Конспект открытого занятия на тему "Народные промыслы России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кирюхина Вероника Александровна

   Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста  о народных промыслах  России (Дымковская роспись, Хохломская роспись, Гжель посредствам познавательно-исследовательской деятельности.

  Задачи: 

  • углублять  знания детей о росписи Гжель, познакомить с процессом создания росписи;
  • расширять  и обогащать знания детей о народных промыслах России;
  • развивать интерес к декоративно – прикладному искусству, интерес к творческой деятельности;
  • обогащать и активизировать словарь определёнными терминами : «кобальт», «ярмарка», «агашка»;
  • развивать эстетические чувства;
  • развивать стремление к созданию творческих работ через роспись;
  • развивать речь через создание сказок о появлении различных видов промыслов;
  • воспитывать любовь к прекрасному, декоративно -  прикладному искусству, уважение к труду мастеров-умельцев;
  • воспитывать нравственно-патриотические качества, интерес к истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polnyy_konspekt_zanyatiya_-_promysly_2.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект развлечения старшей группы «Улыбка» с элементами занятия

Тема: «Народные промыслы России. «В мире народных промыслов»

   Возраст: 5-6 лет

   Направление образования и развития (образовательная область):     художественно – эстетическое и познавательное развитие.

   Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста  о народных промыслах  России (Дымковская роспись, Хохломская роспись, Гжель посредствам познавательно-исследовательской деятельности.

  Задачи: 

  • углублять  знания детей о росписи Гжель, познакомить с процессом создания росписи;
  • расширять  и обогащать знания детей о народных промыслах России;
  • развивать интерес к декоративно – прикладному искусству, интерес к творческой деятельности;
  • обогащать и активизировать словарь определёнными терминами : «кобальт», «ярмарка», «агашка»;
  • развивать эстетические чувства;
  • развивать стремление к созданию творческих работ через роспись;
  • развивать речь через создание сказок о появлении различных видов промыслов;
  • воспитывать любовь к прекрасному, декоративно -  прикладному искусству, уважение к труду мастеров-умельцев;
  • воспитывать нравственно-патриотические качества, интерес к истории России.

 Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: народная игра, презентация «Народные промыслы России», решение проблемной ситуации, практическая часть.

Формы организации:   совместная деятельность педагога с детьми и родителями,  самостоятельная деятельность детей, индивидуальная деятельность детей.                                                                                     Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка совместно с родителями творческих работ, наглядный материал,

Содержание непрерывной образовательной деятельности

Основные этапы

Действия, деятельность педагога и детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие.

 Создание положительного эмоционального настроя 

«Доброе утро»

 Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам,

Добрым хорошим друзьям!»

Давайте возьмемся за руки.

Улыбнемся друг другу.

Чтобы создать хорошее настроение!

Дети садятся на  стулья: Артём, Вова, Родион, Тимур, Максим, Федя, Аделина. Вне зала (Алёна, Лиза, Ксения, Злата, Настя

Воспитатель: Наше занятие предлагаю начать со слов Аделины…. (приглашаем Аделину).

Велика Россия наша!

И талантлив наш народ!

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идёт!

Посмотрите!

Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать на секреты древней русской красоты!

Чтоб ввести нас в мир России! В мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди –мастера!

Воспитатель: Что можно сказать в завершении этих слов…? Как красиво и торжественно прозвучали слова «Чудо – люди –мастера!»…А кого можно назвать мастером?  (человек, который делает всё хорошо). Доброй славой пользовались в народе хорошие мастера – умельцы!.  Про таких говорили «мастер – золотые руки!» Ребята! Наша страна, наша необъятная Россия испокон веков ценилась своими мастерами, народными промыслами…Ведь не зря говорят «Без прошлого нет будущего!». За пределами России до сих пор не устают восхищаться нашими умельцами, нашей росписью, умением работать с глиной, с деревом…Обратите внимание на нашу выставку творческих работ, наши родители тоже постарались… и вы вместе с ними…Можно говорить много на эту тему, но лучше всего  об этом поведают наши девочки, которые представят тот или иной народный промысел России… Представят они в костюмированном образе и каждая со своей историей, со своей сказкой…или стихотворением…Давайте же полюбуемся прежде всего их внешним обликом и они поведают свою историю… Итак, встречаем..

