Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»
для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитие речи)
Лексическая тема: « На морском дне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demchenko_-konkurs.docx | 895.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
ЕЖЕГОДНОГО XIII ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
В 2018 – 2019 г.г.
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»
для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитие речи)
Лексическая тема: « На морском дне»
Автор: Демченко Ирина Александровна,
воспитатель группы компенсирующей направленности
Пояснительная записка
к занятию по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом
арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»
Лексическая тема: « На морском дне»
Разработанного Демченко Ириной Александровной, воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Дошкольное детство - сензетивный период развития психоэмоциональной сферы ребенка. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются основы личностных свойств и качеств.
В ФГОС ДО среди основных принципов дошкольного образования названы:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
Песочная терапия представляет возможность, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейших условиях формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Данная методическая разработка- это конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию с детьми старшего возраста (шестой год жизни). При создании пособия были учтены следующие принципы:
- создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи;
- учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей;
- вариативность творческих заданий.
При создании данного пособия учитывались психологические особенности детей 5-6 лет. Были использованы оптимальные для данного возраста методы (игровой, практический, метод рисования пальцами) и приемы (самостоятельное выполнение творческого задания).
Организованная игровая ситуация составлена в соответствии с ФГОС ДО и «Программой психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО» И.В. Верещагиной на основе учета лексической темы.
Длительность деятельности- 20 минут. Образовательная деятельность проведена в системе работы по «ознакомлению с окружающим миром» (1 час в неделю,36 часов в год.)
Деятельность проходила в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Группа состоит из 10 человек ( из них 5 девочки и 5 мальчиков) в возрасте от 5 до 6 лет. Основная часть подгруппы детей (6 человек) имеют полную семью ( 4 человека из не полной семьи). Все семьи социально благополучны.
В процессе деятельности происходила интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Деятельность имеет следующие этапы:
- Мотивация: сказка «нарисованная» пальцами на спине.
- Планирование: поиск возможных вариантов «описания» моря.
- Деятельность: релаксационные упражнения с использованием обычного песка, игровые речевые упражнения «Сосчитай до пяти», «Назови ласково», физминутка «Море волнуется», работа с пособиями «Кинетический песок».
- Рефлексия: анализ деятельности детей по разрешению проблемы.
Все этапы взаимосвязаны между собой. Каждый этап подготавливал детей к последующей работе.
Методическая разработка может быть использована в практической деятельности педагогами ДОУ.
Возрастная группа: 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное»
Вид деятельности: игровой, практический
Цель: оптимизация эмоционального фона детей с помощью песочной терапии.
Программные задачи:
- Способствовать развитию интереса к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную деятельность.
- Развитие кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
- Способствовать творческой самореализации.
Материалы и оборудование: аудиозапись спокойной музыки, ноутбук, песочный столик «Божья коровка», покрывало, палочки для суши, фасоль, бусины, фруктовые косточки, пособия « Кинетический песок» и подносы по количеству детей, набор мелких игрушек « Морские обитатели», камешки, ракушки.
I этап. Мотивация
(Звучит приглашение в игру)
Воспитатель: «Внимание! Внимание! Начинается игра! Собирайся детвора! Не стесняйся, отвечай! Правила все соблюдай!» Как вам мое предложение? Я очень хочу играть! Кто тоже хочет, присоединяется!
Все ребята встали в круг, (Дети выполняют движения в
Ты мой друг и я твой друг соответствии с текстом)
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Звучит спокойная музыка). Сейчас я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладили (дети гладят ладошками впереди стоящего, на каждое последующее предложение выполняют «рисование» движения пальцами по спине)
Жил-был мальчик. Он очень любил ходить к морю. Однажды он пошел гулять. Светило яркое солнце. Вдруг появились тучи, поднялся ветер, ударила молния, на море начался сильный шторм. Море так бушевало и бурлило, что в одно мгновение, замерло.
Воспитатель: Интересно, почему? (предположения детей)
Ветер стих, тучи рассеялись и выглянуло солнышко. Любимым занятие мальчика было смотреть на морскую воду и улыбаться обитателям моря. Он заглянул в воду, но никого из морских жителей не увидел. Он расстроился и стал ходить по берегу и высматривать их хоть где –то?
Воспитатель: Ребята как вы думаете, куда они делись? Что случилось?
II часть. Планирование.
Воспитатель: Ребята, каких вы знаете обитателей моря? Можете их назвать? Как вы думаете, как мы можем «оживить» море, вернуть домой его жителей чтобы они больше не боялись?
III часть. Основная.
