Конспект литературной гостиной "Путешествие по страницам произведений К.Д.Ушинского"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мероприятие организовано в рамках  Года педагога и наставника, объявленного Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным, приурочено к 200 - летию со дня рождения великого русского  педагога  Константина Дмитриевича Ушинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konspekt_literaturnoy_gostinoy.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

К.Д. УШИНСКОГО»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила:

старший воспитатель

ГДОУ ЛНР № 7 «Золотая рыбка»

Хачатрян С.В.

г. Алчевск

2023 год

Цель: формирование интереса к творчеству К.Д. Ушинского средствами художественной литературы, уважения к человеку труда, любви и бережного отношения к родной природе.

Задачи:

Образовательные: учить детей обобщать знания о сказках, рассказах, ориентироваться в сюжете, уточнять и вспоминать названия, автора, героев и сюжеты произведений.

Развивающие: развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского, воображение, творческие способности, речь, познавательную деятельность детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, доброжелательность друг к другу и умение работать сообща. Учить верности, доброте, справедливости.

Предварительная работа: Чтение произведений К. Д. Ушинского и рассматривание иллюстраций к ним. Проведение конкурса детских рисунков, лепка по теме. Чтение познавательной литературы о животных, практическая деятельность детей, создание самодельной книги «Добро пожаловать в сказку»,разыгрывание этюдов.

Материал и оборудование: Книги К. Д. Ушинского. Аудиозаписи («Звуки леса», «Звуки природы»). Картинки золотого жучка, мохнатой пчелы, муравья, белки, голубя, серенького зайчика, ручейка, малиновки, маска зайчика, курочки, петушка, два портфеля, медали, искусственные цветочки(по количеству детей), разрезные картинки по рассказам, веточки смородины.

Методы и приемы: Игровой, наглядный.

Ход мероприятия:

Дети, держа в руках искусственные цветы,

под аудиозапись музыки П.И.Чайковского

входят в зал, садятся на стулья.

Воспитатель:

- Мы рады приветствовать гостей и участников литературного досуга.

- Дети, сегодня мы будем не только вспоминать и разыгрывать сюжеты сказок Константина Дмитриевича Ушинского, но и отвечать на вопросы к ним. Так что нужно быть внимательными! За каждый правильный ответ каждому из вас будет вручена медаль «Умник» или «Умница».

Желающие, ответить на вопрос,

должны поднять вверх свой цветочек.

Воспитатель, указывая на портрет К. Д. Ушинского:

- Дети, скажите, пожалуйста, чей это портрет?

Здесь и далее дети,

знающие ответ на вопрос,

поднимают цветы.

Отвечает ребёнок,

выбранный воспитателем.

Ребёнок:

- Это портрет Константина Дмитриевича Ушинского!

Воспитатель:

- Мы с вами отправимся в чудесное литературное путешествие по страницам сказок и рассказов этого писателя. Думаю, нет такого человека, который не знал бы сказки про Курочку Рябу, Колобка, про братца Иванушку и сестрицу Аленушку, не читал бы рассказ «Четыре желания».

- Все эти и многие другие сказки и рассказы, написанные К.Д. Ушинским, являются литературным наследием русского народа.

Воспитатель:

- Кем был этот человек?

Ответы детей.

Ребёнок:

- Константин Дмитриевич был писателем. Он сочинял рассказы и сказки. Некоторые он слышал в детстве и пересказал нам, а некоторые придумал сам.

Воспитатель:

- В этом году К.Д. Ушинскому исполнилось 200 лет со дня его рождения. - Детство он провел в маленьком городе Новгород - Северске. Учился в гимназии, затем в Московском Университете. Он сочинял рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных, о птицах, о явлениях природы. Рассказывал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут - все это дело рук людей. И поэтому, самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - это труженик, крестьянин, рабочий.

- Книги К.Д. Ушинского открывают тайны огромного мира, в котором так много неизвестного, непонятного, таинственного, а самое главное, открывают самую большую тайну о счастье человека.

Воспитатель:

- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

- Как чудесно поют птицы, нежно журчит ручей!

Читает отрывок из произведения

«Четыре желания».

- Как называется произведение, отрывок из которого вы слышали?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Вспомните, как звали мальчика, чем ему запомнилось каждое время года?

Ответы детей.

Ребёнок:

- Мальчик зимой катался на саночках с ледяной горы. Весной бегал за пёстрыми бабочками. Летом ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. Осенью собирал плоды - румяные яблоки и жёлтые груши.

Воспитатель:

- Чем отличается сказка от рассказа?

Ответы детей.

Дети:

- В сказке животные разговаривают. В рассказах автор описывает природу, поведение и повадки зверей и птиц.

Воспитатель:

- Я загадаю вам загадку, слушайте внимательно:

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Выходят дети в костюмах курочки,

петушка.

Воспитатель:

- Из какой сказки к нам пришли эти герои?

Ответы детей.

Ребёнок:

- Из сказки «Умей обождать».

Инсценировка сказки«Умей обождать».

Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину,

Курочка: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет!»

Петушок не слушается и продолжает клевать, держась за живот.

Петушок: «Ох! Беда моя! Больно, сестрица, больно!»

Курочка лечит петушка мятой, приложила горчичник.

Курочка: «Вот и прошло».

Воспитатель:

- Скажите, а что ещё делал Петушок неправильно, и чем закончилось его непослушание? Чему учит этот рассказ?

Дети отвечают на вопросы

(не послушал курочку).

Воспитатель:

- Ребята, а теперь давайте выполним задание. Поможем Петушку собрать ягоды. Выберите и сложите, пожалуйста, в корзинку только ягоды!

Дети по очереди подходят к столу,

выбирают картинки

и кладут в корзинку.

Воспитатель:

- Наше путешествие продолжается.

Из-за ширмы выходят дети с портфелями.

Воспитатель:

- Давайте подумаем, персонажи какой сказки перед нами?

Ответы детей.

Ребёнок:

- Это герои сказки «Дети в роще».

На экране появляется картина рощи.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, кого встретили дети.

Ответы детей.

Воспитатель выставляет на

магнитную доску картинки золотого

жучка, мохнатой пчелы, муравья, белки,

голубя, серенького зайчика, ручейка,

малиновки.

Воспитатель:

- Дети, подскажите, пожалуйста, на какие группы можно разделить героев сказки?

Дети:

Ответы детей.

- Животные - заяц и белка. Насекомые - жучок, пчела, муравей, птицы – голубь, малиновка.

Воспитатель:

- Молодцы! Писатель рассказал нам сказочную историю, но при этом описал, что делают герои этой сказки в жизни.

- Вы преодолели следующий этап нашего путешествия. Наш путь продолжается.

Звучит фрагмент аудиозаписи

«Звуки природы».

Выходит ребенок – зайка.

Воспитатель:

- Ребята, из какой сказки К. Д. Ушинского этот персонаж?

Ответы детей.

Ребёнок:

- Из сказки «Жалобы зайки».

Воспитатель:

- На что жаловался зайка в этой сказке?

Ответы детей.

Ребёнок:

- Все его обижали!

Воспитатель:

- Кто же обижал зайку?

Ответы детей.

Ребёнок:

- Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; «даже глупая ворона и та таскала своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат».

Воспитатель:

- Что хорошо получается у зайчика?

Зайчик:

- Бегать мастер и прыгаю хорошо.

Воспитатель:

- Чему же зайчик в этой сказке все же рад?

Зайчик:

- Одно только есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо-влево наклоняет,

Раз наклон и два наклон

Зашумел листвою клен.

Воспитатель:

- И теперь следующее задание для вас. Посмотрите, что изображено на картине?

Представлены изображения зимы.

- Как вы думаете, какая сказка Константина Дмитриевича подойдёт к этой иллюстрации?

- До кого добиралась старуха-зима, кого донимала?

- «До птиц, до зверей, до рыб, до людей».

- Как животные и люди встречали зиму и морозы?

- «Стали птицы стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны».

- «Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют».

- «Рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее».

- «А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. Извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают. Малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут».

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в одну уже знакомую нам сказку.

- А чтобы узнать главных героев нужно собрать картинку.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают разрезанную

на части картинку

к сказке «Лиса и Журавель»

Воспитатель:

- Соберите картинку и посмотрите, что получилось?

- Расскажите, кого вы видите на картинке? Как вы думаете, какой это момент?

Ответы детей

Воспитатель:

- Куда же привели нас страницы книг? Давайте-ка посмотрим.

На экране появляется картинка

с изображением библиотеки.

Воспитатель:

- Что это за дом, где так много книг?

Ответы детей

Ребёнок:

- Это библиотека.

Воспитатель:

- Библиотека - хранилище книг, а книги - источник знаний, самых главных сокровищ в мире. В библиотеке есть книги, которые мы с вами уже прочитали и которые вам только предстоит прочитать. Есть здесь и произведения Константина Дмитриевича Ушинского.

- Где ещё можно увидеть книги?

Дети:

- В детском саду. В книжном шкафу дома. В книжном магазине.

Воспитатель:

- Есть ли в ваших домашних библиотеках книги? Какие это книги?

Ответы детей.

Воспитатель помещает на

наборное полотно картинки

с изображениями героев К.Д. Ушинского.

Воспитатель:

- Благодаря книгам этого замечательного писателя, мы учимся быть более наблюдательными, внимательными, любить природу и бережно относиться ко всему живому.

- Ребята, сядьте, пожалуйста, удобнее, спинки держите ровными, локти на стол не кладите. Уточним правила работы с книгой.

- Прежде,чем начать читать, вспомним правила общения с книгой. Книгу держим на уровне груди, странички ее перелистываем за верхний уголок, очень аккуратно.

Дети, сидя за столами, рассматривают

произведения К.Д. Ушинского.

Воспитатель:

- Вы продемонстрировали, что знаете произведения Константина Дмитриевича Ушинского, правильно ответили на все вопросы.

- Из рассказов и сказок К.Д. Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

- Все рассказы и сказки будут читать и любить еще много новых поколений, потому, что всегда были и будут в почете труд, честность, доброта.

- Давайте посчитаем, сколько вы получили медалей.

Дети подсчитывают свои медали,

поочерёдно называют их количество

и выбирают победителей.

Воспитатель вручает им

книги К.Д. Ушинского.

Воспитатель:

- Сегодня все вы умники и умницы!

- А на прощание - последнее задание. Попробуйте дома вместе с родителями сочинить свою сказку о природе и о животных.

Звучит аудиозапись «Звуки природы».

Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«По страницам произведений К.Д.Ушинского » Литературный досуг

Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского  средствами художественной литературы ,любовь и бережное отнош...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам произведений К.Д.Ушинского»

Приоритетная образовательная область: Художественное познавательное  развитие.             Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. ...

Литературный досуг в старшей логопедической группе "По страницам произведений К. Д. Ушинского"

Вашему вниманию представляется конспект литературного досуга, являющийся итоговым мероприятием недели знакомства с произведениями К. Д. Ушинского. В проведении досуга участвуют учителя-логопеды, воспи...

Литературный досуг «По страницам произведений К.Д.Ушинского »

Мероприятие в подготовительной к школе группе, посвящённое творчеству Константина Ушинского. Является итоговым мероприятием по обобщению темы с детьми, обыгрыанию сюжетов известных сказок и рассказов ...

Конспект занятия с применением технологии «смешанное обучение» на тему «По страницам произведений К.Д.Ушинского»

Цель: расширять интерес к творчеству К.Д.Ушинского  средствами художественной литературы. Развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского; развивать коммуникативные навыки, воображе...

Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников, через восприятие произведений К.Д. Ушинского....