долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"
проект (старшая группа)

Кожаева Ольга Викторовна

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Карсинский детский сад»

D:\мой телефон\Camera\20160413_100138.jpg

ПроектD:\мой телефон\Camera\20160413_100214.jpg

«Патриотическое воспитание

 в условиях

современного дошкольного

 образовательного учреждения»

        

Выполнила:                        воспитатель Кожаева Ольга Викторовна

с. Карсы

2017

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

D:\мой телефон\Camera\20160511_101733.jpg

D:\мой телефон\Camera\20160511_103304.jpg

Стенд «Бессмертный полк»,                                возложение цветов

макет «Вечный огонь»                к памятнику неизвестного солдата

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому,  семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

D:\День матери фото\День матери ноябрь 2015 год\PB271016.JPG

Выставка рисунков «Портрет моей мамы»

 Паспорт проекта

Сроки проекта:  Сентябрь 2017г.- май 2019г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 5-7 лет, по продолжительности - долгосрочный (1 год)

Участники проекта:  дети  старшего  дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице,  Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
  • стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
  • воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

  • чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • представление о России как о родной стране;
  • умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
  • представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Уральский Федеральный Округ.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат: 

1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности  (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. деловая игра  для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.

Предполагаемый результат

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;
  • пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

D:\семинар Инструкторов 2017\IMG_20170316_101955.jpg

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

D:\старшая группа\старшая группа\видео и фото\072.JPG

Выступление ко Дню Матери на сцене Дома культуры

1.5. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации  задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

  • Создание проблемной ситуации.
  • Гостиная.    
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Театрализация.
  • Природоохранная деятельность.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.  
  • Создание Лэпбука «Моя малая Родина»

D:\подготови группа\9 мая День Победы\PIC_0718.JPGD:\подготови группа\9 мая День Победы\PIC_0709.JPG

Изготовление подарков и пригласительных на празднование Дня Победы ветеранам и труженикам тыла села

D:\подготови группа\9 мая День Победы\PIC_0757.JPG

Празднование Дня Победы

D:\подготови группа\9 мая День Победы\PIC_0737.JPG

D:\подготови группа\9 мая День Победы\PIC_0758.JPG

D:\подготови группа\9 мая День Победы\PIC_0764.JPG

 «Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»

№ п/п

Образовательные задачи по патриотическому воспитанию

Темы недели

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому

Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы»

Воспитание уважения к труду

Темы недели: «Город мастеров»,  «Праздник весны и труда»

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт»

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» 

Формирование элементарных знаний о правах человека

Темы недели: «Я- человек», «Моя семья»

Расширение представлений о городах России

Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»

Изучение специализированной литературы. 

Для реализации поставленных мною задач изучена методическая следующая литература:

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Е.С. Бабунова Наш дом – Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  • Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.
  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  • Российская символика.  Е. Ривина. Москва. 2004г.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  • Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  • Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
  • Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.

В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.

D:\подготови группа\День космонавтики\PIC_0660.JPG

«Уберем космический мусор»

Творческий  этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по   патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:

- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;

- работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания: ЦРТД и Ю, МУ ГДК, СДЮТ и Э, МУ ИКМ;

- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.

D:\телефон Ноябрь 2018\вацап\IMG-20180831-WA0000.jpg

Выступление на празднике «День российского флага»

D:\телефон Ноябрь 2018\20180829_102718.jpg

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Литература

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Е.С. Бабунова Наш дом – Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  • Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.
  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  • Российская символика.  Е. Ривина. Москва. 2004г.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  • Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  • Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
  • Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"

Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...

Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном  возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием  у детей любви к " малой Родине", ...

Презентация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

В презентации я описываю опыт работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через разные формы работы и взаимодействие с социальными партнерами, родителями....

Долгосрочный проект старшей группы «Моя малая Родина»

У    Участники проекта: воспитатель, дети и  родители старшей группы «Пчелки».        Вид, тип проекта: долгосро...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Россия-родина моя. Малая родина»

Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину....

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина...»

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания о...