Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
статья
Материал для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_iz_opyta_raboty_vospitatelya.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Е.Е.
воспитатель
ГБДОУ д/с 78
Невского района
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
Эстетическое воспитание в детском саду – это создание необходимых условий для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам “прекрасного” – важные части воспитания ребенка с юного возраста. Уже с ранних лет жизни маленьких детей привлекают интересные яркие игрушки, предметы. Они вызывают чувство радости, ярко выраженного удовольствия. Начинает формироваться понятие “красивый”. Играя, слушая сказки, разглядывая картинки животных, дети получают много положительных эмоций. Эти эмоции – фундамент для формирования более сложных качеств, отвечающих за понимание “прекрасного”. Несознательное восприятие прекрасного постепенно переходит к сознательному гармоничному вкусу, развитию творческих способностей. Задача взрослых на этом моменте развития – помочь ребенку, направить его в правильную сторону. В процессе воспитания родители прививают ребенку множество самых разнообразных навыков, которые понадобятся ему в жизни. Но помимо необходимых знаний, они должны развивать его эстетические чувства. На первый взгляд, умение видеть красоту мира кажется чем-то необязательным, непрактичным. Однако без него человек не может стать гармоничной личностью. Эстетическое воспитание помогает раскрыть и развить творческие способности ребенка, научить его отличать прекрасное от безобразного, видеть и замечать все красивое и возвышенное. Помимо этого, эстетические чувства способствуют развитию мышления, памяти, воображения. С помощью искусства человек учится переживать самые разнообразны эмоции – грусть, радость, любовь, удивление, восхищение. Именно искусство дарит способность видеть прекрасное в природе и человеческих отношениях, учит давать эмоциональную оценку предметам и явлениям, даёт понимание, что мир гармоничен в своих естественных проявлениях. Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества. При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового. Искусство – неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно. Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой. Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго. Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий. Помощь окажут художественные произведения, изображающие красоту природы, доступные для понимания дошкольникам. Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.
В каждом человеке чувство прекрасного заложено от природы, поэтому для его развития не нужно делать чего-то сверхъестественного. Родителям достаточно не препятствовать творческим позывам малыша, а всячески поощрять их. Обратите внимание на то, к каким видам искусства тянется ваша дочь или сын. Что ей или ему нравится – рисование, лепка, пение, танцы, поэзия? Не ограничивайте тягу ребенка к творческим занятиям, а лучше – занимайтесь вместе с ним, ведь в младшем возрасте эффект подражания взрослым – самый сильный стимул к действию. Для этой сферы воспитания нет определенных сроков, делать это можно с самого младенчества. Вообще, не зря говорят, что уже во время беременности будущей маме стоит почаще смотреть на что-то красивое, любоваться природой, слушать музыку, заниматься творчеством. Считается, что ребенок в утробе матери перенимает ее тягу к прекрасному. После рождения нужно окружать малыша красивыми вещами, классической музыкой. Когда он станет постарше, демонстрируйте ему красоту природы, читайте стихи, сказки, показывайте красочные иллюстрации в книгах. Дошкольника можно водить в театры, музеи, на выставки, рассматривать и обсуждать вместе с ним картины великих художников. Наиболее восприимчивый возраст – от двух до пяти лет. Именно в этот период можно и нужно заложить базу для развития эстетических чувств, а главное – научить не просто воспринимать красоту, но и замечать её. Обратите внимание ребёнка на облака, листву или цветы, сделайте акцент на рисунке или картине – казалось бы, так просто, но без этого привлечения внимания невозможно само восприятие. Показывайте ребёнку всё интересное, необычное, гармоничное, и со временем он сам начнет замечать красоту вокруг. Детям полезно участие в детских утренниках, творческих вечерах. На развитие эстетических чувств и творческих способностей положительно влияет детский театр. Здесь ребенок может реализовать себя сразу во многих видах деятельности – пении, танце, драматургии, создании костюмов и декораций. Чем больше эстетического материала вы дадите малышу, тем лучше. Ведь даже если ваш ребенок не будет профессионально заниматься каким-либо видом искусства, полученные в детстве знания и впечатления помогут ему в дальнейшем развитии и формировании личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ре...
технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя
Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...
«Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя Скрябиной Ирины Георгиевны
laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны...
«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...
Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя) Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
За последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. Вследствие этого возрастает актуальность проблемы воспитания у дошкольников культуры здорового образ...
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы/
Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка се...