Поликультурное воспитание – основа патриотического воспитания дошкольников.
консультация

Вершинина Татьяна Павловна

Поликультурное воспитание –

основа патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания языков. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Переход к поликультурному сотрудничеству предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам, связанным с использованием языка в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Современное образование предполагает, прежде всего, овладение детьми коммуникативными компетенциями, изучение государственного (русского), тувинского, немецкого, французского и английского языков становится неотъемлемой частью общего образования, начиная с дошкольного возраста. Изучение живого языка как средство общения невозможно без одновременного изучения культуры того народа, который говорит на этом языке.

Такая взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и языка требует более пристального внимания к проблеме поликультурного воспитания дошкольников.

Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст - это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности.

Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания (Г.Д. Дмитриев; В.В. Макаев и др.)

Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С.Бабунова; Т.Ф.Бабынина; Т.В. Черник).

Базируясь на научно – методические основы педагогики поликультурности и толерантности, можно с уверенностью сказать, что поликультурное воспитание дошкольников реализуется с наибольшей эффективностью, если соблюдаются следующие педагогические условия:

1. Необходимо, чтобы научно - обоснованное содержание поликультурного воспитания включало в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, игры, традиции;

2. Требуется наличие концептуальной модели поликультурного воспитания, которая способствовала бы формированию знаний и представлений детей о национальных культурах и помогала бы воспитывать патриотические чувства и толерантность.

3. Важно, чтобы в технологи поликультурного воспитания использовался принцип постепенности «от близкого к далекому ».

Поликультурное воспитание в ДОУ должно осуществляться в трех направлениях:

  1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.)
  2. Эмоциональное воздействие ( в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства)
  3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства:

-общение с представителями разных национальностей

-устное народное творчество

-художественная литература

-игра, народная игрушка и национальная кукла

-декоративно – прикладное искусство, живопись

-музыка

-этнические мини – музеи

-национальные кушанья

Эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Очень важно также сохранение преемственной связи между ДОУ и школой в поликультурном и национальном воспитании детей.

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностей, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное владение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

-национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважение к своему народу, гордости за его культурно – исторические достижения;

-ознакомление людей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

-сообщения знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию планеты.

В нашем детском саду тема поликультурного воспитания актуальна и имеет благоприятные условия для организации, так как дети имеют возможность изучать тувинский, русский языки, знакомиться с самобытной культурой данных народов, а также знакомится с культурой других народов, например: Бурятии, Украины, Германии, Белоруссии и др. культур.

Весь педагогический процесс строится в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, помогает тем самым достигать следующих целей поликультурного воспитания:

1.Знакомства детей с культурой стран изучаемых языков.

2.Воспитания интереса, терпимости и любви к людям другой национальности.

3.Обучения детей пониманию своих сверстников другой национальности и уважению их религий, обычаев.

4.Объяснения детям равенства всех людей и необходимости жить в мире и согласии.

5.Налаживания связи детского сада и семьи в вопросах поликультурного воспитания.

6.Воспитания в детях гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.

7.Повышения культурного уровня педагогов и совершенствования профессиональной подготовки к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств.

8.Развития у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужой жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике и его эмоциональной сфере.

Для реализации всех поставленных целей и задач необходима грамотно организованная предметно-развивающая среда. Поэтому во всех возрастных группах оформлены национальные уголки, выставки, альбомы, знакомящие с самобытной культурой родного народа и с культурой народов ближнего и дальнего зарубежья.

В перспективных планах воспитателей отражено проведение различных народных праздников, игр, развлечений, занятий с использованием средств устного народного творчества казахского и русского народов: сказок, потешек, пословиц, поговорок, а также разработана тематика прогулок, экскурсий и походов.

Например, учитель тувинского  языка на своих занятиях и в совместной игровой деятельности не только формируют навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на казахском, русском и английском языках, но и погружают детей в культуру стран изучаемого языка. Педагогами проводятся тематические занятия, праздники, развлечения и «недели языков» направленные на расширение страноведческих знаний.

Музыкальные руководители уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Хореограф, обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, также вносит свой неоценимый вклад в поликультурное воспитание. Для того чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка: это - один из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Обучая народным танцам, таким как казахский, русский, узбекский и др., педагог обогащает мировосприятие детей, воспитывает коммуникативные навыки, учит пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.

Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносят занятия по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.

Знакомство с национальными играми происходит во время занятий физической культурой.

Педагогом – психологом проводятся занятия по общей теме: «Мы – вместе: на одной земле, под одним небом», направленные на сплоченность, взаимодействие, взаимопонимание.

Педагогический коллектив детского сада работает над повышением социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Именно семья является источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.

Учитывая прямую зависимость интересов детей от уровня эстетических запросов их родителей и их отношения к национальной культуре, родители активно задействованы в мероприятиях по поликультурному воспитанию. Они становятся не только помощниками, но и участниками таких мероприятий, как проведение праздников, утренников, викторин, развлечений, состязаний, соревнований, выставок и многого другого.

Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поликультурное воспитание –

основа патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания языков. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Переход к поликультурному сотрудничеству предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам, связанным с использованием языка в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Современное образование предполагает, прежде всего, овладение детьми коммуникативными компетенциями, изучение государственного (русского), тувинского, немецкого, французского и английского языков становится неотъемлемой частью общего образования, начиная с дошкольного возраста. Изучение живого языка как средство общения невозможно без одновременного изучения культуры того народа, который говорит на этом языке.

Такая взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и языка требует более пристального внимания к проблеме поликультурного воспитания дошкольников.

Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст - это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности.

Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания (Г.Д. Дмитриев; В.В. Макаев и др.)

Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С.Бабунова; Т.Ф.Бабынина; Т.В. Черник).

Базируясь на научно – методические основы педагогики поликультурности и толерантности, можно с уверенностью сказать, что поликультурное воспитание дошкольников реализуется с наибольшей эффективностью, если соблюдаются следующие педагогические условия:

1. Необходимо, чтобы научно - обоснованное содержание поликультурного воспитания включало в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, игры, традиции;

2. Требуется наличие концептуальной модели поликультурного воспитания, которая способствовала бы формированию знаний и представлений детей о национальных культурах и помогала бы воспитывать патриотические чувства и толерантность.

3. Важно, чтобы в технологи поликультурного воспитания использовался принцип постепенности «от близкого к далекому ».

Поликультурное воспитание в ДОУ должно осуществляться в трех направлениях:

  1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.)
  2. Эмоциональное воздействие ( в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства)
  3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства:

-общение с представителями разных национальностей

-устное народное творчество

-художественная литература

-игра, народная игрушка и национальная кукла

-декоративно – прикладное искусство, живопись

-музыка

-этнические мини – музеи

-национальные кушанья

Эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Очень важно также сохранение преемственной связи между ДОУ и школой в поликультурном и национальном воспитании детей.

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностей, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное владение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

-национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважение к своему народу, гордости за его культурно – исторические достижения;

-ознакомление людей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

-сообщения знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию планеты.

В нашем детском саду тема поликультурного воспитания актуальна и имеет благоприятные условия для организации, так как дети имеют возможность изучать тувинский, русский языки, знакомиться с самобытной культурой данных народов, а также знакомится с культурой других народов, например: Бурятии, Украины, Германии, Белоруссии и др. культур.

Весь педагогический процесс строится в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, помогает тем самым достигать следующих целей поликультурного воспитания:

1.Знакомства детей с культурой стран изучаемых языков.

2.Воспитания интереса, терпимости и любви к людям другой национальности.

3.Обучения детей пониманию своих сверстников другой национальности и уважению их религий, обычаев.

4.Объяснения детям равенства всех людей и необходимости жить в мире и согласии.

5.Налаживания связи детского сада и семьи в вопросах поликультурного воспитания.

6.Воспитания в детях гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.

7.Повышения культурного уровня педагогов и совершенствования профессиональной подготовки к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств.

8.Развития у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужой жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике и его эмоциональной сфере.

Для реализации всех поставленных целей и задач необходима грамотно организованная предметно-развивающая среда. Поэтому во всех возрастных группах оформлены национальные уголки, выставки, альбомы, знакомящие с самобытной культурой родного народа и с культурой народов ближнего и дальнего зарубежья.

В перспективных планах воспитателей отражено проведение различных народных праздников, игр, развлечений, занятий с использованием средств устного народного творчества казахского и русского народов: сказок, потешек, пословиц, поговорок, а также разработана тематика прогулок, экскурсий и походов.

Например, учитель тувинского  языка на своих занятиях и в совместной игровой деятельности не только формируют навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на казахском, русском и английском языках, но и погружают детей в культуру стран изучаемого языка. Педагогами проводятся тематические занятия, праздники, развлечения и «недели языков» направленные на расширение страноведческих знаний.

Музыкальные руководители уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Хореограф, обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, также вносит свой неоценимый вклад в поликультурное воспитание. Для того чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка: это - один из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Обучая народным танцам, таким как казахский, русский, узбекский и др., педагог обогащает мировосприятие детей, воспитывает коммуникативные навыки, учит пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.

Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносят занятия по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.

Знакомство с национальными играми происходит во время занятий физической культурой.

Педагогом – психологом проводятся занятия по общей теме: «Мы – вместе: на одной земле, под одним небом», направленные на сплоченность, взаимодействие, взаимопонимание.

Педагогический коллектив детского сада работает над повышением социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Именно семья является источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.

Учитывая прямую зависимость интересов детей от уровня эстетических запросов их родителей и их отношения к национальной культуре, родители активно задействованы в мероприятиях по поликультурному воспитанию. Они становятся не только помощниками, но и участниками таких мероприятий, как проведение праздников, утренников, викторин, развлечений, состязаний, соревнований, выставок и многого другого.

Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

СТАТЬЯ Воспитание любви к родителям как основа патриотического воспитания дошкольников

В данной статье автор раскрывает отдельные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...

Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию «Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе».

laquo;Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе».Цель: создание условий для становления основпатриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка...