Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»
учебно-методический материал
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников, через восприятие произведений К.Д. Ушинского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_gostinnoy_po_stranitsam_proizvedeniy_k.d._ushinskogo_.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7
Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»
Старшая группа компенсирующей направленности с ОНР.
Подготовила:
Яцуненко Г. И.. – воспитатель
высшей квалификационной категории
2023г.
Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников, через восприятие произведений К.Д. Ушинского.
Задачи:
- Продолжать закреплять представления детей о различных жанрах (сказки, рассказы), формировать навыки выразительного чтения в инсценировании литературных произведений К.Д. Ушинского: соблюдать паузы, использовать мимику, жесты, передавать настроения и чувства.
- Развивать чувства эмоциональной сферы детей, способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с героями.
- Воспитывать интерес к произведениям К.Д. Ушинского, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
- Воспитывать умение с уважением относиться к выступающим.
Герои: курочка, петушок, доктор, лошадь, корова, собака, хозяин.
Материал: Экран. Проектор. Мультимедийная презентация (слайды). Аудиозаписи («Звуки леса», «Звуки природы»).
Книги К. Д. Ушинского.
Атрибуты: Костюмы персонажей, домик, куст смородины (рисунок), кушетка, градусник, грелка, микстура.
Разрезные картинки: Зима, Весна, Лето, Осень.
Картинки с изображением 4-х времён года и на липучках маленькие: санки, бабочки, рыба, ягоды, сено, яблоки и груши.
Предварительная работа.
Чтение произведений К. Д. Ушинского и рассматривание иллюстраций к ним. Подготовить: костюмы для героев или шапочки-маски. Разрезные картинки: Зима, Весна, Лето, Осень и картинки на липучках. Мультимедийную презентацию.
Ход мероприятия.
Дети, под аудиозапись спокойной музыки входят в зал, садятся на стулья.
Воспитатель:
Мы рады приветствовать участников литературной гостиной.
Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Ушинский нам знаком.
Об этом речь мы поведём.
Слайд №1. На экране появляется слайд «Портрет К. Д. Ушинского».
Нет в нашей стране человека, который не любил бы сказки. Они сопровождают нас с самого детства. В сказках передавались из поколения в поколение понятия о добре, справедливости, трудолюбии.
К.Д. Ушинский сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх. Небольшие сказки о природе, которые переносят читателя в наполненный волшебством мир природы, где автор, словно кистью художника, в легких строках сказочной прозы описывает природу разного времени года.
Природа в рассказах и сказках, учит доброму отношению ко всему живому, учит видеть и ценить прекрасное.
Простыми словами автор передаёт журчание ручья, пение птиц, шум леса и многие другие природные явления, учит ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.
Ведущий: Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит аудиозапись «Звуки леса».) Как чудесно поют птицы, нежно журчит ручей!
Читает рассказ «Четыре желания».
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
-Как называется произведение, отрывок из которого вы слышали? (Ответы детей.)
Ведущий: Вспомните, как звали мальчика?
Ответы детей: Мальчика звали Митя.
Ведущий: чем ему запомнилось каждое время года:
Ответы детей: зимой катался на саночках с ледяной горы. Весной бегал за пёстрыми бабочками. Летом - ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, Осенью собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши.
Игра «Времена года»
1.На столе лежат разрезные картинки: Зима, Весна, Лето, Осень.(4 человека)
Задание: собрать картинки и назвать время года.
2.Разложить картинки по порядку, с какого времени года начинается рассказ.(1человек).
3. Соотнести предметные картинки из рассказа «4 желания» с временем года.
1) Зимой катался на саночках с ледяной горы. (картинка санки).(1 человек)
2)Весной бегал за пёстрыми бабочками. (картинка бабочки).(1 человек)
3)Летом - ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене.(картинка рыба, ягоды, сено). (1 человек)
4)Осенью собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши.(картинка яблоко, груша). (1 человек)
Ведущий: Ребята давайте вспомним, чем отличается жанр сказки от рассказа?
Дети: В сказке животные разговаривают. В рассказах автор описывает природу, поведение и повадки зверей и птиц.
Ведущий: Ребята, вспомните, как называется сказка Константина Ушинского, где героями являются Курочка и Петушок?
Ответы детей: Сказки «Умей обождать».
И сейчас нам Катя и Игорь покажут сказку про курочку и петушка.
Дети выходят в костюмах курочки и петушка.
Инсценировка сказки «Умей обождать».
Ведущий: Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину,
Курочка Катя: Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет.
Петушок не слушается и продолжает клевать
Ведущий: Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел.. (Петушок идёт к домику держась за живот)
Петушок: Ох! - беда моя! Больно, сестрица, больно!
Курочка помогает петушку лечь на кровать. Даёт ему попить чай с мятой и прикладывает горчичник на живот.
Ведущий: Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду.
Курочка: Не пей, Петя, простынешь.
Ведущий: Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься.
Курочка: Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лёд очень тонок, утонешь.
Ведущий: Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.
Ведущий: Скажите, а что ещё делал петушок не правильно в этой сказке и чем закончилось его непослушание?
Ответы детей:
- ел зелёную смородину и поэтому у него заболел живот;
- пил холодную воду и у него поднялась высокая температура;
- пошёл кататься на коньках, а на речке тонкий лёд и поэтому лёд проломился, и петушок - упал в воду.
Игра «Петушок и курочки»
на мотив песни «Воробей» муз. В. Герчика
Дети идут по кругу и поют, а петушок ходит в центре куга, имитируя руками движения крыльев
Петушок -петушок! Ярко красный гребешок!
Ходит он по траве с гребешком на голове.
Он хорош, он пригож. Лучше в мире не найдёшь.
Петушок -петушок! Потанцуй со мной, дружок!
( на каком ребёнке музыка останавливается с тем петушок и танцует в паре,
тот ребёнок становится петушком)
Ведущий: А наше путешествие по литературным произведения Константина Ушинского продолжается.
Из-за ширмы выходят: Хозяин, корова, лошадь, собака.
Ведущий: Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
Лошадь: Конечно, меня. Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу везу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
Корова: Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю.
Собака: Нет, меня, я его добро стерегу.
Ведущий: Подслушал хозяин этот спор и говорит:
Хозяин: Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.
Ведущий: Ребята, вспомнили, как называется сказка Константина Ушинского, где героями являются хозяин, лошадь, корова и собака?
Ответы детей: Сказка «Спор животных».
Ведущий: ребята, а из какой группы животных, герои этой сказки?
Ответы детей: Домашние животные.
Музыкальная игра «Волшебный платок – домашние животные»
Ведущий: Молодцы ребята. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на экран.
Что это за дом, где так много книг?
Ответы детей: Это библиотека.
Ведущий: Библиотека - хранилище книг, а книги - источник знаний, самых главных сокровищ в мире. В нашей группе тоже есть маленькая библиотека, а называется она книжный уголок. В нём есть книги, которые мы с вами уже прочитали и которые вам только предстоит прочитать. Есть здесь и произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Где ещё можно увидеть книги?
Ответы детей: В детском саду. В книжном шкафу дома. В книжном магазине.
Ведущий: Благодаря книгам мы учимся быть более наблюдательными, внимательными, любить природу и бережно относиться ко всему живому.
В своих рассказах К.Д. Ушинский учил меленьких читателей самостоятельно делать вывод о том, что хорошо, а что плохо. И мы с вами читали его произведения, рассуждали о прочитанном и делали выводы.
А на этом наша литературная гостиная подошла к концу и можно сказать с уверенностью, что эти рассказы и сказки будут читать ещё много – много новых поколений, потому, что всегда у людей будет в почете труд, знание, честность и доброта.
Звучит музыка «Дорогою добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " По страницам произведений К. Д. Ушинского"
презентация...
Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«По страницам произведений К.Д.Ушинского » Литературный досуг
Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского средствами художественной литературы ,любовь и бережное отнош...
Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам произведений К.Д.Ушинского»
Приоритетная образовательная область: Художественное познавательное развитие. Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. ...
Литературный досуг в старшей логопедической группе "По страницам произведений К. Д. Ушинского"
Вашему вниманию представляется конспект литературного досуга, являющийся итоговым мероприятием недели знакомства с произведениями К. Д. Ушинского. В проведении досуга участвуют учителя-логопеды, воспи...
Литературный досуг «По страницам произведений К.Д.Ушинского »
Мероприятие в подготовительной к школе группе, посвящённое творчеству Константина Ушинского. Является итоговым мероприятием по обобщению темы с детьми, обыгрыанию сюжетов известных сказок и рассказов ...
Конспект занятия с применением технологии «смешанное обучение» на тему «По страницам произведений К.Д.Ушинского»
Цель: расширять интерес к творчеству К.Д.Ушинского средствами художественной литературы. Развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского; развивать коммуникативные навыки, воображе...
Конспект литературной гостиной "Путешествие по страницам произведений К.Д.Ушинского"
Мероприятие организовано в рамках Года педагога и наставника, объявленного Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным, приурочено к 200 - летию со дня рождения великого русского п...
- Мне нравится (1)