Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»
консультация (подготовительная группа) на тему

Глибоцкая Светлана Алексеевна
 
Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx32.23 КБ
Файл prezentatsiya_na_mo.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

дошкольное  отделение.

СЛАЙД№1

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Воспитатель: Глибоцкая С.А.

Новороссийск 2017 год.


Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

/Э.К. Суслова/

СЛАЙД№2                                                                                                

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»   подчеркивается , что система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,что является одной из задач по нравственно-патриотическому воспитанию.

 В Программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

-«позитивный центризм»(отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);

-непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом- это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Поскольку дошкольный возраст – это  период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для  развития  у ребенка  интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к  людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Что же такое поликультурное воспитание?

СЛАЙД№3

Поликультурное воспитание- это комплексный разносторонний процесс социализации личности ,  основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Поликультурное воспитание детей осуществляют в трех направлениях:

-информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей.);

-эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

-поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

СЛАЙД№4

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства:

-общение с представителями разных национальностей

-устное народное творчество

-художественная литература

-игра, народная игрушка и национальная кукла

-декоративно – прикладное искусство, живопись

-музыка

-этнические мини – музеи

-национальные кушанья.

Эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Очень важно также сохранение преемственной связи между ДОУ и школой в поликультурном и национальном воспитании детей.

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностей, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное владение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

СЛАЙД№5

Ознакомление дошкольников по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Веракса с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». При этом решая задачи:

СЛАЙД№6

Образовательные

- Формировать понятие «единство народа».

- Знакомить детей с разными народами России, их обычаями, традициями.

- Расширять знания о природных богатствах России.

Развивающие

-  Развивать интерес к истории своей страны.

- Способствовать развитию речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков.

Воспитательные

-    Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к Родине.

- Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных

национальностей.

-  Воспитывать  чувства гордости за свою страну, народ.

СЛАЙД№7

При этом наше учреждение использует парциальную программу авторов О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», целью которой является формирование понятий о быте и культуре родного народа, воспитание патриотизма через знакомство с национальными фольклором, обычаями. У нас, как и во многих других детских садах в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы должны стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому необходимо начинать поликультурное воспитание с приобщения к русской культуре.

СЛАЙД№8

Для реализации всех поставленных целей и задач необходимо грамотно организованная предметно - развивающая среда. По темам проектов я готовила дидактический материал и пособия на заданные темы. А также  упражнения и презинтации на интерактивной доске. ( Одежда, геральдика, национальные инструменты, художественные промыслы разных национальностей).

СЛАЙД№9

В моей группе оформлялись мини зоны краеведения /альбомы, папки и дидактические игры: «Моя семья», «Азбука города – героя Новороссийска», «Государственная символика России», «Что означает герб и флаг России»,  «Жемчужины Кубани», «Кубанская Азбука»,   флаг,  герб, гимн России ./; подборки  дидактических,  сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и   детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости..

В нашей гимназии есть музей «Воинской славы». Дети знакомятся с героизмом воинов Великой Отечественной войны, получают знания о героях войны ,на примерах видят храбрость, отвагу и героизм.

СЛАЙД№10

Наряду с непосредственно-организованной деятельностью педагоги, совместно с муз. работником организуют праздники: календарные, фольклорные, обрядовые; (масленица , колядки, Деньзащитников Отечества,Новый Год и т.д.).Такие мероприятия – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир  народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа, активными участниками которых являются и взрослые и дети.

СЛАЙД№11

На информационных стендах для родителей  обновляется материал по текучим проектам: фотоотчет, художественное творчество, буклеты, советы и рекомендации ,  а также интерактивные игры и упражнения на флеш карте.

В нашей гимназии тема поликультурного воспитания актуальна и имеет благоприятные условия для организации, так как дети имеют возможность изучать испанский, русский и английский языки, знакомятся с самобытной культурой данных народов. И по возможности знакомство с другими народами.

Весь педагогический процесс  строится в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, помогает тем самым достигать следующих целей поликультурного воспитания:

СЛАЙД№12

1.Воспитания интереса, терпимости и любви к людям другой национальности.

2.Обучения детей пониманию своих сверстников другой национальности и уважению их религий, обычаев.

3.Объяснения детям равенства всех людей и необходимости жить в мире и согласии.

4.Налаживания связи детского сада и семьи в вопросах поликультурного воспитания.

5.Воспитания в детях гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.

6.Повышения культурного уровня педагогов и совершенствования профессиональной подготовки к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств.

7.Развития у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужой жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике и его эмоциональной сфере.

Я  и другие воспитатели нашей гимназии работают над повышением социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Именно семья является источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.

Я считаю, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.

СЛАЙД№13

Используемая литература:

Парциальная программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева .

«Детство-Пресс»2010г.Санкт-Петербург;

Программа « От рождения до школы» В.Е.Веракса, Т. С. Комарова,

М. А. Васильева— М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014 г.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д.Маханева ,2010


.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ « Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов» ВОСПИТАТЕЛЬ: ГЛИБОЦКАЯ С. А. НОВОРОССИЙСК 2016-2017уч.год

Слайд 2

……..воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость ……

Слайд 3

Поликультурное воспитание- это комплексный разносторонний процесс социализации личности , основанный на преемственности культуры, традиций и норм Поликультурное воспитание информационное насыщение сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей эмоциональное воздействие в процессе реализации первого направления информационного насыщения важно вызвать отклик в душе ребенка, расшевелить его чувства поведенческие нормы знания полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами. правилах этикета должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении

Слайд 6

Задачи Образовательные Развивающие Воспитательные Формировать понятие «единство народа» Знакомить детей с разными народами России , их обычаями, традициями Расширять знания о природных богатствах России . Развивать интерес к истории своей страны Способствовать развитию речи мышления памяти коммуникативных навыков .Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей Воспитывать чувства гордости за свою страну, народ . -

Слайд 7

Парциальная программа О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Цель программы Формирование понятий о быте и культуре родного народа, воспитание патриотизма через знакомство с национальными фольклором, обычаями

Слайд 10

Наряду с непосредственно-организованной деятельностью педагоги совместно с муз. работником организуют праздники календарные День защитников Отечества Новый год 8 Марта фольклорные обрядовые Масленица Знакомство с народной культурой и традициями Колядки

Слайд 12

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ

Слайд 13

Используемая литература

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "

Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора....

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

     Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...

Краткосрочный проект «Культура и наследие разных народов»

Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России....

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОМУ НАСЛЕДИЮ

Патриотическое воспитание дошкольников через комплексную работу наиболее эффективно. Реализация проекта «За нами будущее» предполагает привлечение родителей, специалистов дошкольной органи...

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...

Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России

Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....