентации дошкольников;
- Создание предметно-развивающей среды для применения инновационной технологии интервьюирования;
- Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по ранней профориентации;
- Знакомство детей с азами техники интервьюирования, с правилами игры «Студия журналистов», с некоторыми приемами составления диалогов о профессиях;
- Разработка перспективного плана для реализации проекта;
- Ознакомление и приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации.
Слайд № 12
Практический этап. Педагогические задачи
Образовательные: 1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – технологией интервьюирования; 2. Закрепить и обогатить знания детей с ОНР о профессиях; 3. Выявить степень эффективности техники интервьюирования в профориентационной работе дошкольников с ОНР; 4. Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта; 5. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию новой технологии интервьюирования; 6. Разработать систему работы по ранней профориентации дошкольников с использованием новой технологии интервьюирования.
Развивающие: 1. Создать условия для свободного общения, диалогической речи. Организовать уголок «Студия журналистов»; 2. Создать условия для развития у детей интереса к разным профессиям посредством применения технологии интервьюирования. 3. Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности; 4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитательные: 1. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности; 2. Содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома; 3. Способствовать воспитанию творческой инициативы.
Слайд № 13
Работа с детьми, родителями, педагогами.
Раскрывая технологию интервьюирования, в работе с детьми по реализации проекта использовала следующие формы и методы: Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок; Рассказы воспитателей и родителей; НОД; Игры, праздники и развлечения; Самостоятельная художественно – творческая деятельность. После проведения этих мероприятий дети делятся впечатлениями в «Студии журналистов».
Слайд № 14
Для родителей разработаны и проведены консультации: «Как применить технологию интервьюирования в ранней профориентации в семье», «Как рассказать ребенку о своей профессии», индивидуальные консультации, анкетирование.
Для педагогов разработаны и проведены мероприятия: консультация «Развитие творческих способностей посредством технологии интервьюирования»; мастер-класс «Изготовление атрибутов для игры «Профессии местных предприятий»; семинар-практикум «Студия журналистов».
Слайд № 15
Этап обобщения.
Анализ результативности.
1. Создана система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ОНР с использованием технологии интервьюирования.
2. Созданы условия для развития коммуникативных умений дошкольников.
3. Повысился профессиональный уровень педагогов ДОУ.
4.Повысился уровень образования дошкольников по ранней профориентации.
Слайд № 16
Результаты мониторинга по ранней профориентации детей ГКН за период с 09.2016г. по 05.2017г.: 2015г.-2016г. – низкий уровень-25%, средний уровень-75%, высокий уровень-0; 2016г.-2017г. - низкий уровень-0%, средний уровень-67%, высокий уровень-33%.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Плохо владея устной речью, дети затрудняются выражать свои мысли и желания. Коммуникативные навыки прививаются медленно. Родители не владеют навыками использования технологии интервьюирования.
Слайд № 17
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт адресован педагогам и родителям для работы с детьми 5-7лет.
Слайд № 18
Заключение.
Целенаправленное, систематическое применение технологии интервьюирования в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно повышает результативность работы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенная система мероприятий способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных профессий в районе и регионе, коррекции всей речевой системы в целом. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации: успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела, гражданами и патриотами своей малой Родины и страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой проект "Инновационные технологии в формировании основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста". "Путешествие по миру профессий".
использование инновационных технологий при знакомстве детей с профессиями АО Карабашмедь и сопутствующими профессиями....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ"
Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный, сентябрь - декабрь.Участники проекта: педагоги группы, воспитанники, родители.Интеграция образовательных област...
Презентация на тему "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста".
В презентации представлен долгосрочный проект "Родительский четверг", целью которого является расширение и систематизация знаний детей о мире профессий через социальное партнерство меж...
Практическая консультация: «Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам технологии мнемотехника»
Практическая консультация: «Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам технологии мнемотехника»...
Тема презентации: «Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельбух»
Тема презентации: «Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельб...
Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Презентация для педагогов дошкольных учреждений....
«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является прове...