Программа по правовому воспитанию старших дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа)
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения дошкольников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение дошкольниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами. Предполагаемые программой меры направлены не только на ознакомление дошкольников с положениями российских законов, но и на формирование уверенности в том, что права людей могут быть надежно защищены. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением человека. Уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения дошкольников состоит в том, что в системе правового воспитания важно, чтобы воспитанники не только ориентировались в вопросах правопорядка, понимали ответственность за совершение преступлений и правонарушений, но и уделяли внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», «честь», вопросам нравственности, патриотизма, морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pravovoe_vospitanie.docx | 54.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска
Рабочая программа
по правовому воспитанию
старших дошкольников
Подготовила: Заборонок О.А.,
воспитатель
Рабочая программа по правовому воспитанию
старших дошкольников
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска
Юридический адрес: г. Усинск, улица Строителей, 4а
Ф.И.О. руководителя: Беликова Наталия Игоревна
Автор: Заборонок Ольга Анатольевна, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детей
Паспорт программы
Наименование программы | Программа правового воспитания старших дошкольников в МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска |
Разработчик программы | Заборонок Ольга Анатольевна, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детей |
Основания для разработки программы | ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
Целевая аудитория программы | Воспитанники МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска, их родители |
Масштаб реализации программы | Дошкольная образовательная организация |
Цель программы | Повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан |
Основные задачи программы | - создание условий для формирования у детей правовой компетентности; - ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; - формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведения и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения; - воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; - содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; - воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека; - создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс; - повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье; - формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения; - оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности; - повышение правовой грамотности педагогов ДОО. |
Формы, методы, приемы реализации программы | С дошкольниками - беседы, конкурсы, игры. С родителями – родительская гостиная (лекции, круглые столы, деловые игры). |
Срок реализации программы | 2018-2019 учебный год. |
Этапы реализации программы | I этап: проектный Цель: подготовка условий создания системы правового воспитания. Задачи:
II этап: практический Цель: реализация программы по правовому воспитанию. Задачи:
III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи:
|
Система организации и контроля исполнения программы | Контроль за реализацией программы осуществляет её разработчик, он: - осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы; - координирует взаимодействие педагогов и родителей воспитанников с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения дошкольников; - анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы; - несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий; - один раз в год (январь) проводит мониторинг реализации программы; - знакомит с результатами мониторинга участников педагогического процесса и родителей (законных представителей) на педагогическом совете и родительских собраниях. |
Критерии эффективности реализации программы | - положительное изменение детей к себе и окружающим, - снижение уровня агрессии у детей, - сформированность у детей собственного уважительного и терпимого отношения к людям, - изменение у детей подходов к разрешению конфликтов и споров, - повышение грамотности родителей (законных представителей) в области правового воспитания. |
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения дошкольников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение дошкольниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами. Предполагаемые программой меры направлены не только на ознакомление дошкольников с положениями российских законов, но и на формирование уверенности в том, что права людей могут быть надежно защищены. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением человека. Уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения дошкольников состоит в том, что в системе правового воспитания важно, чтобы воспитанники не только ориентировались в вопросах правопорядка, понимали ответственность за совершение преступлений и правонарушений, но и уделяли внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», «честь», вопросам нравственности, патриотизма, морали.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная, законопослушная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики. В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие, довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).
Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
- знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
- создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;
- развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:
- программа отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;
- программа носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;
- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).
- программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Ожидаемые результаты реализации программы
Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять по трем направлениям:
- с педагогическим составом,
- с родителями,
- с детьми.
На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса.
Успешность правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. Уровень подготовленности воспитателей к осуществлению правового воспитания зависит от качества организованной в детском саду деятельности по повышению квалификации педагогов как организаторов правового воспитания и их правовой культуры.
В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, наказания грубые окрики и т.д.
Педагогам необходимо учитывать, что правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия буду проводится в авторитарном стиле.
Педагогическая тактика правовоспитательной деятельности воспитателя как с детьми, так и с их родителями должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.
Роль педагога дошкольного образовательного учреждения как организующего начала правового воспитания в системе воспитатель-ребенок-родитель заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников используются виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушении прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.
Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на уважение.
Содержательная и методическая составляющие данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Содержание правовоспитательного процесса
Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители), педагогический состав образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты).
Занятия для детей разработаны таким образом, что они могут быть использованы в общеразвивающих группах воспитателями. Тематическое планирование с детьми содержит раздел «Лексика», ориентирующий воспитателя на отбор лексического материала для занятий по формированию лексико-грамматического строя языка и развития связной речи, на актуализацию у детей определенного словарного запаса.
