Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста,(из опыта работы)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ивченко Елена Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_ivchenko.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

   МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

 города Губкина Белгородской области

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

Выступление из опыта работы.

Подготовили:

Каширина Т.А.

Ивченко Е.В.

воспитатели МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни духовно-нравственное воспитание детей. Ещё более сложная задача - создание веры в душе ребёнка растущего в современном агрессивном мире. Поэтому, закладывая духовно-нравственное воспитание с дошкольного возраста,  мы стараемся формировать в характере, уме, душе и сердце доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь. Мы решили начать свою работу с беседы с родителями. Предварительно провели тест – опрос,  из которого узнали отношение каждого из родителей к православию. Выяснилось, что 99% из опрошенных хотели бы, чтобы детей познакомили с основами православной культуры. В этом учебном году мы решили вести работу по духовно-нравственному воспитанию в форме кружковой работы. За основу кружковой работы взял модифицированную программу, разработанную творческой группой детского сада, а также литературу: «Православная культура» автор Шевченко. Разработали перспективный план занятий и решили закреплять знания детей в театрализованной деятельности. На занятиях по театрализованной деятельности разыгрывали ситуации связанные с православными традициями и праздниками. Свою работу в кружке мы начали с того, что в доступной форме детского языка, приводили примеры из священной истории рассказывали,  о жизни таких святых как: Архангел Гавриил, Серафим Саровский. Рассказывали о православных традициях отраженных в произведениях искусства, примерах из окружающей жизни. Рассматривали с детьми иллюстрации «Древнее зодчество Руси», репродукции картин художников Шишкина, Васнецова, Саврасова, ходили на экскурсию в храм. Использовали для своей работы сказки, стихи, учили поговорки и пословицы о родителях, хлебе, добре и зле, труде, жадности, разучивали пальчиковые игры «Дружная семья», «Считалочка». Так, например читая стихотворение «Два колоска» мы подводим детей к размышлению, а чем отличается пустой колос от полного, в каком из них есть польза, каким качеством наделяет поэт колос полный зерна, а каким пустой. Скромность, смирение - полный; гордость - пустой и что есть гордость перед Богом? Объясняли детям, что это один из грехов, выясняли, какие качества характера бывают от гордости. Размышления на эти темы помогают детям видеть добро и зло, задумываться над тем какие качества порождают в человеке жадность, почему она является грехом, каким должен быть человек, чтобы природа доверила ему свои тайны. А, читая сказку «Ветер и солнце», проводили беседу о чертах характера персонажей, обращаем внимание на такие слова, как «благословил» т.е. воздал хвалу за добро, выясняем, как ребёнок понимает смысл слова «кроткий» и т.д. Затем предлагаем ребёнку проиллюстрировать сказку любым способом: драматическим, художественным, музыкальным. Выходя с детьми на прогулку, мы стараемся находить возможность обратить внимание детей на то, как красив наш мир. На любом доступном примере показывали, что во всём Господь предусматривает для человека благо, пользу. Почему и для чего опадают листья, как возрождается природа весной, как растения, птицы и животные нужны и полезны друг другу. Используем возможность во время прогулки собрать природный материал, чтобы сделать «живую картинку». Таким образом, мы формируем у детей вкус, умение видеть, наблюдать и любить красоту мира, созданную творцом. Играя в словесные игры «Кто, где живёт?», «Любопытная сорока», «Что правильно?» ребёнок подбирает рифмы, согласует окончания, что расширяет его кругозор по естествознанию, показывает ребёнку,  как гармонично устроен мир Божий, где всему есть своё место. Игры - импровизации, словесные игры «Бывает - не бывает», «Не опоздай», «Всё наоборот» развивают у детей внимание, моторику, умение быстро реагировать на слово, развивают мышление. Так как свою работу мы проводим совместно с родителями, то предлагаем им для занятий дома такие игры как: «Представь себе» - на развитие дыхания, а также «Лошадки», «Фантазёры», «Логические цепочки». Дети вместе с родителями делают рисунки, аппликацию, поделки из природного и бросового материала. Эти игры расширяют словарный запас детей, знания об окружающем мире. Красота мира и премудрость Божия во всём содержащаяся - самое главное к чему мы стараемся подвести все наши беседы и наблюдения, игры и экскурсии. На занятиях по аппликации, конструированию, лепке, рисованию занимаемся росписью деревянных ложек, чашек и блюдец. К рождественскому празднику сделали своими руками из бумаги и пластилина ангелов, пещеру, младенца в яслях. Родители совместно с детьми сделали пригласительные открытки, поделки из бумаги бросового материала. На занятиях по рисованию к каждому православному празднику делаем с детьми зарисовки. К светлому празднику Пасхи будем украшать пасхальной деревце, разрисовывать пасхальные яйца, делать украшения для группы. Традицией в нашей группе стало празднование дней рождения детей. Загодя обсуждаем подарки и сюрпризы, разучиваем стихи, рисуем, делаем поделки - оригами и всё это выставляем для именинника. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет изобразительное искусство. Храм - один из совершенных видов архитектуры. Давая знания об архитектурных особенностях храма, старалась помочь детям осознать величие самого главного строения на земле - дома Господа нашего. Детально рассматривали с детьми фотографии икон, репродукции картин, делали свои зарисовки. Знакомя детей с разными видами скульптуры, раскрывали перед детьми силу и героизм русского народа, воспитывали интерес и уважение к жизни предков, любовь к стране и семье, Богата земля русская героями и большинство из них православные святые: А.Невский, Д.Донской, Ф.Ушаков. Работая с детьми по данной теме, мы не забывали о том, что ничто так не способствует развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, устному народному творчеству. Наибольший эмоциональный отклик в душе ребёнка, дающий духовные ростки, вызывают православные праздники. Они задают ритм духовной жизни человека. Чтобы закрепить знания по православным традициям мы решили перейти к драматизации. Так готовясь к празднику «Рождество Христово» мы совместно с родителями провели большую предварительную работу, подвели родителей и детей к творческому раскрытию этого праздника. Мы изучили литературу, которая подробно описывает значение праздника, рассмотрели с детьми иллюстрации, разучили колядки, стихи и песенки к данному празднику, познакомили детей и родителей с традициями празднования этого великого дня. Родители помогли нам пошить костюмы, сделать маски, декорации, принесли поделки для выставки «Рождество Христово». Также родители принимали активное участие в украшении группы. Дети показали спектакль «Первая ёлка», просмотренный спектакль произвёл большее впечатление на взрослых и детей, дал возможность почувствовать радость праздника всем сердцем. Душа человеческая - «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на всё доброе и прекрасное. Поэтому,  мы считаем столь важно именно в дошкольном возрасте формировать,  у ребёнка основы православной культуры, «когда поле его сердца легко обрабатывать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Статья "Образ и роль народной куклы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача по воспи...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить дет...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы воспитателя старшей компенсирующей группы/

 Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка се...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...