Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"
статья
В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kostyum_eto_bestsennoe_neotemlemoe_dostoyanie_kultury_naroda.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев.
Традиционный народный костюм как уникальный памятник материальной и духовной культуры, занимает особое место в культурном наследии мордовского народа. Будучи ярким информационным и эстетическим источником, он содержит в своей структуре и декоре информацию о специфике территории проживания народов и их контактах с соседями, о семейном и социальном статусе его носителей, о своеобразии их хозяйственной деятельности. В традиционном костюме воплотились мировоззренческие и эстетические представления народа, широкий спектр функций, в том числе воспитательные.
Воспитание и обучение воспитанников нашего ДОУ с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания мы ведем на основе примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», разработанного коллективом авторов: Бурляева О.В., Карпушина Л.П., Киркина Е.Н. и др.
Знакомство детей с национальным костюмом проходит в различных видах деятельности: в беседах, играх, экскурсиях, проектной деятельности, художественом творчестве, на музыкальных занятиях.
В ходе своей работы мы видим эффективность ряда педагогических условий воспитания, формирования личности дошкольника посредством ознакомления с традиционным народным костюмом. К ним отнесены:
- непрерывность воспитательного процесса, включая основное и дополнительное образование, в детском саду и в семье;
- комплексность в использовании традиционных искусств и разных областей профессиональной художественной культуры;
- игровые формы, поддерживающие интерес детей к изучению традиционного народного костюма;
- активное использование этнокультурной среды, насыщение ее элементами народного быта, календарной и праздничной культуры;
- развитие творческого потенциала дошкольников, вовлечение детей в проектную деятельность по разработке коллекций детской одежды с элементами мордовского народного костюма.
Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин.
Как известно, мордва делятся на два субэтноса - мокша и эрзя. В Ковылкинском районе Республики Мордовия проживают мокшане. В зависимости от района проживания народный костюм мокшан может иметь в себе ряд деталей и украшений, отличающихся друг от друга.
Мокшанский костюм состоит из рубахи (панар), передника с рукавами (сапоня), головного убора: платка (руця) и повязки (коняфкс) и сапог (кямот).
Рубаха (панар) сшита из льняного полотна. Богато украшена вышивкой на груди, вдоль рукава и на подоле. А продольные швы спереди и сзади также вышивались. В вышивке использованы такие элементы, как крестики, квадраты, ромбы.
К концу ХIХ века в традиционный костюм мокшанок вошёл передник (сапоня) и присутствует в костюме и по сегодняшний день. Передник с пышными рукавами надевается поверх рубахи. Передники обильно украшены полосками разноцветной ткани, лентами, позументом, пайетками, бисером.
Особая роль в праздничном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. На голову повязывается платок. Поверх платка повязка - в нашем наряде он называется коняфкс (повязка). Коняфкс украшен также плотной вышивкой из разноцветных ленточек, бисера, стекляруса и т. д. (в некоторых селах украшение на рогульках бусины и бисер)???
Праздничным видом обуви мордовского костюма являются чёрные кожаные сапоги (кямот) со сборками гармошкой на голенище. Их шили из коровьей или телячьей кожи. Чтобы было не жарко и комфортнее ноги обвёртывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста, которыми обёртывали ступни; верхними портянками (ланга пракста) оборачивали икры. На сегодняшний день мокшанки предпочитают свободную обувь и вместо портянок надевают вязаные чулки или гетры с узорами.
Доминирующий цвет наряда мокшанок - красный. Как и у русских, у мордвы «красный» означает красивый. Второй цвет – зелёный. Цвет природы. Красный с зелёным – традиционное сочетание. На костюме куклы мы видим сочетание этих цветов: красный передник (якстерь сапоня) расшит зелеными лентами и бусинами, позументами, пайетками, бисером. В мордовской вышивке преобладает красный и черный цвет. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствуют своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе.
Мокшанки любят различные украшения в виде бус (крганят) в несколько слоёв и разных цветов.
На талию подвявязывается узорчатый пояс (каркс) и на него закрепляются кисточки-подвески (секонят) с бубенцами и набедренные украшения (килькшт) расшитые старинными монетами, раковинами, колокольчиками, пуговицами и т.п. При ходьбе наличие таких украшений создает звон. Поэтому говорят: мордовочку сначала слышно, потом видно.
В таком праздничном наряде мокшанки ходят на свадьбы, дни рождения, на различные праздники, выезжают с концертами художественной самодеятельности.
Во всех группах детского сада организованы центры краеведения, где дети могут наглядно увидеть всё многообразие мордовского национального костюма. Среди пособий, книг, игр, символики России и Мордовии, здесь размещены куклы, наряды которых сшиты местными рукодельницами.
Для изучения мордовской национальной одежды в центре краеведения расположены настольно-печатная игра «Щак – каряк някать» («Одень - обуй куклу»), дидактические игры «Собери головной убор», «Выложи узор», «Почини «Кямот», альбом «Мокша и эрзя», книги «Мордовский народный костюм», «Фольклор народов среднего Поволжья», «Здравствуй, Мордовия», «Цвети мой край, Мордовия моя!» и др.
В самостоятельной деятельности детей, а также для закрепления знаний по теме (индивидуально или с подгруппой детей) в своей работе я использую лэпбук. В нем собраны игры, задания систематизирующие информацию и приёмы работы по теме «Наша Родина - Мордовия» для среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель создания лэпбука: формировать нравственно-патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине, знакомить с родной страной, формировать познавательный интерес к родному краю, познакомить с символикой, с достопримечательностями, фольклором, промыслами, традициями, символами, народами нашей малой Родины, знаменитыми людьми, интересными фактами.
В лэпбуке мы разместили информацию о символике флага и герба Мордовии; текст государственного гимна; карту Мордовии; информацию о городах Мордовии; карточки с изображением национальных костюмов; стихотворения; пословицы о Родине, загадки, раскраски; дидактические игры, которые знакомят детей с фольклором мордовского народа, а также с растительным и животным миром родного края.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
В заключении хочу отметить, чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопереживать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методику экспериментирования более углубленно. В н...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине»
Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботитс...
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной культуры. Это понятие включает в себя духовность ...
Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)
Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)...
Педагогический проект Воспитание у детей любви к малой Родине
Педагогический проектВоспитание у детей любви к малой Родине...
Творческая гостиная " На берегах Енисея" в рамках формирования у детей любви к малой Родине
В материале изложен опыт работы по развитию у детей нравственно-патриотических качеств...