Познавательно - творческий проект "Народная игрушка"
проект (младшая группа)

Кульмаметова Ольга Александровна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Народная игрушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кульмаметова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каскара

 2024 год

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сейчас современный дошкольник живет вовремя, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут вовремя, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество, и конечно же русские народные игрушки, в которые дети очень любят играть.

Знакомя детей с народными игрушками, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, я пришла к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине.

ПРОБЛЕМА:

Родителям некогда рассказать сказки, спеть песенки. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества, как мудрости, созданной народом – фольклор, русские сказки, знакомство с декоративно прикладным искусством и народными игрушками. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. У детей нет устойчивого интереса к народной игрушке, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

ТИП:

Познавательно-творческий

НАПРАВЛЕНИЕ:

Декоративно-прикладное творчество

УЧАСТНИКИ:

Воспитатель, дети, родители.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:

Январь – май 2024 учебный  год.

ЦЕЛЬ:

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать познания детей о разнообразии народных игрушек и их свойствах (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная).
  2. Формировать запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в различных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
  3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  4. Развивать умение видеть красоту народных игрушек.
  5. Воспитывать гордость и уважение к истокам русской народной культуре, своим предкам.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.

- Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.

- Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.

- Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.

- Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками, созданными на основе народных промыслов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Подготовительный:

Для родителей:

- Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- Изучение методической литературы;

- Создание предметно - развивающей среды;

- Подбор художественной литературы;

- Подбор иллюстраций на тему, альбомов;

- Подготовка материала для художественному творчеству;

- Создание в группе мини-музея «Русская народная игрушка»

  1. Основной:

Для детей:

- Беседа с детьми «Деревянные русские народные игрушки»

- Дидактическая игра «Собери матрешку»

- Подвижная игра «Аленький цветочек»

- Оформление совместно с родителями альбома с иллюстрациями «Русская народная игрушка»

- Беседа с детьми «Тряпичные куклы»

  1. Заключительный:

Для родителей: родительское собрание

Для детей и родителей: презентация проекта «Народная игрушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ПРОЕКТА

Этап

Дата

Мероприятие

Подготовительный

09.01-19.01

- Сбор информации педагогами для проведения бесед на тему: «Виды народных игрушек», «История возникновения свистульки», «Из чего же мы сделаны», «Дымковские игрушки».

- Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке: чтение стихотворения «Много кукол деревянных…», чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ванька-Встанька», чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек», чтение стихотворения «Дымковская барышня», чтение стихотворения «Матрёшка, матрёшка русская коса», чтение стихотворения Б. Заходера «Ванька-Встанька», стих для заучивания «Матрешки», чтение стихотворения В. В. Гаврилова «Водоноска».

- Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, раскрасок, трафаретов народных игрушек.

- Подбор музыкальных произведений, народных песен о народных игрушках.

- Подбор демонстрационного материала и изготовление дидактических игр: «Составь узор», «Народные узоры», «Четвертый лишний», «Назови элемент росписи», «Найди пару», «Дымковская мозаика», «Дорисуй узор»

 

22.01-02.02

- Работа с родителями: сбор деревянных, глиняных и тряпичных народных игрушек.

- Создание мини-музея в группе «Народная игрушка»

 

Основной

07.02

Знакомство с окружающим миром «Народная игрушка» (картотека кон.1)

 

14.02

Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек»

 

21.02

Рисование «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование узоров» (см. IV-6, стр.71)

 

28.02

Игра-ситуация «Веселая ярмарка» (см. I-4, стр.82)

 

06.03

Музыкально-дидактическое упражнение «Матрешки в гости к нам пришли» (см. IV-1, стр.108)

 

13.03

Игра-пляска «Во саду ли, в огороде» (см. IV-1, стр.51)

 

20.03

Рисование «Украсим дымковскую игрушку» (см. IV-6, стр.76)

 

27.03

Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье»

(см. III-1, стр.50)

 

03.04

Дидактическая игра «Составь узор»

 

10.04

Чтение стихотворения «Много кукол деревянных» (картотека кон. 2)

17.04

Дидактическая игра «Веселая матрешка» (см. IV-2, стр.31)

 

24.04

Лепка «Неваляшка» (см. IV-6, стр.89)

 

07.05

Прослушивание песен «Любимые игрушки» (см. IV-1, стр.57)

 

15.05

Беседа «Деревянная красавица» (картотека кон. 3)

 

22.05

Игра с предметами «Наши игрушки» (см. IV-1, стр.31)

 

27.05

Подвижная игра «Лошадки»

 

31.05

Знакомство с окружающим миром «Из чего же мы сделаны»

(картотека кон. 4)

Заключительный

20.12

Выставка поделок «Народная игрушка»

 

 

 

 

 

 

            Работа с родителями:

 

- Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника»

- Консультация для родителей на тему «Народные игры и игрушки»

- Консультация  для родителей «Учим малышей играть с народными игрушками»

- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии ДОУ: учеббно-методическое пособие.-Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.-112с.- (Серия «Методический кабинет»)

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Педагогика, 1989.-192 с.

3. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие.- М.:Синтег-гео,1997.-188с.

4. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова.-М.:Айрис-пресс,2008.-208с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.сост. Л,С.Киселёва - М.: Аркти, 2003.-96 с.

6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в Доу - СПБ.: ООО»Издательство «Детство- Пресс», 2012.-96с.

7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.- 80с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_2023-24.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Народная игрушка»

Автор: Кульмаметова О.А.

Каскара

 2024 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сейчас современный дошкольник живет вовремя, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут вовремя, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество, и конечно же русские народные игрушки, в которые дети очень любят играть.

Знакомя детей с народными игрушками, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, я пришла к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине.

