конспект по самообразованию «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»
проект (старшая группа)
Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_netr.teh_.risovaniya_23-24_g.g.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Березка» с.Мамонтово
План по самообразованию
Тема: «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»
Выполнила воспитатель:
Шелякина Л.П.
2023 год.
1.Паспорт проекта
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Родители воспитанников ДОУ
- Воспитатель старшей группы
Тип проекта: Исследовательско - творческий.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2023г.- Май 2024г.
2.Проблема проекта: Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения не достаточно. А нетрадиционные техники рисования позволяют использовать любые, порой даже самые неожиданные материалы в изобразительной деятельности: бумагу, поролон, зубные щетки, нитки, пальцы и ладони рук и др. Расширяется диапазон способов передачи изображения: кляксография, выдувание и др. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
3.Актуальность проекта: Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Следует включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктельные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щётку, ватные палочки, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
4. Цель проекта: Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования.
5. Задачи:
- познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов.
- развивать художественно – творческие способности детей.
- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
6.Планируемые результаты:
- У дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг);
- Развивается мышление, воображение («от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке);
7. Возрастные особенности детей: В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой,
овальной, прямоугольной формы,
состоящих из частей разной формы и соединений разных линий.
Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший
возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
8. Принципы к реализации проекта:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
9. Методы реализации проекта:
- Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин
- Словесные методы: беседа, пояснение, объяснение.
- Практические методы: рисование солью, манная крупа, мятой бумагой; кляксография с трубочкой, набрызг, пластилинография.
10. Итоговый продукт:
Альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования.
11. Этапы реализации проекта:
1этап: Подготовительный.
∙ Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
∙ Постановка цели и задач.
∙ Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2этап: Основной.
Месяц | Содержание деятельности педагога | Тема | Техника рисования | Програмное содержание | ||
сентябрь | Изучение литературы, изучение методов и приемов в технике рисования. | «Бабочки которых я видел летом»; «Осеннее дерево» | Пуантилизм Набрызг | Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать воображение, аккуратность при выполнении работы; Умение рисовать деревья, развивать чувство цвета. | ||
октябрь | Оснащение РППС; Изучение техники рисования, пластилинографии | «Герои сказки» | Пластилинография | Передача образа в техники пластилинографии, развивать мелкую моторику рук. | ||
ноябрь | Беседа с детьми, игра «Какое настроение?», изучение темы | «Первые снежинки» | Манная крупа | Развивать чувство композиции, воображение; | ||
декабрь | Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений). | «Снегири на ветках»; «Снеговик» | Тычок, ладошка Рисование солью | Совершенствовать навыки рисования способом тычка и ладошки, развивать умение самостоятельно создавать композицию; Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования, воспитывать аккуратность. | ||
январь | Обновление РППС, обучение через интернет ресурсов овладению необходимыми для изображения навыками и умениями. | «Морозный узор» | Восковые мелки, акварель | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окр.мире. | ||
февраль | Подбор материала, изучение темы | «Подарок папе» | Пуантилизм, | Продолжать развивать умение в данной теме. | ||
март | Изучение формы работы по теме. | «Цветок для мамы» | Рисование на мятой бумаге; Нитяная графика | Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге, работа с ниткой , развивать композиционные умения. | ||
апрель | Подбор материала, изучение темы | «Весна красна» | Поролоном; Кляксография с трубочкой. | Помочь детям освоить способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый обьект; Умение выдувать узор с помощью воздуха из трубочки. | ||
май | Создание «Элемент узора» (пазл), приобретение материала | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Развивать умение рисовать в данной технике. | ||
Работа с родителями | ||||||
месяц | Формы работы в рамках изучения темы | Тема | ||||
сентябрь | консультация | Тема: «Роль рисования в развитии детей» | ||||
ноябрь | консультация | Тема: «Значение рисования нетрадиционными способами» | ||||
январь | консультация | Тема: «Каждый ребёнок талантлив» | ||||
март | памятка | Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества» | ||||
апрель | Выставка совместных рисунков родителей и детей | Тема: «Весенняя пора». | ||||
май | консультация | Тема: «Рисунки из ладошки». | ||||
Работа с педагогами | ||||||
май | Мастер- класс Тема: «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» |
3этап: Заключительный.
Деятельность по осуществлению проекта.
12. Риски проекта:
- Привлечь родителей к сбору материала для рисования: зубные щетки, зубочистки, трафареты, жидкое мыло, трубочки для коктейлей, свечи, цветной песок;
- У детей может быть слабая заинтересованность.
13. Пути преодоления
-групповая и индивидуальная работа с детьми (закреплять знания в режимные моменты)
- домашние задания
14. Перспективы дальнейшего развития проекта
Продолжать работать с детьми и родителями над этим проектом в 2024 году
15. Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы
Литература:
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Т.И.Сайганова, Е.М. Седова. - М.: Сфера, 2005. 5-09-009794-1.
- Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать[Текст] / Т.С. Комарова. - М., 1998. – ISBN 5-86775-079-5.
- Соломенникова О. Радость творчества [Текст] / О. Соломенникова. - М., 2005. – ISBN 978-5-9949-0266-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
рабочая программа по самообразованию2016 - 2017 гг....
"Основные задачи обучения изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста"
Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности....
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...
«Изобразительная деятельность и развитие творчества детей подготовительного дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения»
АннотацияПроект «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей подготовительного дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» направлен на воспитание ...
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФОП».
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незн...