План реализации программы правового воспитания старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7»
г. Усинска на 2018-2019 учебный год.
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения |
I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации программы | ||
1. | Проведение диагностических исследований в ДОО | 2018-2019 |
2. | Создание программы в ДОО по организации работы по данному направлению с воспитанниками, родителями и педагогами, планирование работы | 2018 |
3. | Оформление и использование уголка правовых знаний, размещение информации на официальном сайте ОО | 2018-2019 |
4. | Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы | 2018-2019 |
5. | Подготовка аннотированного списка литературы по заданной тематике | 2018-2019 |
6. | Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов. | 2018-2019 |
II. Повышение правовой грамотности педагогических кадров | ||
1. | Организация консультационного клуба для педагогов ДОО. Проведение тренингов, деловых игр и консультаций по правоохранной теме. | Ежемесячно в течение всего периода |
III. Повышение правовой грамотности родителей | ||
1. | Организация и создание информационных стендов, листовок по правам ребенка. | Ежемесячно в течение всего периода |
2. | Организация заседаний родительского клуба «Правовед» | Ежемесячно в течение всего периода |
IV. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения дошкольников. | ||
1. | Организация и проведение занятий со старшими дошкольниками | 2018-2019 |
2. | Организация семейных праздников, тематических недель, выставок рисунков и стенгазет | 2018-2019 |
3. | Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов | 2018-2019 (2 раза в год) |
4. | Проведение викторин среди воспитанников 6-7 лет с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения | 2018-2019 |
5. | Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогическом совете, родительских собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов | 1 раз в год |
6. | Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения подростков | 2018-2019 (1 раз в год) |
7. | Организация тематических показов мультфильмов для старших дошкольников по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей | Ежемесячно |
8. | Оказание консультационной помощи родителям воспитанников по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся. | По мере необходимости |
V. Социально-педагогическое сопровождение семей | ||
1. | Составление банка данных о семьях вновь поступивших воспитанников | В течение года |
2. | Обновление комплексного социально-педагогического паспорта ДОО, групп | В течение года |
3. | Уточнение банка данных дошкольников группы «риска», СОП, «неблагополучных семей» | В течение года |
4. | Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему: «Ребенок и закон» | В течение года |
5. | Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация защиты интересов и прав данной категории семей | В течение года |
6. | Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей | В течение года |
7. | Работа с социально-неустойчивыми семьями | В течение года |
8. | Работа с семьями с детьми под опекой | В течение года |
9. | Организация и проведение семинара для родителей «Профилактика социально-значимых заболеваний» | 1 раз в год |
VI. Совместная работа субъектов профилактики | ||
1. | Совместная работа ДОО и органов правопорядка (ПДН, Отдел опеки и попечительства Администрации Усинска городского округа) по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей, чьи права нарушаются родителями (законными представителями) | В течение года |
2. | Родительские собрания с привлечением инспектора ПДН, органов опеки и попечительства, врача-нарколога и других специалистов | 2 раз в год |
Приложение к Программе
правового воспитания
старших дошкольников в
МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска
№1
Мониторинг реализации программы правового воспитания старших дошкольников в
МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска
№ п/п | Фамилия, Имя ребенка | Группа № | Опрос «Права детей» | Беседа «Как поступить» | |||||||||||
Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права? | Как ты думаешь, что такое право? | Какие права есть у тебя и других детей? | Какие права ты считаешь самыми важными? | Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? | Кто защищает права детей? | Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей? | Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? | Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему? | Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему? | Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему? | Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? | Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему? | |||
1. | |||||||||||||||
2. |
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры, 3-4 вопроса – о среднем уровне, если ребенок ответил менее, чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Приложение №2
к Программе
правового воспитания
старших дошкольников в
МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска
Результаты мониторинга реализации программы правового воспитания
старших дошкольников в
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7»
за 2018-2019 учебный год.
