«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
статья (подготовительная группа) по теме
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого родители хотят ребенку, когда им обеспечен рай? Если вот так, духовно, они рассмотрят дело, то и сами извлекут пользу и будут иметь духовную награду». Старец Паисий Святогорец
Обращение к традициям семейного воспитания связано с потребностью преодоления духовного кризиса в современной России, признаками которого являются такие ужасающие явления, как социальное сиротство, насилие над детьми в семье… В связи с этим возникает необходимость анализа традиционных семейных ценностей, позитивность которых можно было бы использовать в качестве духовного содержания в современном семейном воспитании.
Средства массовой информации пропагандируют молодой семье «красивую жизнь» - в которой нет места болезням, бедности, старости и несчастьям… Это мнимая «свобода» от забот и ответственности, утрата духовно-нравственных ценностей. Семья, воспитывающая ребенка инвалида, потенциально попадает в группу риска, так как могут разрушаться незрелые духовно-нравственные ценности, как «песочные замки» под тяжестью, обрушившейся на молодые плечи беды…
К сожалению, большой процент супружеских пар, судьбы которых столкнулись с проблемой воспитания в семье ребенка с «особыми потребностями», распадаются с появлением инвалида в семье. Кризис, переживаемый матерью, больного ребенка, приводит ее к ощущению изоляции от общества, полного одиночества, беспомощности, потери жизненных ориентиров и вообще смысла жизни. Социальная незащищенность усугубляет данное состояние женщины. Множество вопросов возникают у родителей, когда они слышат страшное заключение врача: «Ваш ребенок – инвалид», перед семьей стоит трудноразрешимая задача: как поступить с ним?
На этом этапе задачей специалистов социальных служб, психологов, сотрудников реабилитационных центров работающих с семьей являются:
· предотвратить социальное сиротство (отказ от ребенка инвалида)
· дать возможность семье найти точку опоры в жизни
· помочь не раствориться в своей беде, принять правильное решение
Предупредить выбор молодыми людьми гибельного пути помогут в качестве идеала традиционные семейные ценности. Для России объединяющим началом было и есть и остается навсегда Святое Православие. Поэтому союз Церкви, образования и культуры в нашей стране должен быть прочным и неразрывным.
Учитывая первостепенное значение родителей в воспитании ребенка, мы специалисты отделения реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, считаем работу с семьей одним из важнейших направлений своей деятельности. В связи с этим, в центре открыто направление «Православная культура», которое ставит перед собой задачи передачи современным родителям знаний о духовно- нравственной культуре России (христианской православной культуре), как средство формирования базовой культуры личности, формирования среды для воспитания ребенка-инвалида. Современная образовательная ситуация, требует постепенного введения в область знаний духовно-нравственного характера, так как зачастую, по разным причинам, родители оказываются неготовыми к их непосредственному восприятию. Наша задача объяснить, вспоминая слова из Евангелия «возлюби ближнего своего как самого себя», - научить состраданию не на словах, а на деле, проявляя дела милосердия. Раскрыть горизонты для родителей, потому как у многих из них стоят вопросы – возможно ли развивать ребенка, если он инвалид? Может ли он воспитываться, обучаться, развиваться творчески? Опыт показывает – может.
В ходе работы зафиксировано (что было подтверждено результатами проективных методик применяемых в работе с родителями), что после бесед по этой программе происходит более глубокое переосмысление личностных проблем, снимаются ощущения тревоги, страха, душевной тоски, неудовлетворенности, открывается понимание причин трудностей нравственного и духовного характера. В этом нет ничего нового. Многозначное духовное слово обладает такой способностью - раскрывать нам многогранность мира.
По этой причине язык Священного Писания сокрыт для человека с рациональным складом ума. Усвоение языка Библии не сделает нас религиозными, однако он служит источником знания о духовно-нравственном законе жизни, и помогает найти точку опоры в трудные периоды жизни человека. Специалистами отделения реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями в рамках «Семейной гостиной» разработана и внедрена в процесс абилитации родителей программа «Свет материнской любви».
