Публикация " Системный подход в консультировании семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии"
презентация
Системный подход в консультировании.
Относительно недавно профессионалы работающие с семьями один из членов которых страдает хроническими заболеваниями начали серьезно интересоваться, функционированием семей. Ведь серьезное внимание уделяется самому человеку с проблемами в развитии, а другие члены семьи остаются на втором плане, а ведь часто здоровые члены семьи не могут справиться с ситуацией самостоятельно. Нужно обязательно брать в расчёт динамику функционирования семьи ее характеристики, как статические так и динамические. Семья-это интерактивное объединение, т.е, то, что затрагивает одного из членов семьи, затрагивает и всех остальных. Семейный психотерапевт Элман сравнил семью с набором погремушек, которые вешают над над детской коляской. Стоит тронуть одну закачаются все остальные. Лютерман пишет о глухоте: «Когда в семье рождается глухой ребенок – можно сказать,что до какой-то степени глохнет вся семья».
Поэтому в консультировании необходимо изучая взаимодействия между ее членами, учитывать порой уникальные, разнообразные характеристики. Такие как Состав семьи (расширенная семья, члены которой могут проживать с родственниками; неполные семьи; семьи в которых уже кто -то серьезно болен, семьи где кто-то умер, это все оказывает влияние на идеологию и динамику взаимоотношений.
Культурный стиль семьи статичный элемент (на к.с. оказывает влияние этнический, расовый, религиозный, социально-экономический статус) можно понять, как культурные представления семьи влияют на использование медицинской , социальной помощи. Понятен уровень доверия.
Идеологический стиль основан на ее взглядах, ценностях и принятом в семье поведении, важны культурные установки. Убеждения и ценности могут передаваться из поколения в поколение. ( у кого-то ценится интеллект, успешность или родственные привязанности, семейные узы, отношения к болезни тоже проявляют реакции в виде отчуждения или избегания т.е стратегии поведения разные зависят от идеологии внутри семьи. Также при консультировании важно понимать семейное взаимодействие. Ребенок с нарушениями развития живет в контексте семьи, находящихся друг с другом в динамичных отношениях, система состоит из четырех компонентов:
1компонент 4 подсистемы:
Брачная: муж и жена
Родительская: родитель и ребенок
Братско-сестренская: ребенок и ребенок
Внесемейная: взаимодействия с родственниками и друзьями, специалистами. Вмешиваться нужно так чтобы не повлиять на связь в какой-то другой системе, не требующей пристального внимания.
2компонент Сплоченность обратим внимание на спаянность и разъединённость . высокая степень спаянности границы внутри подсистем выражены слабо, свойственна гиперопека, «страх отпустить ребенка на свободу, не дают повзрослеть, стать самостоятельным и независимым. Другая крайность разъединённость – взаимодействие безразличное, равнодушие, ребенок не чувствует что его любят и поддерживают.
Хорошо функционируют семьи, где отношения располагаются на уровне « золотой середины» связи между подсистемами крепкие , независимые.
3 компонент приспособляемость- способность меняться в ответ на стрессовую ситуацию.
Ригидные семьи не меняются в ответ на стресс, тяжело приспосабливается (например отец считает, что мужчина не может брать часть дел по дому, потому что он мужчина)
Хаотичные семьи меняются все время, у них нет лидера, правил, все время борются за власть.
Успешно приспосабливающиеся семьи эмоционально едины и автономны.
4 компонент коммуникация – проблемы в том что люди не умеют обмениваться информацией, не могут правильно ее донести или принять.
Исходя из анализа семейного взаимодействия, мы можем проследить его результаты или продукты. Которые называются функции семьи т.к удовлетворяют нужды семьи.
Экономическая функция (заработок на жизнь, оплата счетов, накопления)
Домашнее хозяйство\ забота, здоровье ( покупка, приготовление еды уборка, посещение врачей)
Досуг ( хобби)
Социализация(развитие соц. Навыков, межличностных взаимоотношений)
Самоидентичность (распознание сильных и слабых сторон, чувство принадлежности к семье)
Привязанность (чувство любви, привязанность , близость)
Образование\ работа(выбор карьеры, усвоение профессиональной этики, работа на дому)
Ребенок с нарушениями в развитии часто много требует и почти ничего не дает взамен, что может снизить качество жизни семьи ее функций. Но может быть и наоборот особый ребенок оказывает благотворный эффект, в семье возникает теплота , в семейных отношениях сплоченность. Чтобы описать влияние ребенка можно разобрать все функции и выяснить обладает ли она достаточной гибкостью, открытостью и сопротивляемостью.
Важно учитывать на каком жизненном цикле находится семья с особым ребенком, какая стадия развития семьи , насколько стабильно выполняются задачи.
- Рождение ребенка – постановка точного диагноза, эмоциональное приспособление, сообщение о нарушениях другим членам семьи.
- Школьный возраст – принятие решений об обычном или специальном образовании, решение проблем с реакциями сверстников на ребенка, организация учебы досуга ребенка
- Подростковый возраст – эмоциональное приспособление к хронической и неизлечимой природе нарушений, решение проблем ,связанных с его изоляцией от сверстников. Создание планов на будущее.
- Взросление . Эмоциональное приспособление к уходу за взрослым ребенком, о дальнейшем месте его проживания.
- Пост родительская стадия – пересмотр отношений с супругом, взаимодействие с работниками спец.учреждения, где живет ребенок.
Учитывая все структурные параметры мы приходим к экологической теории семейной системы.
Ключевая мысль которой : если мы хотим изменить чье-то поведение(поведение семьи ее, привычных поведенческих паттернов) – необходимо изменить условия ее существования.
Для более наглядного и понятного изучения стрессовой ситуации можно использовать экокарту, это простой чертеж, наглядно демонстрирующий положение семьи и доступность для нее различных ресурсов. Экокарту предложил Хайн Хартман. Экокарта показывает на конфликты нуждающиеся в посредничестве при разрешение, выстраивании мостов на ресурсы которые необходимо увидеть и задействовать.
Имя_________________
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Дата_______________
Выясняем что входит в ближайшую систему окружения семьи : врачи , родственники, друзья, ,соседи, знакомые, программы по раннему вмешательству ( это то на что семья может влиять)
И в систему менее близкую сми , соц.службы, образоватльные организации., соц. службы ( это то на что семья влиять не может)
Заполняем поля (кружочки) , далее в соответствии с условными обозначениями, проводим линии И видим А (фактор ) событие вызывающее стресс , может быть перемена в жизни угрожающая семейным границам целям, либо это новые функции.
В (ресурсы) семьи, то что помогает противостоять стрессу. Способность семьи противостоять стрессу, способности к адаптации
С ( восприятие стрессового события)представление семьи о серьезности переживаемого стресса. Человек может приписывать какое то нереальное значение.
Х (кризис) семья не перейдет в кризис если воспользуется своими ресурсами, опытом, помощью.
На мой взгляд Экокарта хороша тем ,что опрос не превращается в допрос. По заполнению она похожа на генограмму. Заполняя карту вместе можно прояснить большинство ранее приведенных структурных элементов наглядно. Это достаточно терапевтично. Семья с помощью специалиста может понять и увидеть, где находятся источники стресса, привлечь новые ресурсы или постараться выработать новые стратегии поведения , снизить нужды, преследующие семью, или изменить свой взгляд на ситуацию. А самое главное избежать кризиса ( перелома) при котором цели не достигаются, решения не адекватны ситуации и разворот событий непредсказуем. Пользоваться Экокартой можно научиться самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_sistemnyy_podhod.pptx | 365.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья - микросоциум для ребенка. «Похожа на набор погремушек над детской коляской. Стоит тронуть одну - закачаются все остальные …» Элман Н.С.
Структура семьи: Состав семьи Культурный стиль семьи Идеологический стиль
Семейная система: 1 компонент 4 подсистемы : Брачная : муж и жена Родительская: родитель и ребенок Братско-сестренская : ребенок и ребенок Внесемейная : взаимодействия с родственниками и друзьями, специалистами 2 компонент Сплоченность 3 компонент Приспособляемость 4 компонент Коммуникация
Функции семьи Экономическая функция (заработок на жизнь, оплата счетов, накопления) Домашнее хозяйство\ забота, здоровье ( покупка, приготовление еды, уборка, посещение врачей) Досуг (хобби) Социализация (развитие соц. навыков, межличностных взаимоотношений) Самоидентичность (распознание сильных и слабых сторон, чувство принадлежности к семье) Привязанность (чувство любви, привязанность , близость) Образование\ работа (выбор карьеры, усвоение профессиональной этики, работа на дому)
Жизненный цикл семьи. Стадии развития: 1.Рождение ребенка – постановка точного диагноза, эмоциональное приспособление, сообщение о нарушениях другим членам семьи. 2.Школьный возраст – принятие решений об обычном или специальном образовании, решение проблем с реакциями сверстников на ребенка, организация учебы досуга ребенка 3 . Подростковый возраст – эмоциональное приспособление к хронической и неизлечимой природе нарушений, решение проблем,связанных с его изоляцией от сверстников. Создание планов на будущее. 4.Взросление - эмоциональное приспособление к уходу за взрослым ребенком, принятие решения о дальнейшем месте его проживания. 5.Постродительская стадия – пересмотр отношений с супругом, взаимодействие с работниками спец. учреждения, где живет ребенок.
Экокарта. Автор- Хайн Хартман ЧЛЕНЫ СЕМЬИ прогулка в парке РОДИТЕЛИ ВРАЧ СОЦ. СЛУЖБЫ ПРОГРАММЫ РАН ВМЕШ досуг кружок танцев ДЕТСКИЙ САД __________ существенная помощь ___ ___ ___ помощь отсутствует . . . . . . . . источник стресса источник энергии(ресурс) Имя _____________ Дата _____________
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
методика для исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
материал содержит социограмму "Моя семья". методика информативна.проста в применении. методика авторкая. разработана А.Ткаченко....
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»
В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Консультирование и обучение.
Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ»
Консультация к памятке: "Семье, воспитывающей особенного ребенка"...
Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
В статье рассматриваются особенности психологического консультирования родителей, имеющих ребенка с особыми возможностями здоровья....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ. ПЕДАГОГИКА И МЕДИЦИНА»
Ранний детский аутизм для большинства родителей становится болезненным диагнозом, при котором нарушается нормальное функционирование семьи в целом, и каждого ее члена в отдельности. Стресс, который пе...