Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»
консультация по коррекционной педагогике на тему
В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем проблем ребенка с особенностями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_psihologich._konsult._semi_-_kopiya.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»
Основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:
- психолого-педагогическое консультирование,
- семейное консультирование,
- профориентированное консультирование.
Психолого- педагогическому консультированию может предшествовать медико-генетическая консультация, которая осуществляется в рамках оказания медицинской помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Главной задачей медико-генетической консультации является определение причин нарушения психофизического развития ребенка и установление возможности дальнейшего рождения в семье здоровых и полноценных детей.
Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Объединение этих видов консультирования объясняется тем, что главной проблемой, с которой семьи обращаются к психологу, являются вопросы, связанные с обучением и воспитанием проблемного ребенка. Однако в процессе психолого-педагогического консультирования возникает потребность в разрешении и многочисленных внутрисемейных проблем. Вопросы, связанные с отношением родителей к дефекту ребенка, к позиции социума (в лице родственников, соседей, знакомых, сотрудников социальных служб и т.п.), с взаимоотношениями внутри семьи, и другие решаются в рамках семейного консультирования.
В профессиональном становлении молодого человека особое значение имеет семья, ее позиция по отношению к нему, понимание профессиональных перспектив инвалида.
В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:
- понимание родителями основных целей профессиональной реабилитации их ребенка;
- формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;
- формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;
- повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей;
- ознакомление с результатами профориентационного психодиагностического изучения подростка-инвалида.
Процедура консультирования семьи.
Процедура консультирования семьи включает следующие этапы:
- знакомство, установление контакта;
- определение проблем семьи со слов родителей;
- психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка;
- определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик;
- оценка результатов диагностики и формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;
- определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;
- подведение итогов.
Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Психологическое консультирование семьи имеет определенную организационную форму.
Первый этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
Первое впечатление о психологе оказывает огромное влияние как на дальнейший ход исследования, так и на возможность достижения положительного результата консультации. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки – это те невербальные средства, которые используют психологи для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок с первой минуты общения могут находиться в некотором напряжении. Об этом свидетельствуют выражения лиц, позы, интонационные особенности. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с отклонениями в развитии это еще одно испытание в череде попыток найти помощь, исцеление и покой. Поэтому ободряющее приветствие психолога, позитивная тональность беседы, которую он организует («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали своей очереди? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю…) позволяют снять напряженность и приступить к изучению семьи.
Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих.
Вначале психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя проблемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает родителей ребенка и лишь изредка ставит вопросы для уточнения деталей. Затем беседа продолжается без ребенка отдельно с каждым взрослым по его желанию. (Беседа с матерью и отцом проводится обязательно.)
Ниже приводится перечень проблем, с которыми родители детей с отклонениями в развитии обычно обращаются к психологу:
- трудности, возникающие в процессе обучения ребенка;
- проблемы, связанные с воспитанием ребенка;
-проблемы взаимоотношений в сфере детей (здоровые дети стесняются больного брата или сестру, подвергают их насмешками и унижениями; в школе, в детском саду, на улице здоровые дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребенка, не хотят с ним дружить и др.);
- межличностные контакты больного ребенка с близкими. Их отношение к нему (в одних случаях родственники жалеют больного ребенка, гиперопекают, в других – например мать ребенка, жалуется, что «бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком отношения», со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к близким);
- заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения;
- нарушение супружеских отношений между матерью и отцом ребенка, возникшие из-за дефекта ребенка;
- эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка с отклонениями в развитии, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения;
- сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии и др.).
В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические сведения о ребенке, изучает представленную родителями документацию.
На этом этапе у психолога формируется первичное обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи.
Например:
- у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом здоровье, и ему необходима специализированная помощь;
- родители используют неадекватные модели воспитания, которые искажают личностное развитие ребенка;
- члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь, его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые они не могут решить своими силами.