Приложение №3
к Программе
правового воспитания
старших дошкольников в
МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска
Календарно – тематическое планирование работы с воспитанниками
Месяц | Предполагаемый результат | Темы занятий | Лексика | Кол-во занятий |
Сентябрь | Умеет проявлять заботу о пожилых людях, малышах | Помоги, кому трудно | Забота, обязанности, сочувствие, переживание, правила поведения, оказание помощи, младенец, пожилой человек | 1 |
Имеют представление о том, что шестилетние дети – самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус | Личные документы | Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт | 1 | |
Октябрь | Имеют представление о бесконфликтном поведении и общении | Как дружить без ссоры | Добро, зло, обида, обман, ссора, наказание, переживание, расстраиваться | 1 |
Имеют представление о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; дети знают о почтовых отправлениях и о средствах связи, о праве на тайну переписки и почтовых отправлений | Если пришло письмо | Знак, сигнал, посещение, телефон, мобильный телефон, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка | 1 | |
Ноябрь | Имеют представление о собственности, личных вещах | «За свое постою, а чужое не возьму» | Личные вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешений (красть) | 1 |
Имеют представление о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Имеют представление о школе, школьниках, учителях | Грамоте учиться – всегда пригодится | Знания, обучение, образование, грамотный, библиотека, школа, школьник, ученик, уважение, правила поведения в детском саду и школе, режим дня | 1 | |
Декабрь | Более углубленно представляют о семейном благополучии и о защите прав ребенка | Семья – семь Я | Благополучная дружная семья, родственники, брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка, любовь, помощь, забота, защита, уважение, обязанности, права | 1 |
Имеют представление об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру | «Как договорился, так и сор разрешился» | Дружба, друг, друзья, уважать, доброжелательный, верный, отзывчивый, воспитанный, невежа, приятель, приветливый, раскаяние, враг | 1 | |
Январь | Знают правила вежливого (уважительного) отношения к другим людям и имеют представление о вежливом обращении | Секреты вежливости | Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания | 1 |
Более углубленно представляют о правилах пользования и распоряжения имуществом | «Из чужого кармана платить легко» | Личные вещи, деньги, вор, чужой, брать без разрешения (красть) | 1 | |
Февраль | Знают правила поведения в общественных местах | Порядок – это хорош, беспорядок – плохо! | Правила, порядок, культура, наказание, запрет | 1 |
Более углубленно представляют о праве на заботу и уважение в семье, о семейных традициях и ценностях | Я и семья | Уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение, дружная семья, помощь, бюджет, деньги, заработная плата, работа, профессия, трудолюбие, права, обязанности | 1 | |
Март | Доброжелательно относятся к людям | Жизнь дана на добрые дела | Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела | 1 |
Имеют представление о том, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представляют о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей | «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен» | Обещание, уважение, конфликт, спор, ссора, обман, обида, оскорбление, ложь, переживание, равнодушие, раскаяние, жадность, щедрость, права, правила, ответственность | 1 | |
Апрель | Представляют о потребностях человека в жилье и праве на жилье | В гостях хорошо, а дома лучше | Дом, квартира, комната, жилье, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги | 1 |
Знают о безопасном поведении во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.) | «Каждый маленький ребенок должен знать с пеленок» | Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимательный, осторожность, запрещено, опасность, травма, люк, тротуар, переход, пешеходный переход, светофор | 1 | |
Май | Имеют представление о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине | Моя родина | Страна, родина, Россия, россияне, столица, город, флаг, герб, территория | 1 |
Имеют представление о разных странах и народах (национальностях) и терпимо относятся к представителям разных народов (национальностей) | Кто где живет? | Страна, народы, географическая карта, дружба, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи, национальная одежда | 1 | |
Всего | 18 занятий |
Приложение №4
к Программе
правового воспитания
старших дошкольников в
МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска
План работы по повышению правовой компетенции родителей
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска
№ | Тема | Содержание | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | «Нормативно-правовые материалы» | Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка (любое издание). Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации». | Наглядная информация в родительских уголках, на сайте ДОО, беседы при личных и групповых встречах с родителями (законными представителями) | Сентябрь |
2. | «Обязанности и Ответственность» | Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность | Круглый стол | Октябрь |
3. | «Неблагоприятные факторы семейного воспитания | Специфические особенности семейного воспитания | Лекция | Ноябрь |
4. | «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»» | Общение – это главное условие для развития в жизни человека | Круглый стол | Декабрь |
5. | «Имею право на права» | Основные права и свободы, изложенные в Конвенции о правах ребенка и применение их в жизни. | Дискуссионная площадка | Февраль |
6. | «Интернет и преступность» | Преступления в сфере компьютерной информации | Дискуссионная площадка | Март |
7. | «Типы конфликтов и способы их преодоления» | Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование. Скрытый конфликт. Конфликт опеки. | Круглый стол | Апрель |
8. | «Преступление и наказание» | Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей. Насилие в семье. Преступные посягательства против детей. Ответственность. | Организационно-правовая игра | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях
В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет
Рабочая программа по правовому воспитанию дошкольников 5-6 лет...
Сказки о правах для малышей и их родителей Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
Сказки о правах для малышей и их родителейАвторы: А. Лопатина, М. Скребцова(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...
Дидактические игры (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
Дидактические игры (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...
Содержание деятельности родителей и педагогов с детьми (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
Содержание деятельности родителей и педагогов с детьми(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...
Программа правового воспитания старших дошкольников
Цель программы: Повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан...