Программа правового воспитания старших дошкольников
рабочая программа (старшая группа)
Цель программы: Повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pravovomu_vospitaniyu.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Программа правового воспитания старших дошкольников в МАДОУ «Детский сад №346» |
Разработчик программы | Лутошкина Ирина Владимировна |
Основания для разработки программы | Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
Целевая аудитория программы | Воспитанники МАДОУ «Детский сад № 346», их родители |
Масштаб реализации программы | Дошкольное образовательное учреждение |
Цель программы | Повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан |
Основные задачи программы | - создание условий для формирования у детей правовой компетентности; - ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; - формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведения и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения; - воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; - содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; - воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека; - создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс; - повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье; - формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения; - оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности; - повышение правовой грамотности педагогов ДОУ. |
Формы, методы, приемы реализации программы | С дошкольниками - беседы, конкурсы, игры. С родителями – родительская гостиная (лекции, круглые столы, деловые игры). |
Срок реализации программы | 2020-2025 гг. |
Этапы реализации программы | I этап: проектный – 2020-2021 учебный год. Цель: подготовка условий создания системы правового воспитания. Задачи: ∙ Изучить нормативную базу, подзаконные акты. ∙ Разработать, обсудить и утвердить программу по правовому воспитанию. ∙ Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
II этап: практический – 2021-2022 учебные годы. Цель: реализация программы по правовому воспитанию. Задачи: ∙ Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. ∙ Обогащать содержание правового воспитания. ∙ Разработать методические рекомендации по правовому воспитанию. ∙ Вовлекать в систему правового воспитания родителей (законных представителей) воспитанников и представителей всех субъектов образовательной деятельности. ∙ Проводить мониторинг реализации программы. III этап: аналитический – 2022-2023 учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: ∙ Обобщить результаты работы ДОО. ∙ Провести коррекцию затруднений в реализации программы. ∙ Спланировать работу на следующий период. |
Система организации и контроля исполнения программы | Контроль за реализацией программы осуществляет её разработчик, он: - осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы; - координирует взаимодействие педагогов и родителей воспитанников с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения дошкольников; - анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы; - несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий; - один раз в год проводит мониторинг реализации программы; - знакомит с результатами мониторинга участников педагогического процесса и родителей (законных представителей) на педагогическом совете и родительских собраниях. |
Критерии эффективности реализации программы | - положительное изменение детей к себе и окружающим, - снижение уровня агрессии у детей, - сформированность у детей собственного уважительного и терпимого отношения к людям, - изменение у детей подходов к разрешению конфликтов и споров, - повышение грамотности родителей (законных представителей) в области правового воспитания. |
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения дошкольников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение дошкольниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами. Предполагаемые программой меры направлены не только на ознакомление дошкольников с положениями российских законов, но и на формирование уверенности в том, что права людей могут быть надежно защищены. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением человека. Уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения дошкольников состоит в том, что в системе правового воспитания важно, чтобы воспитанники не только ориентировались в вопросах правопорядка, понимали ответственность за совершение преступлений и правонарушений, но и уделяли внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», «честь», вопросам нравственности, патриотизма, морали.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная, законопослушная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики. В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие, довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).
Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
- знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
- создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;
- развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:
- программа отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;
- программа носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;
- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).
- программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Ожидаемые результаты реализации программы
Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять по трем направлениям:
- с педагогическим составом,
- с родителями,
- с детьми.
На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса.
Успешность правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. Уровень подготовленности воспитателей к осуществлению правового воспитания зависит от качества организованной в детском саду деятельности по повышению квалификации педагогов как организаторов правового воспитания и их правовой культуры.
В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, наказания грубые окрики и т.д.
Педагогам необходимо учитывать, что правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия буду проводится в авторитарном стиле.
Педагогическая тактика правовоспитательной деятельности воспитателя как с детьми, так и с их родителями должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.
Роль педагога дошкольного образовательного учреждения как организующего начала правового воспитания в системе воспитатель-ребенок-родитель заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников используются виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушении прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.
Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на уважение.
Содержательная и методическая составляющие данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Содержание правовоспитательного процесса
Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители), педагогический состав образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты).
Занятия для детей разработаны таким образом, что они могут быть использованы как в общеразвивающих группах воспитателями, так и учителем-логопедом на логопункте. С этой целью тематическое планирование с детьми содержит раздел «Лексика», ориентирующий учителя-логопеда на отбор лексического материала для занятий по формированию лексико-грамматического строя языка и развития связной речи, а воспитателей на актуализацию у детей определенного словарного запаса.
План реализации программы правового воспитания старших дошкольников в МАДОУ «Детский сад №346» на 2020-2025 гг.
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения | |
I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации программы | |||
1. | Проведение диагностических исследований в ДОУ | 2020-2021 | |
2. | Создание программы в ДОУ по организации работы по данному направлению с воспитанниками, родителями и педагогами, планирование работы | 2020 | |
3. | Оформление и использование уголка правовых знаний, размещение информации на официальном сайте ОО | 2020-2024 | |
4. | Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы | 2020-2024 | |
5. | Подготовка аннотированного списка литературы по заданной тематике | 2020-2024 | |
6. | Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов. | 2020-2024 | |
II. Повышение правовой грамотности педагогических кадров | |||
1. | Организация консультационного клуба для педагогов ДОУ. Проведение тренингов, деловых игр и консультаций по правоохранной теме. | Ежемесячно в течение всего периода | |
III. Повышение правовой грамотности родителей | |||
1. | Организация и создание информационных стендов, листовок по правам ребенка. | Ежемесячно в течение всего периода | |
2. | Организация заседаний родительского клуба «Правовед» | Ежемесячно в течение всего периода | |
IV. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения дошкольников. | |||
1. | Организация и проведение занятий со старшими дошкольниками | 2020-2024 | |
2. | Организация семейных праздников, тематических недель, выставок рисунков и стенгазет | 2020-2024 | |
3. | Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов | 2020-2024 (2 раза в год) | |
4. | Проведение викторин среди воспитанников 6-7 лет с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения | 2020-2024 | |
5. | Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогическом совете, родительских собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов | 1 раз в год | |
6. | Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся | 2020-2024 (2 раза в год) | |
7. | Организация тематических показов мультфильмов для старших дошкольников по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей | Ежемесячно | |
8. | Оказание консультационной помощи родителям воспитанников по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся. | По мере необходимости | |
V. Социально-педагогическое сопровождение семей | |||
1. | Составление банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся | В течение года | |
2. | Обновление комплексного социально-педагогического паспорта ДОУ, групп | В течение года | |
3. | Уточнение банка данных дошкольников группы «риска», неблагополучных семей | В течение года | |
4. | Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему: «Ребенок и закон» | Ежеквартально | |
5. | Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация защиты интересов и прав данной категории семей | В течение года | |
6. | Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей | В течение года | |
7. | Работа с социально-неустойчивыми семьями | В течение года | |
8. | Работа с семьями с детьми под опекой | В течение года | |
9. | Организация и проведение семинара для родителей «Профилактика социально-значимых заболеваний» | 1 раз в полугодие | |
VI. Совместная работа субъектов профилактики | |||
1. | Совместная работа ДОУ и органов правопорядка (ПДН, Отдел опеки и попечительства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа) по выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей, чьи права нарушаются родителями (законными представителями) | В течение года | |
2. | Родительские собрания с привлечением инспектора ПДН, органов опеки и попечительства, врача-нарколога и других специалистов | Один раз в год | |
Приложение к Программе
правового воспитания
старших дошкольников в
МАДОУ «Детский сад №346»
№1
Мониторинг реализации программы правового воспитания старших дошкольников в
МАДОУ «Детский сад №346»
№ п/п | Фамилия, Имя ребенка | Группа № | Опрос «Права детей» | Беседа «Как поступить» | |||||||||||
| Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права? | Как ты думаешь, что такое право? | Какие права есть у тебя и других детей? | Какие права ты считаешь самыми важными? | Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? | Кто защищает права детей? | Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей? | Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? | Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему? | Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему? | Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему? | Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? | Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему? | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры, 3-4 вопроса – о среднем уровне, если ребенок ответил менее, чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях
В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет
Рабочая программа по правовому воспитанию дошкольников 5-6 лет...
Программа по правовому воспитанию старших дошкольников
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения дошкольни...
Сказки о правах для малышей и их родителей Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
Сказки о правах для малышей и их родителейАвторы: А. Лопатина, М. Скребцова(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...
Дидактические игры (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
Дидактические игры (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...
Содержание деятельности родителей и педагогов с детьми (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
Содержание деятельности родителей и педагогов с детьми(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...