Третий этап: психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.
На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребенок. Психолог осуществляет диагностику интеллектуальных и личностных особенностей ребенка, прогнозирует его возможности к обучению по определенной программе. Если у ребенка познавательные способности оказываются резко сниженными и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, то диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близких (чаще матери или бабушки).
В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ребенка в соответствии с возрастными нормативами развития, так и его личностные характеристики, особенности аффективной и коммуникативно-поведенческой сфер.
Следует отметить, что если родители консультируются у специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть которого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий образовательного учреждения.
Четвертый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик.
Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками (психологическим типом) самих родителей.
Предложение психолога о проведении обследования самих родителей может вызвать у некоторых из них негативную реакцию. В этом случае психолог должен объяснить, что, безусловно, участие родителей в психологическом обследовании является добровольной процедурой, и родители имеют полное право от нее отказаться. Однако тогда вряд ли удается определить причины внутрисемейных проблем и затем их разрешить. Психолог доказывает родителям важность психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома. Он мягко, но настойчиво убеждает родителей в необходимости их участия в диагностическом обследовании. В том случае, если соглашается только один родитель, например, мать ребенка, это необходимо принять. Не следует нагнетать напряженность, требуя прямого согласия родителей, можно предложить ответить на вопросы одной или нескольких анкет.
Одновременно родителям сообщается, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не будет использована во вред ребенку или его семье, что предписано этическим кодексом психолога.
В начале обследования с целью снятия опасений и лишних сомнений родителям предлагается тест М. Люшера и методика «Моя семья», а потом - опросники, предполагающие значительное число ответов - СМОЛ (СМИЛ-MMPI), ОРО, АСВ и другие. Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, психолог напоминает о том, что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумывая, а верность выбора всегда относительна. Для итоговой оценки не столько существенна «правильность ответа», сколько важна их позиция по тому или иному вопросу.
В качестве домашнего задания родителям предлагают методику «История жизни с проблемным ребенком», подробно объяснив инструкцию к ее выполнению.
Обследование родителей при первичном консультировании продолжается не более 50 минут. В том случае, если возникает необходимость в дополнительной информации, семья приглашается на повторное консультирование.
Пятый этап: оценка результатов диагностики и формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
Этот этап посвящен обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует ее. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подводит родителей к нахождению возможного выхода из проблемной ситуации, а в случае неверной трактовки проблемы стремится показать неправильность их позиции.
Психолог руководствуется тактикой «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции полученные результаты психологического изучения ребенка, постепенно изменяет взгляд родителей на постановку проблемы. Это самая сложная и энергоемкая для психолога часть консультирования, так как не всегда получается (а иногда и совсем не удается) во время первичной консультации переубедить родителя и изменить его позицию. Поэтому чаще выбирается компромиссное решение и родителям предоставляется возможность оценить предлагаемый психологом способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его в течение определенного времени.
Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, разрешаются в результате осуществления следующих мер:
- выбор для ребенка подходящих программ обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;
- организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;
- выбор адекватной модели воспитания и обучение родителей ребенка практическим воспитательным приемам;
- формирование у ребенка адекватных отношений с члена
ми семьи и другими значимыми взрослыми (родственниками, учителями и пр.);
- изменение мнения родителей о «бесперспективности»
развития их ребенка;
- установление адекватных взаимоотношений между членами семьи и формирование на этой основе благоприятного
психологического климата.
Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые будут способствовать разрешению основных проблем.
Психолог дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком в ходе каждого из перечисленных выше мероприятий. Он подготавливает родителей к возможности отсроченного решения проблем, т.е. получения отдаленного результата от предлагаемых к реализации мер. Одновременно психолог предупреждает родителей о том, что если не следовать принятому пути, ситуация может ухудшиться. Настраивает на то, что кропотливый и тяжелый труд родителей обязательно приведет к успеху, и их дети смогут (частично или полностью) адаптироваться к самостоятельной жизни, будут нужными и любимыми в своей семье. Если же родители не демонстрируют согласия с позицией психолога или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, им предлагается посещение коррекционных обучающих занятий с ребенком.
Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания данной психологом интерпретации семейных проблем родителям необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один из родителей и ребенок) приглашается на дополнительное консультирование.
Особенности консультирования родителей и других близких ребенка с отклонениями в развитии (матерей, отцов, бабушек, нянь, гувернантов)
Тактика психолога в процессе консультирования:
- установление контакта на уровне «обратной связи»;
- коррекция понимания родителем проблемы ребенка;
- коррекция межличностных (родитель - ребенок и ребенок - родитель)
и внутрисемейных (мать ребенка - отец ребенка) отношений.
При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании важную роль играет тактика, которую избирает психолог при взаимодействии с каждым из ее членов. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактику психолога во время общения с родителями определяют три взаимосвязанные задачи:
- установление контакта на уровне «обратной связи»;
- коррекция понимания родителем проблемы ребенка;
- коррекция межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка - отец ребенка) отношений.
Установление контакта на уровне «обратной связи»
Главная тактическая задача психолога при установлении контакта на уровне «обратной связи» заключается в том, чтобы в результате консультирования семья смогла разрешить свои проблемы, и чтобы процесс их преодоления приобрел конструктивный характер. Поэтому при необходимости важнейшим условием конструктивного взаимодействия психолога с семьей становится пролонгированное консультирование. Оно может длиться столько времени, сколько это необходимо семье, т.е. два, три, а иногда и более сеансов. В особо сложных случаях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи.
С целью достижения максимально позитивного результата консультирования формируется доверительный контакт с родителями на уровне «обратной связи». Его цель - убедить родителей в том, что их понимают, им сочувствуют и пытаются помочь. Уровень достижения сочувствия должен быть достаточно высоким, таким, чтобы родитель ощутил весомую психологическую поддержку и взаимопонимание.
«Обратная связь» - это специфический психотерапевтический прием, который позволяет всем участникам процесса взаимодействия (членам семьи и психологу) устанавливать более глубокий уровень понимания друг друга и раскрывать те области осмысления проблемы, которые для родителей до контакта с психологом оставались неизвестными и скрытыми. Действие эффективной «обратной связи» позволяет снизить активность защитных психологических механизмов родителей, создать атмосферу доброжелательности и условия для высвобождения негативных эмоциональных переживаний.
Коррекция понимания родителем проблем ребенка
Процесс адекватного понимания родителями проблем ребенка (его дефекта, адаптации, будущего трудоустройства и личной жизни) становится возможным лишь в случае нейтрализации или снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента определения у ребенка нарушений развития. Адекватное понимание проблемы возникает после того, как родительское восприятие проблемы переводится с эмоционального уровня на рациональный. Особенно значительное фрустрирующее воздействие эмоциональный стресс оказывает на мать ребенка. Снижение напряженности переживаний у матери больного ребенка достигается при ее переключении с предмета переживаний («У меня родился больной ребенок», «Мой ребенок не такой, как все») на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.
Для родителей проблемного ребенка такой деятельностью становится коррекционный образовательный процесс, способствующий развитию их ребенка. Приобщение родителей к коррекционно-развивающей работе со своим ребенком дает им возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет реализовать свой духовный потенциал. Творческое осуществление родителями педагогической деятельности служит повышению их самооценки и способствует снижению эмоционального напряжения.
С другой стороны, педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой формируется общение между родителями и ребенком, психологом и ребенком, психологом и родителями ребенка. Конструктивное общение является универсальным механизмом коррекционного воздействия, которое оказывает психолог на родителей проблемного ребенка.
