Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«По страницам произведений К.Д.Ушинского » Литературный досуг
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Филипченко Ядвига Сергеевна

 

             Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского  средствами художественной литературы ,любовь и бережное отношение к родной природе

             Задачи: Образовательная: Учить детей обобщать знания о сказках; рассказах, ориентироваться в сюжете, уточнять и вспоминать названия, автора, героев и сюжеты произведений.

       Развивающая: Развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского. воображение, творческие способности, речь, познавательную деятельность детей.

       Воспитательная: Воспитывать интерес к художественной литературе;  доброжелательность друг к другу и умение работать сообща. Учить верности, доброте, справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_liter_dosug_po_ushinskomu_1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  Детский сад №1 города Кропоткин

                       Муниципального образования Кавказский район

  Конспект  с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

           «По страницам  произведений  К.Д.Ушинского »    

         

                                      Литературный досуг  

                                                                                             

                                                                                             

                                                                                               

                                                                                                                             

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                               Филипченко

                                                                                               Ядвига Сергеевна

                                                                                     

                                                Кропоткин 2023 г.

Приоритетная образовательная область: Художественное познавательное  развитие.

             Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. Ушинского  средствами художественной литературы ,любовь и бережное отношение к родной природе

             Задачи:

      Образовательная: Учить детей обобщать знания о сказках; рассказах, ориентироваться в сюжете, уточнять и вспоминать названия, автора, героев и сюжеты произведений.

       Развивающая: Развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского. воображение, творческие способности, речь, познавательную деятельность детей.

       Воспитательная: Воспитывать интерес к художественной литературе;  доброжелательность друг к другу и умение работать сообща. Учить верности, доброте, справедливости.

Предварительная работа: Чтение произведений К. Д. Ушинского и рассматривание иллюстраций к ним. Проведение конкурса детских рисунков, лепка по теме. Чтение познавательной литературы о животных, практическая деятельность детей, создание самодельной книги «Добро пожаловать в сказку»,разыгрывание этюдов.

Материал и оборудование: Книги К. Д. Ушинского. Аудиозаписи («Звуки леса», «Звуки природы»). картинки золотого жучка, мохнатой пчелы, муравья, белки, голубя, серенького  зайчика, ручейка, малиновки, маска зайчика, курочки, петушка, два портфеля, медали, искусственный цветок -на каждого ребёнка, разрезные картинки по рассказам. веточки смородины.и

Методы и приемы: Игровой, наглядный, вопросы к детям словесный.

Ход:

      Дети, держа в руках искусственные цветы, под аудиозапись спокойной музыки входят в зал, садятся на стулья.

Воспитатель: Мы рады приветствовать гостей и участников литературного досуга. Дети, за каждый правильный ответ каждому из вас будет вручена медаль «Умник» или «Умница».

                Желающие, ответить на вопрос должны поднять цветок.

                 Воспитатель указывает на  портрет К. Д. Ушинского. Воспитатель: Чей это портрет?-

                Здесь и далее дети, знающие ответ на вопрос, поднимают цветы. Отвечает ребёнок, выбранный воспитателем.

Ребёнок: Это портрет Константина Дмитриевича Ушинского!

Воспитатель:  Мы с вами отправимся  по страницам сказок и рассказов  этого писателя. Нет в стране человека, которые бы не знали сказки про Курочку  Рябу, Колобок, Про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказ  « Четыре  желания». Все эти и многие другие  так  хорощо известные  сказки и рассказы

Воспитатель: Кем был этот человек?

Ребёнок: Константин Дмитриевич был писатель. Он сочинял рассказы и сказки. Некоторые он слышал в детстве, и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Воспитатель:  В этом году К.Д. Ушинскому  200 лет со дня рождения.  Детство он провел в маленьком городе Новгород -Северске. Учился в гимназии, затем в Московском Университете.  Он сочинял рассказы , что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, о животных, о птицах, о явлениях природы. Рассказывал ребятам, про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут все это дело рук людей. И по – этому, самый нужный, самый уважаемый человек в обществе, это труженик, крестьянин, рабочий. Книги К.Д. Ушинского открывают тайны огромного мира, в котором так много  неизвестного, непонятного, таинственного, а самое главное открывали самую большую тайну счастье человека. Очень любил детей.

Воспитатель: Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит аудиозапись «Звуки леса».) Как чудесно поют птицы, нежно журчит ручей! (Читает отрывок из произведения Четыре желания зимы».) Как называется произведение, отрывок из которого вы слышали? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вспомните как звали мальчика, чем ему запомнилось каждое время года

Ребёнок: Зимой катался на саночках с ледяной горы. Весной бегал за пёстрыми бабочками. Летом- ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, Осенью собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши

Воспитатель: Чем отличается  сказка от рассказа?

Дети: В сказке животные разговаривают. В рассказах автор описывает природу, поведение и повадки зверей и птиц.

Воспитатель: Я загадаю загадку слушайте внимательно.

                          Спозаранку я встаю

                          Звонким голосом пою  (петух)

                  Выходят дети в костюмах курочки, петушка.

Воспитатель: Из какой сказки к нам пришли эти герои? -

Ребёнок: Из сказки «Умей обождать».

                         Инсценировка сказки«Умей обождать».

            Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину,

Курочка :"Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет".

            Петушок не слушается и продолжает клевать,. (держась за живот)

Петушок: "Ох! - беда моя! Больно, сестрица, больно!"

            Курочка лечит петушка мятой, приложила горчичник –

Курочка: «Вот и прошло».

Воспитатель: Скажите, а что ещё делал петушок не правильно в этой сказке и чем закончилось его непослушание? Чему учит этот рассказ?(слушать взрослых).

                           Дети отвечают на вопросы, (не послушался курочку)

Воспитатель: Ребята, давайте выполним задание. Поможем Петушку собрать ягоды. Сложите в корзинку только ягоды.

                    Дети по очереди подходят к столу, выбирают картинки и кладут в корзинку.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

                            Из-за ширмы выходят дети с портфелями

Воспитатель: Персонажи какой сказки перед вами?

Ребёнок. Это герои сказки «Дети в роще»

                            Воспитатель выставляет картину рощи

Воспитатель: Давайте вспомним, кого встретили дети.

                            Ответы детей 

                            Воспитатель выставляет  на доску картинки золотого жучка, мохнатой пчелы, муравья, белки, голубя, серенького  зайчика, ручейка, малиновки.

Воспитатель: На какие группы можно разделить героев сказки?

Дети: Животные - заяц и белка. Насекомые - жучок, пчела, муравей, птицы – голубь, малиновка

Воспитатель: Писатель рассказал сказочную историю, но при этом описал, что делают герои этой сказки в жизни.

Вы преодолели следующий этап нашего путешествия. Наш путь продолжается.

          Звучит фрагмент аудиозаписи «Звуки природы». Выходит ребенок -зайка

Воспитатель: Из какой сказки К. Д. Ушинского этот персонаж?

Ребёнок:. Из сказки «Жалобы зайки».

Воспитатель:. На что жаловался зайка в этой сказке?

Ребёнок: Все его обижают

Воспитатель: На кого жаловался зайка?

Ребёнок: (Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат).

Воспитатель: Что хорошо получается у зайчика?

Зайчик: Бегать мастер и прыгаю хорошо.

Воспитатель: Чему же зайчик в этой сказке все же рад?

Зайчик: Одно только есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что.

Воспитатель: Ребята, мы с вами немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

                                     Физкультминутка

                                   Ветер тихо клен качает

                                   Вправо-влево наклоняет

                                   Раз наклон и два наклон

                                   Зашумел листвою клен

  И теперь следующее задание посмотрите, что изображено на картине?(представлены изображение зимы)

 Как вы думаете какая сказка Константина Дмитриевича подойдёт к этой иллюстрации

До кого добиралась старуха-зима, кого донимала? До птиц, до зверей, до рыб, до людей

Как животные и люди встречали зиму и морозы?

1. Стали птицы стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

2. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

3. Рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

4. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. Извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают. Малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам совершить путешествие в одну уже знакомую нам сказку. А чтобы узнать главных героев нужно собрать картинку.

                                        Игра «Собери картинку»

                      Дети собирают разрезанную на части картинку к сказке «Лиса и Журавель»

Воспитатель: Соберите картинку и посмотрите, что получилось? Расскажите, кого вы видите на картинке? Как вы думаете, какой это момент?

                                                 Дети отвечают

Воспитатель: Куда же привели нас страницы книг? Давайте посмотрим.                Воспитатель выставляет картинку с изображением  Библиотеки

Воспитатель: Что это за дом, где так много книг?

Ребёнок: Это библиотека.

Воспитатель: Библиотека - хранилище книг, а книги - источник знаний, самых главных сокровищ в мире. В этой библиотеке есть книги, которые мы с вами уже прочитали и которые вам только предстоит прочитать. Есть здесь и произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Где ещё можно увидеть книги?

Дети: В детском саду. В книжном шкафу дома. В книжном магазине.

Воспитатель:. Есть ли в ваших домашних библиотеках книги? Назовите их.                          (Ответы детей.)

                 Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями героев К.Д. Ушинского.

 Воспитатель:. Благодаря книгам этого замечательного писателя мы учимся быть более наблюдательными, внимательными, любить природу и бережно относиться ко всему живому.

    Сядьте поудобнее, спины прямые, ноги вместе, локти на стол не кладите. Уточним правила работы с книгой. Прежде ,чем начать читать, вспомним правила общения с книгой. Книгу держим на уровне груди, странички ее перелистываем за верхний уголок.

                    Дети сидя за столами рассматривают произведения К.Д. Ушинского.

Воспитатель: Вы продемонстрировали, что знаете произведения Константина Дмитриевича Ушинского, правильно ответили на все вопросы. Из рассказов и сказок К.Д. Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый и честный, трудолюбивый человек.  Все рассказы и сказки будут читать и любить еще много новых поколений, потому, что всегда будут в почете труд, честность, доброта.

Давайте посчитаем, сколько вы получили медалей.

Дети подсчитывают свои медали, поочерёдно называют их количество и выбирают победителей. 

Воспитатель вручает им книги К. Ушинского.

Воспитатель: Сегодня все вы умники и умницы. А на прощание - последнее задание. Попробуйте дома вместе с родителями сочинить свои сказки о животных.

             Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованного досуга по ОО « Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»

Для эфективной реализации образовательной программы и для формирования комуникатинвых навыков мы активно используем театрализованные игры. Предлогаем вам ознакомиться с конспектов театрализованного до...

Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Скоро зима"

Досуг на тему "Скоро зима". Цель досуга: формирование первичных представлений о наступлении зимы в лесах нашего региона. закрепляем знания о подготовке зверей к зиме, об их повадках и способ...

конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Мифы Древней Греции"

в конспекте найдете подборку интересных игр, заданий, вопросов викторины на тему: "Мифы Древней Греции"...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам произведений К.Д.Ушинского»

Приоритетная образовательная область: Художественное познавательное  развитие.             Цель: Формировать интерес к творчеству К.Д. ...