Дидактические игры (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
методическая разработка (старшая группа)
Дидактические игры
(реализация программы правового
воспитания старших дошкольников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска
Дидактические игры
(реализация программы правового
воспитания старших дошкольников)
Подготовила: Заборонок О.А.,
воспитатель
Дидактические игры
«Давайте познакомимся»
(Право на имя)
Цель: способствовать знакомству детей друг с другом. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет его ласково по имени. Игра продолжается пока мяч не дойдет до воспитателя.
«Как зовут членов семьи»
(Право на семью)
Цель: способствовать закреплению умений детьми четко называть членов своей семьи; воспитывать любовь к семье.
Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Оцени поступок»
(Право на защиту от жестокого обращения)
Цель: способствовать развитию представлений детей о добрых и плохих поступках; воспитывать чуткость, доброжелательность. Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель предлагает каждому ребенку сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: дети рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя»
«Как вырасти здоровым»
(Право на медицинское обслуживание)
Цель: способствовать пониманию детьми, как важно укреплять и поддерживать свое здоровье. Воспитывать сообразительность, развивать быстроту реакции.
Оборудование: набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья.
Ход игры: ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия.
Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.
«Я - мальчик, ты – девочка»
(Право на защиту от дискриминации)
Цель: формирование умения детей различать свой пол; развивать мышление, внимание.
Ход игры: дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я - мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я - девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.
«Я опишу, а ты отгадай!»
(Право на индивидуальность)
Цель: учить детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность.
Ход игры: воспитатель предлагает угадать: кого из детей он описывает. Например: «Эта девочка одета в розовое платье, на голове завязаны синие банты! Она увлекается … Любит …».
«Дополни фразу»
(Право на здравоохранение)
Цель: развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
Ход игры:
Я буду здоров, если буду… каждый день делать гимнастику…
Я буду здоров, если буду… умываться и чистить зубы
Я буду здоров, если буду… заниматься физкультурой
«Мы на отдыхе»
(Право на отдых и досуг)
Цель: познакомить детей с правом на отдых. Помочь понять, что отдыхом может быть и смена деятельности.
Ход игры: воспитатель выкладывает картинки с видом деятельности в определенном порядке. Дети должны решить, верно ли показано чередование труда и отдыха: от чего может устать человек и как ему отдохнуть?
«Узнай о своем товарище»
(Право на сохранение индивидуальности)
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой уточняющий вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». По окончании игры детям предлагается нарисовать рисунки и оформить выставку «Вот мы какие!».
«Семейный паровозик»
(Право на воспитание в семье)
Цель: закрепить представления детей о семье; развивать представления о защите прав ребенка членами его семьи (все члены его семьи обязаны защищать своего ребенка).
Ход игры: воспитатель раскладывает по кругу рисунки детей с изображением семьи, дети становятся в круг, выбирается машинист. Под музыку паровозик бежит по кругу. Когда музыка останавливается, воспитатель берет рисунок возле которого остановился машинист и подходит к ребенку, чья семья изображена на рисунке. Ребенок рассказывает о своей семье с помощью наводящих вопросов:
Сколько человек в твоей семье?
Кто самый старший?
Кто самый веселый?
А как тебя ласково называют родители?
А кто тебе помогает, когда тебе трудно?
А чем ты можешь помочь своей семье?
«Я умею»
(Право выражать свое личное мнение)
Цель: совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников.
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.
«Сходство и различие гербов Барнаула и Алтайского края»
Цель: познакомить детей с понятием герб, с правом на гражданство, пробуждать уважение к своей Родине.
Ход игры: по предложенным картинкам дети находят сходства гербов.
Приложение №3
Беседы, моральные дилеммы и проблемные ситуации
«Жить и радоваться жизни»
Ход беседы:
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьётся? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы? У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся родители, воспитатели, врачи и многие другие люди. Никто и некогда не может лишить ребёнка жизни.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Так написал когда-то маленький мальчик на своём рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребёнок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.
Что для вас значит «жить»? Подумайте и расскажите, как бы вы хотели прожить свою жизнь? У каждого человека есть мечта. Мечта – это то, чего тебе очень хочется. ( Дети рассказывают о своей мечте)
«Жизнь дана на добрые дела»
Ход беседы:
В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми? (Ответы детей). Расскажите о добрых поступках своих друзей. (Рассказы детей).
Разыгрывание ситуаций по рассказу В. Осеевой «Просто старушка».
«По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка».
Дети, прослушав рассказ, разыгрывают ситуацию, предполагая, как бы поступила девочка, если бы была одна и увидела упавшую старушку.
