Духовно-ннравственное воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сизикова Альбина Евстафьевна

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка-дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы).                                  

 Подготовила воспитатель МБДОУ д/с 14

                                                Сизикова Альбина Евстафьевна

                                                высшая квалификационная категория.

Детям «язык сердца доступнее, чем говор ума», чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному и прекрасному, воспитатель должен направлять свою волю, деятельность на воспитание у детей духовности.  Принимая решения в своих  делах и поступках, человек делает выбор и от его выбора зависит: приближается он к Богу или удаляется от Него. Когда мы говорим о воспитателях, то имеем в виду  лиц профессии высокой нравственности, потому что  воспитание из всех святых дел самое святое.

Обращение к сборникам стихов Людмилы Анатольевны Дрога «Белогорье моё златоглавое…», «Пречистая», в которых отражены темы «малой родины». В первом сборнике стихи посвящены - Святому Белогорью, героическому прошлому и живописным пейзажам родной природы.  Во втором сборнике мы соприкасаемся с явлениями и прославлениями чудотворных и чтимых икон Пресвятой Богородицы.

Вместе с детьми разучивали стихотворения «Родина» (голубое небо, реки и поля… быль ты, или небыль Родина моя?), «Белый город» (и Белый город не изменит свет – сияющим останется навеки!), «Белгород, ты – город наш зелёный…», «Белые горы, синие дали, места прекрасней мы не видали». По сценарию «Белогорье моё златоглавое…» (театрализованное представление) подготовили презентацию «Память».

В театрализованном кружке дети участвуют в сценарии, поют песни о родине.  Дети  исполняют произведения культуры о родине с любовью. Эту любовь к родине они пронесут через годы, она поможет им выстоять в трудные минуты,  не оказаться в стороне, когда нужно со всеми вместе постоять за свою отчизну.

Участие в марше «Бессмертный полк», 9 мая в День Победы. Родители, дети, педагоги идут в одном строю, несут портреты дедов и прадедов, которые воевали на фронтах, защищая рубежи нашей Родины, многие из них не вернулись с полей сражений. Молодое поколение отдает дань памяти и славы нашим предкам.

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка-дошкольника. 

                                                                        Приложение.

Конспект НОД  в старшей группе детского сада.                    

                                                Подготовили воспитатель МБДОУ д/с 14

                                                Сизикова Альбина Евстафьевна

                                                высшая квалификационная категория.

Музыкальный руководитель

Обернихина Светлана Дмитриевна.

Тема: «День памяти Святого Георгия Победоносца».

Программное содержание.        

Обучающие задачи.

 Познакомить детей с днем памяти Святого Георгия Победоносца, с изображением святого на российской символике, монетах.

Воспитательные задачи. 

Воспитывать гордость за свою родину, защитников Отечества. Воспитывать благоговейное отношение к иконам и святым угодникам, изображённым на иконах.

Развивающие задачи.

Способствовать развитию интереса к духовным традициям народа.

Содействовать развитию навыков в работе с бумагой, самостоятельности.

Материал. Иллюстрации с изображением монет, российского герба, ордена св. Георгия, георгиевской ленточки, храмов, икона Святого Георгия Победоносца, материал для продуктивной деятельности – изображение голубя, белая бумага.

Предварительная работа. Поездка в Храм Георгия Победоносца. Знакомство с российской символикой (на гербе изображение Святого Георгия). Заучивание стихотворений, песен о России, о мире, российской армии.

Формы работы. Беседа. Вопросы. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с иконой. Рассказы детей. Чтение детьми стихотворений. Исполнение детьми песни. Художественно-продуктивная деятельность. Выводы.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Вводная часть.

Воспитатель.

- Сегодня мы побеседуем о Георгии Победоносце. Георгий Победоносец - христианский святой. 3а победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.

В течение столетий его изображение помещается на монетах, используется в государственной символике (воспитатель  предлагает детям рассмотреть изображения монет и российского герба).

-Дети, найдите и назовите, где вы видите изображение Святого Георгия.

Ответы детей (изображение Георгия Победоносца на инвестиционной монете, изображение Георгия Победоносца помещено на гербе России, орден Святого Георгия).  

Воспитатель. 

-Георгий Победоносец - святой, память которого Русская Православная Церковь чтит 6 мая.  В России святой Георгий является покровителем воинства, поэтому имя святого Георгия получили воинские награды дореволюционной России - орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Георгиевская лента к этим наградам - двуцветная. Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. С 2005 года в России проводится акция "Георгиевская ленточка". В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне. Девиз акции "Георгиевская ленточка" - "Я помню! Я горжусь!"

Воспитатель предлагает детям прикрепить георгиевские ленточки на лацкан одежды.

Основная часть.

- Теперь мы вспомним о поездке в Храм святого Георгия Победоносца. Мы видели много икон. Назовите, дети, какие иконы вам запомнились. Хочется сказать о чудотворных иконах, от которых исходит Божья благодать. Молящиеся люди перед чудотворной иконой видят чудеса: икона наполняется светом и изображение оживает, больные люди получают исцеление.

Иконы пишут иконописцы по Божьей воле. Перед написанием иконы иконописцы постятся, молятся, получают видение написания иконы. Поэтому, когда мы смотрим на икону, исполняемся Божьей благодати: наши души наполняются особым светом, подобным горящей свечи.

Когда воины шли защищать Родину, во времена Александра Невского, во времена великих битв, перед войском несли чудотворную икону, которая помогала победить врагов. Таковой мы можем назвать и икону Святого Георгия Победоносца. Святой Георгий считается небесным помощником воинов, всех, кто находится в беде и нуждается в поддержке.

Приближается День Победы – 9 мая. Его будет отмечать вся наша страна, Россия и весь мир. А накануне 6 мая православная Церковь празднует день Святого Георгия Победоносца.  

Работа по вопросам: А теперь, давайте обратимся к иконе.

- Как изображён Георгий Победоносец на иконе? – Дети: на белом коне, с копьём в руке.

Воспитатель.

-Послушаем рассказы из жизни Святого.

По преданию, святой Георгий совершил множество подвигов. Из них, как самый славный, отмечается следующий. 

1 ребёнок.
   На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею. 
 2 ребёнок.     

 Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, - вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа" устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань.

3 ребёнок.

После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но святой Георгий удержал их: 
"Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея". После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище.
       Увидев это чудо, 25000 идолопоклонников приняли христианство.

Воспитатель. 

- 9 мая 1945 года закончилась война. Наступил долгожданный мир.
Художественное слово о мире. Стихотворения И. Василевского (чтение детьми).

1.Мир – это главное слово на свете,

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Мир! Мир! Мир!

2.Победа! Победа!

Проносится весть по стране!

Конец испытаньям и бедам!

Конец этой страшной войне!

3.Ещё тогда нас не было на свете,

Когда салют пролился через край,

Солдаты подарили всей планете

Великий май, победный май.

Заключительная часть.

Изготовление голубя – символ мира на планете.

- Дети, вы знаете, какая птица является символом мира на земле? (Это голубь.)

Голубь с древних считается символом божественной чистоты и добра, посланником Неба, неким курьером между людьми и Богом. Недаром Голубь, согласно Священному Писанию, опустившийся на голову Иисуса во время его крещения в Иордане, назван Святым Духом.

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Исполнение песни «Моя Россия» слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве.

Библиографический список.

1. Гладких Л.П. Основы православной культуры: науч.-метод. Пособие для педагогов детских садов / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск, гос. ун-т. – Курск, 2008 – 324 с.

2. Дрога Л. А. Белогорье моё златоглавое. Сборник стихотворений. –   Белгород, 2013. – 72с.

3.Дрога Л. А. Пречистая. Сборник стихотворений. – Белгород, 2015. – 75с.

4. День Победы в пасхальной радости. Цикл тематических занятий с детьми дошкольного возраста по духовно-патриотическому воспитанию./ Из опыта работы негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Православный детский сад Рождественский» г. Белгород, Белгородской и Старооскольской епархии. – Белгород, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)

Статья из опыта работа по экологическому воспитанию....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)

Статья из опыта работы  по экологическому воспитанию...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Физическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей дошкольного возраста"...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...