Только в атмосфере позитивного эмоционального контакта психолог может ожидать от родителей взаимопонимания и выполнения его советов. С целью укрепления этого контакта и для реализации задач, направленных на коррекцию дефекта ребенка, родителям (или только матери) предлагается посетить несколько индивидуальных коррекционных занятий с ребенком. Это позволит не только решать проблемы социальной реабилитации ребенка, но и оказывать действенную психокоррекционную помощь его родителям, а затем и семье в целом.
Организация пролонгированного консультирования, в рамках которого проводятся подобные индивидуальные коррекционные занятия, осуществляется, в первую очередь, для родителей тех детей, которые испытывают особые трудности в социальной адаптации и в учебном процессе.
Одновременно коррекция понимания проблемы ребенка проводится с учетом материнской и отцовской позиций родителей ребенка.
Особенности консультирования отцов
Как показывает практика, у отцов детей с отклонениями в развитии чаще проявляется следующая позиция: стремление скрыть существование больного ребенка, желание «не видеть» и не замечать наличие отклонений в его развитии, а в некоторых случаях наблюдается даже отказ от обсуждения этой проблемы. Следует отметить, что до настоящего времени, к сожалению, не проводилось сравнительного изучения родительских позиций отцов и матерей по отношению к ребенку с проблемами в развитии. Однако опыт подсказывает, что в отличие от материнской отцовская позиция характеризуется большей «закрытостью» и отсутствием желания идентифицировать себя с больным ребенком. Это, видимо, связано с ролью отца в патриархальном типе семьи. Отец - глава семьи и вершитель судеб ее членов. Он осуществляет взаимосвязь между различными поколениями и эпохами. В том случае, если рождается больной ребенок, для отца эта связь нарушается.
Переживания отца чаще направляются на сокрытие тяжести проблем ребенка. Затем этот процесс у некоторых отцов трансформируется в отчуждение от переживаемого, далее в отчуждение от проблемы и может завершиться полным отчуждением от самого ребенка. Такие отцы обычно стремятся исправить свою личную жизненную ситуацию с помощью рождения другого ребенка или заключения нового брака, а о том, что случилось, стараются забыть.
Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами «дефектного» ребенка, процесс консультирования должен быть направлен:
— на поддержку и развитие у отца ребенка потребности к
сохранению семьи или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;
- щадящее отношение к переживаниям отцов относительно будущего больного ребенка, снижение уровня травмированности по поводу психической и физической «дефектности» ребенка;
- развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию ей психологической
поддержки; - привлечение отца к общению с ребенком (воскресные прогулки, возложение ответственности за физическое развитие ребенка, совместный отдых, семейные праздники и др.).
Чрезвычайно актуальная для отцов проблема наследования решается через ознакомление с международными правовыми нормативными актами в отношении прав детей-инвалидов.
Особенности консультирования матерей
Главное отличие материнской позиции от отцовской проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Матери принимают проблему ребенка качественно иначе, чем отцы. Активный или пассивный протест матерей прежде всего направляется против самого дефекта. Матери не принимают диагноз ребенка, связанный с его дефектом, но они не могут не принять самого ребенка, своего ребенка. В этом проявляется основное свойство материнского инстинкта - сохранить зародившуюся жизнь, а затем постоянно оберегать, защищать и растить свое дитя, каким бы оно ни было.
В связи с этим тактика психолога в работе с матерями проявляется:
- в снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом;
- в обсуждении проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также и в семьях, воспитывающих здоровых детей.
В процессе ведения консультирования больного ребенка и его матери ставятся следующие задачи:
- формирование продуктивных форм взаимоотношений с
ребенком в семье и в социуме; - коррекция позиции матери, исключающей наличие
проблем у ее ребенка («Мой ребенок - такой как все, у него нет
проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет»);
Особенности консультирования бабушек (других лиц, осуществляющих уход за ребенком)
В отдельных семьях родители перепоручают свои воспитательские обязанности другим лицам – бабушкам, няням, гувернантам. Обычно бабушки в своем взаимодействии с ребенком опираются на «домостроевские» правила воспитания. На консультациях они, как правило, объясняют, что просто «сидят» с ребенком, когда его родители на работе. Нельзя забывать и о том, что в силу возрастных особенностей бабушки быстро устают и не в состоянии осуществлять полноценный уход за проблемным ребенком.