Разыгрывается ситуация, данная в рассказе. Затем проигрывается третья ситуация: мальчик и девочка вместе помогают старушке.
«Меня так назвали»
Ход беседы:
Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.
Много нас живёт на свете,
Только все мы вместе – дети!
И куда ни бросишь взгляд,
Дружат Саша и Игнат,
Дружат Таня и Белая,
Гуля дружит и Руслан.
Звучат гордо имена:
Рома, Люба, и Мадина,
Оля, Люда и Алия
Вместе – дружная семья! (О. Данилова)
В ходе беседы педагог объясняет, что у каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия. Рассказывает о том, что при рождении им выдают свидетельство о рождении с правом на имя. Выясняет у детей, почему им дали это имя, знают ли они, что означают их имя и фамилия.
Вопросы:
Нравится ли тебе твоё имя?
Как называют тебя в семье?
Что означает твоё имя?
В честь кого тебе дали имя?
Что ты знаешь о свое фамилии?
Педагог читает детям стихотворение Т. Шорыгиной «Имя»
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас родители. Людмила – милая людям. Виктор – победитель. София – мудрая. Алсу – розовая вода. Тимур – железный. Александр – защитник людей. Всеволод – всем владеющий. Леонид – подобный льву. Екатерина – чистая. Марина – морская. Гюзель – красивая. Иван – милость Божия. Владислав – славный, прославленный.
Фамилия, так же как и имя, может что-то обозначать. Как вы думаете, для чего человеку нужна фамилия? (Ответы детей). Педагог предлагает детям назвать фамилии известные всем людям и объяснить, чем эти люди знамениты (А.С. Пушкин, Ю. А. Гагарин и т.д.).
Педагог объясняет детям значение слова «тёзка» и предлагает найти тёзку среди знакомых или родственников.
«Моё здоровье»
Ход беседы:
Здравствуйте дети! А вы знаете, что означает слово «здравствуй», оно означает «будь здоров!» Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Хорошо если, приветствуя человека, вы назовёте его имя, улыбнётесь, так вы подарите друг другу здоровье и радость. Педагог задаёт вопросы: что такое здоровье?Как можно сохранить и укрепить здоровье?
Что можно сказать о здоровом человеке? Какой он? (сильный, стройный, счастливый, ловкий, жизнерадостный, аккуратный, чистоплотный). Что может навредить здоровью человека?
«А как бы поступили вы»
(проблемные ситуации для детей)
Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке: сгорбились, еле передвигают ноги, смеются.
Что бы вы сказали о таких мальчиках?
***
Лена капризничает и плачет, когда родители уходят куда-нибудь. Бабушка молчит, но ей обидно, что внучка не хочет с ней оставаться.
Права ли Лена?
***
Воспитательница спрашивает Сережу (ему 6 лет), что он подарит маме на ее день рождения, чем хочет ее порадовать, какой готовит подарок.
Мальчик, не смущаясь, отвечает: «Никакой. Ей дарить будут другие». В день рождения можно дарить подарки, сделанные своими руками (рисунок, салфетку, закладку для книги).
***
Леночка делала бусы для мамы. Костик пробежал мимо, задел за нитку, и часть бусинок слетела. Лена готова была заплакать, но Костя сказал волшебное слово. Лена улыбнулась и что-то ответила Косте. Выбери волшебное слово сам (извините, спасибо, будьте добры, доброе утро, пожалуйста).
Что Лена ответила Косте?
***
Уходя из дома, мама запретила Мише что-нибудь трогать, велела ему вести себя хорошо и обещала ему за это большой леденец. Сначала Миша ничего не трогал. Потом подставил к буфету стул, влез на него и открыл дверцы буфета. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». Потом взял сахарницу, поставил на стол. «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», думает он.
- Как ты думаешь, что будет дальше?
***
У меня есть знакомая девочка. Недавно она позвонила от меня себе домой и измененным голосом сообщила своей бабушке: «А вы знаете, ваша внучка попала под машину». И сразу повесила трубку. Представляете, что было с бабушкой! Потом она перезвонила и уже своим голосом жалобно пропела: «Бабушка, я из больницы». А когда бабушка заохала, заплакала, она весело сказала: «Да, ладно, я пошутила!»,
- Как поступила эта девочка? Попробуй объяснить, почему она не права?
***
У меня есть знакомый Лёнька-Пончик, он поесть любит. А всё что не доел, в окно выбрасывает, что бы птички доклевали. Вот дворник однажды это увидел, закричал на Лёньку и пригрозил рассказать все его родителям. Ленька обиделся: «Вот какой зануда! Ему же всё равно двор подметать, что трудно лишний раз метлой махнуть?». Я ничего Пончику не ответил.