«В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель! Давным  давно жили там весёлые и умелые мастера…

Выход Алёны – стиль Гжель

«Ай да вазы, что за диво!  хороши и та, и та!

Все нарядны и красивы! расписные, все в цветах!

Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки!

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести!

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси в местечке гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса

Синеглазая посуда как весною небеса

Вазы чайники и блюда так и светят на столе

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей

 Лиза:

«Далеко – далеко, за лесами, за полями,  на берегу голубой речки стояло село Дымково. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, з трубы вился голубой дымок, вот и прозвали село Дымково…

Жили в том селе весёлые и добрые люди. Любили они лепить весёлые , яркие и красочные игрушки, свистульки. Лепили  они из глины людей, зверушек разных, птичек. Лепили они барышень в красивых и праздничных  нарядах и различных животных. Лошадок, свинушек.. Сначала игрушки  из глины  лепили, потом в большой печи сушили, потом красили. Синяя волнистая  полоса _ это вода, круг со звёздочкой внутри это небо и звёзды. Игрушки стали называть дымковскими. Посмотрите на меня  у меня узоры из Дымково!

Ксения (Хохлома)

Жил давным давно мужичок, мастер по посуде. Поехал он на базар продавать свой товар. Не сумел он продать…Едет домой печальный…прилёг на опушке на травку, а солнечный Лучик  решил с ним поиграть, то бочок припекает, то в глаза заглядывает, а мужик  хмурый и печальный. Тогда Лучик спрашивает, чего он такой расстроенный. Рассказал мастер что случилось, что не сможет он своих деток гостинцами угостить. Жалко стало Лучику  мужичка и решил он ему помочь. Вот держи , мой лучик золотой! Обрадовался мастер, взял горшочек и лучиком нарисовал веточки и травку золотую. И так он расписал всю свою посуду, а когда  солнце садиться стало, лучик покраснел и добавил он тогда красных ягодок. Заснул мастер, устал он. А утром поехал он на базар. Все удивляются  такой красоте и спрашивают, откуда такое диво! А мастер говорит из Хохломы! Вот по сей день расписную посуду хохломской зовут. Вот и у меня на моём наряде видна хохломская красота!

Злата (Дымково)

В одной деревне Дымково жила была одна семья и была у них доченька красавица Настенька, она помогала по дому. Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье. Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. Стал спрашивать, что случилось с ней.

Рассказала Настенька о своей мечте  - чтобы  у неё были игрушки . Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. Взял батюшка кусочек  глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Отбелил её в молоке и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями. Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку – сестрёнку А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков  - лошадок, козлят. А игрушки  с тех пор стали называть Дымковскими! Полюбуйтесь на меня…

Настасья (Гжель)

Здравствуйте, уважаемые гости! Я расскажу вам историю. В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была дочь. В её саду росло много красивых роз разного цвета – и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу доченька дала ему розы и попросила беречь её. «Она никогда не завянет, потому что я буду ждать у тебя!»- сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не  завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера  увидели эту необычную розу, то захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил доченьке  красивую расписную посуду с синей розой. Вот и у меня на платье видна синяя роза!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Выход Марьи – Искусницы

Воспитатель: Здравствуйте, девица – красавица!

М.И. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

Я – Марья искусница! Узнала, что в славном городе Саратове, есть очень добрые, трудолюбивые и любознательные дети, которые смогут помочь в моей беде. Своим умением расписывать посуду, игрушки, украшать наряды – я поделилась со всеми  мастерами и мастерицами, а сама растеряла весь свой дар. И из волшебства у меня остался лишь сундучок , да ключик. А мне уж очень хочется вернуть своё мастерство и красивые расписные наряды. Но одной мне не справиться.

Вы поможете мне ребята?

Ответы детей

М.И.  

Ребята, а я знаю весёлую русскую-народную игру «Золотые ворота». И я предлагаю нам в неё поиграть. Встаём в большой хоровод, берем друг друга за руки и превращаемся в «Золотые ворота».  

Игра «Золотые ворота»

М.И.  Славно мы повеселились.

А теперь я хочу вам немного рассказать о необычной росписи «Гжель»

Просмотр презентации «Народные промыслы России»

Ребята, хотите узнать ещё немного об этой удивительной росписи «Гжель»?

Ответ детей

Древние мастера изготавливали свои изделия из белой глины. Они наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза, поэтому узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность.

Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни.

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Поэтому стать мастером по росписи изделий было не просто.

Весь процесс изготовления мастера делили на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки

• Подготовка к росписи и первый обжиг

• Контроль и отбраковка изделий

• Роспись

• Второй обжиг

Роспись производится раствором кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет.

Его наносят специальными беличьими кисточками.

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

Чайные пары, Сервизы, Вазы для цветов, Заварочные чайники, Сахарницы, Самовары.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д.

М.И.  Гимнастика для глаз с предметом ориентиром (Ключ от сундука)

Воспитатель  показывает предмет группе детей, перемещая  его медленно. При этом взгляд детей следует за ним.

После выполнения упражнения рекомендуется потянуться, зевнуть и часто поморгать.

А ключик у меня не простой – он откроет сундук, только если мы с ним поиграем…

Волшебный ключик, ты с нами играй!

И сундук на счёт 3 открывай!

Один, два, три – сундук отопри!

М.И.  открывает сундук – достаёт белую ткань.

Ребята– в сундуке лишь белая ткань…

Сундучок у меня тоже не простой. Он любит трудолюбивых и творческих людей. И чтобы произошло волшебство нам нужно немного потрудиться.

Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок.

Давайте их вспомним .

Д/и « Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут);

«Землю красит солнце…» (а человека труд);

«Без труда не вытащишь и..» (рыбку из пруда);

«Труд человека кормит, а лень..» ( портит).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Пальчиковая гимнастика

Протяните мне ладони… у вас в руках по кусочку  глины…Мнём, мнём…прижимаем …Сложили соединили и согреем своим дыханием!  Лепим лепим лепесток…

Мы сначала глину мнём, мнём, мнём…

Любую форму ей  даём.

Покрутили, покрутили и тарелку получили.

Мы немного отдохнём и рисовать мы все начнём.

Раз,2,3,4.5 –начинаем рисовать!

 Дети рисуют по образцу.

Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров.

Чем она отличается?

Ответы детей: красотой, узор выполнен краской одного цвета - голубого.

Правильно голубым цветом. Всего одна краска, а какая нарядная роспись. Давайте мы с вами еще раз вспомним элементы гжельской росписи , а после почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и распишем тарелочку в стиле «Гжель»

Элементы росписи бывают разными, но сегодня мы будем  использовать растительный элемент – гжельскую розу , которая называется «Агашка». Её можно нарисовать с помощью мазков, но обратите внимание – в центре бутона – сеточка. А наверху элемент «точка».

Ребята, хочу напомнить вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

 Мастера вкладывали в свои работы свою душу, именно поэтому от этих работ невозможно отвести глаз. И мы с вами сегодня тоже постараемся вложить частичку своей души.

Самостоятельная деятельность детей (роспись)

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Ребята какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!

Итоги работы: выставка работ.

Сюрпризный момент с сундуком  - угощение детей 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Воспитатель: Какой росписью мы расписывали с вами тарелочки?

Воспитатель: Какие элементы росписи мы использовали в своей работе?

Дети: мазки, точки, сеточку.

Воспитатель: Понравилось ли вам занятие?

 Что вызвало затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России»

Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России» ...

Конспект занятия «Народные промыслы России»

Программное содержание:- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивно...

Конспект НОД "На ярмарке народных промыслов России"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитиюна тему:«На ярмарке народных промыслов России» для детей  подготовительной группы...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Конспект беседы «О народных промыслах России (филимоновская и дымковская игрушка)».

laquo;Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувств...