Поликультурное воспитание что это?
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_rebenok_nadelen_pravom.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Идея поликультурности на региональной основе – самоуважение и уважение другого человека. Обращая внимание на особенности развития детей дошкольного возраста, «поликультурной личностью дошкольника» можно назвать каждого ребенка дошкольного возраста, если он имеет самые элементарные представления о родном крае. Ребенок знает о природе родного края, материальной и духовнойкультуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего иотдаленного национального окружения; знает нормы поведения в быту и обществе, умеет их соблюдать; умеет воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности. Другими словами, целью поликультурного воспитания в дошкольной педагогике можно рассматривать формирование именно такой поликультурной личности.

Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и в России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, гуманного межнационального общения.

Поликультурное образование ставит целью: создание системы поликультурного образования, способной обеспечить благоприятный социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения. Дошкольное образование является важнейшим этапом в построении конструктивного межкультурного диалога.

Педагоги нашего детского сада работают по программе поликультурного образования «Диалог культур».В 2018-2019 учебном году в нашем дошкольном учреждении, мы составили перспективное планирование для всех возрастных групп и углубились в работу. Прежде всего, начинаем знакомить детей с родным домом, детским садом и прививаем детям любовь к родному дому, а затем знакомим с родным городом, родным краем, с нашей страной, а в старшем дошкольном возрасте знакомим детей уже с культурой других стран, по принципу расширения границ познания мира. Знакомим с обычаями, литературой, музыкой наших соседей по планете, таких как Япония и Англия, Белоруссия и Молдавия. Реализация образовательной программы детского сада в нашем учреждении, осуществляется в сочетании с программой «Диалог культур».

Содержание программы по поликультурному образованию включается в разделы: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура и другие. Нами был избран вариант интеграции с основной образовательной программой, который направлен на изменение содержания непосредственно образовательной деятельности за счет введения тем поликультурного образования. Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением, известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой, обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания таким ученым как Геннадий Дмитриевич Дмитриев. Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами, над этими вопросами работают педагоги-исследователи – Е.С.Б абунова; Т.Ф. Бабынина и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».       Формирование основ толерантной культуры – одна...

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Поликультурное воспитание – основа патриотического воспитания дошкольников.

Поликультурное воспитание –основа патриотического воспитания дошкольников.Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном м...