Однако есть и другие примеры, когда помощь бабушек и дедушек по уходу за ребенком-инвалидом при отсутствии надлежащего отношения родителей позволяет переломить негативный ход событий и направить развитие ребенка в позитивную сторону.
Оценивая ситуацию, связанную с приглашением няни или
гувернанта для ребенка, также следует предостеречь родителей от излишних радужных надежд. Няня может быть очень порядочным человеком и более
того, стремиться расширить педагогические знания, однако не в ее силах заменить ребенку родителей (воздействие тепла материнских или отцовских рук, родительской улыбки и т.д. неоценимо).
Перепоручая свои воспитательские обязанности другим лицам
в силу сложившихся в семье обстоятельств, родители должны помнить, что бабушки и дедушки, няни и гувернанты могут только помочь, однако
ответственность за развитие и воспитание ребенка с отклонениями в развитии лежит на родителях. Именно им необходимо создать в семье адекватные условия для развития ребенка с психофизическими недостатками.
Коррекция межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка - отец ребенка) отношений
Коррекция взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок», «ребенок-взрослый» может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания.
Психолог раскрывает родителю секреты воспитательных приемов и способов управления больным ребенком. Он формирует у родителя установку на создание адекватных, взаимно-теплых отношений с ребенком.
Нарушение супружеских взаимоотношений корригируется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Роль коррекционной среды для родителей играют групповые занятия, в процессе которых их ценностные ориентации подвергаются позитивным изменениям.
Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей больного ребенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а разрешение их требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых для родителей). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно не разрешаемому конфликту
Список использованной литературы:
1. А.Н. Елизаров «Психологическое консультирование семьи» - М.,2008
2. В.В. Ткачева «Семья ребенка с отклонениями в развитии» - М.,2007
3. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» - М.,2004
кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.
3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.
4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.
Использование информации
1. Общие положения. Предложение психо
логических услуг должно подчиняться
профессиональным, а не коммерческим
принципам.
2. Дезинформирующая реклама. Психологи
не могут предлагать специальные про
цедуры, методики или другие средства,
которыми они не владеют или эффектив
ность которых подвергается профессиональ
ному пли научному сомнению. Если какие-
либо возможности приписываются психо
логу, который их не имеет, он должен
опровергнуть такую информацию.
Психологи не должны давать пациентам или клиентам сведения, преувеличивающие эффективность их услуг.
Клинические психологи находятся под запретом организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу лечения. Им также не разрешается публиковать обещания возврата денег в случае неуспеха
лечения.
Не разрешается рекламировать в качестве специальности действия рассматриваемые п профессиональных кругах как сами собой разумеющиеся.
Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины.
3. Реклама с целью конкуренции. Такая реклама разрешена лишь в пределах, определяемых общим законом о конкуренции. Она должна быть правдива, информативна и полна, психологи не должны в целях рекламы скрывать важные факты;
кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.
3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.
4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.
Использование информации
1. Общие положения. Предложение психо
логических услуг должно подчиняться
профессиональным, а не коммерческим
принципам.
2. Дезинформирующая реклама. Психологи
не могут предлагать специальные про
цедуры, методики или другие средства,
которыми они не владеют или эффектив
ность которых подвергается профессиональ
ному пли научному сомнению. Если какие-
либо возможности приписываются психо
логу, который их не имеет, он должен
опровергнуть такую информацию.
Психологи не должны давать пациентам или клиентам сведения, преувеличивающие эффективность их услуг.
Клинические психологи находятся под запретом организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу лечения. Им также не разрешается публиковать обещания возврата денег в случае неуспеха
лечения.
Не разрешается рекламировать в качестве специальности действия рассматриваемые п профессиональных кругах как сами собой разумеющиеся.
Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины.
3. Реклама с целью конкуренции. Такая реклама разрешена лишь в пределах, определяемых общим законом о конкуренции. Она должна быть правдива, информативна и полна, психологи не должны в целях рекламы скрывать важные факты;
кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.
3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.
4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.
Использование информации
1. Общие положения. Предложение психо
логических услуг должно подчиняться
профессиональным, а не коммерческим
принципам.
2. Дезинформирующая реклама. Психологи
не могут предлагать специальные про
цедуры, методики или другие средства,
которыми они не владеют или эффектив
ность которых подвергается профессиональ
ному пли научному сомнению. Если какие-
либо возможности приписываются психо
логу, который их не имеет, он должен
опровергнуть такую информацию.
Психологи не должны давать пациентам или клиентам сведения, преувеличивающие эффективность их услуг.
Клинические психологи находятся под запретом организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу лечения. Им также не разрешается публиковать обещания возврата денег в случае неуспеха
лечения.
Не разрешается рекламировать в качестве специальности действия рассматриваемые п профессиональных кругах как сами собой разумеющиеся.
Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины.
3. Реклама с целью конкуренции. Такая реклама разрешена лишь в пределах, определяемых общим законом о конкуренции. Она должна быть правдива, информативна и полна, психологи не должны в целях рекламы скрывать важные факты;
кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.
3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.
4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.
Использование информации
1. Общие положения. Предложение психо
логических услуг должно подчиняться
профессиональным, а не коммерческим
принципам.
2. Дезинформирующая реклама. Психологи
не могут предлагать специальные про
цедуры, методики или другие средства,
которыми они не владеют или эффектив
ность которых подвергается профессиональ
ному пли научному сомнению. Если какие-
либо возможности приписываются психо
логу, который их не имеет, он должен
опровергнуть такую информацию.
Психологи не должны давать пациентам или клиентам сведения, преувеличивающие эффективность их услуг.
Клинические психологи находятся под запретом организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу лечения. Им также не разрешается публиковать обещания возврата денег в случае неуспеха
лечения.
Не разрешается рекламировать в качестве специальности действия рассматриваемые п профессиональных кругах как сами собой разумеющиеся.
Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины.
3. Реклама с целью конкуренции. Такая реклама разрешена лишь в пределах, определяемых общим законом о конкуренции. Она должна быть правдива, информативна и полна, психологи не должны в целях рекламы скрывать важные факты;
кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.
3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.
4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.
Использование информации
1. Общие положения. Предложение психо
логических услуг должно подчиняться
профессиональным, а не коммерческим
принципам.
2. Дезинформирующая реклама. Психологи
не могут предлагать специальные про
цедуры, методики или другие средства,
которыми они не владеют или эффектив
ность которых подвергается профессиональ
ному пли научному сомнению. Если какие-
либо возможности приписываются психо
логу, который их не имеет, он должен
опровергнуть такую информацию.
Психологи не должны давать пациентам или клиентам сведения, преувеличивающие эффективность их услуг.
Клинические психологи находятся под запретом организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу лечения. Им также не разрешается публиковать обещания возврата денег в случае неуспеха
лечения.
Не разрешается рекламировать в качестве специальности действия рассматриваемые п профессиональных кругах как сами собой разумеющиеся.
Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".
Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....
методика для исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
материал содержит социограмму "Моя семья". методика информативна.проста в применении. методика авторкая. разработана А.Ткаченко....
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях ДОУ
В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поднимается вопрос о значимости образа отца...
Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
В статье рассматриваются особенности психологического консультирования родителей, имеющих ребенка с особыми возможностями здоровья....
Публикация " Системный подход в консультировании семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии"
Системный подход в консультировании.Относительно недавно профессионалы работающие с семьями один из членов которых страдает хроническими заболеваниями начали серьезно интересоваться, функционированием...