Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»
консультация (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 32.23 КБ |
prezentatsiya_na_mo.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
дошкольное отделение.
СЛАЙД№1
Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»
Воспитатель: Глибоцкая С.А.
Новороссийск 2017 год.
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
/Э.К. Суслова/
СЛАЙД№2
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается , что система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,что является одной из задач по нравственно-патриотическому воспитанию.
В Программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
-«позитивный центризм»(отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом- это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.
Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Что же такое поликультурное воспитание?
СЛАЙД№3
Поликультурное воспитание- это комплексный разносторонний процесс социализации личности , основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Поликультурное воспитание детей осуществляют в трех направлениях:
-информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей.);
-эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
-поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
СЛАЙД№4
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства:
-общение с представителями разных национальностей
-устное народное творчество
-художественная литература
-игра, народная игрушка и национальная кукла
-декоративно – прикладное искусство, живопись
-музыка
-этнические мини – музеи
-национальные кушанья.
Эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Очень важно также сохранение преемственной связи между ДОУ и школой в поликультурном и национальном воспитании детей.
Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностей, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное владение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
СЛАЙД№5
Ознакомление дошкольников по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Веракса с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». При этом решая задачи:
СЛАЙД№6
Образовательные
- Формировать понятие «единство народа».
- Знакомить детей с разными народами России, их обычаями, традициями.
- Расширять знания о природных богатствах России.
Развивающие
- Развивать интерес к истории своей страны.
- Способствовать развитию речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков.
Воспитательные
- Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к Родине.
- Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных
национальностей.
- Воспитывать чувства гордости за свою страну, народ.
СЛАЙД№7
При этом наше учреждение использует парциальную программу авторов О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», целью которой является формирование понятий о быте и культуре родного народа, воспитание патриотизма через знакомство с национальными фольклором, обычаями. У нас, как и во многих других детских садах в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы должны стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому необходимо начинать поликультурное воспитание с приобщения к русской культуре.
СЛАЙД№8
Для реализации всех поставленных целей и задач необходимо грамотно организованная предметно - развивающая среда. По темам проектов я готовила дидактический материал и пособия на заданные темы. А также упражнения и презинтации на интерактивной доске. ( Одежда, геральдика, национальные инструменты, художественные промыслы разных национальностей).
СЛАЙД№9
В моей группе оформлялись мини зоны краеведения /альбомы, папки и дидактические игры: «Моя семья», «Азбука города – героя Новороссийска», «Государственная символика России», «Что означает герб и флаг России», «Жемчужины Кубани», «Кубанская Азбука», флаг, герб, гимн России ./; подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости..
В нашей гимназии есть музей «Воинской славы». Дети знакомятся с героизмом воинов Великой Отечественной войны, получают знания о героях войны ,на примерах видят храбрость, отвагу и героизм.
СЛАЙД№10
Наряду с непосредственно-организованной деятельностью педагоги, совместно с муз. работником организуют праздники: календарные, фольклорные, обрядовые; (масленица , колядки, Деньзащитников Отечества,Новый Год и т.д.).Такие мероприятия – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
СЛАЙД№11
На информационных стендах для родителей обновляется материал по текучим проектам: фотоотчет, художественное творчество, буклеты, советы и рекомендации , а также интерактивные игры и упражнения на флеш карте.
В нашей гимназии тема поликультурного воспитания актуальна и имеет благоприятные условия для организации, так как дети имеют возможность изучать испанский, русский и английский языки, знакомятся с самобытной культурой данных народов. И по возможности знакомство с другими народами.
Весь педагогический процесс строится в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, помогает тем самым достигать следующих целей поликультурного воспитания:
СЛАЙД№12
1.Воспитания интереса, терпимости и любви к людям другой национальности.
2.Обучения детей пониманию своих сверстников другой национальности и уважению их религий, обычаев.
3.Объяснения детям равенства всех людей и необходимости жить в мире и согласии.
4.Налаживания связи детского сада и семьи в вопросах поликультурного воспитания.
5.Воспитания в детях гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.
6.Повышения культурного уровня педагогов и совершенствования профессиональной подготовки к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств.
7.Развития у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужой жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике и его эмоциональной сфере.
Я и другие воспитатели нашей гимназии работают над повышением социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Именно семья является источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
Я считаю, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.
СЛАЙД№13
Используемая литература:
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева .
«Детство-Пресс»2010г.Санкт-Петербург;
Программа « От рождения до школы» В.Е.Веракса, Т. С. Комарова,
М. А. Васильева— М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014 г.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д.Маханева ,2010
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
……..воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость ……
Поликультурное воспитание- это комплексный разносторонний процесс социализации личности , основанный на преемственности культуры, традиций и норм Поликультурное воспитание информационное насыщение сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей эмоциональное воздействие в процессе реализации первого направления информационного насыщения важно вызвать отклик в душе ребенка, расшевелить его чувства поведенческие нормы знания полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами. правилах этикета должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении
Задачи Образовательные Развивающие Воспитательные Формировать понятие «единство народа» Знакомить детей с разными народами России , их обычаями, традициями Расширять знания о природных богатствах России . Развивать интерес к истории своей страны Способствовать развитию речи мышления памяти коммуникативных навыков .Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей Воспитывать чувства гордости за свою страну, народ . -
Парциальная программа О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Цель программы Формирование понятий о быте и культуре родного народа, воспитание патриотизма через знакомство с национальными фольклором, обычаями
Наряду с непосредственно-организованной деятельностью педагоги совместно с муз. работником организуют праздники календарные День защитников Отечества Новый год 8 Марта фольклорные обрядовые Масленица Знакомство с народной культурой и традициями Колядки
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ
Используемая литература
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "
Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора....
Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....
Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...
Краткосрочный проект «Культура и наследие разных народов»
Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России....
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОМУ НАСЛЕДИЮ
Патриотическое воспитание дошкольников через комплексную работу наиболее эффективно. Реализация проекта «За нами будущее» предполагает привлечение родителей, специалистов дошкольной органи...
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...
Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России
Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....