- А ты что бы сказал ему в ответ?
- Куда ты кладёшь бумажки от конфет?
***
Недавно вот что я видел: в переполненный автобус вошли пожилая женщина с тяжелыми сумками и ее внук лет семи. Мальчишка тут же стал хныкать: «Я устал! У меня ноги болят! Я есть хочу! И почему в этом автобусе вечно людей полно! Бабуля! Что ты мне места не найдешь посидеть? Ты что не видишь, я на ногах не держусь!». Тут со своего места встал молодой мужчина, и мальчишка, расталкивая всех, плюхнулся на сиденье. Мужчина оглянулся, покачал головой и тихо что-то сказал мальчику. Тот покраснел и...
Закончи рассказ.
- Что сделал мальчик? Что сказал ему мужчина?
- Как ты думаешь...
- Знаешь ли ты правила поведения в автобусе?
***
Оля пришла в детский сад заплаканная, у нее были красные глаза. «У нашей Ольги глаза на мокром месте!» - громко закричала Катя. «Что случилось? Ну-ка, рассказывай? Кто тебя обидел? Не молчи, давай, рассказывай» - подскочила Наташа. «Ольга ревет, у нее слезы!» - громко закричали все. Оля разрыдалась и убежала. Дети недоуменно пожали плечами.
- Какими словами можно утешить, успокоить расстроенного человека?
***
В выходной Виталик решил зайти к Сережке в гости - порадовать друга. «Заранее предупреждать не буду - сделаю приятный сюрприз», - решил он. И с утра пораньше уже барабанил в дверь квартиры. «Кто там?» - раздался сонный голос Сережиной мамы. «Открывайте, теть Лен, и будите соню!» - громко прокричал Виталик.
Зайдя в прихожую, он, как был в сапогах и куртке, потопал в комнату друга: «Вставай, лежебока». Схватил с полки свисток и стал оглушительно свистеть у Сережи над ухом. Сережа, лежа в постели, смотрел на него красными, сонными глазами и растерянно моргал. «Давай поднимайся, — не унимался приятель, - одевайся - и на каток».
Тут в комнату заглянула Сережина мама: «Виталик, у Сережи ночью поднялась температура, ему вызывали врача. Он очень плохо себя чувствовал, уснул всего полчаса назад. Не шуми, ему нельзя вставать».
Виталик разочарованно сморщился и потопал в прихожую. Выходя за дверь, он ворчал: «Ну вот, заболел, все выходные мне испортил - что я один во дворе делать буду? Тоже мне, друг называется».
- Можно ли Виталика назвать настоящим другом?
***
Одна девочка очень любила лазить по деревьям. Однажды упала и сильно ушиблась. После серьезного разговора, она пообещала папе никогда не лазить по деревьям.
Однажды, проходя мимо детского сада, она заметила, что на дерево залез маленький котенок и никак не может спуститься. Котенок жалобно мяукал.
- Как ты думаешь, как поступить девочке?
***
На прогулке Саша упал и поранил ногу. Когда дети вернулись с прогулки и стали раздеваться, Аня помогла Саше снять обувь. Вася увидел это и расхохотался: «Посмотрите, Аня - Сашина бабушка! Разувает его».
- Кто из детей поступил правильно?
- Как можно назвать Аню?
***
Ты вышел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе.
- Что бы ты сделал сделать?
***
Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книгу.
- Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?
***
Мама принесла из магазина твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще.
- Что ты будешь делать?
***
Дима строит большой гараж для машины. Сам строит. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ...
Как бы тебе хотелось, что бы Дима ответил?
***
Маша огородила игрушечных цыплят кубиками, получился птичий двор.
Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом - ба-бах!И нет дворика. Гордый стоит Алеша - попал в цель! Ему жаль только, что ребята не видели.А как Маша оценит его меткость?
***
Мальчик пяти лет вошел с мамой в троллейбус. Молодая девушка встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сказал «большое Вам спасибо» и...
Как ты думаешь, как поступил мальчик?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
Антинаркогенная программа поможет решить вопросы профилактики употребления психоактивных веществ старшими дошкольниками....
Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников
Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....
Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников
Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию ...
Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....
Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.
Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...
Дидактические игры для развития воображения старших дошкольников
Подобраные мною дидактические игры по формированию различных творческих навыков. Материалы используются с целью формирования способности оперировать представлениями и умениями, преобразовывать и...
Программа "Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard"
Программа разработана для детей старшего возраста....