Конспект занятия «Народные промыслы России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;

- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности;

- Продолжать развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа;

- Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;

- Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект занятия

в подготовительной к школе группе

«Народные промыслы России»

В рамках проектной деятельности «Моя Россия»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;

- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности;

- Продолжать развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа;

- Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;

- Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному.

Материалы: силуэты дымковских игрушек, матрешек, силуэты посуды, хохломских ложек, ваз, досок, подносов; гуашь, кисти №2, 3, 4, ватные палочки.

Оборудование: народные игрушки и предметы народного творчества, ноутбук (для слайдов, разрезные картинки (хохломские ложки, дымковские игрушки, ваза Гжель, валенки, войлок.

Методики и технологии: вводная беседа, художественное слово, русская народная игра «Ручеек», детское творчество, игра-пазлы «народные промыслы».

Ход организованной деятельности:

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Педагог: На чем можно путешествовать?

Дети: На машине, поезде, самолете.

Педагог: Да, путешествовать можно по – разному. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А помогут нам наше воображение, смекалка и знания. Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их, что вы чувствуете?

Дети: тепло.

Педагог: Правильно, это тепло добрых рук, добрых сердец. А я сейчас расскажу вам историю о том, почему ладошки несут тепло. Давным давно жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир тепло и доброту. Делали они только хорошие и добрые дела и называли друг друга «Ладушки». Ребята, как называли друг друга Лад и Лада?

Дети: Ладушки.

Педагог: Давайте вы, тоже протяните друг другу свои ладошки и передадите тепло и доброту своему другу, поднимите руки к солнышку, закройте глазки, мы отправляемся в необычное путешествие.

(Звучит русская народная музыка «Полянка, русский народный наигрыш». Педагог одевает платок и превращается в Хозяюшку русской избы).

Хозяюшка: Мне очень приятно, что вы зашли ко мне. Я – Хозяюшка русской избы. А вы кто такие, из какого ко мне города пожаловали?

Дети: Мы живем в городе Москва.

Хозяюшка: А в какой стране вы живете?

Дети: В России.

Хозяюшка: Вы, наверное, в детский сад ходите? Как называется ваш детский сад?

Дети: Мы ходим в детский сад «Улыбка».

Хозяюшка: Вы, наверное, все из одной группы?

Дети: Да, наша группа «Знайки».

Хозяюшка: Молодцы, все –то вы знаете. А я приглашаю вас к себе в гости в избу – музей. Проходите гости дорогие.

(Хозяйка берет в руки хлеб-соль).

Ребята, посмотрите, с чем я вас встречаю?

Дети: С хлебом и солью.

Хозяюшка: А почему?

Дети: Это русский обычай. Хлеб символизирует жизнь, а соль – богатство.

Хозяюшка: Правильно и поэтому русский человек, встречал гостя на пороге, желает ему добра и здоровья. Люди русские не только добрые, но и трудолюбивые и сегодня мы с вами поговорим, а о чем вы сейчас сами угадаете. Ребята, вы любите играть? А пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда помогите мне и картинки разрезные соберите. (На ковре разложены разрезные картинки – хохломские ложки, вазы Гжель, дымковские игрушки.)

Хозяюшка: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. А что у вас получилось? (Ответы детей.) Как все это можно назвать?

Дети: Все это народные промыслы.

Хозяюшка: Как здесь интересно, как много старинных вещей, которые изготовили русских умелых мастеров. А сейчас отгадайте мои загадки. Вот вам первая загадка:

Сама не ем, а людей кормлю.

Дети: Это ложка.

Хозяюшка: Правильно. Давным–давно это было. Люди готовили пищу на костре и ели ее руками, но как же трудно было есть жидкий суп руками! И, подумав, человек нашел выход – он сделал ложку. Вначале, она была сделана из камня, но она была тяжелая и неудобная. Тогда человек сделал ложку из дерева. Почему, как вы думаете, она понравилась людям?

Дети: Потому, что она была легкая, удобная и ей нельзя было обжечься.

Хозяюшка: Правильно, но посмотрите, какая она была некрасивая. И тогда русские мастера раскрасили ложку разными узорами, тут-то ложка и стала превращаться в настоящую красавицу. Нравятся вам такие ложки? Их сделали хохломские мастера. Красивые, удобные деревянные ложки и рот такой ложкой не обжигаешь.

Хозяюшка: Отгадайте вторую загадку, о каком предмете идет речь?

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел-

Семью накормил? Что это?

Дети: Глиняный горшок.

Хозяюшка: Да, правильно, этот горшок сделал гончар. Он слепил его из глины, а потом обжог в печи. Почему именно из глины делали посуду?

Дети: Глина не пропускает влагу.

Хозяюшка: И расписать горшок можно любой росписью: гжелью, дымкой, хохломой и по своему желанию. Третья загадка:

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже любят ножки,

В них мы бегаем зимой, утром – в садик,

Днем – домой.

Что же это такое, не ботинки, ни сапожки?

Дети: Это валенки.

Хозяюшка: Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, для борьбы с чем часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с галошами.

Традиционно валенки бывают чёрного, серого, и белого цвета. Есть свидетельства о том, что валенки начали изготовляться в Нижегородской губернии в конце 18 века. В нашем городе тоже есть войлочная фабрика, где делают валенки и другую продукцию из войлока. Давайте посмотрим продукцию нашей фабрики. В таких валенках не замерзнут ни дети, ни взрослые даже в самые сильные морозы.

Ребята, много вы сегодня узнали интересного в моем маленьком музее народных ремесел?

Дети: Очень много нового и интересного.

(прощаются с Хозяюшкой, берутся за руки закрывают глаза. Переносятся на ярмарку, включается слайд «Ярмарка»).

Педагог: Ребята, а сейчас куда мы с вами попали?

Дети: На ярмарку.

Педагог: Да в древние времена ремесленники свои товары сами продавали на ярмарке. Видите здесь и ложкари, и гончары, и другие ремесленники.

На ярмарке не только торговали товарами, но и песни пели, и играли. Я предлагаю вам тоже поиграть в русскую народную игру «Ручеек».

(Дети встают в пары, а ручеек бежит и выбирает себе пару.)

Педагог: Я тоже предлагаю вам сегодня побыть ремесленниками и принять участие в торговле на ярмарке. Для этого вам нужно подумать и решить, кем вы хотите быть, какой промысел вам больше нравиться? Какие мотивы ему соответствуют? Подходите, выбирайте силуэты изделий, которые будете расписывать. (дети садятся за столы).

Пальчиковая игра«В гости».

Сядем рядком, посидим ладком.

Спинки ровные, прямые,

Мы – ребята удалые.

И я с вами поработаю. Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает.

(После изготовления работ дети обсуждают сделанное, каждый рассказывает о своем промысле, хвалит его. Можно предложить детям сюжетно ролевую игру «Мы на ярмарке»).

Вот мы с вами и возвращаемся из увлекательного путешествия.

Игра «Прощание» (Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят«Спасибо, до свидания».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы...

Конспект занятия "Народные промыслы"

Воспитывать любовь к народному искусству народным промыслам: создающему красоту на радость людям. Познакомить с росписью Гжель, Хохлома, её характерными особенностями, элементами росписи....

Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)

Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....

Конспект занятия "Народные промыслы России " в подготовительной группе

ЗадачиОбразовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.Побуждать к стремлению состав...

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...

Конспект занятия "Народные промыслы России"

Занятие по народному декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Народные промыслы"

Конспект занятия "Народные промыслы" в младшей группе....