План программы «Свет материнской любви» предусматривает следующие мероприятия:
1. Празднование общепринятых главных Христианских праздников.
2. Проведение лекционных занятий с родителями.
3. Совместно с настоятелем храма в честь Преподобного Серафима Саровского, отцом Александром (Бекещенко), проводить водосвятные молебны и причастие детей-инвалидов. Беседы с родителями.
4. Организация экскурсионных поездок для детей отделения и их родителей по святым местам Подмосковья.
Основные базовые цели данной программы:
· Христианское мировоззрение – Смысл и цель человеческой жизни; Священный дар жизни; Духовная, душевная и телесная природы человека.
· Нравственно- этическая культура православия – Заповеди Божьи. Добродетели; Понимание свободы человека; Обязанности человека по отношению к самому себе (добродетели и пороки); Материнская любовь.
· История православной культурной традиции России – Собор русских святых; святые вожди в земле русской.
Реабилитация семьи строится на сочетании просветительских и терапевтических мероприятиях. Часто нарастание семейной дезинтеграции способствуют деструктивные черты личности родителей (эгоцентризм, застревание, эмоциональная возбудимость, противоречивость и др.). Коррекция этих личностных черт путем православной культуры, которая в христианском понимании, объясняется потребностью сохранить и передать потомкам идеальные образцы деятельности человека, как отражение божьего замысла. Особое внимание мы уделяем коррекции детско-родительских отношений и преемственности реабилитационных мероприятий. С этой целью специалистами отделения проводятся «мастер-классы» для родителей и детей, в ходе которых мы обучаем родителей навыкам взаимодействия с ребенком, формам и методам выполнения совместных работ. Например, у нас появилась традиция к Рождеству Христову, дети вместе с родителями лепят Ангелов из теста. Сколько восторга и радости доставляет это детишкам. И главное, что эта радость передается и родителям. Общее дело – объединяет, дает ощущение мира, радости и покоя в душе.
Надо отметить, что 90% детей проходящих реабилитацию в отделении центра – это ментальные инвалиды. Основной проблемой, с которой сталкивается семья такого ребенка – это изоляция. Общество не принимает их, из-за разницы в восприятии окружающего мира, а так же потому, что поведение детей выходит за рамки принятых в обществе норам. Решить проблему изоляции семей отчасти помогает «семейная гостиная», которая функционирует в отделении центра. Родители имеют возможность общаться между собой, имея сходные проблемы, поддерживать друг друга. Такой контакт очень благотворно влияет на родителей. В ходе работы с семьями мы выявили потребность у большого числа родителей в приобщении к церкви. Но по их словам это крайне затруднительно. Не все могут терпеть поведение ментальных инвалидов в Храме. В связи с этим совместно с настоятелем Храма отцом Александром (Бекещенко), в отделении проводятся водосвятные молебны и причастие детей. Родители имеют возможность в спокойной обстановке задать вопросы отцу Александру, получить столь нужные для них ответы. А церковь (в лице настоятеля храма) – помочь родителям справиться с возникающими трудностями, способствовать реабилитации детей, утешать и поддерживать родителей.
С целью реабилитации семьи и интеграции особенного ребенка в общество мы проводим совместные мероприятия со вторым подразделением центра, в котором находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Это такие праздники как «День рождения - День Ангела». Здоровые дети помогают детям особенным, действуют совместно. Родители особенных детей имеют возможность подарить свое тепло и радость общения детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Подобное сотрудничество дает положительные результаты. Это реальное начало интеграции детей в общество.
Вторая часть программы учение о духовном и экологическом единстве - как нравственной основе современного человека.
Завершающая часть программы «Отечество Небесное – Отечество земное». Она знакомит родителей с историко-архитектурными ценностями северного Подмосковья, расширяет знания о формировании духовной культуры России, о Святой Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов....
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Выступление на МО. Социально-психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ
Социально психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ...