Долгосрочный проект По Патриотическому воспитанию
проект (старшая, подготовительная группа)

Марухина Наталья Сергеевна
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию «Юные патриоты» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  ТРОИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

" Белозёрский детский сад"

_____________________________________________________

457132   Челябинская область, Троицкий район, с. Белозёры, ул. Центральная, 22 телефон 8(351)63 41 267

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО

ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ»

для детей старшего дошкольного возраста

с. Белозëры 2020

Паспорт проекта

Полное

наименование проекта

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию

«Юные        патриоты»        для        детей        старшего        дошкольного возраста

Разработчик проекта

Воспитатель        МБДОУ        «Белозëрский детский сад»

ФИО руководителя

проекта, должность

Воспитатель Марухина Н. С.

Тип проекта

Данный проект по содержательной, тематической направленности является социально-педагогическим; по функциональному предназначению - воспитательным, по форме организации - групповым, по времени реализации

- долгосрочным.

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.

Задачи проекта

Для детей:

  • Формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
  • Развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России; способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности.
  • Развить у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости,   милосердия        и дружелюбия), ответственность, принципы коллективизма и социальной солидарности.
  • Формировать у воспитанников ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитывать        уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

Для родителей:

- Повышать педагогическую культуру родителей по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

  • Вовлекать родителей в  совместную  продуктивную, игровую, волонтерскую и др. деятельность с детьми

Ожидаемые результаты

Для детей:

1.Повышение интереса к российской истории и культуре,

толерантного отношения к традициям народов разных национальностей.

2.Повышение экологической культуры, чувства бережного отношения к родной земле.

  1. Активность дошкольников и массовость участия в социально-ориентированных акциях и патриотических мероприятиях.
  2. Популярность здорового образа жизни среди дошкольников.

Для родителей:

  1. Повышение педагогической культуры родителей по проблеме формирования нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
  2. Участие родителей в совместной продуктивной, игровой, волонтерской и др. деятельности с детьми

Участники

Творческая группа ДОУ (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель), воспитанники старших и подготовительных групп, родители воспитанников (законные представители). К

деятельности привлекаются социальные партнеры.

Сроки реализации

I этап – август-сентябрь 2020 г. Подготовительный:

  1. Создание рабочей группы для разработки проекта «Юные патриоты»;
  2. Разработка проекта;

3.Подготовка оборудования и материалов;

4.Оснащение        и        оформление        предметно-развивающей среды.

II этап – 2021-2022г. Практический: 1.Организация мероприятий по проекту; 2.Реализация плана по направлениям:

- нравственное - патриотическое;

-социально-личностное, волонтерское;

-историческое;

-физкультурно – спортивное;

-поисково – исследовательское (экология, краеведение);

-художественно – эстетическое;

-техническое творчество.

III этап – май 2022 г. Завершающий.

  1. Систематизация наработанного материала (сценарии, конспекты, игры, фото, детская        продуктивная деятельность, презентации);
  2. Представление проекта на педсовете;
  3. Участие в конкурсах различного уровня

ВВЕДЕНИЕ

Доступны ли дошкольникам чувства патриотизма? Исходя из многолетнего опыта

работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный

«дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественноисторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и подростках патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, О социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных        ценностей,        отношения                к                событиям                нашей        истории.        Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (Президент Российской Федерации В.В. Путин). Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач развития подрастающего                поколения.                Ребёнок        не        рождается        патриотом,        он        им                становится. Патриотизм - это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н. Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание

вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»

В формирование личности, сочетающей в себе развитую, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должен внести современный детский сад. Дошкольный возраст

- время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, накопление эмоционального и познавательного опыта становления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств, активного развития социальных интересов.

Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

В законе  «О гражданско-патриотическом воспитании (№ 130-оз 9.12.2015г.) указано: «участие общественных объединений, некоммерческих организаций, поисковых объединений и отрядов, добровольцев (волонтеров) в мероприятиях по

гражданско-патриотическому воспитанию». В основу проекта положено Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» адаптированное к детям старшего дошкольного возраста.

