методика для исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
материал на тему
материал содержит социограмму "Моя семья". методика информативна.проста в применении. методика авторкая. разработана А.Ткаченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiogramma_moya_semya.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В связи с всё набирающей силой инклюзии в образовании, встает вопрос о способах работы с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии. Предлагаю вниманию коллег методику Ткачевой. Довольно интересная методика. Думаю что можно применять и с семьями неполными, когда допустим ребенок родился от нежелательной беременности. На основе полученных результатов можно совместно с родителями выстроить стратегию «принятия» ребенка, спланировать ближайшее будущее.
Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
Цель: исследование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Эта методика является адаптированным вариантом теста «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера. Мы модифицировали эту методику в соответствии с задачами исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В новом варианте эта методика включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или непозитивный). В связи с этим испытуемый заполняет три бланка: «Моя семья до рождения проблемного ребенка», «Моя семья после рождения проблемного ребенка», «Моя семья в настоящее время».
Методика «Моя семья» проста и удобна в пользовании. Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Размер диаметра кругов 110 мм. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними.
Критериями оценки служат:
определение членов семьи, т.е. тех лиц, которых родитель относит к данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);
пространственное расположение кружков – характер взаимоотношений между членами семьи;
размер кружков – значимость данного члена семьи для испытуемого.
Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:
в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;
в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;
в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.
Матери часто как бы прилепляют к своему кружку маленький кружок, изображающий больного ребенка, а кружок бывшего супруга и отца ребенка может оказаться за большим кругом, т. е. за пределами семьи, или вообще исчезнуть. Встречаются также варианты, когда в кружок помещается лицо члена семьи, таким образом формальная схема очеловечивается.
Размер кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости членов семьи: взрослый – ребенок; старейший член семьи – другие лица.
Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить структуру семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за больным ребенком. Важным преимуществом этой методики также является то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление об изучаемой семье.
Бланки социограммы «Моя семья»
Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их. В верхней части листа поставьте вашу фамилию и число.
Бланк 1. Первый круг: Моя семья до рождения проблемного ребенка
Бланк 2. Второй круг: Моя семья после рождения проблемного ребенка
Бланк 3. Третий круг: Моя семья в настоящее время
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".
Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....
Работа психолога с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии.
материал содержит информацию о типах родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии; о моделях помощи таким сеьям; о психодиагностическом инструментарии, которые можно использовать в работ...
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»
В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии
Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик....
Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегос...