Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию дошкольников " Дошкольникам о Москве"
проект по окружающему миру на тему
Проект направлен на работу по патриатическому воспитанию дошкольников.Проект содержит историю и некоторые факты возникновения города.Сведения о Московском Кремле, его башнях, кремлёвских курантах, улицах ролного города и.т д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕК
Дошкольникам о Москве.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Сформировать у детей интерес к историческому прошлому страны.
- Пробуждать у детей интерес и любовь к своему городу, к стране, в которой мы живём, приобщать к народной культуре и истории.
- Заложить в основу воспитания детей развитие духовной культуры личности.
- Расширять знания об исторических памятниках, их красоте и значении.
- Воспитывать чувство любви к родным местам, к малой Родине.
- Формировать у родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип:» Семья и родители – союзники детского сада.»
- Сформировать у детей чувство патриотизма, заложить основу ценностного отношения к окружающему миру,любовь к ближним, детскому саду, улице, городу, родным местам, родной стране, а уважение к труду взрослых.
- Научить детей беречь природу родного края, ценить богатства нашей страны.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Необходимо сформировать у детей интерес к историческому прошлому такой огромной страны как Россия. Вызвать у них чувство сопричастности к настоящему России и желание приумножать богатства своей Родины. Поэтому патриотическое воспитание ребёнка –дошкольника очень часто осуществляется под влиянием семьи и зависит от того, какие разговоры по поводу своей Родины слышит малыш от своих родителей, родных и близких.
В настоящее время наиболее идеологически незащищённой частью общества оказались самые маленькие граждане Российской Федерации-дети дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. Общий дух разговоров в семье, характер отражающихся в них интересов, симпатий и антипатий взрослых, доходят до детского сознания и оставляют в нём след. По мнению педагогов, социологов и врачей именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребёнок оказывается незащищённым внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером и легко попадает под негативное влияние.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм в современных условиях – это , с одной стороны,преданность своему Отечеству, а с другой, -сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Задаёмся вопросом: А надо ли таким маленьким детям знать в какой стране они живут, что такое патриотизм, что означает слово Родина, с чего начинается любовь к своему дому, улице, детскому саду, городу, что было раньше, как жили люди наши предки.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с историей своей страны, формирование у детей духовной культуры личности, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- Помогать детям почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, силу человеческого духа).
- Воспитывать уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.
- Показать красоту архитектуры , и искусства и развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок архитектурного ансамбля Кремля, обращать внимание детей на средства выразительности .
- Развивать познавательную инициативу детей (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность) за счёт партнёрской деятельности со взрослыми.
- Расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
- Формировать элементарные географические и исторические представления.
- Формировать у детей интерес к созданию поделок ,конструкций в рамках проектов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по «Москвоведению».
- Провести цикл занятий и мероприятий по темам:
«Мой дом- моя семья»,
«Столица нашей Родины – Москва»,
«Родина моя – бескрайняя Россия».
- Организовать выставку детских рисунков.
- Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями.
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с
- Систематизировать литературный и иллюстрированный материал.
- Провести заключительное мероприятие.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети, воспитатели и родители.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993.
- Кончаловская Н. Наша Древняя столица. – М., Воениздат, 1996.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. – М., 2003
- Артемов В.В. Страница историии. – М., 2003.
- Баранникова О.Н. Урок и гражданственности и патриотизма в детском саду. – М., 2007.
- Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. – Волгоград2007.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать …-М., 2008.
- Патриотическое воспитание: современный взгляд. М., 2003.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап,
Основной этап,
Заключительный этап.
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; - подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
- Ознакомление детей с художественной литературой;
- Проведение бесед;
- Рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
- Работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
- Проведение занятий;
- Проведение мероприятия;
- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- Рисование с детьми на …
- Создание и презентация;
- Анализ результатов проекта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, с удовольствием идти в детский сад).
- Место работы родителей (значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых.Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду нести ответственность за их выполнение).
- Место проживания: (город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города и области; находить на карте крупные города области; знать природоохранительные мероприятия).
- Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями.
- Знать столицу нашей Родины – Москву. Её историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
- Назыцвать представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
- Должны знать природу России, её флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5 – 6 народов, живущих на Земле, их обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных, которые там живут и растения, которые растут там.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Разработать и провести циклы занятий:
«Я москвич»
«Моя семья»
«Был похож наш город древний не на город, на деревню»
« Ты стоишь, Москва святая , на семи холмах»
« С чего начиналась Москва»
« Кремль-сердце Москвы»
« Как строился Кремль» (2 занятия)
« Колокольня Ивана Великого»
« Царь-колокол»
« Царь-пушка»
« Башни Кремля»
« Спасская башня»
« Памятники Москвы»
« Улицы Москвы»
« Символика Москвы»
« Москва театральная»
« Музеи Москвы»
« Творчество И .И. Шишкина.»
« Творчество В. М. Васнецова.»
« Третьяковская галерея ( Живая вода).»
« Москва спортивная»
« Как в Москве учились»
« Москва героическая»
« Я люблю свои места родные»
« Район в котором я живу»
« Мама, папа я- Московская семья»
« Знатоки родного города»
« Земля – наш общий дом»
« Как жили наши предки»
« Широка страна моя родная»
« История возникновения знамён»
« Россия – Родина моя»
« Родной свой край люби и знай»
« Если скажут слово « Родина»
« Символика страны – флаг, герб, гимн»
Задания для выполнения с родителями
1.Поговорить с ребёнком о семье. Предложить назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи. Нарисовать портреты мамы и папы. Уточнить с детьми, что означают имена близких ребёнку людей. Изготовить совместно с ребёнком поздравительную открытку.
2.Рассказать ребёнку о своём родном городе, его истории, достопримечательностях.
3.Рассказать ребёнку о празднике День Победы, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне. Вместе с ребёнком сходите к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
4.Объяснить ребёнку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.
5.Подобрать фотографии, иллюстрации с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеями, театрами и побеседовать о них.
6.Совершить прогулки, экскурсии по Московскому Кремлю, побеседовать с детьми об увиденном.
7.Закрепить знания о символике города Москвы.
Творческие задания для детей
1.В каких памятных местах нашего города ты побывал?
2.Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принёс в детский сад?
3.Кто из твоих родных был на войне? Какие они имеют награды?
4.Знаешь ли ты главные памятники посвящённые защитникам Отечества?
5.Кому из знаменитых людей поставлены памятники в Москве?Что ты знаешь об этих людях?
6.Нарисуй (вылепи, сделай постройку, аппликацию) красивое здание Москвы, вечерний праздничный город…
7.Выучи стихи о Москве и прочитай их на праздничных утренниках в детском саду или своим близким, друзьям.
Пословицы и поговорки о Москве
Москвою-столицей весь город гордиться.
Кто в Москве не бывал, тот красы не видал.
Москва от глаз далека, а сердцу близка.
Видна из Кремля вся российская земля.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
За Москву-мать не страшно умирать.
Москва –столица для всего мира светлица.
Москва, что гранит, никто Москву не победит.
Москва стоит на семи холмах, а человек – на своих ногах.
Москва-всем городам мать.
В Москве всё найдёшь, кроме птичьего молока.
Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
Москва-сердце России.
Москва людна и хлебна.
Игры
« Мы строим город» (сюжетно-ролевая ). Она предоставляет возможность каждому ребёнку по-своему использовать знания, которые они получили на предыдущих занятиях, экскурсиях, во время бесед, при чтении художественных произведений и рассматриваний иллюстраций о родной стране.
« Гости Москвы». Игра позволит уточнить, закрепить знания детей о столице нашей Родины-Москве, воспитывать к ней любовь и желание больше узнать о её достопримечательностях.
«Путешествие по городу». В процессе игры дети закрепят знания о родном городе: кто в нём живёт, трудиться, какой транспорт, как украшен.
«Узнай, где я нахожусь». Воспитатель раздаёт детям по три открытке с видами родного города и предлагает по очереди рассказать о том, что изображено,но не называть место. Остальные дети должны догадаться, о каком месте города рассказывает ребёнок.
«Знаешь ли ты свой город». Каждому ребёнку дают по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного города. У воспитателя карточки одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность и спрашивает , у кого из детей есть такая иллюстрация. При правильном ответе ребёнок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию ,которую он назвал.
Развивающие задания для детей
1. Какие предметы белого, синего, красного цветов ты знаешь? Белый (-ое, -ая)-…; синий (-яя, -ее) - …; красный (-ая, - ое) - ….
2. Что мы называем красным? Красное… (солнышко). Красная…(девица) Красная..(площадь). Весна-красавица.
3. Какими словами можно выразить любовь к Родине? (Любимая, священная, бескрайняя , родная , могучая , великая , свободная.)
4. Игра «Один-много».( Один – боец, солдат, конь, флаг.Много-…)
5. Игра «Подбери признак». Родина (какая?). Улица (какая?). Дом (какой?). Защитник Отечества (какой?).
6. Кто что делает? ( Летчик, вертолетчик, танкист, парашютист, подводник, снайпер, пограничник.)
7. Изобрази символику на одежде спортсмена.
8. Штриховка «Одень русского воина» (на развитие мелкой моторики).
9. Рисование по теме: «Нет в мире ничего краше, чем Родина наша».
Игры
- «Найди свой флаг»
Цель игры: закрепить представление детей о государственном флаге.
Ход игры.Воспитатель раскладывает флаги разных стран (около 10) и просит детей найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет расположение флага России. Дети открывают глаза и снова пытаются найти российский флаг.
- «Узнай, где я нахожусь?»
Цель игры: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Ход игры.Воспитатель раздает детям по открытке с видами родного города и предлагает рассказать о том, что там, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться о каком месте родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.
- «Узнай наш флаг (герб)»
Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран.
Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем просит детей закрыть глаза и в это время меняет расположение флага России. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других.
- « Иностранный гость Москвы»
Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России, Москве.
Ход игры. Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости приедет иностранец, который ничего не знает о нашей стране… (стране, столице).
Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами (фотоаппарат, очки, яркая одежда, дорожная сумка)).
«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать о России: о названии нашей страны, ее столице, особенностях климата, растительного и животного мира, символическом значении цветов флага и герба, знаменитых россиянах.
Затем дети рассказывают о Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита? В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз.
Творческое задание для детей и родителей
- Какие сказки о победе воинов над чудовищами тебе известны? Нарисуй к одной из них иллюстрацию.
- Нарисуй свою малую родину. Это могут быть твой город, поселок, твой дом, улица, твоя семья или друзья.
- Какой вид спорта нравится тебе больше всего? Знаешь ли ты российских спортсменов, мастеров этого вида спорта? Нарисуй картинку «Мой любимый вид спорта».
- «Чудо-дом». Придумай дом будущего (рисование и аппликация). Из каких частей он состоит? Сочини истории на темы: «Как будут жить в волшебном доме», «Дом, в котором все круглое(квадратное, мягкое и дрю)).
- «Улицы города». Придумай названия будущим улицам своего города. Продолжи предложение: «Красивая улица-…».
- «Старое-молодое». Что в городе может быть одновременно старым и молодым? (Сам город, театр, старые названия и дома.)
- Что было бы, если бы в твоем городе не было магазинов? Школ? Учителей? Рек? Город, в котором нет взрослых людей, - это какой город?
- Придумай и расскажи. Какой памятник ты бы хотел установить в городе?
- Конструирование, аппликация «Улица моего города».
- Вместе с родителями, старшими братьями и сестрами придумай и нарисуй герб группы. Потом из всех этих гербов будет выбран лучший.
Прочитайте детям
- З. Александрова «Дозор»
- С. Алексеев «Дом», «Первый ночной таран»
- В. Берестов «Богатыри»
- Е. Благинина «Шинель»
- В. Боров «Родина»
- П. Воронько «Лучше нет родного края»
- А. Гайдар «Сказка о военной тайне»
- Ф. Глинка «Москва»
- М. Егорова «Золотое кольцо»
- А. Жаров «Пограничник»
- Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
- Н. Кончаловская «Наша древняя столица»
- Г.Ладонщиков «Пограничник»
- М. Лермонтов «Бородино»
- Л. Любимов «Ушедшая Москва»
- С. Маршак «Пограничник», «День Победы»
- А. Митяев «Родина», «Наше орудие»
- С. Михалков «Сила воли», «День Победы»
- В. Орлов «Разноцветная планета»
- С. Орлов «Родина»
- А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивее»
- Н. Рубцов «Привет, Россия!»
- П. Синявский «Россия»
- И. Токмакова «Красная площадь»
- Т. Ходакова «О Москве»
- М. Чернявский «Огненная баллада»
- Ю. Яковлев «Мама», «Малая Родина»
Поговорки и пословицы о Родине
- Родная земля и в горсти мила.
- Родная сторона – колыбель, чужая – дырявое корыто.
- Жить – Родине служить
- Родная сторона – мать, чужая сторона – мачеха.
- В бою за Отчизну и смерть красна.
- На родной стороне и камушек знаком.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Где кто родился, там и пригодился
- На чужбине родная землица и во сне снится
- Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Список используемой литературы
1.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность.-М.,2003.
2.Артёмов В.В. Страницы истории.- М., 2003.
3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.-М., 2007.
4.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., 2005.
5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать …-., 2003.
6. Патриотическое воспитание : современный взгляд.-М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-201310-1522477518.jpg)
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в старшей группе "Улицы родного города"
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на ко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/09/picture-618787-1602260456.jpg)
Методическая разработка : "Знамя Победы"- долгосрочный проект по патриотическому воспитанию.
Проект посвящён 70-ой годовщине Великой победы ....
Долгосрочный проект о патриотическом воспитании в подготовительной группе по теме " Россия - родина моя"
Конспект к проекту "Россия - родина моя"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/29/picture-662319-1577641642.jpg)
Презентация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"
В презентации я описываю опыт работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через разные формы работы и взаимодействие с социальными партнерами, родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/27/picture-1343480-1630089835.jpg)
долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-816302-1509137989.jpg)
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Расскажем детям о войне"
Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-831067-1516967229.png)
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Юные патриоты"
Доступны ли дошкольникам чувства патриотизма? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чу...