  1. Актуальность

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. К.Д. Ушинский писал:

«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Проект «Юные патриоты» предназначен для организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Проект «Юные патриоты» построен на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений. Направлен на углубление знаний детей о родном крае, стране, истории, символики, достопримечательностях.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства). Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала.

Работа с детьми построена в рамках блоков субъектного взаимодействия педагогов – воспитанник - родитель и свободной самостоятельной деятельности детей, с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Сроки реализации проекта: 2020-2022гг.

В основе проекта представлены концептуальные идеи:

-патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность детского сада, с учреждениями институтов гражданского общества, и семьи по формированию у дошкольников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» (с изменениями на 20 ноября 2018 года);

-развитие        спортивно-патриотического        воспитания,        создание        условий        для

увеличения численности подрастающего поколения, успешно выполнившего нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). («Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы». «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».);

-создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом патриотического воспитания. (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 20 ноября 2018 года);

-обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода);

-познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом и со взрослыми.

-движение «Юнармии», при осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, Федеральным законом «Об общественных объединениях», федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, уставом. Деятельность Движения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Движение имеет единую для всех структурных подразделений символику, в том числе эмблемы, флаги (Устав Всероссийского детско-юношеского военно- патриотического общественного движения «Юнармия»);

-целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт).

Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального  развития  личности,  организации  его  воспитания  и  обучения

«ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).

Новизна проекта заключается в формировании личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через создание в детском саду дошкольного движения «Орлята» основанном на движении «Юнармии» адаптированного к детям старшего дошкольного возраста.

Основу гипотезы проекта составило предположение о том, что участие в Юнармейском движении, адаптированном к детям старшего дошкольного возраста посредством использования активных форм работы в тесном сотрудничестве с социальными институтами и семьей, способствует формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, содействует их личностному развитию, повышению познавательного интереса и стремления к здоровому образу жизни.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения представленного опыта работы для внедрения его в других дошкольных учреждениях.

Социальный эффект:

-Установление        новых контактов        и        реализация        совместных мероприятий с социальными партнерами.

-Развитие сотрудничества с родителями воспитанников через вовлечение их в

образовательную деятельность.

-Обновление содержания по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

-Повышение качества образовательного процесса в ДОУ и распространение опыта работы.

Под качеством образования понимается характеристика образования, определяемая совокупностью свойств, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

Составляющие качества образования, следующие:

-уровень достижений воспитанников в образовательном процессе;

-уровень мастерства педагогов;

-качество условий организации образовательного процесса;

-качество управления реализацией проекта;

-общественный рейтинг ДОУ и его востребованность.

Каждая из выделенных составляющих имеет свои конкретные мониторинговые показатели:

-показатели уровня достижений воспитанников;

-показатели уровня мастерства педагогов;

-показатели качества   условий   организации образовательного  процесса по реализации проекта;

-показатели качества управления реализации проекта; - показатели общественного рейтинга ДОУ.

Участники реализации проекта: воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитанники старших и подготовительных групп, родители (законные представители)

  1. Цели и задачи проекта

Цель: формирование        у        детей старшего        дошкольного возраст нравственно - патриотических чувств в процессе участия в деятельности дошкольного движения «Орлята».

Задачи:

Для детей

  1. Познакомить старших дошкольников с Юнармейским движением.
  2. Формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
  3. Развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России; способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности.
  4. Развить у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), ответственность, принципы коллективизма и социальной солидарности.
  5. Формировать у воспитанников ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
  6. Воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

Для родителей

  1. Повышать педагогическую культуру родителей по формированию нравственно- патриотических чувств у старших дошкольников.
  2. Вовлекать родителей в совместную продуктивную, игровую, волонтерскую и др. деятельность с детьми.

  1. Основные принципы проекта

В основу проекта «Юные патриоты» положены следующие принципы:

  • Принцип культурологический положен основу содержания образования. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры, и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Основоположник отечественной общепсихологической культурно-исторической теории поведения и развития психики человека Л.С. Выготский подчеркивал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления».

Культурологический подход - это, с одно стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой - метод его подачи детям на всех ступенях образования.

  • Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество выражают полученные на занятиях беседах впечатления.
  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края.
  • Принцип регионального компонента означает осуществление нравственно- патриотического воспитания на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам местного фольклора, народным художественным промыслам, национально- культурным традициям. Эта культура образует чувственный «фундамент» патриотического чувства.
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
  • Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к сфере народных традиций, формирование основ научного мировоззрения. Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
  • Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
  • Принцип системности – предполагающий формирование у детей обобщённого представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности и реализуется в сотрудничестве с социальными партнерами.

  1. Планируемые результаты освоения проекта.

Для детей:

  1. Повышение интереса к Всероссийскому Юнармейскому движению.
  2. Повышение интереса к российской истории и культуре, толерантного отношения к традициям народов разных национальностей.
  3. Повышение экологической культуры, чувства бережного отношения к родной

земле.

  1. Активность дошкольников        и        массовость        участия        в        социально

ориентированных акциях и патриотических мероприятиях.

  1. Популярность здорового образа жизни среди дошкольников. Для родителей:
  1. Повышение педагогической        культуры        родителей        по        проблеме фор-

мирования нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

  1. Участие родителей в совместной продуктивной, игровой, волонтерской и др. деятельности с детьми.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Механизм реализации проекта, формы, методы и направления работы

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своѐм народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещѐ и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны» - Николай II. Социально-педагогические реалии требуют нового содержания, форм и методов нравственно- патриотического воспитания. Его реализация только с помощью знаниевого подхода невозможна, необходимо внедрение деятельностного компонента. Для достижения успеха требуется активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие

в ней, изменение климата образовательной организации.

При выборе средств, методов патриотического воспитания, выбираем такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.

Под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности ребёнка, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области.

Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор детей, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и прийти к правильным умозаключениям.

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

-метод сравнения;

-элементарный анализ;

-метод моделирования и конструирования;

-метод проектной деятельности;

-метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;

-метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; - решение логических задач; - экспериментирование.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей  при

усвоении знаний:

-игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материал и способствуют закреплению чувств;

-сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

-  прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве; - беседа – является связующим звеном.

Методы коррекции и уточнения:

-повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;

-метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Для реализации проекта используем также: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время

-чтения педагогом рассказов;

-экскурсии в музей;

-наблюдений;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-экскурсий по городу, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

-чтения литературных произведений воспитателем;

-чтения стихотворений детьми, воспитателем;

-бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

- ответов на вопросы педагога, детей;

-проведения разнообразных        игр        (малоподвижные,        сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

-сообщения дополнительного материала воспитателем;

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов;

-чтения литературных произведений родителями. Практический метод используется, когда необходимо

-организовывать продуктивную деятельность;

-провести        игры        (строительные,        дидактические,        подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

-оформить коллекции семян для занятия, разного природного материала;

-организовать конкурсы, викторины;

-провести экскурсии различной направленности;

-организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основными формами организации работы с воспитанниками являются:

-занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

-все виды творческой художественной деятельности детей;

-проведение совместных праздников, посвященные памятным датам; - использование аудиозаписей и технических средств обучения (просмотр и обсуждение презентаций, мультфильмов);

-экскурсии, целевые прогулки (посёлок, музеи и др.);

-детская благотворительность (акции «поздравим пожилого человека», «спасти и сохранить» и т.д.);

-профилактические и оздоровительные мероприятия;

-викторины;

-квест – игры;

-организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

-игры, соревнования;

-часы общения;

-волонтерская деятельность;

-конкурсы;

-коллективные творческие дела;

-организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан указывает, что работу по развитию системы патриотического воспитания необходимо        организовать        в направлениях:        культурно-историческое, гражданское, экологическое, репродуктивное, духовно-нравственное, спортивно- патриотическое, добровольческое, поликультурное, рационализаторское и актуальных ориентиров.

В проекте «Юные патриоты» определены следующие направления:

-Нравственно – патриотическое.

-Социально – личностное, волонтерское.

-Историческое.

-Поисково – исследовательское (экология, краеведение).

-Художественно – эстетическое.

-Техническое творчество.

Нравственно - патриотическое развитие

Данное направление носит воспитательный характер и развивает в детях целый спектр качеств. Движение «Орлята» даёт детям ценностную ориентацию, формирует нравственную позицию, раскрывает духовный потенциал личности. В процессе освоения данного направления у ребят развиваются такие душевные чувства как доброта, сочувствие, совестливость и такие нравственные качества как честность, верность, достоинство, любовь к Родине, родной культуре и народу. Важный аспект направления — развитие экологического сознания, увеличение интереса к освоению национально-культурного наследия России, укреплению желания сохранять и приумножать ее национальные и природные богатства. Также у юнармейцев формируется ценностное отношение к труду и трудолюбию, воспитывается чувство бережного отношения к результатам труда. Патриотическое движение «ОРЛЯТА» развивает в ребятах отношение к институту семьи, отцу, матери, роду, памяти предков и учит уважительному отношению к старшим.

Социально - личностное развитие, волонтерская деятельность

Результатом освоения данного направления является четкое осознание дошкольником своей принадлежности к обществу. «ЮНАРМИЯ» воспитывает в ребятах умение взаимодействовать друг с другом; выявляет способность к критическому мышлению, учит делать самостоятельный выбор, обозначать проблемы и находить их решение, быть неравнодушными к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества, характеризующие настоящего гражданина своей страны, формируются у ребят. В процессе данного направления

воспитанники овладевают основами правовой культуры, получают навыки оценки различных событий и процессов в обществе и государстве, осваивают мир человеческих отношений, обучаясь принятым нормам и правилам поведения.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для орлёнка - волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Физическое и спортивное развитие

Двигательная активность - одно из необходимых условий здорового развития ребенка. Отличительной чертой юнармейца является хорошая физическая подготовка. Здоровый образ жизни наполняет бодростью и энергией, даёт радость и уверенность в жизни, заряжает позитивом.

Спорт развивает физическую форму, укрепляет сердечно-сосудистую систему и отлично компенсирует многочасовые пребывания перед телевизором и компьютером. Патриотическое движение «Орлята» создает возможность мальчишкам и девчонкам укреплять своё здоровье, становиться сильными, ловкими и выносливыми. Данное направление закаливает характер и приучает к спортивной дисциплине, взаимопомощи, способствует действиям в команде.

Историческое развитие

Дошкольники - народ любопытный. За обычными сказочными присказками «жили- были», «в некотором царстве, в некотором государстве» они обязательно пытаются увидеть, что-нибудь еще: как раньше жили люди, чем питались, как за собой ухаживали. Появляется огромное количество «почему», «когда» и «зачем». Ребенку действительно очень важно понимать, откуда он произошел, какова история его семьи, рода, страны, история других государств.

Историческая наука - одна из увлекательнейших дисциплин. История формирует у пространственно - временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа и народов мира.

История для дошкольников даст новые знания о родной стране, о том, как жили предки, об обычаях своего народа. История для дошкольников — отличное средство для патриотического развития детей.

Поисково – исследовательское (экология, краеведение) развитие

В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, и ориентация в этом отношении падает на субъекты федерации, поэтому значение краеведения резко повышается. Из регионального характера развития государства следует необходимость регионального подхода в обучении воспитанников отечественной истории, хорошо знающих историю родного края. Краеведение выступает как средство конкретизации общеисторического, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Краеведение устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном городе, области. Благодаря краеведению хранится память историческая,

воспитывается духовная оседлость. В этом особая, непреходящая сила и ценность краеведения.

Орлёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений,

интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Дети - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Художественно – эстетическое развитие

Проявление патриотизма растёт из малого: деятельность и поступки человека, которые формируют его как личность, прохождение им целого ряда этапов, восходящих к патриотическому самосознанию и любви к Отечеству. Важнейшую роль играет деятельная сторона патриотического воспитания, так как именно она преобразовывает чувственное начало в определённые поступки на благо Родины. Познание духовного наследия и приобщение к русской народной культуре являются задачами передачи опыта, ценностей, обучения и воспитания гармонично развитой личности, которая способна толерантно относиться к взглядам других и принимать факт наличия множества позиций.

Связь нравственного и прекрасного укрепляется песнями, сказаниями, былинами, развитием ремёсел и постоянной связью с природой, что ускоряет развитие художественного вкуса предков. Идеал красоты — это служение Родине. Нравственно- эстетическое воспитание испытано окружающей средой, оно усваивается через праздники, ремесло, традиции и народное мировоззрение.

Художественно-эстетическое развитие играет большую роль в патриотическом воспитании старших дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах; проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области патриотического воспитания.

  1. Реализация проекта через различные виды детской деятельности

Деятельность

Программные задачи

Познавательно – коммуникатив - ная        деятельность

Удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать   в   окружающем   мире,

объединяет взрослого и ребенка, разнообразные  потребности   ребенка   в

эмоциональной близости со взрослым, в

его поддержке и оценке.

Чтение художественной литературы

Направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из

чувства ответственности перед ними.

Игровая деятельность

Дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный

результат от общения.

Продуктивная деятельность

Позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в окружающий мир, познать его и принять. Стать его активным

участником.

Поисково - исследовательская деятельность

Дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений,учит сравнивать, задавать вопросы, обращаться к имеющемуся опыту детей. Приучает самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Приобщает дошкольников к самостоятельному   поиску   информации

(можно поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей).

Физическоеразвитие

Приобщает        дошкольников        к        здоровому

образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

Наблюдение

Обогащает        опыт        ребенка,        стимулирует

развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Художественно эстетическая

Удовлетворяет        познавательные интересы

ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Конструктивная

Дает        возможность        формировать

сложные        мыслительные        действия,

творческое        воображение,        механизмы

управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс формирования нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

  1. Управление процессом нравственно- патриотического воспитания

Организация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении – сложный управленческий и технологический процесс. Все содержательные компоненты данного направления взаимосвязаны, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно и комплексно строить его.

Важной стороной содержательной зрелости реализации проекта является его включенность в основные виды деятельности: воспитательную, образовательную, методическую.

Изменение, развитие проекта обусловлено достижениями первоочередных задач по данному направлению, изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой нравственно- патриотического воспитания в ДОУ.

Распределение функциональных обязанностей, кадровое обеспечение

Должность

Должностные обязанности

Заведующий ДОУ

-общее руководствопатриотическим воспитанием, подбор и расстановка кадров;

-выдвижение инициативных решений по совершенствованию деятельности по данному направлению, педагогического мастерствапедагогов;

-контроль реализации проекта «Юные патриоты»

Заместитель заведующего по воспитательной работе

-выявляет                возможности образовательных                        программ        для решения        задач        по                нравственно        - патриотическому                                                воспитанию, реализует                        их                в                        воспитательно- образовательном процессе; - организует деятельность                         в                                        «творческих мастерских» по данному направлению;

-координирует                деятельность        работы дошкольного        юнармейского                отряда

«Орлята»;

-руководит подготовкой и проведением мероприятий  по  реализации  проекта

«Юные патриоты», информирует и обеспечивает участие в мероприятиях всех уровне: муниципальных, региональных, федеральных;

-осуществляет методическую помощь педагогам по реализации проекта;

-корректирует  процесс  реализации

проекта,привлекает специалистов ДОУ;

-поддерживает        постоянные

деловые        контакты        с        социальными партнерами, СМИ.

Педагоги (воспитатели старших и подготовительных групп,инструктор по физическойкультуре, музыкальный руководитель)

-обеспечивает реализацию воспита- тельно-образовательного процесса по своим направлениям;

-оформление        и преобразование предметно-пространственной разви- вающей среды;

- подбор оборудования, форм, методов для реализации проекта;

-обеспечивает участие орлят в конкурсах различного уровня.

  1. Сотрудничество с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Педагоги ДОУ признают семью, как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.

Ведущая цель взаимодействия – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

-создать условия для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей;

  • способствовать установлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки между ДОУ и семьей;
  • способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Направления взаимодействия с семьями воспитанников.

  • Информационно-аналитическое направление - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
  • Наглядно- информационное направление- ознакомление родителей условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
  • Познавательное направление - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
  • Досуговое направление - установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Встречи с родителями при проведении мероприятий делают будни ярче, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы, при этом растёт самооценка педагогов, повышается рейтинг детского сада.

  1. Перспективный план реализации проекта

I этап – подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ, анкетирование).

Изучение литературы по теме.

Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

Составление перспективного, тематического плана.

Подготовка оборудования и материалов.

Оснащение предметно- развивающей среды.

Составление конспектов НОД,сценариев праздников, развлечений, тематических мероприятий по патриотическому воспитанию.

Разработка игр по теме.

Составление информационных листов

для родителей.

Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная деятельность.

Выявление уровня педагогической культуры родителей по формированию нравственно – патриотических чувств у детей (анкетирование).

Оказание помощи в оснащении предметно- развивающей среды:

- мини – музей

«Музей дружб», - Мини – музей «Наша Армия», Мини – музей

«Военная слава» идр.

  1. этап – организационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Проведение мероприятий по календарному плану.

Участие детей в деятельности по проекту всоответствии с направлениями.

Оказание помощи в оснащении предметно- развивающей среды, в проведении мероприятий согласно плану. Участие всовместной деятельности

с детьми и педагогами.

  1. этап – завершающий

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Систематизация практического материала (конспекты, сценарии, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

Анкетирование родителей. Оформление результатов педагогического

наблюдения.

Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная деятельность.

Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

Анкетирование, отзывы родителей.

Участие в выставках, детско-родительских встречах.

Подготовка и организация презентации проекта, оформление выставок.

Участие в презентации.

Презентация продуктивной деятельности. Участиев конкурсах, в совместных мероприятиях с социальными

партнерами.

Участие в презентации, акциях и в совместных мероприятиях с детьмии социальными партнерами.

  1. Календарный план реализации проекта на 2020-2022г.

2020-2021 учебный год

п/п

Мероприятие

Сроки

1

Формирование отряда

Октябрь

2

Посвящение в «Орлята»

15 октября

3

Изготовление подарков к празднику «День бабушек и

дедушек»

28 октября

4

Выставка семейных работ «Генеалогическое древо»

26.10-30.10.20

5

Тематические беседы, посвященные Дню воинской славы

России

03.11.20

6

Выпуск и распространение среди родителей памяток,

листовок «Безопасность на воде в зимний период»

Ноябрь

7

В гостях у малышей «Научим малышей играть»

В течение года

8

Показ театрального представления

Ноябрь

9

Тематические беседы, посвященные Дню Неизвестного

Солдата в России

Декабрь

10

Подарки для малышей «С Новым годом»

Декабрь

11

Акция «Накормите птиц зимой»

Январь

12

Тематического занятия, посвященное выводу войск из Афганистана. «Опаленные Афганистаном» (участие

ветеранов Афганистана (по согласованию)

Февраль

13

Урок        мужества

Февраль

14

Военно-спортивный праздник, посвященный 23 февралю

Февраль

15

«Весёлые старты» (между отрядами)

Март

16

Оказание помощи в расчистке снега на участке группы

Март

17

18

Экскурсии в музей

По согласованию

19

«Неделя добрых дел» (помогать малышам одеваться на

прогулку, убирать игрушки на место и т.д.)

Май

20

Участие в акции «Георгиевская ленточка»

Май

21

Экскурсия к вечному огню, возложение цветов

Май

22

Участие в шествии «Бессмертный полк»

Май

23

Военно-строевая подготовка

В течение года

24

Сотрудничество с центром социального обслуживания

населения «Светлана»

В течение года

2021-2022 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Сроки

1

«Весёлые старты» (между отрядами)

сентябрь

2

Волонтерская деятельность. Видео поздравление к празднику «День

бабушек и дедушек» (песня, стихотворения)

28 октября

3

Тематические беседы, посвященные Дню воинской славы России (игра-беседа «Мы все разные, но все мы равны») изготовление альбома «Мир

вокруг нас»

01 ноября

4

Экскурсия в детскую библиотеку: тематическое занятие по теме «День

народного единства» (9 группа)

10 ноября

5

Волонтерская деятельность.

Показ театрального представления для малышей

Декабрь

6

День Неизвестного Солдата в России

Беседа о погибших защитниках Отечества и памятнике Неизвестномусолдату

Декабрь

7

Волонтерская деятельность. Подарки для малышей «С

Новым годом»

Декабрь

8

Экскурсия в детскую библиотеку: тематическое занятие

8 декабря

9

Волонтерская деятельность. Акция «Накормите птиц

зимой»

Январь

10

Тематические беседы, посвященные

Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

23 января

11

Встречи        с        сотрудниками        Отделения        ветеранов

Афганистана        (по согласованию)

Февраль

12

Урок мужества (совместное с 5 школой, по согласованию)

Февраль

13

Военно-спортивный праздник, посвященный 23 февралю

Февраль

14

Международный женский день в России

Видеопоздравление «Моя мама самая лучшая»

Март

15

Тематические беседы, посвященные Дню воссоединения Крыма с

Россией

18 марта

16

Волонтерская деятельность. Оказание помощи в

расчистке снега на

Март

участке группы

17

Всемирный день театра в России

Подготовка спектакля к дню открытых дверей.

27 марта

18

Участие в окружном экологическом конкурсе «Эколидер»

Март

19

Участие в мероприятиях и конкурсах международной акции «Спаси и сохрани»

10 апреля

20

21

Участие в акции «Георгиевская ленточка»

Май

22

Экскурсия к вечному огню, возложение цветов

Май

23

Участие в шествии «Бессмертный полк»

Май

24

25

Участие в окружном экологическом фестивале «Эколята-дошколята»ь

Май

26

Детско-родительский проект «Читаем вместе»

В течение года

27

Волонтерская деятельность. В гостях у малышей

«Помоги одеться на прогулку малышам»

В течение года

28

Военно-строевая подготовка

В течение года

Литература

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 года № 1493.

9.12.2015 № 130-оз.

  1. Концепция        гражданско-патриотического                воспитания                граждан Челябинской области 29.12.204 № 747-рп.
  2. Основная общеобразовательная Программа НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».
  3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. - изд. «Учитель», 2007.
  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М., 2001.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста– М., 2004.
  5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – изд. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013.
  6. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России (старшая группа). изд.

«Скрипторий», 2003.

  1. Кондрыкинская  Л.А. С   чего  начинается  Родина?   Опыт работы        по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2003
  2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
  3. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка. - М.: Обруч, 2011.
  4. Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. //Детский сад от А до Я. 2003.
  5. Соротокина Н.М. история России. Правдивыесказки. – М.: Обруч, 2013.
  6. Ривина        Е.К.        Герб        и        флаг        России.        Знакомим        дошкольников        с государственными символами: Методические рекомендации. -М.: АРКТИ, 2003.

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в старшей группе "Улицы родного города"

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на ко...

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию дошкольников " Дошкольникам о Москве"

Проект направлен на работу по патриатическому воспитанию дошкольников.Проект содержит историю и некоторые факты возникновения города.Сведения о Московском Кремле, его башнях, кремлёвских курантах, ули...

Презентация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

В презентации я описываю опыт работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через разные формы работы и взаимодействие с социальными партнерами, родителями....

долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Расскажем детям о войне"

Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного ...