Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира. Национальный состав педагогов и детей в нашем дошкольном учреждении разнообразен. Воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Воспитание толерантности
у детей дошкольного возраста
посредством использования музейной коллекции
«Куклы народов мира»
– как часть поликультурного воспитания».
Воспитатель МБДОУ № 18 «Детский сад комбинированного вида«Полянка»: Твердова Л.Г
Содержание
1. Обзор теоретических взглядов на проблему приобщения детей к культуре разных народов
1.1. Коллекционирование кукол – как часть поликультурного воспитания
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с культурой народов мира.
1.2. Проблемы ознакомления детей с культурой народов мира
в современном ДОУ.
2. Практическая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре народов мира
- Актуальность
- Ведущая педагогическая идея
- Задачи и условия реализации опытно – практической работы
- Диапазон опыта
- Процесс ознакомления дошкольников с культурой народов мира в разных видах детской деятельности
- Результативность
Заключение
Библиографический список
Приложение
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
1.1. Меняется современный мир. Реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях, поэтому педагогу приходится учитывать их национальные интересы, культуру и традиции. Отечественный исследователь Л. Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма» - тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам».
По мнению профессора Джеймса Бэнкса (одного из самых цитируемых в мире ученых-педагогов, исследователя проблем поликультурного образования): «Смысл поликультурного образования в том, чтобы обеспечить равные возможности для всех общественных групп вне зависимости от их пола, расы, исповедуемой религии, этнической или социальной принадлежности» [17].
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Поликультурное воспитание — это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире [19].
Поликультурное воспитание (multicultural education) – это воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному и расовому признаку [19].
Нас интересует культура разных народов мира через коллекционирование кукол в национальных костюмах.
Цель данной методической разработки – описать опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира. Воспитать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей через коллекционирование кукол из разных стран мира.
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека» М.Е. Салтыков-Щедрин. Мир кукол необъятно многообразен. Существуют куклы авторские, коллекционные, театральные, сувенирные, антикварные, игровые, народные… Но есть нечто общее в восприятии куклы во все времена и у всех народов. Кукла – это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, общение, труд и т.д. Сегодня кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям. Востребованность куклы может быть весьма разнообразной:
- психологи разработали целое направление, названное «куклотерапией», в основе которой лежит проективный метод: человек-кукла-человек.
- в медицине стал весьма распространён «энтнотерапия», в которой народная кукла занимает почётное место.
- фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников, развлечений.
- педагоги используют куклу в целях воспитания детей и формирования мировоззрения, ведь через игру с куклой ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.
Наше желание использовать куклу в качестве средства педагогического воздействия является далеко не праздным интересом и вовсе не случайно.
Современный ребёнок – это ребёнок, у которого наряду с чувством патриотизма формируется глобальное мышление. Сегодня дети и взрослые путешествуют по всему свету. Меняются горизонты путешествий – привычные поездки к Черноморскому побережью сменились отдыхом на Красном, Средиземном морях, стран ближнего и дальнего зарубежья. Для всех детей группы ровесник, побывавший в отпуске, становится носителем новых необычных знаний. Вернувшись из поездок, дети приносят в детский сад фотографии, домашние видеофильмы, сувениры, связанные с путешествиями в другие страны. Чаще всего такими сувенирами и были национальные куклы. Интерес детей и взрослых к этим сувенирам подтолкнул коллектив нашего детского сада № 18 «Полянка» под руководством Суворовой Е.А. к увлекательному занятию – сбору коллекции кукол из разных стран и республик в национальных костюмах. Получился своеобразный, многонациональный «Дружный хоровод», который пользуется популярностью в детском саду. В нашем понимании термин «хоровод» символизирует взаимодействие, общность единения, определённую замкнутость, которая имеет способность к расширению при конструктивном партнёрстве.
Каждая кукла нашей коллекции содержит в себе дидактическую изюминку и при этом удивляет и забавляет детей, открывает новые горизонты познаний и игровых действий. Так с куклой Молли можно отправиться к берегам Великобритании, а с негритянской куклой в знойную Африку на сафари…
Начав своё существование в нашем детском саду «Дружный хоровод» пополняется новыми куклами из разных стран и рукотворными куклами, изготовленными взрослыми в сотворчестве с детьми. Такое необычное пособие мы используем во всех видах деятельности: на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности детей. Оно стало неисчерпаемым ресурсом для
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира
– как частью поликультурного воспитания.
В исследовании Г. М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» и оно решает следующие задачи [14]:
- адаптация человека к ценностям многонациональных культур.
- формирование понимания равноценности культур разных народов и
наций.
- обучение взаимодействию между людьми и разными традициями.
- ориентация на диалог культур.
А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание:
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных
качеств.
- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас,
религий, этносов.
3. воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
В настоящее время зародилась сравнительно молодая отрасль научного знания – поликультурная педагогика. Эта новая педагогическая отрасль привлекает внимания не только специалистов, но и широкие слои общественности, так как является педагогической реакцией острые проблемы глобализация в современном мире (межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия) [19].
Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинств и прав каждого человека.
Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.
Основываясь на принципах природосообразности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами:
- изучение культуры своего народа.
- интериоризация (усвоение) культуры своего народа.
- сравнение культуры с культурой других народов.
- интеграция в мировую и национальную культуру.
Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать:
- знание основных понятий поликультурного образования и воспитания.
- умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.
- умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур [4].
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
- Материальная культура:
- Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- Одежда (национальный костюм), украшения;
- Национальные кушанья;
- Транспортные средства;
- Орудия труда;
- Труд с учетом специфики.
- Духовная культура:
- Народные обычаи, обряды, праздники;
- Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);
- Нормативная культура:
- Общечеловеческие нравственные качества;
- Правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
- Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно – историческое достижение;
- Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
- Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.
Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:
- Сделать обзор о разных странах мира.
- Представить результаты практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира.
- Предоставить методические материалы, сопровождающие ознакомление детей с культурой разных народов.
1.2. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам. Отношение к своему «я» играет важную роль в формировании целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в полиэтническую, поликультурную среду [20].
Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.
Общие подходы к проектированию работы в современном ДОУ по воспитанию этнотолерантности у дошкольников базируются на следующих принципах:
- интегративность, то есть интеграция образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства;
- вариативность, то есть учет особенностей интересов, уровня компетентности всех участников образовательного процесса;
- практикоориентированность, как направленности на освоение ребенком разных видов деятельности и элементарных способов межкультурного взаимодействия [2].
Ведущие средства поликультурного образования предоставляются разными видами культуры и искусства. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: народная игровая культура, устное народное творчество разных видов, декоративно – прикладное искусство, поликультурное пространство музея, коллекционирование и других культурных учреждений.
Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы в следующих накоплениях:
- Освоение основ патриотических и гражданских чувств.
- Развитие этнической идентичности ребенка.
- Становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников.
- Накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.
- Накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [2].
Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э. К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие средства:
- общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную живопись;
- декоративно – прикладное искусство, живопись;
- музыку;
- этнические мини- музеи, коллекции.
Результаты обучения должны найти свое отражение, прежде всего, в поведении детей, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения.
- Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
- Такт в общении с людьми другой национальности. Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивать традиции, обычаи его народа. Но результаты многих исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста.
- Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным.
- Вступая в обсуждение национально – этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу.
- Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению [2].
Не надо запоминать сотни других правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.
Содержание и понятие «этика межнационального общения», которую необходимо формировать у детей включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости. Проявление заинтересованного отношении к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально – положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.
Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения. В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятие» [2].
Современные педагогические исследования и реальный опыт педагогов ДОУ вскрывает проблемы ознакомления детей с культурой народов мира. К ним относятся:
- недостаточная подготовленность педагогов ДОУ в этой области знаний;
- отсутствие заинтересованности педагогов в приобретении знаний о культуре народов мира;
- исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно;
- не в полной мере используются возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с культурой народов мира;
- отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды ДОУ;
- недостаточное использование современных средств и методов обучения дошкольников;
- отсутствует взаимосвязь в реализации поликультурного воспитания между родителями – детьми – педагогами.
Таким образом, перед дошкольными учреждениями встает важная задача совершенствования учебно-воспитательного процесса по ознакомлению детей с национальными ценностями, как средством формирования нравственных ориентаций в полиэтнической среде на основе диалога культур. Необходимо внедрять помочь детям – представителям разных национальностей сблизить свои мировоззренческие, нравственные, эстетические взгляды, увидеть то общее в традициях, обычаях друг друга, что будет способствовать более глубокому взаимопониманию людей независимо от их национальной принадлежности.
Глава 2.
Теоретическое рассмотрение опыта реализации поликультурного воспитания дошкольников стало для нас основой для осмысления и корректировки опыта работы в данном направлении в МБДОУ №18 «Полянка» Талнаха.
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над данной проблемой, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира. Национальный состав педагогов и детей в нашем дошкольном учреждении разнообразен. Воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.
- Актуальность работы
Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.
Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности к его социализации.
Нас привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, коллекционирование и изготовление кукол в национальных костюмах, мы старались всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания. Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, поэтому при ознакомлении дошкольников с культурой народов мира мы считаем, что необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, коллекцию кукол в разных национальных костюмах, видеоматериал, макеты, а лучше создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в ту атмосферу, о которой будет рассказано.
- Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами разных народов. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.
2. 3. Задачи и условия реализации практической работы
Задачами, обеспечивающими реализацию практической работы, являются:
- привитие интереса к культуре, традициям и обычаям разных народов;
- воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;
- знакомство детей с представителями разных национальностей и рас;
- ознакомление детей с костюмами разных народов через коллекцию кукол из разных стран мира;
- обогащение словарного запаса детей.
Для успешной реализации поставленных задач нами выделены следующие условия:
- творческий подход к отбору содержания образования, а также к организации занятий, бесед, игр с детьми;
- инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
- оформление коллекции кукол народов мира;
- создание в дошкольном учреждении информационного блока по ознакомлению детей с культурой народов мира;
- включение дидактических, подвижных, музыкальных и театрализованных игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру разных народов;
- создание и оформление информационной среды для родителей;
- организация праздников и развлечений в дошкольном учреждении;
2. 4. Диапазон работы
В разработке представлены:
- годовой перспективный план приобщения детей к культуре народов мира для старшей группы; подготовительной группы;
- перспективный план работы с родителями по культуре народов мира;
- конспекты занятий;
- конспекты интегрированных и комплексных занятий;
- консультации, анкеты для родителей и педагогов;
- наглядная информация по каждой стране;
- художественная литература для чтения, стихи для чтения и заучивания;
- конспекты игр, развлечений, досугов, викторин для дошкольников;
- видеоматериал;
Система работы включает разнообразные формы занятий.
Мы рассматриваем ознакомление детей с культурой разных народов как органическую часть всей воспитательно – образовательной работы с детьми. Для этого используются разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности.
Представляем направления развития ребенка, которые могут осуществляться через использование разнообразных форм разного национального творчества.
Реализация данных направлений работы осуществляется через включение детей в следующие формы работы:
Мы считаем, что данные формы работы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
2. 5. Процесс ознакомления дошкольников с культурой народов мира в разных видах детской деятельности.
Ознакомление дошкольников с культурой народов мира осуществляется в детском саду комбинированного вида №18 «Полянка» Талнаха. Знакомство детей с культурой народов мира проводилось согласно поставленным задачам и требованиям комплексной программы ««Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой)», на основе которой составлена основная общеобразовательная программа ДОУ.
Младший дошкольный возраст
Знать:
народные песни, потешки, сказки;
узнавать народные мелодии;
название своего родного города;
название нашей страны, республики и ее столицы.
Уметь:
играть в народные игры;
дружить со всеми детьми, независимо от национальности.
Старший дошкольный возраст
Знать и понимать:
что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;
что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;
что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;
что такое страна, сходства и различия разных стран;
песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;
знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.
Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:
наличие людей с разным цветом кожи;
почему важно изучать разные языки;
почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;
почему человек любит свою родину.
При знакомстве детей с культурой народов мира мы использовали следующие формы работы:
- Занятия познавательного характера (беседы с детьми, рассказы с показом наглядного материала).
Определено количество занятий, составлены конспекты занятий, определены структура и требования по проведению занятий, определены условия проведения занятий.
- Занятия практического характера (изготовление поделок и рисунков, совместная практическая деятельность воспитателя и детей – изготовление макетов).
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, настольно – печатные).
- Ознакомление с художественной литературой (стихи, рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей).
- Устное народное творчество (песенки, считалки, прибаутки, потешки разных народов).
- Информационное насыщение детей через посещение музея краеведческого характера.
Работа с родителями:
- Проведение родительского собрания на тему: «Великолепная семерка».
- Показ открытого занятия на тему: «Богатыри земли русской».
- Консультации
- Создание банка игр по поликультурному воспитанию
- Анкетирование
- Совместная работа (родители – дети): мини – отчеты путешествий.
В работе с педагогами (коллегами): мы разработали и провели консультации для педагогов, анкетирование.
Ознакомление детей с культурой разных народов прослеживается во всей воспитательно – образовательной работе дошкольного учреждения:
- К праздникам дети разучивают вместе с музыкальными руководителями музыкальные и танцевальные номера разных стран мира.
- Для формирования художественно – эстетического вкуса у дошкольников в ДОУ большую работу проводят воспитатели. Педагоги знакомят детей с разной техникой и приемами работы, разными видами росписи.
Руководитель физической культуры знакомит детей с подвижными играми разных народов мира.
Через музыкально – театрализованную деятельность приобщаем детей к культуре разных народов:
- Знакомим с литературными произведениями (также с авторами произведений).
- Знакомим с музыкальными инструментами и музыкальными произведениями (также с композиторами произведений).
- Рассказываем и показываем разные виды театра.
Дети активно участвуют в показе сказок, сценок, спектаклей, инсценировок.
Для успешного усвоения знаний проводим занятия в игровой форме, с показом наглядных пособий, материалов. Дети принимали участие в изготовлении поделок, макетов.
- 2.6. Результативность разработки
Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности, является его диагностическое сопровождение. Диагностическая работа проводилась в муниципальном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №18 «Полянка» города Норильска.
В настоящее время проблема подбора качественного диагностического материала остается для педагогов актуальной, а по данной проблеме его практически не печатают. Мы сумели найти лишь несколько методик, представленных учеными Государственного педагогического университета им. А.Н.Герцена в Санкт-Петербурге.
При проведении и выборе диагностики, придерживались следующих требований:
- Системность, т. е. учет логики процессов.
- Доступность, т. е. возможность ее использования.
- Надежность, т. е. способность предоставлять субъекту диагностики максимально обоснованные выводы.
- Информативность, т. е. результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов.
- Экономичность, т. е. использование минимума времени и усилий для получения оптимального результата.
- Наглядность, т. е. возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде таблиц.
Всего нами в рамках проведенной опытно-практической работы было отобрано 2 процедуры:
- Индивидуальная беседа с ребенком №1. Цель: изучение особенностей представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях Людей, выявление интереса к обсуждению вопроса о расах и этносах.
- Индивидуальная беседа с ребенком №2. Цель: определение своеобразия представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «Ближнего зарубежья», а так же изучение интереса дошкольников к этническим проблемам.
Первая и вторая процедура диагностики этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась по адаптированной методике Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок (Приложение 1).
В ходе проведения обследования детям предлагались две индивидуальные беседы, которые содержат ряд вопросов для детей старшего дошкольного возраста и определяют уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей. Методика выявляет когнитивный и эмоциональный компоненты этнотолерантности.
В обследовании принимали участие 10 детей старшей группы.
Срок проведения обследования: май 2012 года.
Результаты обследования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста зафиксированы в таблицах (Приложение 2).
Полученные результаты обследования позволяют сделать следующие выводы.
На конец года у детей выявился оптимальный уровень этнотолерантности. У детей проявляются установки на когнитивном и эмоциональном компонентах этнотолерантности. Знания у этих детей о национальных, расовых и культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем осознанно. Познавательный интерес к людям другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети ориентируются на внешние этнические различия. Дошкольники настроены на общение и взаимопонимание с детьми других рас и национальностей, хотят «дружить» и «играть» с ними.
Дети имеют представления о России: знают народный фольклор: песенки, потешки, прибаутки, узнают народные мелодии; знают название родного города, страны, столицы. Играют в народные игры. Имеют представление, что на Земле – нашей планете много стран, где живут разные народы.
За период 2010 – 2012 гг. дети познакомлены со странами и их жителями, культурой народов ближнего зарубежья: Украина, Белоруссия, народами Крайнего Севера, Казахстана, Армении, Болгарии, Испании и др.
Дети называют людей разной национальности, которые живут в России. Они четко определяют свою национальную принадлежность. Дети имеют представления о других народах: японцы, индусы, китайцы, африканцы, американцы, белорусы, украинцы, казахи, долгане, ненцы. Определяют по внешнему облику людей разных этносов и национальностей. Но у некоторых детей прослеживается отсутствие знаний о национальном составе жителей России; национальностях своих родственников; национальном составе друзей.
Отношение дошкольников к другим народам проявлялось в интересе, позитивности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном отношении к людям других национальностей и культур. Позитивное отношение к людям разных рас и национальностей воспитывалось в процессе усвоения знаний о местожительстве народа (стране, области, столицах), о труде, быте, сказках, играх, песенках, праздниках, традициях, обычаях, о высоких нравственных качествах того или иного народа.
Это выражается в желании больше знать о разных людях: узнать игры разных народов; узнать о профессии родителей; об обычаях и традициях разных народов; национальной еде; какие праздники отмечают и любят; национальные танцы и песни; виды спорта; промысел.
Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных этносов и национальностей. Но по результатам диагностики имеет место и проявление иного отношения: смех, недоумение при рассказе и показе информации, отказ от «общения» с людьми других национальностей и этносов. Причинами этого является детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и этносов и культуры общения с ними.
Таким образом, положительные результаты проведенной работы позволяют в дальнейшем воспитывать в детях поликультурную и этнотолерантную личность. В нашем дошкольном учреждении необходимо продолжить дальнейшую работу с дошкольниками по поликультурному воспитанию. Необходимо продолжать знакомить детей с культурой разных народов, учитывая внимание и заинтересованность детей. Важно расширить, уточнить, углубить знания и представления детей. В частности, более подробно познакомить детей подготовительной группы со следующими станами: Узбекистаном, Италией, Францией, Китаем, Америкой, Грузией, Бразилией, Великобританией, Индией. Мы будем придерживаться перспективного плана, используя разные формы работы с детьми, родителями, педагогами. Для обследования детей в конце учебного года мы будем использовать диагностику Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок, которая позволяет выявить имеющийся у детей уровень знаний и отношений к людям других национальностей, а главное, увидеть новые горизонты работы, позволяющие учитывать индивидуальные возможности именно наших воспитанников.
Заключение
Приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.
Поликультурное воспитание – основной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.
Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.
Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно – содержательным будет и культура мира детства.
В ходе практической работы было установлено, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность. Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Мы использовали такие формы работы как занятия, игры, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, трудовую и самостоятельную деятельность.
Опытным путем мы доказали, что ознакомление детей с культурой разных народов можно органически включить во всю воспитательно – образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста:
- игровая деятельность (дидактические и настольные игры);
- речевое развитие (художественная литература, пословицы, поговорки, составление рассказов);
- изобразительная деятельность (художественные промыслы, рукоделие, национальные костюмы);
- музейная педагогика (коллекционирование кукол и предметов из разных стран мира);
- музыкальное воспитание (слушание, песни, заклички, попевки, праздники и развлечения);
- физическое развитие (игры разных народов, физкультурные праздники и развлечения);
- социальный мир (история своей страны, города, традиции);
- театрализованная деятельность (инсценирование сказок);
- продуктивная деятельность (изготовление украшений, атрибутов к играм праздникам).
Эта работа дает возможность нам и нашим воспитанникам осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов.
Библиографический список
- Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур//Педагогика.-2000.№2.
- Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240с.
- Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2000. - №10.
- Детям о разных народах. Журнал. Дошкольное воспитание. №11, 1967г., стр. 70 – 72.
- Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №8, 1972г., стр. 38 – 44.
- Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №5, 1977г., стр. 21 – 24.
- Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №2, 1981г., стр. 20 – 22.
- Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №7, 1969г., стр. 22 – 23.
- Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №4, 1963г., стр. 18 – 19.
- Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №10, 1978г., стр. 16 – 22.
- Иванова Н, Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. - №1.
- Коджаспирова Г. М., Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
- Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).
- Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. - №4.
- Менская Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993.
- Панкеев И. А. Русские народные игры – М.: Яуза, 1998. – 240с.
- Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б. М. Бим – Бад. М.: Больш. Российская энциклопедия, 2002.
- Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие: В. 3 ч. 2. : педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – 2 – изд., стереотип – СБб.: Изд. – во РГПУ им. А. И. Герцена, 209. – 383с.
- Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
- Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister. – 2000. - №3.
- Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 1999. - №2.
Приложение 1
Диагностика этнотолерантности старших дошкольников
Индивидуальная беседа с ребенком №1. (адаптированная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок)
Цель: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
Стимульный материал: глобус, карта мира с изображениями жителей земли.
Задания:
- Посмотри на глобус (карту мира) – как много на земле разных морей, земель, рек, гор… Знаешь, на планете есть несколько континентов – огромных территорий, которые называются: Африка, Америка, Евразия, Австралия… На них расположено множество стран, в которых живут люди, похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается по цвету.
- Людей, с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут – назови, а я покажу на карте (глобусе). (Если ребенок не может ответить на вопросы, то взрослый дополнительно спрашивает у него):
- Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?
- А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их людьми черной расы.
- А в Азии живут люди с желтым цветом кожи.
- Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?
- Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?
- Какие национальности ты знаешь?
- Хотел(а) бы т поиграть с детьми других национальностей? Каких?
- Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры вы бы играли?
- Знаешь ли ты, что в разных странах люди по – разному отмечают праздники?
- Ты бы хотел(а) узнать как отмечают праздники дети в других странах?
- А как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей?
Индивидуальная беседа с ребенком №2.
Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
Вопросы к детям:
- Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?
- Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут в России?
- Кто ты по национальности (расе – цвету кожи)?
- Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
- Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? Какой?
- Что ты можешь рассказать о них?
- Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
- Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?
- В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?
Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы беседы №1 – 2.
В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…)
1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
2 балла – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
3 балла – представления более полные, но достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
- Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно – негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.
2 балл – отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.
3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.
Уровни этнотолерантности
Дети с низким уровнем этнотолерантности, который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожие на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно – негативное отношение к другим.
Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников показывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.
У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в условиях систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально – оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных, расовых культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться со взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматриваю картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети это подгруппы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведении. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.
Приложение 2
Индивидуальная беседа с ребенком №1.
Методика Е. Н. Ермолаевой, М. Л. Поведенок.
Цель: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
№ |
Задание | Ответы детей | |||||||||
Саша Б. | Никита К. | Слава М. | Влад О. | Маша П. | Даша С. | Влад С. | Влад Х. | Лиза Ч. | Аня Ш. | ||
1. | Людей с каким цветом кожи ты знаешь? | Африканцы, Русские. | Русские, японцы. | Русские, африканцы. | Японцы, русские, африканцы. | Русские, африканцы. | Русские, негры. | Русские. | Африканцы, индусы, японцы, русские, украинцы. | Русские, африканцы. | Негры, японцы, русские. |
2. | Какого цвета твоя кожа? В каких странах живут люди белой расы? | Белая. В России, на Украине, Белоруссии. | Белая. На Украине, Белоруссии. | Белая. В России, на Украине, В Америке. | Белая. Люди живут в России, Белоруссии, Украине. | Белая. Украина, Белоруссия. | Белая. Россия, Украина, Белоруссия, Америка. | Белая. Люди живут в России, на Украине, Белоруссии. | Белая. В России, Белоруссии, на Украине, Прибалтике. | Белая. В Белоруссии, Украине. | Белая. Люди живут в России, на Украине, Белоруссии. |
3. | Кто живет в Африке? | Африканцы. | Негры. | Африканцы. | Негры, у них черная кожа. | Африканцы. | Африканцы. | Негры. | Негры – у них темная кожа. | Негры. | Африканцы. |
4. | В Азии живут люди, с каким цветом кожи? | Желтым. | --------------- | --------------- | Желтая. | --------------- | Желтая. | -------------- | Желтым. | -------------- | Желтым. |
5. | Ты бы хотел (а) поиграть с детьми другой расы? Какой? | Да. Африканцами. | Да. Неграми. | Да. Африканцами. | Да. Неграми. | Да. Японцами. | Да. Африканцами. | Да. Украинцами. | Да. Африканцами. | Да. Украинцами. | Да, японцы. |
6. | Какие национальности ты знаешь? | Русские, китайцы, африканцы. | Американцы, армяне. | Русские, белорусы. | Русские, украинцы, белорусы, грузины. | Грузины, русские, украинцы. | Русские, украинцы, латыши, эстонцы. | Русские, украинцы. | Грузины, американцы, украинцы, чукчи, белорусы. | Грузины, китайцы. | Армяне, русские, украинцы, американцы, белорусы, латыши. |
7. | Хотел (а) бы ты поиграть с детьми другой национальности? | Да. | Со всеми. | Да. | Да, со всеми. | Да. | Да. | Да. | Да, со всеми. | Да, со всеми. | Да. |
8. | В какие игры играют дети других национальностей? | «Нади, где спрятано», «Кто как говорит?» | Игры с мячиком. | Собирают пазлы, конструктор. | Игры с разными предметами: мяч, палочки, обручи. | «Третий лишний», «Бездомный заяц». | «Сбей кеглю», «Пожарные на ученье». | Настольные игры. | «Смелые оленеводы», «Поймай рыбку», «Третий лишний». Строят замки из строителя. | «Поймай рыбку», «Узнай, чей наряд?» | «Догонялки», игры с мячом. |
9. | Ты бы хотел (а) узнать, как отмечают праздники дети всех национальностей? | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. |
10. | А как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей? | Новый год, день рождения, 8 Марта. | День Победы, Новый год, 23 Февраля. | Новый год, День Победы, День рождения. | Новый год, День рождения, День Победы, 23 Февраля. | Новый год, День рождения. | Новый год, День защиты детей. | Новый год, День рождения. | Новый год, 1 сентября, 8 Марта, 23 Февраля. | Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, Начало весны. | День рождения, Новый год, День защиты детей, 8 Марта. |
Индивидуальная беседа с ребенком №2
Методика Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок.
Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «Ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
№ | Задание | Ответы детей | |||||||||
Саша Б. | Никита К. | Слава М. | Влад О. | Маша П. | Даша С. | Влад С. | Влад Х. | Лиза Ч. | Аня Ш. | ||
1. | Знаешь, ли ты, что в России живут люди разных национальностей? | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Нет. | Да. | Нет. | Да. |
2. | Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут в России? | Грузины. | Армяне. | Армяне. | Армяне, грузины, украинцы, негры. | Армяне, украинцы. | Дагестанцы. | ------------ | Грузины, таджики, украинцы. | ---------- | Армяне, украинцы. |
3. | Кто ты по национальности (расе – цвету кожи)? | Русская. | Русский. | Русский. | Русский. | Русская. | Русская. | Русский. | Русский. | Русская. | Русская. |
4. | Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой? | Нет. | Нет. | Нет. | Нет. | Да. Поляк. | Нет. | Нет. | Да. Украинцы. | Нет. | Нет. |
5. | Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? | Нет. | Да. Украинцы. | Нет. | Нет. | Да. Поляки. | Да. Украинцы. | Нет. | Да. Украинцы, поляки. | Нет. | Нет. |
6. | Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой? | Нет. | Нет. | Нет. | Да. Армяне. | Да. Армяне. | Да. Украинцы. | ------------ | Нет. | Нет. | Нет. |
7. | Что ты можешь о них рассказать? | ----------------------- | ---------------- | --------------- | Мой друг Асен, он вежливый, трудолюбивый, никогда не обижает меня. | Моя подружка Сюзанна. Мы играем во дворе дома. Она скромная, мы не ссоримся. | Оксана – моя подружка. Мы вместе играем не ссоримся. У нее дома бабушка всегда угощает нас пирогами. | -------------- | ------------- | ----------- | ------------- |
8. | Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему? | Какие танцы танцуют? | Каким спортом занимаются? | Да. Что любят кушать по праздникам. | Да. Хочу узнать, в какие подвижные игры играют. | Да. Хочу узнать, чем занимаются их родители? | Как любят отдыхать? | Да. Хочу узнать, в какие игры играют в детском саду? | Да. Что интересного могут рассказать о своей семье? | Как помогают родителям? | Да. Какие праздники отмечают? |
9. | Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему? | Да. Я хочу научить танцевать танцы, которые танцуем мы. | Да. Вместе веселее. | Будет интересно вместе играть. | Да. Чтоб дружить. | Будет интересно. | Чтоб дружить. | Да. Чтоб дружить. | Научу их играть в наши игры. | Чтоб дружить. | Они научат меня новым играм. |
10. | В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)? | «Удочка», «Парикмахерская», «Больница». | Подвижные игры. | Рисование. | Мастерить поделки и играть строителем. | Будем играть в игру «Семья». | Рисование. | Лепить из пластилина и глины. | Мы бы вместе строили замки. | В настольные игры. | В подвижные игры. |
№ | И. Ф. ребенка | Компоненты этнотолерантности | |||||||||
Когнитивный (представление) | Эмоциональный (интерес) | ||||||||||
О расовых, национальных и культурных особенностях людей мира | О национальном составе жителей России | Представления о национальностях своих родственников и друзей | К представителям разных этносов | К совместной деятельности с детьми разных наций | |||||||
1. | Саша Б. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | |||||
2. | Никита К. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | |||||
3. | Слава М. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | |||||
4. | Влад О. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | |||||
5. | Маша П. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||||
6. | Даша С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
7. | Влад С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||
8. | Влад Х. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
9. | Лиза Ч. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | |||||
10. | Аня Ш. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
План работы по поликультурному воспитанию
/подготовительная группа/.
Сентябрь
Тема: «Россия»
1 неделя.
- Занятие на тему: «Широка страна моя родная».
Закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне нашей страны, о том, что нашу страну населяют множество народов и народностей, национальностей. В стране много красивых городов, мастеров – умельцев. Россию воспевают в песнях и стихах. Воспитывать толерантное отношение к разным народам, населяющим страну.
Материал: фигурки кукол или картинок в национальных костюмах; иллюстрации и фото городов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока /по выбору/.
- Аппликация на тему: «Украшение русского национального костюма» /использование русских символов в украшении костюма/.
- Народная игра «Чижик», «Гуси- лебеди».
2 неделя.
- Рассказ – беседа о второй столице России – Петербурге.
Материал: слайды, фото, художественная литература.
- Экскурсия в Талнахский музей. Знакомство с малой родиной.
- Чтение стихов и слушание песен оНорильске.
- Выставка рисунков на тему: « Мой родной город».
3 неделя.
- Посещение музея на экспозицию по теме: « Русь мастеровая». / или оформить выставку в детском саду/. Показать красоту изделий, выполненную умелыми руками: народно – прикладное искусство. /Городец, Дымка, Палех и др./
- Занятие по декоративному рисованию: «Мастерская «Умелые руки».
- Народная игра « Краски», « Горелки».
4 неделя.
- Рассказ воспитателя о богатстве земли русской. Дать знания о полезных ископаемых, находящихся в недрах нашей земли. Закрепить названия профессий, занимающихся добычей ископаемых: нефтяник, шофер, золотоискатель, геолог, шахтер и др.
- Чтение сказок Бажова /по выбору/.
Работа с родителями: информация: «Что должен знать дошкольник о своей родине?»
Октябрь
Тема: «Кавказ»
1 неделя.
- В уголке познания оформить выставку иллюстраций и книг на тему: «Кавказ», отображающих природу, быт, труд /внесение кукол /картинок/ в национальных костюмах.
- Чтение стихотворения Я. Акима «Чудесный край, цветущий край».
- Лепка кувшина с нанесением рисунка отпечатками от карандаша, стеки, колпачка, стержня, ручки и т. п.
2 неделя.
- Чтение Цыферова « 15 сестер», глава «Грузия». Предложить послушать грузинскую песню «Сулико».
- Внесение костюмов для обыгрывания грузинской народной сказки «Спесивый ученый».
- Рисование: «Виноград».
3 неделя.
- Народная игра «Джигитовка».
- Слушание грузинской музыки и пения, познакомит с грузинскими музыкальными инструментами: барабан.
- Разучивание народных поговорок. /Хочешь себе добра – не причини другому зла. Обещал – сделал. Дал слово – выполни. За храбрым счастье гонится/.
4 неделя.
- Итоговая беседа о жизни людей на Кавказе с использованием слайдов, видео, музык. сопровождения.
- Аппликация: «Барашки» /использование ниток или комочков бумаги/.
Работа с родителями: библиотека на тему: «Какая художественная литература поможет узнать больше о Кавказе?»
Ноябрь
Тема: «Армения»
1 неделя.
- Рассказ воспитателя об Армении с использованием книги Цыферова «15 сестер», глава «Армения».
- Внесение кукол в национальных костюмах, рассматривание орнаментов.
- Рисование узора на тюбетейке.
2 неделя.
- Рассматривание картины «Сбор хлопка». Чтение народной сказки «Коробочка»
- Дидактическая игра «Что из чего сделано?»/хлопок, шерсть, лен/.
- Ткачество « Ковер».
3 неделя.
- Оформить ширму на тему: «Армения» /быт, труд, жилье, природа/.
- Чтение В. Берестов «Армения», /стр. 106 – 110, кн. «Наша родина».
- Дидактич. игра «Подарки разных стран».
4 неделя.
- Рисование на тему: «Девочка –армянка».
- Вечер творчества: песни, танцы, игры, соревнования.
Работа с родителями: консультация «Как познакомить ребенка со страной Армения?»
Декабрь
Тема: «Италия»
1 неделя.
- Просмотр мультфильма по сказке Джанни Родари «Чиполлино».
- Чиполлино предлагает познакомиться со страной Италией: рассматривание карты; иллюстраций /или фотоальбом/, отражающих быт, природу, костюмы народа, кухню /.Использовать слайды, музыкальные записи, мелодику речи/.
- Рисование «Чиполлино».
2 неделя.
- Знакомство с крупным городом – Ватикан /см. кн. «Все обо всем»,стр. 193/.
- Чтение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»
- Конструирование на тему: «Дворцы и соборы».
3 неделя.
- Знакомство с Венецией /см. энциклопедия «География» стр. 132, «Все обо всем» стр. 196/.
- Оригами «Гондола».
- Народная игра /см. диск «150 народных игр»/.
4 неделя.
- Викторина «Что мы знаем об Италии?»
- Изготовление венецианских карнавальных масок.
- Обыгрывание эпизодов из сказки Джанни Родари «Чиполлино».
Работа с родителями. Фотоотчет о поездке в Италию. Предлагаемый перечень художественной литературы: Карло Коллоди «Приключение Пиноккио»; Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», « Сказки по телефону», « Лежебока». Народные сказки: «Златовласая девушка», «Дочь алхимика», «Принц Буль – Буль», «Сказки бабушки про чужие странушки».
Январь
Тема: «Франция»
1 неделя.
- Выставка книг со сказками Ш. Перро с внесением портрета. Викторина по сказкам.
- Знакомство с новой страной – Францией с помощью героя сказки, флагом, бытом, языком, костюмом, музыкой.
2 неделя.
- Знакомство со столицей Франции – городом Париж через фотовыставку.
- Рисование: «Эйфелева башня» / в ночное время/.
- Конструирование: «Эйфелева башня» / пластмассовый, металлический конструктор/.
3 неделя.
- Знакомство с малыми народными формами: песенки, считалки, потешки /см. кн. «Писатели мира детям» - хрестоматия/.
- Аппликация: «Новые сапоги для кота».
Работа с родителями: ширма «Народные игры Франции».
4 неделя.
- Народная игра /см. диск «150 народных игр»/.
Февраль
Тема: «Китай»
1 неделя.
1. Знакомство с климатическими и природными условиями Китая. Знакомство с картой. Составление и разучивание загадок о растительном /бамбук, пион, гранат, чай/, и животном мире Китая. Знакомство с китайским календарем /изображение животных по годовому циклу/.
2. Лепка: «Животные Китая».
3. Дидактич. игра «Составь журавля», «Обведи тигра», «Составь животное» / внести трафареты животных для обводки/.
2 неделя.
1. Знакомство с внешним обликом китайцев. Чтение китайских сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Отмечать особенности черт лица, одежды, прически, украшений. Изучать походку /мелкие шажки/, жесты, речь.
2. Аппликация: «Укрась костюм китаянки».
3. Рисование: «Роспись веера».
4. Дидактич. игра «Одень китайца в современную и старинную одежду».
3 неделя.
- Знакомство с бытом и трудом китайцев, народными традициями /чаепитие/.
- Разучивание пословиц о труде, чтение сказок /обратив внимание на трудовые действия/.
- Конструирование из бумаги: «Фонарик».
- Психологические этюды: «Труд китайцев», «Угадай, что я делаю?», «Изобрази тигра, дракона, змею, журавля, иволгу».
4 неделя.
- Знакомство с архитектурой, религией Китая. Рассматривание иллюстраций о постройках. Китайская стена, жилая постройка, культовая /пагода/. Чтение мифов. Рассказать о священной птице – журавле. Знакомство с символами.
- Конструирование: «Журавлик» /оригами/.
- Дидактич. игры: «Построй пагоду», «Символы», «Священное животное».
Работа с родителями: консультация: «Китайский костюм». Оформление стенда: «Китайская одежда». Помощь родителей в оформлении стенда: «Природа Китая». Конкурс: «Лучший рисунок – архитектура Китая». Фото – выставка: «Прикладное искусство Китая».
Март
Тема: «Америка»
1 неделя.
- Внесение портрета Христофора Колумба – первооткрывателя Америки. /см. кн. «Все обо всем», стр. 161/. Знакомство с Америкой – чтение отрывка из кн. Е. Перехвальской «Мир, который открыл Колумб», «Америка на карте и глобусе».
- Занятие: «Внешний облик индейцев» /знакомство с жилищем и предметами быта/. Рассказ воспитателя об основных видах деятельности индейцев /охота, земледелие, рыболовство, собирательство/. Рассказать о религии: поклонении духам.
- Подвижная игра «Попади в цель на бегу».
- Рисование: «Индеец».
2 неделя.
- Знакомство с растительным /картофель, кукуруза, фасоль и др./ и животным миром /бизон, олень, медведь, муравьеды, броненосцы, ленивцы/.
- Загадывание загадок о травах, ягодах, овощах.
- Дидактич. игры «Найди клад», «Угадай, что я сказал?», «Вылечи больного» /лечебные травы/.
3 неделя.
- Знакомство с трудом людей, населяющих Америку /животноводство, машиностроение, химия/. Знакомство с ковбоем. Изготовление макета ранчо.
- Разучить танец ковбоев.
- Подвижные игры «Лассо», «Поймай лошадь».
- Рисование: «Лошадь».
4 неделя.
- Знакомство с современной Америкой – небоскребы, статуя свободы.
- Развлечение «В гостях у Микки Мауса» /приглашение в Макдональдс/.
- Выставка игрушек из диснеевских мультфильмов.
Работа с родителями: помощь родителей в подборе материала для изготовления макета на тему: «Америка». Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Индейцы».
Апрель
Тема: «Африка»
1 неделя.
- Рассказ воспитателя о новом государстве – Африка. Внесение кукол в костюмах. Рассказать о расах /см. энциклопедия «Хочу все знать», гл. «Мир человека»/. Знакомство с жилищем и предметами быта, религией /поклонение духам/. Внесение макета.
- Рисование: «На острове Чунга – Чанга».
- Слушание африканской музыки.
2 неделя.
- Знакомство с климатическими условиями, растительным /тропические леса, баобабы, пустыня, каучуковые деревья/ и животным миром /слоны, антилопы, львы, обезьяны и др./ Африки.
- Оформить стенд «Природа Африки».
- Оригами «Животные Африки».
- Дидактич. игра «Зоопарк», «Что животное рассказывает о себе».
- Чтение про африканских животных.
3 неделя.
- Рассказать о видах деятельности африканцев /кофе, какао, сахарный тростник, каучук, пальмовое масло, плетение, рыбная ловля/ с использованием слайдов и видео.
- Ширма: «Богатство Африки».
- Игра «Поймай рыбку», «Кто первый поймает льва?»
- Дидактич. игра «Кто первый построит шалаш?»
4 неделя.
- Обобщающая беседа «Что мы знаем об Африке?»
- Конкурс африканского танца.
- Аппликация: «Маски».
- Дидактич. игра «Узнай по описанию».
Работа с родителями: сбор иллюстраций, слайды об Африке. Помощь в изготовлении макета.
Май
Тема: «Египет»
1 неделя.
- Внесение макета «Природа Египта».
- Игры с использованием макета «Природа Египта».
- Дидактич. игра « Узнай животное по описанию».
- Использовать игры – пантомимы «Животные Египта».
- Аппликация: «Лотос».
2 неделя.
- Знакомство с внешним обликом египтянина. Рассматривание иллюстраций / одежда, прическа, косметика, украшения/.
- Дидактич. игра « Составь египетский узор».
- Подвижные игры с мячом и обручем.
3 неделя.
- Знакомство с архитектурой Древнего Египта / чт. кн. «Древние цивилизации»/.
- Дидактич. игра «Человек и архитектура», «Пирамида», «Составь колонну».
- Рисование: «Пирамида».
4 неделя.
- Рассказ воспитателя о символах Древнего Египта / пирамида, сфинкс, лотос/. Рассматривание иллюстраций, слайдов.
- Музыкально – театрализованная деятельность «Однажды в Египте» /жесты, мимика, танцевальные движения/.
- Дидактич. игра «Составь узор», «Спиши предмет».
- Чтение народной сказки: «Бату»; чтение мифов.
Разгадывание кроссвордов по теме: «Египет».
Работа с родителями: подбор фотографий, иллюстраций о Египте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной целью является единственное в своем роде и неприкосновенная человеческая...
Методическая разработка "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
• В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной целью является единственное в своем роде и неприкосновенная чело...
Методическая разработка "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями"
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями...
Модифицированная программа нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
содержание программы прикреплено к файлу...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры...
Методическая разработка. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или «Сказка о дружбе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА ...
Методическая разработка "Воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
Данная статья будет интересна практикующим педагогам дошкольных учреждений, родителям дошкольников....