Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»
учебно-методический материал

ЯцуненкоГалина Ивановна

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников, через восприятие произведений К.Д. Ушинского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7

Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»

Старшая группа компенсирующей направленности с ОНР.

                                                                      Подготовила:

                                                                      Яцуненко Г. И.. – воспитатель

                                                                      высшей квалификационной категории

 

   

                                                           2023г.

Литературная гостиная «По страницам произведений К. Д. Ушинского»

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников, через восприятие произведений К.Д. Ушинского.

Задачи:

  1. Продолжать закреплять представления детей о различных жанрах (сказки, рассказы), формировать навыки выразительного чтения в инсценировании литературных произведений К.Д. Ушинского: соблюдать паузы, использовать мимику, жесты, передавать настроения и чувства.
  2. Развивать чувства эмоциональной сферы детей, способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с героями.
  3. Воспитывать интерес к произведениям К.Д. Ушинского, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
  4. Воспитывать умение с уважением относиться к выступающим.

Герои: курочка, петушок, доктор, лошадь, корова, собака, хозяин.

Материал: Экран. Проектор. Мультимедийная презентация (слайды). Аудиозаписи («Звуки леса», «Звуки природы»).

Книги К. Д. Ушинского.

Атрибуты: Костюмы персонажей, домик, куст смородины (рисунок), кушетка, градусник, грелка, микстура.

Разрезные картинки: Зима, Весна, Лето, Осень.

Картинки с изображением 4-х времён года и на липучках маленькие: санки, бабочки, рыба, ягоды, сено, яблоки и груши.

Предварительная работа.

Чтение произведений К. Д. Ушинского и рассматривание иллюстраций к ним. Подготовить: костюмы для героев или  шапочки-маски. Разрезные картинки: Зима, Весна, Лето, Осень и картинки на липучках. Мультимедийную презентацию.

Ход мероприятия.

Дети, под аудиозапись спокойной музыки входят в зал, садятся на стулья.

Воспитатель:

Мы рады приветствовать участников литературной гостиной.

Как хорошо уметь читать.

Об этом каждый должен знать.

Барто, Маршак и Михалков

Вас удивят без лишних слов.

Чуковский вот уж много лет

Для всех детей приятный дед.

Теперь Ушинский нам знаком.

Об этом речь мы поведём.

Слайд №1. На экране появляется слайд «Портрет К. Д. Ушинского». 

Нет в нашей стране человека, который не любил бы сказки. Они сопровождают нас с самого детства. В сказках передавались из поколения в поколение  понятия о добре, справедливости, трудолюбии.

К.Д. Ушинский    сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх. Небольшие сказки о природе, которые переносят читателя в наполненный волшебством мир  природы, где автор, словно кистью художника, в легких строках сказочной прозы описывает природу разного времени года.

Природа в рассказах и сказках, учит доброму отношению ко всему живому, учит видеть и ценить прекрасное.

Простыми словами автор передаёт журчание ручья, пение птиц, шум леса и многие другие природные явления, учит ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.

Ведущий: Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит аудиозапись «Звуки леса».) Как чудесно поют птицы, нежно журчит ручей!

Читает рассказ «Четыре желания».

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

 - Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

-Как называется произведение, отрывок из которого вы слышали? (Ответы детей.)

Ведущий: Вспомните, как звали мальчика?

Ответы детей: Мальчика звали Митя.

Ведущий: чем ему запомнилось каждое время года:

Ответы детей: зимой катался на саночках с ледяной горы. Весной бегал за пёстрыми бабочками. Летом - ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, Осенью собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши.

Игра «Времена года»

1.На столе лежат разрезные картинки: Зима, Весна, Лето, Осень.(4 человека)

Задание: собрать картинки и назвать время года.

2.Разложить картинки по порядку, с какого времени года начинается рассказ.(1человек).

3. Соотнести предметные картинки из рассказа «4 желания» с временем года. 

1) Зимой катался на саночках с ледяной горы. (картинка санки).(1 человек)

2)Весной бегал за пёстрыми бабочками. (картинка бабочки).(1 человек)

3)Летом - ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене.(картинка рыба, ягоды, сено). (1 человек)

4)Осенью собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши.(картинка яблоко, груша). (1 человек)

Ведущий: Ребята давайте вспомним, чем отличается жанр сказки от рассказа?

Дети: В сказке животные разговаривают. В рассказах автор описывает природу, поведение и повадки зверей и птиц.

Ведущий: Ребята, вспомните, как называется сказка Константина Ушинского, где героями являются Курочка и Петушок?

Ответы детей: Сказки «Умей обождать».

И сейчас нам Катя и Игорь покажут сказку про курочку и петушка. 

Дети  выходят в костюмах курочки и петушка.

Инсценировка сказки «Умей обождать».

Ведущий: Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину,

Курочка Катя:  Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет.

Петушок не слушается и продолжает клевать

Ведущий: Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел.. (Петушок идёт к домику держась за живот)

Петушок:  Ох! - беда моя! Больно, сестрица, больно!

Курочка помогает петушку лечь на кровать. Даёт ему попить чай с мятой и  прикладывает горчичник на живот.

Ведущий: Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду.

Курочка:  Не пей, Петя, простынешь.

Ведущий: Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься. 

Курочка:  Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лёд очень тонок, утонешь.

Ведущий: Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Ведущий: Скажите, а что ещё делал петушок не правильно в этой сказке и чем закончилось его непослушание?

Ответы детей: 

- ел зелёную смородину и поэтому у него заболел живот;

- пил холодную воду и у него поднялась высокая температура;

- пошёл кататься на коньках, а на речке тонкий лёд и поэтому лёд проломился, и петушок - упал в воду.

Игра «Петушок и курочки»

на мотив песни «Воробей» муз. В. Герчика

Дети идут по кругу и поют, а петушок ходит в центре куга, имитируя руками движения крыльев

Петушок -петушок! Ярко красный гребешок!

Ходит он по траве с гребешком на голове.

Он хорош, он пригож. Лучше в мире не найдёшь.

Петушок -петушок! Потанцуй со мной, дружок!

( на каком ребёнке музыка останавливается с тем петушок и танцует в паре,

тот ребёнок становится петушком)

Ведущий: А наше путешествие по литературным произведения Константина Ушинского продолжается.

Из-за ширмы выходят: Хозяин, корова, лошадь, собака.

Ведущий: Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

Лошадь:  Конечно, меня. Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу везу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

Корова: Нет, хозяин любит больше меня.  Я всю его семью молоком кормлю.

Собака: Нет, меня, я его добро стерегу.

Ведущий: Подслушал хозяин этот спор и говорит:

Хозяин: Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

Ведущий: Ребята, вспомнили, как называется сказка Константина Ушинского, где героями являются хозяин, лошадь, корова  и собака?

Ответы детей: Сказка «Спор животных».

Ведущий: ребята, а из какой группы животных, герои этой сказки?

Ответы детей: Домашние животные.

Музыкальная игра «Волшебный платок – домашние животные»

Ведущий: Молодцы ребята. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на экран.

Что это за дом, где так много книг?

Ответы детей:  Это библиотека.

Ведущий: Библиотека - хранилище книг, а книги - источник знаний, самых главных сокровищ в мире. В нашей группе тоже есть маленькая библиотека, а называется она книжный уголок. В нём есть книги, которые мы с вами уже прочитали и которые вам только предстоит прочитать. Есть здесь и произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Где ещё можно увидеть книги?

Ответы детей:   В детском саду. В книжном шкафу дома. В книжном магазине.

Ведущий: Благодаря книгам мы учимся быть более наблюдательными, внимательными, любить природу и бережно относиться ко всему живому.

В своих рассказах К.Д. Ушинский учил меленьких читателей самостоятельно делать вывод о том, что хорошо, а что плохо. И мы с вами читали его произведения, рассуждали о прочитанном и делали выводы.

А на этом наша литературная гостиная подошла к концу и можно сказать с уверенностью, что эти рассказы и сказки будут читать ещё много – много новых поколений, потому, что всегда у людей будет в почете труд, знание, честность и доброта.  

Звучит музыка «Дорогою добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«По страницам произведений К.Д.Ушинского » Литературный досуг

Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского  средствами художественной литературы ,любовь и бережное отнош...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам произведений К.Д.Ушинского»

Приоритетная образовательная область: Художественное познавательное  развитие.             Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. ...

Литературный досуг в старшей логопедической группе "По страницам произведений К. Д. Ушинского"

Вашему вниманию представляется конспект литературного досуга, являющийся итоговым мероприятием недели знакомства с произведениями К. Д. Ушинского. В проведении досуга участвуют учителя-логопеды, воспи...

Литературный досуг «По страницам произведений К.Д.Ушинского »

Мероприятие в подготовительной к школе группе, посвящённое творчеству Константина Ушинского. Является итоговым мероприятием по обобщению темы с детьми, обыгрыанию сюжетов известных сказок и рассказов ...

Конспект занятия с применением технологии «смешанное обучение» на тему «По страницам произведений К.Д.Ушинского»

Цель: расширять интерес к творчеству К.Д.Ушинского  средствами художественной литературы. Развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского; развивать коммуникативные навыки, воображе...

Конспект литературной гостиной "Путешествие по страницам произведений К.Д.Ушинского"

Мероприятие организовано в рамках  Года педагога и наставника, объявленного Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным, приурочено к 200 - летию со дня рождения великого русского  п...