Воспитатель: Обратите внимание на морское дно (песочница). Чем оно покрыто? Какой песок на ощупь? Ребята как мы можем поздороваться с песком?
(ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам: «Закопать свои ладошки в песок и поднять только указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками (тоже дети делают с другими парами пальцев.)»
Воспитатель: Доставайте ладошки, кладите их на песок. Что вы чувствуете? Вам нравятся эти ощущения?
(ответы детей)
Воспитатель: Я хочу открыть вам один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А, ну-ка, попробуем!
Я улитку увидала (пальцами рисуют спираливидную
И тот час нарисовала форму)
Мы морские осьминожки, ( пальцы собирают в «паучок», погружают
Разминаем дружно ножки пальцы в песок, разводя пальцы рук).
Воспитатель: А теперь палочками обведите свои ладошки на песке. На что это похоже? Для того чтобы наши рыбки, осьминожки ожили, что мы можем сделать?
(ответы детей)
Воспитатель: Что нам для этого понадобиться? (выложим их контуры фасолью, сделаем глаза, рот.)
(практическая деятельность детей)
Воспитатель: Какие замечательные, веселые у вас получились морские обитатели. Вам нравятся?
(ответы детей)
Физминутка
Ой, мне кажется, шторм начинается!
Море волнуется- раз, (игра повторяется 3-4 раза)
Море волнуется-два,
Море волнуется-три,
Морская фигура замри.
Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтоб в море появилось больше обитатели?
(ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать объемные фигурки из цветного песка (работа детей с « Кинетическим песком и формами). Ребята смотрите, что я вам принесла. Как можно эти игрушки применить?
(предположения детей)
Воспитатель: Выберете игрушки-морское животное или предметы моря, назовите его и расположите на нашем морском дне.
Как вы думаете, как можно назвать наших обитателей ласково?
( игровое упражнение « Назови ласково»)
« Назови ласково»
Рыба-рыбка…
Вода-…
Песок-…
Осминог-…
Краб-…
Дельфин-…
Воспитатель: Посмотрите, море ожило. В нем опять появилось много обитателей. Мальчик их увидел и очень обрадовался.
IV часть. Рефлексия.
Что случилось с морем? Как мы помогли морю? Чему вы сегодня научились? Как вы думаете мы смогли порадовать мальчика? Вам было интересно?
Самоанализ
к занятию по познавательному развитию с использованием
элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»
Лексическая тема: « На морском дне»
Вашему вниманию представлено занятие по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по теме: «На морском дне» с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий.
При выборе темы, подборе материалов к ней, я опиралась на возрастные особенности детей, знания и умения, полученные ранее.
Цель: оптимизация эмоционального фона детей с помощью песочной терапии.
При создании данного пособия учитывались психологические особенности детей 5-6 лет. Были использованы оптимальные для данного возраста методы (игровой, практический, метод рисования пальцами) и приемы (самостоятельное выполнение творческого задания).
Программные задачи:
- Способствовать развитию интереса к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную деятельность.
- Развитие кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
- Способствовать творческой самореализации.
Применение элементов арт- терапевтической техники «Кинетический песок» способствовало развитию тактильно- кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, снятию мышечной напряженности, стабилизации эмоционального состояния, нахождение способов решения проблемной ситуации. Образовательная деятельность была результативной.
Все дети работали активно, заинтересовано. В ходе занятия была использована технология исследовательской деятельности и информационно – коммуникативная. Дети показали знания программного материала, а также получили новые. Считаю, что поставленные цели были достигнуты. Дети с увлечением участвовали в занятии и справились со всеми заданиями.
Приложение №1
Описание организации деятельности воспитанников
I этап. Мотивация (Звучит приглашение в игру) 1.Воспитатель: «Внимание! Внимание! Начинается игра! Собирайся детвора! Не стесняйся, отвечай! Правила все соблюдай!» хочу играть! Кто Как вам мое предложение? Я очень тоже хочет, присоединяется! | |
| (звучит спокойная музыка) 2.Воспитатель: «Сейчас я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине». |
III.Основная часть. 1. Знакомство с песком. (Дети обводят палочками свои ладошки, рисуя морских обитателей) | |
2. Дети «оживляют» морских обитателей. | |
3. Физминутка « Море волнуется раз…» | |
4.Работа детей с кинетическим песком и формами. | |
5.Игровое упражнение « Назови ласково» | |
6.Воспитатель: Посмотрите, море ожило. В нем опять появилось много обитателей. Мальчик их увидел и очень обрадовался. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».
Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...
Конспект совместного игрового тренинга для детей и родителей в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.
Конспект-тренинг...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...
Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».
Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логиче...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».
Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...