ПРОБЛЕМА:

Родителям некогда рассказать сказки, спеть песенки. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества, как мудрости, созданной народом – фольклор, русские сказки, знакомство с декоративно прикладным искусством и народными игрушками. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. У детей нет устойчивого интереса к народной игрушке, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

ТИП:

Познавательно-творческий

НАПРАВЛЕНИЕ:

Декоративно-прикладное творчество

УЧАСТНИКИ:

Воспитатель, дети, родители.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:

Январь – май 2024 учебный  год.

ЦЕЛЬ:

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать познания детей о разнообразии народных игрушек и их свойствах (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная).
  2. Формировать запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в различных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
  3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  4. Развивать умение видеть красоту народных игрушек.
  5. Воспитывать гордость и уважение к истокам русской народной культуре, своим предкам.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.

- Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.

- Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.

- Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.

- Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками, созданными на основе народных промыслов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Подготовительный:

Для родителей:

- Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- Изучение методической литературы;

- Создание предметно - развивающей среды;

- Подбор художественной литературы;

- Подбор иллюстраций на тему, альбомов;

- Подготовка материала для художественному творчеству;

- Создание в группе мини-музея «Русская народная игрушка»

  1. Основной:

Для детей:

- Беседа с детьми «Деревянные русские народные игрушки»

- Дидактическая игра «Собери матрешку»

- Подвижная игра «Аленький цветочек»

- Оформление совместно с родителями альбома с иллюстрациями «Русская народная игрушка»

- Беседа с детьми «Тряпичные куклы»

  1. Заключительный:

Для родителей: родительское собрание

Для детей и родителей: презентация проекта «Народная игрушка»

ПЛАН ПРОЕКТА

Этап

Дата

Мероприятие

Подготовительный

09.01-19.01

- Сбор информации педагогами для проведения бесед на тему: «Виды народных игрушек», «История возникновения свистульки», «Из чего же мы сделаны», «Дымковские игрушки».

- Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке: чтение стихотворения «Много кукол деревянных…», чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ванька-Встанька», чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек», чтение стихотворения «Дымковская барышня», чтение стихотворения «Матрёшка, матрёшка русская коса», чтение стихотворения Б. Заходера «Ванька-Встанька», стих для заучивания «Матрешки», чтение стихотворения В. В. Гаврилова «Водоноска».

- Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, раскрасок, трафаретов народных игрушек.

- Подбор музыкальных произведений, народных песен о народных игрушках.

- Подбор демонстрационного материала и изготовление дидактических игр: «Составь узор», «Народные узоры», «Четвертый лишний», «Назови элемент росписи», «Найди пару», «Дымковская мозаика», «Дорисуй узор»

22.01-02.02

- Работа с родителями: сбор деревянных, глиняных и тряпичных народных игрушек.

- Создание мини-музея в группе «Народная игрушка»

Основной

07.02

Знакомство с окружающим миром «Народная игрушка» (картотека кон.1)

14.02

Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек»

21.02

Рисование «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование узоров» (см. IV-6, стр.71)

28.02

Игра-ситуация «Веселая ярмарка» (см. I-4, стр.82)

06.03

Музыкально-дидактическое упражнение «Матрешки в гости к нам пришли» (см. IV-1, стр.108)

13.03

Игра-пляска «Во саду ли, в огороде» (см. IV-1, стр.51)

20.03

Рисование «Украсим дымковскую игрушку» (см. IV-6, стр.76)

27.03

Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» 

(см. III-1, стр.50)

03.04

Дидактическая игра «Составь узор»

10.04

Чтение стихотворения «Много кукол деревянных» (картотека кон. 2)

17.04

Дидактическая игра «Веселая матрешка» (см. IV-2, стр.31)

24.04

Лепка «Неваляшка» (см. IV-6, стр.89)

07.05

Прослушивание песен «Любимые игрушки» (см. IV-1, стр.57)

15.05

Беседа «Деревянная красавица» (картотека кон. 3) 

22.05

Игра с предметами «Наши игрушки» (см. IV-1, стр.31)

27.05

Подвижная игра «Лошадки»

31.05

Знакомство с окружающим миром «Из чего же мы сделаны»

(картотека кон. 4)

Заключительный

20.12

Выставка поделок «Народная игрушка»

            Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника»

- Консультация для родителей на тему «Народные игры и игрушки»

- Консультация  для родителей «Учим малышей играть с народными игрушками»

- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка»

Литература:

1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии ДОУ: учеббно-методическое пособие.-Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.-112с.- (Серия «Методический кабинет»)

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Педагогика, 1989.-192 с.

3. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие.- М.:Синтег-гео,1997.-188с.

4. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова.-М.:Айрис-пресс,2008.-208с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.сост. Л,С.Киселёва - М.: Аркти, 2003.-96 с.

6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в Доу - СПБ.: ООО»Издательство «Детство- Пресс», 2012.-96с.

7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - творческий проект " История новогодней игрушки"

Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Что такое «Новый год? Кто его придумал? Для чего нужны новогодние игрушки? Какие они...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

Познавательно - творческий проект "Новогодняя игрушка"

«Что такое Новый год?», «Кто его придумал?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?», «Как отмечают Новый год в разных странах...

Творчески - познавательный проект «Новогодние игрушки для детского сада» Старшая и подготовительная к школе группы

Актуальность темыНовый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, ко...

Презентация познавательно-творческого проекта с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Данный материал обобщает проделанную работу по проекту "Русская народная игрушка"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ ПРОЕКТ: «ЗИМНИЕ ИГРЫ, ИГРУШКИ И ЗАБАВЫ»

Содержание:1.      Визитная карточка проекта «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»2.      Презентация проекта.3.      Описание п...

Познавательно-творческий проект "Игрушки"

Цель проекта: формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие и...