Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Расскажем детям о войне"
проект (старшая группа)
Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazhem_detyam_o_voyne_proekt.docx | 42.81 КБ |
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_dlya_starshey_gruppy.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Расскажем детям о войне»
Автор проекта: воспитатель Красавина С.Ю. .
.
Вид проекта: Долгосрочный , информационно- творческий.
Продолжительность проектной деятельности:2 года
Проблема: Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Актуальность: Патриотизм- сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды и прадеды.
Цель: воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ
- Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны и расширять знания о героях ВОВ, боевой технике используемых в войне.
- Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературой и музыки военных лет
- Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
- Формы реализации проекта:
- мини-музей в группе
- выставка рисунков «Спасибо, что живём»
- консультация для родителей
- Комплексное тематическое занятия посвященное Дню Победы, «Пусть будет на планете мир»
Ожидаемые результаты:
- сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- получение понятные им необходимые представления о детях – героях и героях ВОВ, подвигах, которые они совершили.
- осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный
- Определение темы проекта
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
- Формулировка цели и задач, реализуемого проекта
- Составление плана работы над проектом
- Анкетирование родителей
- Консультация для родителей «Как рассказать нашим детям об этой Великой войне».
Родители: Решение о принятии участия в проекте
Дети: Рассматривание иллюстраций о ВОВ
2 этап Основной
- НОД 9 мая –День Великой Победы
- Знакомство детей с историей ВОВ, беседы о войне, фронтовиках, детях войны, об орденах и медалях «Дети –герои в годы войны»,Что такое героизм?», « «История георгиевской ленточки»
- Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр
- Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война» В.Лебедев-Кумач , «День победы». Сл. В. Харитонов. Муз. Д. Тухманов, марш «Прощание Славянки» муз.В.И. Агапкин
- Знакомство с художественной литературой (Е. Благинина «Шинель»; А. Митяев «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники»).
- Выставка художественной литературы о ВОВ.
- Мини-музей «Парад Военной техники»
- Изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация)
- Рассматривание открыток «Города герои». Рассматривание иллюстраций с изображением ВОВ
3 этап Заключительный
- Организация выставки работ (совместная работа детей и родителей)
- Обновление патриотического уголка
- Создание макета «Вечный огонь»
- Комплексное музыкальное занятие «Пусть будет на планете мир»
- Размещение материала проекта на сайте ДОУ.
Формы и методы реализации проекта:
Беседа, развитие связной речи, творческая деятельность ( лепка, рисование,), литературно – музыкальная композиция, художественная литература.
Используемая литература:
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012г. №273
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155
3. Андреева Н.Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» 2005г.№1
4.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе», -М., 2007г.
5.Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
6. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.: Аркти, 2005.
7. Сакавичене О. «Патриотическое воспитание» журнал «Ребенок в детском саду» 2006г. №2
Этапы реализации проекта
этапы | Содержание деятельности | Ответственный | Сроки |
I Организационный | -постановка целей и задач -анкетирование родителей: «Формирование патриотизма –за и против» - подбор методической и художественной литературы -составление плана и мероприятий основного этапа | Воспитатель группы Родители | Сентябрь, октябрь |
II Основной
| -подбор и изготовление подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр -Тематическое занятие с приглашением краеведа г. Тейково Мининой Г.В. «Живи и помни» - Посещение городской библиотеки. Литературный час «Дети герои ВОВ» | Воспитатель группы Воспитатель, Минина Г.В. Воспитатель, родители, библиотека | ноябрь |
III Заключите льный | -оформление подборки рассказов «Детям о войне»; -разучивание стихотворений о ВОВ -посещение городского музея, -домашний просмотр фильмов о ВОВ, - подготовка работ для выставки «Спасибо, что живе Победы изготовление цветов, открыток; -альбомы «Города герои», «Военная техника ВОВ», «Дети-герои войны», Ордена и медали ВОВ» -Знакомство детей с историей ВОВ, беседы о войне, фронтовиках, детях войны, об орденах и медалях. Беседа «История георгевской ленточки» Комплексное тематическое занятие посвещенное Дню Победы, «Пусть будет на планете мир» -чтение художественной литературы о ВОВ, Е. Благина «Шинель»; А. Митяев «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники». -изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация), -слушание песен военные лет и песен о войне; -просмотр познавательного видеороликов о ВОВ. Дидактические игры: «Назови пословицу» «Защитники Отечества» (приложение № «Чья форма?», «Что изменилось?», «Военный транспорт» Сюжетно-ролевые игры: «Военные», «Госпиталь», «Моряки» Вернисаж детского творчества «День победы» |
Взаимодействие с родителями:
Оформление стенда «Слава тебе победитель солдат»
Консультация для родителейна тему: Знакомьте детей с героическим прошлым России»
Привлечение родителей к проведению конкурса (в группе) рисунков, на тему День Победы
Ожидаемые результаты:
-сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
-осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
-получение понятные им необходимые представления о детях – героях и героях ВОВ, подвигах, которые они совершили.
Создание атмосферы праздника в День Победы, желание сказать
«Спасибо!» оставшимся в живых ветеранам. Подарить сделанные для ветеранов подарки на параде Победы.
Результаты работы по проекту.
Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет.
У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам.
Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у дошкольников .
Мероприятия осуществления проекта в честь Дня Победы
Сроки реализации 2.05-10.05.2016г.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Тематическое занятие: « Великий День Победы», «Дети герои ВОВ» «Что такое героизм?» (приложение№ ) |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра : «Военные», «Госпиталь», «Моряки» |
Речевое развитие | Беседы на тему: «История георгиевской ленточки» (приложение№ ) Создание альбомов «Военная техника ВОВ», «Ордена и медали ВОВ»(рисунки, фото) Рассматривание открыток «Города герои» Составление рассказа «На параде» Чтение художественной литературы о ВОВ А.Митяев «Почему армия родная?», Л. Кассиль из книги «Твои защитники» Заучивание стихотворения Е. Благиной «Шинель» Д/игры «Назови пословицу», «Защитники Отечества», «Чья форма?», « Что изменилось?», «Военный транспорт» |
Конструирование | Из бумаги «Голубь, как символ мира» (приложение № ) |
Художественно – эстетическое развитие
| 1. Рисование «Салют» 2.Лепка «Вечный огонь» 3.Аппликация «Поздравительная открытка» |
Музыка | 1.Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», "Хотят ли русские войны, "От героев былых времён..."и другие песни военных лет . 2.Пение «Этот день победы», муз. Д. Тухманова |
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.
1.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой
Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
2.Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
- Праздником Великой Победы.
- Днем памяти погибших на войне.
- /Дополнительным выходным.
3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
- Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
- Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.
- Затрудняюсь ответить.
5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников'?
- Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.
- Нет. Затрудняюсь ответить.
6.Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
Если да, напишите, кто именно.
7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
-Да.
-Нет.
-Затрудняюсь ответить.
8.Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
- Конкурс рисунков.
- Оформление мини-музея, фотовыставки.
- Создание альбома « Наши прадеды - герои», содержащего рассказы детей о родственниках - участниках войны.
Благодарим за сотрудничество!
Приложение
1.Конспекты занятий по теме проекта.
Занятие «Дети Герои Великой Отечественной войны»
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам- героям.
Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты Победы».
Ход занятия.
Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами.
А сейчас послушайте сообщения о героях той страшной войны (о Зое Космодемьянской, А. П. Маресьеве, А.М.Матросове). Рассказ воспитателя.
Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
- Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки.
- Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак.
Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
- Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.
- Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда.
- О них, и о героях войны сложено немало стихов.
«Реквием» Р. Рождественский
Помните!
Через века, через года, —
О тех, кто уже не придёт никогда,
— помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!...
Люди, покуда, сердца стучатся,
— помните!
Какою ценой завоёвано счастье, — Пожалуйста, помните!
Нарисуйте, «Вечный огонь».
Конспект занятия по теме: «Великий день Победы»
Программное содержание:
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества.
2. Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать картины; слушать песни; выражать свои впечатления.
3. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
4. Учить подбирать определения к слову солдат, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы.
5.Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю. И показать картины и фотографии. (Включается презентация «Был Великий день Победы») Обратите внимание на украшение улицы на этой картине. Она украшена флагами, иллюминацией, транспарантами , шарами. А как вы думаете, почему она такая нарядная? (Слайд № 1 «Парад»)
Ответы детей.
На картине изображен праздник «День Победы». Верно. А почему он так называется «День Победы»?
Ответы детей.
До войны все люди жили мирно, дружно, как мы с вами. Никто и не думал, что на нашу страну нападёт враг. Далёкое июньское утро 1941 года было спокойным.
(Слайды № 2 «до войны»)
Но внезапно мирную жизнь нарушили взрывы снарядов. Это немецкие захватчики напали на нашу страну, началась ВОВ. Наши солдаты пошли защищать Родину. Храбро воевали советские солдаты!
(Слайд № 3 «Советские солдаты»)
Что вы видите на этом слайде? Молодцы, на слайде изображен памятник русскому солдату.
(Слайд № 4 «Памятник русскому солдату»)
Послушайте, какая история произошла во время войны: «… Во время боя, в Берлине,наш солдат увидел маленькую девочку,которая видно отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…»
А когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку.
Вот ребята мы с вами проследили один только день войны. А таких тяжелых дней было много.
Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
(Слайд № 5 «Победа».)
И вот наступил тот долгожданный день – День Победы!Случилось это 9 мая 1945г. Водрузили над Берлином КРАСНОЕ ЗНАМЯ ПОБЕДЫ!
В первый мирный день весь народ вышел на улицы. Люди от радости пели, плясали.Все поздравляли друг друга с Великой Победой.
А сейчас давайте вспомним пословицы о солдатах, о Родине, и о мире:
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Без смелости не возьмешь крепости
Герой за Родину горой!
Жить – Родине служить!
Где смелость, там и победа!
Если армия сильна, непобедима и страна.
Ребята, скажите, как сейчас люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
Правильно. В этот день, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
(Слайд №6 «Цветы у памятника»)
А празднования ДНЯ ПОБЕДЫ, ребята начинается с ПАРАДА, а заканчивается поздно ночью САЛЮТОМ! А ещё ребята чтят минутой молчания. Давайте и мы с вами сейчас встанем и почтем минутой молчания тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
На этом наше занятие закончилось. Желаю вам мира и добра.
Конспект занятия «Что такое героизм»
Задачи:
1. Познакомить детей с солдатами, рассказать, почему мы помним о них.
2. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ.
3. Воспитывать любовь к родному краю; гордость за свою страну; чувство уважения к ветеранам ВОВ.
Предварительная работа: игра «Подбери словечко», разучивание пословиц о Родине, о войнах, рассматривание альбома «Советские солдаты».
Оборудование: фотографии солдат, кассета с записью песни «День Победы».
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята мы с вами знаем много праздников: Новый год, Женский день, 23 февраля и др., а какой праздник вся страна отмечает 9 мая?
Дети:
-День Победы.
Воспитатель:
- 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. В этот день все люди вышли на площадь, обнимали друг друга, смеялись и плакали, пели и плясали. Вот это настоящий праздник! Воспитатель предлагает послушать в грамзаписи песню «День Победы».
- Ребята, а как вы понимаете выражение «это праздник со слезами на глазах» (ответы детей).
Воспитатель:
- Трудно далась победа нашему народу. Почти каждая семья потеряла кого-то из своих близких. Сотни городов, тысячи сёл и деревень были сожжены и разрушены. В тяжелых условиях приходилось работать женщинам и подросткам. Наш город также не обошла эта участь. Очень много воинов ушло на фронт, половина из них не вернулась. Не жалея своей жизни они сражались за нашу Родину.
- Ребята, какими качествами обладает настоящий воин?
Предполагаемые ответы детей:
-Смелый, сильный, отважный, храбрый, ловкий, бесстрашный и т.д.
Далее воспитатель проводит игру в круге «Назови пословицу».
Дети, передавая флаг друг другу вспоминают пословицы о Родине и о воинах.
- Герой за Родину горой.
-Смелый боец в бою молодец.
-Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
-Родина мать умей за неё постоять.
-Смело иди в бой Родина за тобой.
-Своя земля и в кулачке родная и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы ребята много вспомнили пословиц. Страна не забывает своих героев, им ставят памятники, в честь их называют площади, улицы.
Воспитатель подводит итог занятия:
Очень тяжелой была ВОВ для нашего народа!
Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.
Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои награды.собираются вместе, чтобы вспомнить те военные годы.
Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной Победе.
Беседа « История георгиевской ленточки».
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.
Ход занятия.
Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.
Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают? Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время. Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки. Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.
Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?
Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!
Неугасима память поколения Войны не хотим мы нигде, никогда,
И память тех, кого так свято чтим, Пусть мир будет в мире везде и
Давайте, люди, встанем на мгновенье всегда!
И в скорби постоим и помолчим.
Приложение№
Дидактические и подвижные игры.
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«С родной земли — умри, не сходи»,
«За край свой насмерть стой»,
«За правое дело стой смело»,
«Жить - Родине служить»,
«Счастье Родины - дороже жизни»,
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества ;развивать речь, умение классифицировать предметы.
Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).
В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.
Подвижная игра «Кто быстрее?»
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.
Подвижная игра «Перетягушки»
Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.
Подвижная игра «Саперы»
Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
Приложение№
Консультация для родителей
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест.
Тематическое занятие «Пусть будет на планете мир! (ст.гр.)
Цель: познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Продолжать знакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, стихами, песнями. Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам отечества
Предварительная работа: чтение художественной литературы о войне, просмотр иллюстраций, прослушивание патриотических песен, музыки; рассматривание, наград участников ВОВ.
Ведущий: Май встречает радостно
Наша вся страна
По дорогам Родины
Вновь идет весна.
Здравствуй, здравствуй,
Теплый, ясный,
День Победы,
День прекрасный.
Ребенок: Над землею там и тут
Загорается салют
Взрослые и детвора
Дружно грянули
Все: Ура!
песня «Мир нужен всем», сл. Богомазова, муз. В. Мурадели
Ребенок: Вам поклон солдаты,
За цветущий май.
За рассвет над хатой,
За родимый край.
Ребенок: Поклонюсь солдаты,
Вам за тишину.
За простор крылатый-
Вольную страну.
Ведущий: Все для фронта, все для победы! Под таким лозунгом жила страна в суровые годы. На военных заводах делали снаряды взрослые и подростки. Младшие дети собирали посылки на фронт. Что дети могли положить туда? Носки, шарфы, рукавицы, чтобы солдатам было тепло, мыло и крепкий табак, и обязательно писали письмо, в котором желали победы над врагом. Давайте сейчас попробуем собрать такую посылку.
Эстафета «Собери посылку»
Две команды по 6 человек. Перед ними на столах лежат вещи (рукавицы, шарф, носки, мыло, табак, письмо). Напротив них стоит посылочный ящик. Дети по очереди подбегают к ним и складывают вещи. Побеждает команда первая, выполнившая задание.
Ведущий: Враг захватил нашу землю, города и села. Во времена вражеских налетов людям было страшно, они прятались в бомбоубежище - подвалах, под укрытия. Взрослые брали с собой самое необходимое-одежду, еду, питье, а дети-игрушки.
Инсценировка стихотворения «Утенок из ваты»
Мама: Куда ты, дочка, собралась?
Ведь скоро прилетят!
Дочка: Ой, мама, я на этот раз
Забыла про утят,
Тот самый маленький один
Под бомбу бы не угодил!
Мама: Здесь ватный твой утенок, тут,
Возьми и береги,
Уже зенитки наши бьют,
В убежище беги!
Автор: Они спускаются во тьму,
Пока дадут отбой,
И шепчет девочка ему…
Дочка: Не бойся, я с тобой!
Ведущий: По всей стране открывались госпитали, где лечили раненых солдат. И первыми помощниками были дети. Они ухаживали за больными, писали за тяжелораненых письма домой, устраивали для бойцов концерты. Ведь с музыкой любая боль легче переноситься.
Ребенок: Откуда песня ты берешь начало?
Ты в сердце у народа родилась…
В военных грозах ты звучала!
Ты с нами на трибуны поднялась
Тебя под вечер в поле люди пели –
Так ты была нужна и дорога
Ты на войне в солдатской шла шинели
И твой припев бил наповал врага!
Ребенок: Мы любим военные песни,
И сами их часто поем.
Давайте-ка грянем «Катюшу»,
Все вместе, все дружно споем!
Песня «Катюша»
Ведущий: Много сложено пословиц о силе, отваге, о солдатах. (или загадки)
- Смелость - силе воевода.
- Кто смел, тот на коня сел.
- Либо в стремя ногой, либо в пень головой.
- Пуля смелого боится
- Пуля – дура, штык – молодец.
- Смелость города берет.
- Тяжело в ученье – легко в бою.
Песня С.Костеневич «Мой дед уходил на войну» -соло
Ребенок: В этот день весенний,
Солнце ярче светит.
В этот день счастливый Радуются дети.
Игра «Салют»
В игре участвуют 3 взрослых. Они встают в разных местах зала, держа салютики красного, зеленого и желтого цвета. Под музыку дети двигаются в разных направлениях, по окончанию музыки, взрослые говорят: «Салют, зажгись, скорей соберись»
Ребенок: Бабушка дала мне
Красный лоскуток.
Подарила шелку
Желтенький моток.
Ножницы мы взяли, вырезали флаг
И на красном флаге
Написали так:
«Миру-мир!»
Ведущий: Мы тоже сейчас с вами будем складывать слова: «Мир и май».
Игра «Сложи слово»
Две команды по три человека. На полу разбросаны буквы. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием музыки, дети составляют из букв слова на фланелеграфе. Первая команда составляет слово «Мир», вторая «Май».
Ребенок: Я птицу в небо отпустила.
И ярче солнце засветило!
Я рыбку отпустила в пруд.
Теперь там лилии растут!..
Но что мне сделать,
Чтоб с планеты
Убрать все бомбы и ракеты?
Ведущий: Давайте попросим всех взрослых сохранить чистое и мирное небо. Ведь все вы, ребята, с детства бережете мир каждую минуту: кормите птиц, помогаете старшим, стараетесь вырасти добрыми и умными. Давайте сейчас пойдём в нашу группу и вместе с родителями сделаем сделаем большой плакат «Мы за мир!» и повесим его в нашем детском саду. Пусть все знают, что дети хотят мира на земле.
2 часть. Творческая мастерская
Продуктивная деятельность
Изготовление плаката совместно с родителями
(материал: ватман, бумага, клей, кисточки, салфетки, ножницы, )
Изготовление плаката в группе
Дети с родителями садятся за столы, обводят карандашом свою руку на листе бумаги, родители вырезают её, приклеивают вырезанные из бумаги ладошки к трафарету голубя.
Ребенок: Летите голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет!
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет!
Ребенок: Летите, голуби, летите
В лучах зари и грозной мгле!
Зовите, голуби, зовите К труду и миру на земле!
РЕБЕНОК. Мы за то, чтоб в мире дети
Не играли бы в войну,
Чтобы утром на рассвете
Слушать мира тишину!
РЕБЕНОК. Мы за то, чтоб вся планета
Зеленела, словно сад,
Чтобы нес спокойно службу
Мирной родины солдат!
РЕБЕНОК. Пусть гремят сегодня пушки
На парадах и в кино.
Мы за мир – войны не нужно,
Это точно решено!
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
Цель: углубить знания детей о ВОВ
Задачи:
образовательные
- формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны
- систематизировать знания о ВОВ
- расширять и активизировать словарь
воспитательные
- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги
- вызвать интерес к истории своей страны
- способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
развивающие
- способствовать развитию познавательной активности, речи
- пробуждать нравственные качества личности
- способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики рук
Предварительная работа
- чтение художественной литературы
- разучивание стихотворений о блокаде
- разучивание танцевальной композиции «А закаты алые»
- изготовление костюмов
- слушание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду"Баллада о ледовой трассе"; В.Толкунова "Дети Ленинграда"; звучание метронома; Д.Шостакович "Ленинградская симфония "
- рассматривание медали "За оборону Ленинграда", ленточки ленинградской блокады
оборудование:
презентация «Путешествие в прошлое»
- документальный фильм «Дорога жизни»
- празднично украшенный зал
- мультимедийная установка
- белые воздушные шары
- тетрадные листы, простые карандаши
- почтовый ящик
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
Входим в зал под песню И. Шварца «Ленинградские мальчишки»
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам с помощью нашего волшебного экрана отправиться в прошлое – в блокадный Ленинград. Вы, согласны? (Ответы детей)
Звучит метроном.
Воспитатель:
Это просто счётчик ритма - метроном.
Звук блокады.
Ритм блокады.
Входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать стук.
Это холод, это голод.
Смерти звук.
Это знак, что есть живые....
Презентация (на неё фоне – слова)
27 января день снятия блокады Ленинграда, в этом году мы отмечаем 75-летний юбилей. Это очень памятная дата для всей нашей страны, города Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми рвами, оплетены колючей проволокой. Враг окружил Ленинград со всех сторон. 8 сентября 1941 над городом сомкнулось кольцо блокады, длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.
Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы.
«Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на пути,
И матери, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести».
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились двадцать шесть часов подряд. В Ленинграде не было отопления, воды, электричества, но жители героического города не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не попасть в плен, в рабство к фашистам.
Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.
Ребенок:
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Воспитатель: Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» — небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.
За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно, упорно шли дальше. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной грязной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользкой полынье.
И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту — на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полета вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди, специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.
Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.
Ребенок:
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Воспитатель: После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла. Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.
Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем. Окна были заклеены полосками бумаги, чтобы осколки стёкол не ранили никого при взрывах. На окна навесили темные шторы, чтоб лучик света не сверкнул ночью.
Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Документальный фильм «Дорога жизни».
Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».
Ребенок:
«Тот город назывался Ленинградом
И шла суровая война
Под вой сирены и разрыв снарядов,
Дорогой жизни – Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под мирным небом жить!»
Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином, поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда.
Это были самые страшные 900 дней и ночей.
Музыкально-танцевальная композиция «А закаты алые»
Однако, несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.
Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев.
Ребенок:
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г.
Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады.
Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших, в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».
За их мужество, отвагу защитники Ленинграда были награждены медалями «За оборону Ленинграда»
За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!
Воспитатель: Ребята, а чтобы вы, хотели пожелать или передать в блокадный Ленинград? (Ответы детей). Давайте сделаем фронтовые треугольники, а наши родители напишут ваши пожелания, и мы отправим их в прошлое.
Мастер-класс: оригами «Фронтовые треугольники»
Зачитываем пожелания и опускаем письма в почтовый ящик.
Воспитатель: Уважаемые родители и ребята, почтим память погибших в блокадном Ленинграде – минутой молчания.
Друзья, есть традиция, в память о блокаде в небо запускают 900 белых и 900 чёрных шаров, символов освобождения и радости.
(Запуск шаров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ №6 НА ТЕМУ: « 70 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Долгосрочный проект работы с детьми 2-ой младшей группы по патриотическому воспитанию....
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛЮБИМ, ПОМНИМ, ЧТИМ» К 70-ю Победы в Великой Отечественной войне
Цель: формировать нравственные качества детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Задачи: -...
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Детские игрушки Великой Отечественной Войны».
Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это резу...
Проект по патриотическому воспитанию "Дети пережившие войну"
Проект посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у дошкольников. Каждый ребёнок является частью России, носителем информации рода, поэтому ...
Проект по патриотическому воспитанию детей "Опаленное войной, ... но все же детство"
Цель проекта: познакомить детей дошкольного возраста с различными видами игрушек в годы Великой Отечественной Войны в рамках городского конкурса "мини-музей ВОВ".Задачи проекта:1. Сформирова...
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Мой город-мой дом" для детей старшего дошкольного возраста
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...
Проект по патриотическому воспитанию «Детям о войне» для детей подготовительной к школе группы
В образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любо...
- Мне нравится (1)